Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Юлия Викторовна Марышева

Конспект урока разработан для урока по литературному чтению во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc76.5 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya_1_gr.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чарушин Е. И. «Страшный рассказ»

Цели:

  • Познакомить с личностью и творчеством Е. И. Чарушина;
  • Создать условия для раскрытия  содержания и смысла художественного произведения, познакомить с жизнью и повадками ежа;
  • Содействовать развитию навыка беглого, осознанного чтения, устной речи, обогащению словарного запаса, развитию внимания, мышления;
  • Способствовать формированию умения делить текст на части, озаглавливать их, выделять главную мысль; формированию коммуникативных умений и навыков работы в группе;
  • Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе и животным.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: -мультимедийная установка, экран, презентация,

   - портрет Чарушина, иллюстрации его рисунков, выставка книг

   - карточки с тестом, с заданиями для групп, карта оценивания

Ход урока

  I. Орг. момент.  Психологический настрой.

-Добрый день. Итак, мы начинаем урок литературного чтения.

-Чего вы ожидаете от урока?

- А я желаю вам быть на уроке успешными и помогать друг другу.

  II. Речевая разминка

       - Чтобы подготовить наш речевой аппарат к работе, проведём разминку

  • на губы, язык, дыхание
  •  Скороговорка « От топота копыт пыль по полю летит»

III. Актуализация знаний. Проверка д./ з.

        - Как называется раздел, который мы изучаем? Слайд № 1

        - О ком в нём говорится?

        - Давайте повторим девиз этих уроков:

                Остановись! Присядь! Нагнись!

                И под ноги взгляни!

                Живой живому удивись:

                Они тебе сродни!

        - С какими произведениями из этого раздела мы познакомились вчера?

        - Проверим  д.\ з по тесту.

( Найдите тест, в каждом вопросе выберите один правильный ответ. Проверка в парах по П. к. Оценку поставьте в свою карту оценивания)

Слайд №2

        - Встаньте, у кого «5», «4». Молодцы!

IV. Постановка целей урока.

        - Сегодня мы познакомиться с творчеством Е.И. Чарушина и научимся правильно и осознанно читать его произведение

V. Знакомство  с биографией писателя .

Рассказ учителя с демонстрацией портрета и рисунков.

        Евгений Иванович Чарушин в детстве жил  в городе Вятке. Мальчик Женя очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кроли, козлята, на окнах- банки с рыбами, в клетках рапевали и свистели птицы. Женя лечил их вместе с мамой, заботился о них, понимал их повадки, характер, настроение.

        Отец Чарушина был архитектором (придумывал и рисовал дома), поэтому тушь, краски, альбомы- всё это было знакомо и нравилось мальчику. Чарушин закончил Ленинградскую академию Художеств и стал художником. Как вы думаете что он рисовал?

 Конечно, Чарушин рисовал зверей , таких художников называют анималистами (карточка).  Евгений Чарушин рисовал животных к книгам Бианки, Пришвина,Маршака. Вы можете посмотреть на эти рисунки. А позже Евгений Иванович Чарушин и сам стал писателем.

VI. Изучение нового.

        1. Работа до чтения

- Сегодня мы познакомимся с произведение Е. Чарушина, который называется «Страшный рассказ».

- О чем он может быть?

- Когда становится страшно, важно не поддаваться панике, успокоиться, а для этого нужно правильно дышать.

 ( физминутка на дыхание )

        2. Словарная работа

        - В тексте вам встретятся новые слова, прочитаем их

 (про себя, по слогам, целиком орфографически, орфоэпически, значение)

        Сени- помещение в деревянном доме между крыльцом и жилыми комнатами.

        Чулан- кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.

        - Итак, открыли учебники на стр. 136.

        - Мои помощники выходят к доске. Приготовьтесь слушать и следить

3. Первичное чтение рассказа подготовленными учениками.

4. Обмен впечатлениями «Свободный микрофон».

        - Поделитесь впечатлениями

5. Беседа на понимание прочитанного

                - Оправдались ли наши предположения о чём будет этот рассказ?

                - Почему Чарушин назвал рассказ именно так? Кто испугал ребят? А действительно ли еж такой страшный и опасный зверь? Давайте побольше узнаем о ежах.

        

6. Сообщение детей о ежах, одновременно идёт презентация.

 Слайды №3- 6

Ёж – маленький ночной хищник. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников. А ночью ёж выходит на охоту. Пищей ежам служат, жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши, иногда это могут быть и опавшие плоды яблонь, груш.

