Урок-путешествие "Прощание с азбукой!"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ариадна Сергеевна Степанян

Урок-путешествие по станциям, для повторения и закрепления букв русского алфавита

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие «Прощание с Азбукой»

Цели:

Обучающие:

1.В нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обучение грамоте»;

2. Формирование навыков работы в группе; в паре

Развивающие:

1.Развивать любознательность, наблюдательность, воображение, познавательный интерес к чтению;

2. Развитие речи учащихся, пополнение их активного словарного запаса;

3. Развитие эмоциональной сферы;

Воспитывающие:

1.Воспитание любви к родному (русскому) языку,  радость от общения с книгой, внимание к слову; положительного отношения к знаниям;

2.Воспитывать эстетические чувства.

3. Помочь детям увидеть свои достижения, успехи и осознать необходимость новых знаний.

УУД: умение представлять и защищать проект; договариваться и распределять роли при создании проекта; умение выступать перед другими, участвовать в коллективной деятельности.

Ход урока

1. Постановка целей и определение темы урока.

2 слайд  ( Буратино и Мальвина «Прощай азбука»)

Учитель: Дорогие ребята!  Сегодня у нас  важный и волнительный день.

 Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда.

 Поздравляю вас с первой серьезной победой!

Сегодня мы с вами перелистаем последнюю страницу этой замечательной, доброй, интересной и увлекательной книги. Знания, которые она вам дала, вы возьмёте с собой в страну Литературного чтения.

3 слайд (поздравление азбуки)

Учитель: Азбука поздравляет нас. Давайте  прочтём, что желает нам она.

Читает ученик.

«Я поздравляю вас, дорогие первоклассники, с первой школьной победой – окончанием азбуки! Желаю вам дальнейших успехов в учении!»

Учитель: Азбуке интересно знать, как ребята усвоили буквы.

Поэтому мы, сегодня отправляемся в путешествие от города  Алфавитово до города «Литературное чтение». А по пути сделаем несколько остановок для того чтобы выполнить все задания которые приготовила для нас Азбука.

Слайд 4

Итак, вы наверно догадались, на каком виде транспорта  мы с вами отправимся в путешествие? Ну, что поехали?

2.Работа по теме урока.

Звучит мелодия песни «Голубой вагон» (на фоне мелодии читаю стихи)

5 слайд

Учитель: В поезд можете садиться.

                 Этот поезд быстро мчится.

                 От границы до границы,

                 По степям до синих гор,

                 На зелёный светофор.

                      В школу он спешит сейчас

                      К нам на праздник в 1 класс.

                      Опоздать нельзя на праздник

                      Это каждый знает.

                      Мчится поезд-первоклассник,

                      Скорость набирает.

                 Прибавляет по пути

                 К трем четыре, два к пяти,

                 Чуть пеналами гремит,

                 Чуть губами шевелит,

                 Изучая алфавит.

                      Мы от А до Я, как в сказке,

                      Мчимся наперегонки

                      Нынче в нашем классе праздник!

                          «Славный праздник Азбуки!»

Итак, первая остановка - Алфавитово. Я достаю первый конверт – что тут за испытание для нас, посмотрим – загадки, приготовились отгадывать: 

Загадки  (Читают ученики) (конверт №1)

Слайд № 6

1.Вот два столба наискосок,
А между ними поясок,
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
(А)

2.Эта буква широка,
И похожа на жука.
 (Ж)

3.Вы посмотрите: кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу.
 (Б)

4.На эту букву посмотри –
Она совсем, как цифра три.
 (З)

5.Подойди, цыплёнок Цып,
Повторяй-ка: цып, цып, цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
Это цапля на крыльце,
Объясняет буква …
(Ц)

Учитель:

- Молодцы, ребята! Вы отгадали все буквы.

 - А какая буква здесь лишняя?  (А)

- Почему?    (Она обозначает гласный звук, остальные согласные)

- Сколько букв в алфавите?(33)

 - Чем отличается буква от звука? (буквы - Читаем, пишем, видим, обозначаем звуки на письме при помощи букв; звуки - Слышим, произносим.)

 

В Азбуке живёт семья:

Буквы все от А до Я.

Проект «Живая азбука»

Учитель: Посмотрите-ка, куда мы попали!? Какой густонаселённый город, какие интересные домики! А кто же в них живёт и сколько жителей в этом городке?

