Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Комплексные работы по текстам", 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)

Юлия Викторовна Марышева

Рабочая программа покурсу внеурочной деятельности "Комплексные работы по текстам" составлены для работы с рабочей тетрадью О.А.Холодовой и соответствуют стандартам ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmarabota_po_tekstam.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Марышева Юлия Викторовна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №38

Город Златоуст

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Комплексные работы по текстам»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Пояснительная записка

                    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Комплексные работы по текстам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с использованием рабочей тетради О. А.Холодовой и Л.В.Мищенковой «Комплексные работы по текстам».

           Программа данного курса представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

              Ведущая педагогическая идея это использование текста как основы создания развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Все это происходит в диалоге «учитель ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха. В соответствии с принципами данной методики большое место на занятиях занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях. Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, афиширование, самооценка, самокоррекция, новый творческий продукт. Ведь неуклонное улучшение речевых навыков «является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребенка».

Для проведения занятий по данному курсу предлагается учебно-методический комплект, состоящий из:

а) рабочая тетрадь для 2 класса, в 2-х частях/ О.А. Холодова, Л.В.Мищенкова.

М.: Издательство РОСТ, (Юным умникам и умницам. Стандарты второго поколения.) Практикум;

б) программы курса РПС.

Отличительными особенностями являются: 

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку достижении планируемых результатов.

Цель данного курса: интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом.

Основные задачи курса:

1. Внедрение форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.

 2. Разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

3. Формирование коммуникативной компетенции.

   

      Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а также контроль усвоения конкретных знаний и умений по литературному чтению, математике, русскому языку и окружающему миру.

Планируемые результаты освоения курса 

Личностные универсальные учебные действия: 

- внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению;

- учебно-познавательный интерес,

-  желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;

 - готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых моральноэтических норм, готовность соблюдать их,

-  способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина России, россиянина, как представителя одного из её народов с определённой культурой; уважительное отношение к другим странам, народам, их традиция;

- эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении, в творческом, созидательном процессе;

 - основы экологической культуры, бережное отношение к природе;

- установка на здоровый образ жизни. Регулятивные универсальные учебные действия:

 - принимать и сохранять учебно-познавательную (учебнопрактическую) задачу до окончательного её решения;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;

 - действовать по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации в учебнике, тетради с печатной основой и т.д.

 - выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

 - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия: 

- анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;

- осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);

- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;

 - сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.

 - владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;

 - проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;

 - осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов;

 - под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

- строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;

 - кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;

 - декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках

Коммуникативные универсальные учебные действия: 

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

 - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

 - под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

 - строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства

Требования к уровню подготовки обучающихся 

       Обучающийся научится:

- осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, а также для поиска, освоения и использования необходимой информации,

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, в том числе ориентируясь на заголовки, подзаголовки и другие средства;

- вычленять содержащиеся в тексте основные сведения, устанавливать их последовательность, словесно выраженные причинно-следственные связи, упорядочивать информацию по заданному основанию, формулировать несложные выводы, подтверждать их примерами из текста;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя один- три существенных признака;

 - использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- пользоваться известными ему словарями, справочниками; - воспроизводить текст, устно и письменно;

 - составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание в соответствии с конкретным вопросом, заданием;

 - высказывать оценочные суждения о прочитанном.

Ученик получит возможность научиться: 

- понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде (выделять общий признак, характеризовать явление по его описанию, находить в тексте примеры, подтверждающие приведённое утверждение);

- работать с несколькими источниками информации;

 - сопоставлять информацию, полученную из разных источников;

 - осмысливать и сопоставлять различные точки зрения;

- делать небольшие выписки из прочитанного для дальнейшего практического использования.

Содержание учебного предмета

 Входной тест.

Комплексная работа с текстами (по вариантам) «Не будь неряхой в лесу», «История, приключившаяся с Ворчуном и Молчуном» (4 ч) Чтение текста. Выполнение заданий к тексту.

Комплексная работа с текстом «Какой день?» (по вариантам) (4 ч) литературному чтению. русскому языку. Комплексная работа с текстом «Что легче?» (по вариантам) (4 ч) литературному чтению. русскому языку. Диагностическая работа (1 ч)

 Комплексная работа с текстом «Котята» (по вариантам) (4 ч) литературному чтению. русскому языку.