В случае опасности ёж свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Есть у ежа и враги, то которых его не спасают ни шипы, ни свёртывание в клубок. Часто ночью на ежа нападает филин, а коварная лисица подкатывает ежа к воде, где ёж становится беззащитным.

        Рождаются ежата с маленькими, беленькими и мягкими иголками. Затем иголки твердеют. Иглы служат ежам не только для защиты, но и для смягчения ударов в случаях падения с высоты. Ежи живут до 6 лет. К осени ежи набирают жир и в октябре впадают в спячку, которая длится до апреля.  Ёж приносит большую пользу, уничтожая таких вредителей леса, как жуки – хрущи и их личинки, гусеницы, мышевидные грызуны и ядовитые насекомые. Ежи иногда селятся рядом с человеком, они приручаются и живут дома, питаясь кусочками мяса и хлебом, размоченным в молоке.

VII. Работа с текстом.

        - А сейчас поработаем с текстом в группах

Ученики делятся на 6 групп, каждой из них на карточках даётся задание. Затем идёт проверка и оценивание группой работы каждого в карту.

Задания:

1 гр. 1. Найдите начало рассказа, где говорится о мальчиках

2. Научитесь читать этот отрывок правильно

3. Озаглавьте  отрывок

2 гр. 1. Найдите в тексте отрывок, где мальчики разговаривают друг с другом.

2. Научитесь читать этот отрывок правильно

3. Озаглавьте  отрывок

3 гр. 1. Найдите в тексте отрывок, где мальчики услышали топот.

2. Научитесь читать этот отрывок правильно

3. Озаглавьте отрывок

 

4 гр. 1. Найдите в тексте отрывок, где родители вернулись домой.

2. Научитесь читать этот отрывок правильно

3. Озаглавьте отрывок

         

5 гр. 1. Найдите в тексте отрывок о том, как вёл себя ёжик        когда его нашли.

2. Научитесь читать этот отрывок правильно

3. Озаглавьте отрывок

VIII. Закрепление изученного.

Проверка работы групп

Ведущий говорит:

  • где именно они нашли отрывок ( весь класс тоже находит его, чтобы следить)
  • чему учились (группа читает кусочками)
  • как озаглавили

- А я озаглавила эту часть вот так Слайд №7 с планом. Права ли я?

Учащиеся оценивают работу группы

Учитель задаёт классу вопросы по содержанию каждой части:

1 – Что узнали о мальчиках? Какие это мальчики?

2 -   Кого боялись мальчики?

3-   Какие чувства испытали мальчики?

 Расположите слова  «страх, ужас, испуг, беспокойство» в порядке возрастания чувств  (карточки на доске)

4 -   Как вели себя родители?

5 -   Каким предложением из текста можно подписать иллюстрацию на стр. 137

- Давай те посмотрим, какой план рассказа мы составили. По этому плану вы дома подготовите пересказ рассказа.

IX. Инструктаж  д.\ з.      стр. 136- 138, пересказ текста, кроссворд по выбору

-  А сейчас группа оценит работу каждого и это будет вторая оценка в карте

-  Работа в группах закончена.

-  На даче живут только летом, а с приходом осени все уезжают в город.  Рассказ как будто бы не закончен. Придумайте своё продолжение рассказа.

- Возьмут ли мальчики ежа в город? А как бы поступили вы?

Знайте, что только раненых или больных зверей и птиц можно взять из леса, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить их на волю.

 - Давайте подведём итоги  нашей работы. Вам уже поставил оценку ваш товарищ , вы получили оценку от группы, а теперь оцените свою работу на уроке  и поставьте третью оценку сами себе. Посчитайте сумму всех оценок.

- Кто получил 15? У кого 12, 13, 14?

X. Итог урока

        - Оправдались ли ваши надежды  от урока?

        - Выполни ли мы задачи урока? Что нового узнали? (автор, рассказ)

        - Книги с рассказами Е. Чарушина вы можете взять в школьной библиотеке.

                ( выставка книг)

        - Что объединяет данный рассказ с девизом урока?

        

XI. Рефлексия

        - Нужно беречь не только ежей, но и других животных, саму природу.

        Е. Чарушин по этому поводу писал: « Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай и больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».  Слайд № 8

         

        - В заключение нашего урока послушайте песенку о еже. (Слайд- шоу)

Дополнительные слайды- задания, если осталось время.

Разгадайте кроссворд.

  1. Кто написал «Страшный рассказ»? (слева направо)
  2. Как  называется подсобное помещение, кладовка? (сверху вниз)
  3. Где происходило действие рассказа?
  4. Как зовут одного из мальчиков?
  5. В чём унесли ёжика?
  6. Один из главных героев рассказа?
  7. Помещение между жилым домом и крыльцом?

