Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Пономарева Ольга Алексеевна

Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Итак, у нас с вами сейчас второй урок — русский язык. Начинаем мы с вами с проверки домашнего задания. Открыли тетради, посмотрели на экран. Сейчас мы с вами проверяем одну из работ нашего ученика. Проверяем и работу ученика и свою.

- Итак, нужно было выписать предложения, определить падеж, склонение, у одного предложения выписать словосочетание и разобрать слово, как часть речи.

- Так, проверяем. Согласны ли вы с работой Ромы? Рука на столе. Кто согласен с работой Романа? Так, у кого не так? Кто ошибся? Есть у кого-то ошибки? Я тоже согласна с работой Романа.

- Роман, скажи, пожалуйста, а каким способом проверки ты воспользовался при написании выделенных окончаний?

- Хорошо. А какой Рома еще способ проверки существует, чтобы поставить тебе оценку? Какой второй способ?

- Но вот, например, «на полянке», как можно подобрать слово, чтобы проверить?

- Значит, окончание?

- Хорошо. Значит, за работу в тетради, за ответ я тебе ставлю 5.

- Так, поставьте, пожалуйста, себе на полях очень аккуратно карандашиком оценку. Если вы считаете, что у вас безошибочная работа и все задания выполнены правильно, мы ставим 5. Если вы считаете, что у вас была ошибка, но вы ее нашли и исправили, ставим 4, или вы считаете, что каллиграфически не очень красиво оформлена работа. Если всё-таки ошибок было достаточно много, хотя бы 2-3, то посмотрите, как вы оформили работу и ставьте тогда 4 или 3. Если я с вашей работой согласна, я обвожу в кружочек и подтверждаю, что я согласна с вашей оценкой.

- Хорошо, молодцы!

- А сейчас, значит, число и классная работа у нас с вами записаны. Сегодня у нас какое?

- 4 декабря. Классная работа.

- На следующей строчке с красной строки мы будем с вами записывать словарный диктант. Итак, слушаем меня внимательно. Значит, будем сейчас записывать словосочетания через запятую.

- Итак, приготовились.

- «Шестнадцать учеников». Написали, подчеркнули орфограммы, ручка на локотке.

«Столичный вокзал».

«Адрес товарища».

«Пассажирский вагон».

«Прекрасный пейзаж».

«Справа от шоссе».

«Беседа по телефону».

«Хозяйственный человек».

- А сейчас слушаем, как мы с вами будем проверять. У нас сейчас будет взаимопроверка, то есть мы сейчас обменяемся со своим товарищем, соседом тетрадкой, откроем учебник на страничке 150. Там у нас словарик наш  и по словарю проверяем работу товарища, соседа своего.

- Значит, если вы нашли ошибку, значит, просто карандашиком напишите какая правильная буква, а карандашиком неправильную перечеркиваете. Значит, если вы с работой товарища согласны, ставите на полях «+», не согласны — «-». Всё обменялись тетрадками.

- Кто проверит, меняетесь опять тетрадками и показываете, что вы опять готовы работать дальше.

- Кто проверит товарища, поставит ему оценку в качестве определенного значка «+, -, !» и возвращает обратно тетрадь.

- Так, возвращаем обратно тетрадки. Закрыли учебники.

- Итак, поднимите, пожалуйста, руки у кого «!»?

- Маловато чего-то. У кого «+»? У кого «-»?

- Значит, это говорит о том, что подзабыли некоторые словарные слова, значит, потом, когда у нас будет время после уроков проверите недочеты и поработаете над своими ошибками.

- Ну, а сейчас я вам предлагаю задание на выбор. Сюда идет Маша, сюда идет Алиса. Значит, Маша разбирает слово по составу, Алиса разбирает слово по составу. Вам задание на выбор: или первое слово берете, или второе. Успеете два, ради Бога, только быстро.

- Кто выполнит работу руку на локоток.

- Итак, проверяем Машу. Согласны ли вы с работой Маши? Рука на столе.

- Хорошо. Согласны ли вы с работой Алисы?

- С чем?

- Так, пожалуйста, Маша, дополнительный вопрос. Что такое корень?

- Садись, оценка 4.

- Алиса, что такое основа слова?

- Для чего нам нужна приставка и суффикс?

- Ну тоже была ошибка, оценка 4, садись.

- Хорошо.

- Итак, прочитайте, пожалуйста, два предложения про себя.

Тетрадочки не закрывайте, они нам понадобятся.

- Скажите, пожалуйста, что общего в этих предложениях? Что заметили вы?

- Используется одно и то же слово. Хорошо. Какое это слово?

- На какой вопрос отвечает в первом предложении это слово?

- Определите, пожалуйста, падеж.

- На какой вопрос отвечает во втором предложении это слово?

- И падеж.

- Совершенно верно.