Комплексная работа с текстами (по вариантам) «Зима на опушке» (4ч) литературному чтению. русскому языку. Диагностическая работа(1 ч)

Комплексная работа с текстами (по вариантам) «Отчего крапива жжётся» (4 ч)

 литературному чтению. русскому языку.

 Комплексная работа с текстами (по вариантам) «Шоколадный торт» (4 ч) литературному чтению. русскому языку. Комплексная работа с текстами (по вариантам) «Глобус» (4 ч) литературному чтению. русскому языку. таблицы Итоговый тест.

 Комплексная работа по текстам (по вариантам) «Черепаха», «Бабушкин огород» (4 ч) Чтение текста. Выполнение заданий к тексту.

Педагогические условия и средства реализации программы

Формы организации образовательного процесса:

  • уроки рефлексии,
  • уроки открытия новых знаний,
  • уроки систематизации знаний,
  • этические беседы,
  • игры с ролевым акцентом,
  • викторины,
  • конкурсы,
  • интеллектуальные игры,
  • творческие работы,
  • проектные работы,
  •  выставки-отчёты,
  •  экскурсии.

        Виды работы учащихся на занятиях:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Основные методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемного изложения;
  • эвристический;
  • исследовательский;
  • проектный;

      Виды и формы контроля: тестовая работа, самоконтроль, взаимоконтроль, итоговый контроль.

    Контроль за уровнем достижений учащихся  проводится в форме комплексных работ.     

 Все  комплексные работы с текстом имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика. Они строятся на основе не  сплошного текста (в настоящих примерах – естественно научного характера, но это условие не обязательное, возможны работы такого рода и любой направленности), к которому дается от 11 до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий. Все задания разделены по блокам «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Одно из заданий каждого блока имеет более высокую сложность (в пособии отмечено звездочкой). В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат. Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему. Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика, окружающий мир.

  С помощью этих работ оценивается:

  • В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ
  • техника и навыки чтения
  • скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;
  • общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
  • сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;

При этом указывается, что при проверке скорости чтения РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕТЕЙ С ДИСГРАФИЕЙ ИЛИ ДИСЛЕКСИЕЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖАТ. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.

  • культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);
  • читательский отклик на прочитанное.
  • В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
  • овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
  • фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;
  • разбор слова по составу (начиная со2-го кл.);
  • разбор предложения по частям речи;
  • синтаксический разбор предложения;
  • умение строить свободные высказывания:
  • словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
  • предложения
  • связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.).
  • на этическую ситуацию
  • на нравственную и социальную проблему
  • на экологические проблемы
  • задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения;
  • сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);
  • объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы)

  • В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
  • овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)
  • умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;
  • умение рассуждать и обосновывать свои действия

  • В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
  • сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий
  • тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
  • объекты живой и неживой природы;
  • классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
  • распознавание отдельных географических объектов;
  • сформированность первичных предметных способы учебных действий
  • навыков измерения и оценки;
  • навыков работа с картой;
  • навыков систематизации;
  • сформированность первичных методологических представлений
  • этапы исследования и их описание;
  • различение фактов и суждений;
  • постановка проблемы и выдвижение гипотез.

Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Комплект итоговых контрольных работ сопровождается детальными рекомендациями по

  • проведению работ;
  • оцениванию каждого отдельного задания (с приведением списка проверяемых элементов, вариантов полного и частично правильного ответов, с указанием критериев правильности выполнения задания);
  • оцениванию работы в целом
  • интерпретации результатов каждого задания и работы в целом и по использованию полученных результатов;

                     -   фиксации первичных результатов выполнения работ детьми и  результатов их обработки, с приведением примеров используемых форм.

 Фиксация результатов выполнения интегрированной работы

        Результаты выполнения детьми итоговой проверочной работы заносятся учителем в таблицу. По результатам итоговой проверочной работы учитель может не только относительно объективно оценить уровень подготовки каждого ученика и выявить группы риска, но и оценить эффективность собственного процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции.