6.

7.

3

4.

1.

2.

5.

- Самопроверка по П.к., самооценка. Слайд № 9

Слайд № 10  Выберите наиболее подходящую пословицу к рассказу:

  • Пуганая ворона и куста боится
  • Робкого и тень страшит
  • У страха глаза велики
  • На смелого собака  лает, а трусливого кусает.
  • Бояться не надо, надо умом раскинуть

Слайд № 11   Выберите те качества, которые присущи ежу:

  • Колючий
  • Опасный
  • Сильный
  • Круглый
  • Злой
  • Трусливый
  • Шумный
  • Ленивый
  • Решительный
  • Заботливый

Страх

Ужас

Испуг

Беспокойство



Предварительный просмотр:

Задания 1 гр.:

 1. Найдите начало рассказа, где говорится о мальчиках

 2. Научитесь читать этот отрывок правильно

 3. Озаглавьте  отрывок

Задания 2 гр.:

1. Найдите в тексте отрывок, где мальчики разговаривают    друг с другом.

2. Научитесь читать этот отрывок правильно

3. Озаглавьте  отрывок

Задания 3 гр.:

1. Найдите в тексте отрывок, где мальчики услышали топот.

2. Научитесь читать этот отрывок правильно

3. Озаглавьте отрывок

 

Задания 4 гр.:

 1. Найдите в тексте отрывок, где родители вернулись домой.

 2. Научитесь читать этот отрывок правильно

 3. Озаглавьте отрывок

         

Задания 5 гр.:

 1. Найдите в тексте отрывок о том, как вёл себя ёжик, когда его нашли.

 2. Научитесь читать этот отрывок правильно

 3. Озаглавьте отрывок

                           План

         1. Мальчики остались одни

         2. Разговор мальчиков

         3. Детям страшно

         4. Родители вернулись

         5. Ёжик

                           План

         1. Мальчики остались одни

         2. Разговор мальчиков

         3. Детям страшно

         4. Родители вернулись

         5. Ёжик

                           План

         1. Мальчики остались одни

         2. Разговор мальчиков

         3. Детям страшно

         4. Родители вернулись

         5. Ёжик

                           План

         1. Мальчики остались одни

         2. Разговор мальчиков

         3. Детям страшно

         4. Родители вернулись

         5. Ёжик

                           План

         1. Мальчики остались одни

         2. Разговор мальчиков

         3. Детям страшно

         4. Родители вернулись

         5. Ёжик

                           

                         План

         1. Мальчики остались одни

         2. Разговор мальчиков

         3. Детям страшно

         4. Родители вернулись

         5. Ёжик

                           План

         1. Мальчики остались одни

         2. Разговор мальчиков

         3. Детям страшно

         4. Родители вернулись

         5. Ёжик

                           План

         1. Мальчики остались одни

         2. Разговор мальчиков

         3. Детям страшно

         4. Родители вернулись

         5. Ёжик

                           План

         1. Мальчики остались одни

         2. Разговор мальчиков

         3. Детям страшно

         4. Родители вернулись

         5. Ёжик

                           План

         1. Мальчики остались одни

         2. Разговор мальчиков

         3. Детям страшно

         4. Родители вернулись

         5. Ёжик

                           План

         1. Мальчики остались одни

         2. Разговор мальчиков

         3. Детям страшно

         4. Родители вернулись

         5. Ёжик

                           План

         1. Мальчики остались одни

         2. Разговор мальчиков

         3. Детям страшно

         4. Родители вернулись

         5. Ёжик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению.Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы

Тема: Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы Цель урока – формирование у детей общего понятия о типах текстов на основе произведений Л.Н. Толстого «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда дев...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац

Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....

Конспект урока по литературному чтению по программе Л. В. Занкова 2 классШуточный рассказ: серьезная проблема »

Цель урока: Посмотреть, как Д.Родари, автор рассказа « Сакала-пакала» затрагивает в шуточной форме серьезную проблему взаимоотношений взрослых и детей, детей и родителей....

Конспект открытого урока по литературному чтнению. Рассказ Н.Н.. Носов "На горке"

Этот конспект поможет Вам провести увлекательный урок по литературному чтению! ...

Конспект урока по литературному чтению рассказ "Подружки" Н.Артюховой

Конспект урока по литературному чтению  рассказ "Подружки" Н.Артюховой...

Конспект урока по литературному чтению «Рассказы и сказки Н. Н. Носова», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с рассказами и сказками Н.Н. Носова.Планируемые  результатыПредметные- знать биографию автора;- знать рассказы и сказки Н.Н. ...