Входим в город и сразу попадаем на самый большой и шумный проспект. Прочтём его название: проспект Согласных. Кто догадался, откуда такое необычное название и почему этот проспект самый шумный? Об этом нам расскажет…

Слайд 7

  1. Рассказ о согласных (Рябуха А, Пророков Е)

В своем проекте мы расскажем о согласных звуках. На нашем проспекте        

3 дома.                        

   есть домики чисто зелёные- домики букв, обозначающих всегда мягкие согласные звуки  - й,ч,щ ;

покрашенные в синий цвет - домики букв всегда твёрдых согласных- ц, ш, ж;

некоторые домики располагаются попарно - домики букв парных согласных : б - п , в-ф , г-к, д-т, з-с

( синие с зелёной крышей-такое обозначение букв согласных, которые могут быть твёрдыми и мягкими)

 (хором)

Все согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,                

 даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь!

Учитель: Ну а теперь свернём на улицу Гласных.  Догадались, кто живёт на этой улице? Это самая музыкальная улица. Почему? А какие секреты гласных вам известны?

  1. Рассказ о гласных (Рыжаков Егор)

слайд 8

В своем проекте я изобразил гласные буквы: их 10, буквы и, е, ё, ю, я  обозначают мягкость всех согласных, кроме ж, ш, ц,  а если они стоят вначале слова или после Ь или Ъ, то обозначают 2 звука.)

Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать,              

 в тёмном лесу звать и аукать и в колыбели ребёнка баюкать,                        

но не желают свистеть и ворчать.  

 Буквы гласные мы любим,

 И все больше с каждым днем

Мы не просто их читаем-

Эти буквы мы поем (спеть)

Учитель: Далее сворачиваем в Беззвучный переулок. Почему он так странно называется  и здесь всего 2  домика?            

3 ученик (Новикова Кристина)

слайд 9

Вот остались два братишки,

И без них не выйдет книжки.

Твёрдый знак и мягкий знак,

Вам без них нельзя никак.

Почему  здесь всего 2  домика?          

   Ъ и Ь в слове не звучат никак.                                                

Никак не произносятся, а в слово часто просятся.   

                         

 Что вы знаете о Ь и Ъ? (обозначают мягкость и твёрдость согласных, разделяют их с  гласными).

                                                                                                                                           

Ученик:

Вот такие наши буквы,                                                                                                                            

Славный русский алфавит.

Знать его отлично должен

Каждый, каждый ученик.

Ученик:

33 весёлых буквы,

Ни одной забыть нельзя.

Нам помогут то, что слышим,

Сделать видимым, друзья.

А кто создал первую азбуку?  (Кирилл и Мифодий) слайд10

- Что мы с вами о них знаем? (рассказ Ляхова Даша- учебник Стр. 88)

Ну, вот мы и побывали в городе букв - Алфавитово.

А теперь за городом можно и порезвиться, отдохнуть. Поехали, а пока едим

(физминутка)  игра «Как живёшь?..»                                                           Как живёшь?-Вот так! (показ большого пальца)                                

  Как идёшь?-Вот так! (ходьба на месте)                                                                Как бежишь?-Вот так(бег на месте)                                                                        Ночью спишь?-Вот так! (сложить руки «лодочкой»-под голову)                         Как берёшь?-Вот так! (хватательное движение)                                                         А как даёшь?- Вот так! (вытянутые вперёд руки ладонями вверх)        

  Как грозишь?- Вот так! (указательным пальцем)                                

А шалишь? – Вот так! ( «протыкают» пальцами надутые щёки)   

А теперь присядем на « пенёчки»- ваши места и поиграем

Остановка «Игровая»

Работа в парах.

Слайд12

Наборщик   (2 конверт)

Храбрость

 хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.

Работа в группах.   (3 конверт)

На доске магнитные буквы:

  Учитель: Каждой команде надо составить, как можно быстрее, из букв слово. (резинка, учебник)

Ребята, давайте поиграем в игру «Живые буковки».

Ведущий называет слово, выбегают  буквы и строятся в нужном порядке.

(Слова: труд, мир, азбука, буква)

Учитель:  Станция «Путаница» слайды 13-23

- Сказки вы читаете? А названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим.

-Назовите правильно названия сказок.

«Свеколка»                                            « Репка»

«Желтая кепочка»                                 «Красная шапочка»

«Илья – царевич и Серый волк»           «Иван – царевич и Серый волк»

«Сказка о рыбаке и рыбачке»               «Сказка о рыбаке и рыбке»

Молодцы! Вы замечательно выполнили все задания и показали свои знания, помогла вам в этом, конечно же, ваша Азбука. Благодаря ей вы стали такими умными и любознательными, а теперь сможете узнать ещё больше!                                  