- Итак, у нас есть именительный и у нас есть винительный. Хорошо. Вот вы правильно определили вопросы и сейчас послушайте сказку.

- Почему их путали?

- Одинаковый вопрос. Совершенно верно.

- А как вы думаете, какая задача нашего сегодня урока? Какую мы должны сегодня задачу решить?

- Да. Научиться распознавать имена существительные, которые стоят в форме именительного падежа и в форме винительного.

- Вот сейчас мы с вами попробуем научить придворных различать своих близнецов. Как вы думаете, с чего мы начнем исследование?

- Ну, наверное, нужно разобрать предложение.

- Вот сейчас с новой строчки с красной строки подряд запишите эти два предложения и разберите по членам предложение.

- Кто готов, ручка на локотке, скорей.

- Итак, кто мне может рассказать?

- Совершенно верно. Чем является в предложении слово «кедр»?

- Проверяем второе предложение.

- Верное, это дополнение, второстепенный член предложения. Еще раз повторим, чем является в первом предложении слово «кедр»?

- Во втором?

- Значит, в первом предложении это главный член предложения, а во втором?

- Значит, мы можем с вами сказать, что это – Именительный, а это – Винительный падеж. (Вывешивание на доску табличек с падежами)

- Посмотрите, как во втором предложении слово «кедр» связано с главным членом предложения?

- Сделайте вывод: значит, в винительном падеже могут быть предлоги. Т.е. употребляется с предлогом. А в именительном может быть предлог?

- Значит, именительный мы употребляем без предлогов, а винительный имеет предлоги.

- Еще раз уточняем: кедр у нас стоит в первом предложении в форме именительного падежа, во втором – в форме винительного.

- А сейчас давайте мы с вами проверим, действительно ли мы исследовали эти два предложения правильно. Сейчас откройте номер 185 на страничке 105.

- Итак, давайте посмотрим по таблице правильны ли были наши рассуждения?

- А теперь внимание: вы видите, что в таблице записаны существительные разного склонения в именительном и винительном падеже. Ответьте мне на вопрос: в каком склонении и у каких существительных окончания в данных падежах одинаковые?

- А теперь: в каком склонении и у каких существительных окончания в данных падежах разные?

- Итак, мы проверили наше исследование верно. Номер 186 нашли на этой же страничке. Прочитайте про себя четверостишие, приготовьтесь прочитать выразительно вслух.

- Скажите, а когда так бывает?

- Уточните.

- Приблизительно так же, как и сейчас. Посмотрите только на первое четверостишие. Все нашли глазками? Определите, какими членами предложения являются выделенные имена существительные, попробуйте устно определить их падеж.

- Следующее.

- Что нам еще подсказывает падеж? «НА ЧТО»? на грязь. На  – это что такое?

- Последнее слово.

- Теперь вам такое задание: пишем номер 186, списываем следующее четверостишие. Определяем падеж выделенных имен существительных, обязательно выделяем окончание. Кто готов, поднимет руку.

- Подчеркните, чем являются эти существительные в предложении.

- Стараемся писать, я вам всегда говорю, что лучшая классная работа оценивается оценкой в журнал.

- Кто готов? Вижу, что некоторые уже готовы, остальные побыстрее.

- Начинаем проверять.

- Читаем следующее предложение.

- А слово воздух?

- Да. В первом предложении слово воздух – подлежащее, значит какой падеж?

- Хорошо, а сейчас переворачиваем страничку. №187. Читаем только первые два предложения.

- Из какого произведения эти строки? Какого автора?

- Итак, сейчас вам задача такая: списать эти два предложения и разобрать их по членам предложения.

- Читаем первое предложение.

- Следующее предложение читаем.

- А теперь определите падеж у имен существительных.

- Ну, а сейчас еще такое задание: посмотрите на остальные предложения, поработайте в паре 2 минутки: определите падеж выделенных существительных. Помним о правилах работы в паре. Один учебник посередине на столе, чтобы было видно. Какая пара готова, та поднимает руку.

- Начинает проверку первая пара, остальные потом присоединяются.

- Давайте самое главное повторим: И.п. и В.п. отвечают?

- Дальше: И.п. может быть чем?

- Винительный падеж?

- А сейчас давайте попробуем ответить на фразы: (фразы на доске)

- Я воспользовался первым способом. Сначала я определил падеж, потом склонение, потом вспомнил падежное окончание в данном склонении.

- Надо проверить безударное окончание. Надо подобрать такое же существительное этого же склонения, в этом же падеже, но с ударным окончанием.

- На земле.

- е.

- 4 декабря.

- Согласны.

- Я не согласен.

- Суффикс «енн».

- Корень — общая часть родственных слов.

- Основа слова — часть слова без окончания.

- Приставка и суффикс нужны для образования новых слов.

- В этом предложении появляется одно слово.

- Кедр.

- «Что?» кедр.

- В форме именительного падежа.