         Примерные ориентиры для отнесения детей к той или иной группе для данной контрольной работы составляют:

  • Группа риска – дети, набравшие суммарно менее 10 баллов из 50 возможных.
  • Группа детей, достигших уровня базовой подготовки, но не превышающих его– дети, набравшие суммарно от 11-12 баллов до 20-21 балла (из 50 возможных).
  • Группа детей, достигших как базового, так и более высоких уровней – дети, набравшие суммарно более 25 баллов (из 50 возможных).

        С помощью данной работы возможно оценить и отдельные, описанные выше, важнейшие аспекты обучения по отдельным предметам, включая сформированность умственных действий.

Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане.

Согласно учебному плану  на проведение занятий внеурочной деятельностью «Комплексные работы по текстам»  выделяется 135 часов из них -  в 1 классе выделяется 33 часа – по 1 часу в неделю (33 учебных недели);

Во 2, 3 , 4 классах по 34 часа–1 часу в неделю (34 учебных недели).

Допускается изменение и перераспределение  часов при составлении  календарно- тематического плана на каникулярное время и выходные дни.

Цели и общие задачи программы реализуется путём постановки  частных задач на каждое занятие.

     Занятия проводятся для двух групп учащихся. Состав групп постоянный. Набор в группы свободный.

                                                   Календарно – тематическое планирование  2 класс

№ п/п

Тема

1 - 4

Входной тест «Не будь неряхой» 1вариант. Входной тест «Не будь неряхой» 2 вариант.

 Входной тест «Ворчун и молчун»

5- 8

Тест №1 «Какой день» 1вариант. Тест №1 «Какой день» 2 вариант.

9- 12

Тест №2 «Что легче» 1вариант. Тест №2 «Что легче» 2 вариант.

13- 16

 Тест №3 «Котята» 1вариант. Тест №3 «Котята» 2 вариант

17- 20

Тест №4 «Зима на опушке» 1вариант. Тест №4 «Зима на опушке» 2 вариант

21- 24

Тест №5 «Отчего крапива жжётся» 1вариант. Тест №5 «Отчего крапива жжётся» 2 вариант

25- 28

Тест №6 «Шоколадный торт» 1вариант. Тест №6 «Шоколадный торт» 2 вариант

29-32

Тест №7 «Глобус» 1вариант. Тест №7 «Глобус» 2 вариант

33- 34

Итоговый тест «Черепаха», «Бабушкин огород»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учащихся:

1.О. А. Холодова, Л. В. Мищенкова

Комплексные работы по текстам : чтение, русский язык, математика, окружающий мир : рабочие тетради для 2-го класса : в 2 ч. , 2014

2.О.Б.Калинина « Обучающие  комплексные работы , 2 класс», рабочая тетрадь,2015 г

 Литература для учителя:

1.Александрова Г. Занимательный русский язык. – С.- Петербург, 1998. – 145 с.

2.Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с.

3.Волина В.Ю. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с.

4. Волина В.Ю. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. -448 с.

5.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения)

6.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. – М.: ВАКО, 2008. – 65 с.

7.Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

8.Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002. – 80 с.

9.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с.

10.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1 / М. Ю. Демидова и др. ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения)

11.Соколова Т. Н.. Школа развития речи / Методическое пособие, 2 класс. Курс «Речь». М.: РОСТ, 2011. – 123 с.

12.Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с.

Цифровые образовательные ресурсы:

htt p://kidsbook.narod.ru/

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/

http://ya-umni4ka.ru/

http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/metod/36-programmi/212-perspektiva.html

http://www.zavuch.info/

http://pedsovet.org

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

http://900igr.net/

http://viki.rdf.ru/

http://www.o-detstve.ru/

http://www.it-n.ru/

http://videouroki.net/index.php?subj_id=17

Компьютерное оборудование:

  • Компьютер,
  • проектор,
  • экран.

                         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Диалог культур" для 4 класса

Поликультурность социального пространства является одним из системообразующих качеств современного мира. Поликультурное образование  занимает центральное место в образовательной практике мн...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселая грамматика" для 4 класса

Программа разработана на основе Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...

Программа курса внеурочной деятельности «Комплексные работы по текстам»

Рабочая программа к курсу «Комплексные работы по текстам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с...