Итак, мы закончили свое путешествие и прибыли на станцию «Сюрпризово»

Слайд 24

И сейчас со словами благодарности мы обратимся к нашей 1-й книге

1 ученик                   Азбука  - первая книга моя,

                            Как не любить мне за это тебя.

                            Складывать буквы меня ты учила,

                            Радость открытий ты мне подарила.

2-й ученик:  Спасибо я сказать хочу той книге, что в руках держу.

       Я с этой книгой в первый раз пришёл в свой первый светлый класс.

       Я эту книгу полюбил, я в ней все буквы изучил!

       И как мне радостно сказать: Умею я теперь читать!

                                                                                        

Учитель: А ведь, правда, здорово уметь читать? У замечательного детского писателя  В. Берестова есть  стихотворение, помните?        

                                                   

3-й ученик       Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать,        

                 Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!»                          Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай ещё страницу!»                          Не надо ждать, не надо звать, а можно взять и почитать.  

4ученик              Мы простимся с Азбукой

                           И рукой помашем

                          И спасибо десять раз

                         Дружно хором скажем

        

 Я тоже поздравляю вас с этим важным и волнительным событием в вашей жизни - преодолением самой первой, самой важной и самой трудной ступеньки по лестнице знаний. Теперь вам будет легче шагать дальше, ведь вы становитесь всё более грамотными, умными и образованными. И за это мы сегодня благодарим Азбуку - нашу мудрую помощницу, нашу  «книгу книг». Но и Азбука тоже хочет вас поздравить и на память о сегодняшнем дне наградить своими грамотами:                                                                                Позади нелёгкий путь слогового чтения,                                                         Вам сегодня выдаются у-до-сто-ве-ре-ни-я!                                                (вручение удостоверений)

Ну что же, с Азбукой мы прощаемся и говорим ей «Спасибо», и впереди нас ждёт встреча с новой книгой по чтению - Литературным чтением.

Я знаю, ребята, что все вы аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполнили просьбу  нового учебника и его авторов Л. Ф. Климановои, М. В. Головановой и В. Г. Горецкого. Они прислали вам телеграмму с просьбой, которую я вам сейчас зачитаю:

слайд 25

           Я добрый друг и спутник твой.

           Будь, школьник, бережным со мной.

           Мой чистый вид приятен,

           Оберегай меня от пятен.

           Мой переплёт не выгибай

           И корешок не поломай.

           Меня в обложку оберни,

           Где взял меня – туда верни.

           Запомни, я – твой лучший друг,

           Но только не для грязных рук.

  - Берегите новые учебники! В мае вы их вернёте в школьную библиотеку.

     Постарайтесь, чтобы книги были в порядке.

Подведение итога урока.

- Понравился вам урок? Вы сегодня выполнили все задания нашей Азбуки и доказали что можете читать

- А сейчас давайте все вместе посмотрим на экран слайд 27

Просмотр ролика про Азбуку.

Учитель: Всем спасибо за внимание

                 За задор и звонкий смех!

                 За азарт соревнования, обеспечивший успех!

                 Вот настал момент прощания,

                 Будет краткой моя речь

                 Говорим мы: « До свидания, до счастливых новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прощай азбука!

Слайд 2

Я поздравляю вас, дорогие первоклассники, с первой школьной победой – окончанием азбуки! Желаю вам дальнейших успехов в учении!

Слайд 3

В поезд можете садиться. Этот поезд быстро мчится. От границы до границы, По степям до синих гор, На зелёный светофор . В школу он спешит сейчас К нам на праздник в 1 класс. Опоздать нельзя на праздник Это каждый знает. Мчится поезд-первоклассник, Скорость набирает. Прибавляет по пути К трем четыре, два к пяти, Чуть пеналами гремит, Чуть губами шевелит, Изучая алфавит. Мы от А до Я, как в сказке, М чимся наперегонки Нынче в нашем классе праздник! Славный праздник азбуки!

Слайд 4

Станция Путаница

Слайд 5

Жёлтая кепочка

Слайд 7

Илья-царевич и Серый волк

Слайд 9

Сказка о рыбаке и рыбачке

Слайд 11

Свеколка

Слайд 13

Я добрый друг и спутник твой. Будь, школьник, бережным со мной. Мой чистый вид приятен, Оберегай меня от пятен. Мой переплёт не выгибай И корешок не поломай. Меня в обложку оберни, Где взял меня – туда верни. Запомни, я – твой лучший друг, Но только не для грязных рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Азбука, азбука каждому нужна..

Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...