- Прыгнула «на что?» на кедр.

- Данное существительное стоит в винительном падеже.

- У именительного и винительного падежа одинаковые вопросы.

- Я думаю, мы должны решить, как отличить именительный от винительного падежа.

- «В питомнике растет кедр». В этом предложении говорится о кедре. «Что?» кедр, это подлежащее, подчеркивается одной чертой. Кедр «что делает в лесу?» растет, это сказуемое, подчеркивается двумя чертами. Растет «в чем? Где?» в питомнике, это обстоятельство, подчеркивается пунктирной линией с точками.

- Подлежащим.

- Белка прыгнула на кедр. В этом предложении говорится о белке. Кто? Белка. Это подлежащее, подчеркивается одной чертой. Белка что сделала? Прыгнула. Это сказуемое, подчеркивается двумя чертами. Прыгнула на что? На кедр. Это дополнение.

- Подлежащим.

- Дополнением.

- Второстепенный.

- С предлогом.

- Нет.

- Именительный падеж отвечает на вопросы «Кто? Что?», употребляется без предлогов, в предложении является подлежащим. Винительный падеж отвечает на вопросы «Кого? Что?» Предлоги: о, в, на, под, за, сквозь. Является второстепенным членом предложения.

- У существительных 2 склонения, среднего рода. (небо)

- У одушевленных существительных 1 склонения и 2 склонения. (брат-брата)

- В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

- Зимой. Самый конец осени, начало зимы.

- Слово «дождь» стоит в И.п., потому что это подлежащее, значит, И.п., значит, слово дождь в форме И.п.

- Начал падать на что? На грязь. Это второстепенные член предложения, значит, В.п.

- Предлог.

- Что? Снежок – это подлежащее, значит, это существительное в форме именительного падежа.

- Ночь прошла. В этом предложении говорится о ночи. Что? Ночь. Это подлежащее, значит, это существительное стоит в форме И.п. Окончание нулевое.

- Воздух легок и чист, и замерзла река. В этом предложении говорится о реке. Что? Река. Это существительное, стоит в форме И.п. Окончание – а, первое склонение.

- Воздух тоже является в этом предложении подлежащим.

- Именительный.

- Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.

- Из басни Крылова «Ворона и Лисица».

- Лисица видит сыр. В этом предложении говорится о лисице. Лисица что делает? Видит. Видит что? Сыр.

- Лисицу сыр пленил. В этом предложении говорится о сыре. Что? Сыр. Это подлежащее, подчеркивается одной чертой. Сыр что делал? Пленил. Это сказуемое, подчеркивается двумя чертами. Пленил кого? Лисицу.

- Кто? Лисица – это подлежащее, значит И.п.

- Что? Сыр – это подлежащее, значит И.п.

- Видит что? Сыр. Винительный падеж.

- То солнце спрячется, то светит слишком ярко. Слово солнце – подлежащее, значит И.п.

- При солнце яблоко на ветке дозревало. В этом предложении говорится о яблоке. Что? Яблоко. Это подлежащее, значит И.п. Яблоко что делало? Дозревало. Это сказуемое. Дозревало при чем? При солнце. Это существительное стоит в форме Предложного падежа.

- Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. В этом предложении говорится о Стрекозе. Пропела что? Лето. Это существительное в винительном падеже.

- Сосед соседа звал откушать. Кто? Сосед. Это подлежащее, значит И.п. Соседа. Кого? Что? Соседа. Это существительное в форме В.п.

- Медведь попался в сеть. Кто? Медведь. Это подлежащее, значит И.п. Попался куда? Во что? В сеть. Значит, это существительное стоит в форме винительного падежа.

- Природа оживилась, и зелень вся как будто обновилась. Что? Природа. Это подлежащее, значит И.п. Что? Зелень, это подлежащее, значит И.п.

- Мы учились различать именительный падеж от винительного.

- На один и тот же вопрос: что?

- Подлежащим.

- Второстепенным членом предложения.

- Именительный не имеет предлога, винительный имеет.

- Сегодня я узнала, как различать И.п. от В.п.

- Я научилась различать И.п. и В.п.

- Теперь я умею определять И.п. и В.п.

- Мне было интересно на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.

В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.pptЗадачи урока:1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.2. Развивать ассоциативное мышление, пам...

План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс

Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....

Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе по сказке Г.А.Андерсена "Дикие лебеди"

Данный урок проводился в 3 классе. Во время проведения урока для лучшего понимания идеи произведения в презентацию были включены отрывки из мультфильма...

Конспект урока внеклассного чтения, проведённого в 4 классе I отделения.

Конспект урока внеклассного чтения, проведённого в 4 классе I отделения....

Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе "Рассказы Е.И. Чарушина"

Подробный конспект урока внеклассного чтения с использованием презентации; на уроке использован занимательный материал - кроссворд по рассказам Е.И. Чарушина....

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс...