Урок литературного чтения, 1 класс. Тема урока: Е. Ильина «Чик-чик ножницами».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Почекуева Галина Матвеевна

Учебное занятие по литературному чтению 1 класс с учётом современных требований, с использованием электронных образовательных ресурсов и соответствует ФГОС НОО.

На всех этапах занятия созданы условия для развития разнообразных универсальных учебных действий: коммуникативных; познавательных; личностных; регулятивных. Это способствует повышению положительной мотивации обучения, эффективному формированию ключевых компетентностей учащихся посредством представления учебного материала. Посредством групповой работы создаются условия для формирования навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Литературное чтение, 1 класс

                           Тема урока: Е. Ильина «Чик-чик ножницами».

Учебное занятие по литературному чтению 1 класс с учётом современных требований, с использованием электронных образовательных ресурсов и соответствует ФГОС НОО.

На всех этапах занятия созданы условия для развития разнообразных универсальных учебных действий: коммуникативных; познавательных; личностных; регулятивных. Это способствует повышению положительной мотивации обучения, эффективному формированию ключевых компетентностей учащихся посредством представления учебного материала. Посредством групповой работы создаются условия для формирования навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения.

Использование на этапах занятия ЭОР позволяет провести занятие на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, позволяет рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия.

Учебное занятие, в системе курса литературное чтение, создает условия для осознанное восприятия литературного произведения, формирование умения работать с текстом, находить ответы на вопросы к тексту, дальнейшего формирования  читательскогоинтереса и способствует общему развитию личности ребёнка.

На учебном занятии используются элементы технологии анализа художественного текста В.А. Лазаревой, что способствует более эмоциональному восприятию и глубокому осмыслению изучаемого материала.  

Во время учебного занятия на этапе выполнения поставленных учебных задач созданы условия для формирования самооценки и рефлексии учебной деятельности.

Технологическая карта урока

Учебный материал:

учебник «Литературное чтение. Уроки слушания 1 класс». Л.А. Ефросинина,

стр.117 – 119.

Цель занятия: создание условий для осознанного восприятия литературного произведения, понимание его смысла и формирования представлений учащихся о различных человеческих качествах и умениях.                      

Тема урока: Е. Ильина «Чик-чик ножницами».

Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.

Задачи:

  1. ознакомление с творчеством Елены Ильной и рассказом «Чик-чик ножницами»;
  2. способствовать расширению читательского кругозора;
  3. формирование навыков развития речи, выборочного чтения;
  4. создание условий для пополнение словарного запаса;
  5. содействовать привитию умения сначала думать, потом делать;
  6. предоставлении возможности учащемуся вынести свою мысль на обсуждение, высказать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Личностные: Помочь учащимся в формировании положительного отношения к школе и учебной деятельности, в формировании познавательного интереса к изучаемому предмету через осознание своей успешности, посредством самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Создание условий для оценивания поступков героев и приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров.

Предметные: осознанное восприятие литературного произведения; восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи; формирование умения работать с текстом, находить ответы на вопросы посодержанию текста, правильно называть произведение и автора литературного произведения; формирование первичных навыков осмысления литературного текста для понимания нравственного урока и смысла литературного произведения.

Метапредметные:

Регулятивные:

определение темы и целей урока; планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (самостоятельно); продолжат учиться фиксировать и оценивать результат своей деятельности, осуществлять самоконтроль, принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, принимать роль в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ литературного текста с целью выделения смысла литературного произведения; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности; выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); давать устные ответы на заданные вопросы, воспринимать другое мнение, формулировать собственное мнение и позицию, продолжат осваивать правила вежливого общения.

Используемые методы, приемы, технологии:

Беседа,дискуссия,  технология анализа художественного текста, создание учебных ситуаций, работа в группах.

Формы организации деятельности:

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы:

Учебник «Литературное чтение. Уроки слушания 1 класс». Л.А. Ефросинина, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2019 г., ЭОР, конверты с заданиями, наборы для выполнения общего группового задания: листы, клей, маркеры, знаки для оценивания своей работы (Приложение 1).

Ход учебного занятия.

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности.

- Скажите, чем мы занимаемся на уроках литературного чтения?

- Учимся слушать, говорить, читать, размышлять.

-  Сегодня мы будем работать в группах.  Давайте вспомним общие правила для такого вида работы.

- Не перебивать друг – друга, не ссориться, договариваться и выполнять все задания сообща.

Сегодня вы сами будете фиксировать результаты своей работы на «Дереве результатов» и приклеивать листики за каждое выполненное задание. (Приложение 1).

Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Определяют самоготовность: «настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока».

Называют правила работы в группе.

2. Актуализация знаний.

Ребята, сначала я хочу показать вам фотографию писательницы Елены Ильиной (слайд 1). Это не настоящее имя писательницы. Мы с вами на уроках литературного чтения уже читали один ее рассказ.

Посмотрите на ключевую фразу и иллюстрацию и попробуйте вспомнить о каком рассказе идет речь?

- Верно, это «Шум и шумок». О чем шла речь в рассказе? (слайд 2).

Дискуссия. Отвечают на вопросы учителя в работе с презентацией. По иллюстрации и ключевой фразе определяю ранее прочитанное произведение этого автора. Вспоминают, о чем был рассказ.

2. Постановка цели занятия. Самоопределение.

Ребята, а что это такое (слайд 4). Ножницы.

Для чего они нужны? Ответы детей.

Ножницами можно разрезать бумагу, ткань и т.д.

А сейчас откройте учебники на стр. 117 и прочтите название рассказа. «Чик – чик, ножницами».

– Почему вы улыбнулись? А что может обозначать чик-чик? Как вы думаете?

-А как вы думаете, о чем этот рассказ? Ответы детей.

Из названия вам понятно, о чем этот рассказ? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Что мы сегодня с вами будем делать на уроке?

Знакомиться с текстом рассказа, и попробуем понять, чему он нас учит.

Дискуссия. Отвечают на вопросы учителя в работе с презентацией. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания учащихся. В ходе дискуссии выделяется  проблема, высказываются предположения и определяется цель занятия.

3. Реализация цели занятия.

Слушание и чтение произведения.

Ребята прослушивают аудиофайл части рассказа.

- Как вы думаете, вы прослушали весь рассказ? Нет.

- А какое могло бы быть окончание у этого рассказа. Ответы детей. Предположения.

Откройте учебник на стр.119 и самостоятельно прочтите

окончание рассказа.

Вопросы по содержанию рассказа.

- Вам понравился рассказ? Он смешной или грустный? А сейчас стало понятно, почему такое название у рассказа?

Динамическая пауза.

В конце урока мы все вместе попробуем ответить на вопрос, чему этот рассказу учит. Для этого вам нужно будет выполнить в

группах три задания.

Работа в группах.

Для каждого задания отдельный конверт.  

В конверте – текст рассказа, разделенный на смысловые части. Попробуйте восстановить текст и приклеить его части в

правильном порядке на общий лист.

- Ребята, а теперь мы с вами поработаем с содержанием рассказа.

В каждой части рассказа мы будем выделять самые главные предложения и фразы. Прочтите еще раз первую часть рассказа.

Что захотела девочка сделать сама и сказала об этом бабушке? Найдите в тексте это предложение и прочтите его: Я хочу сама

себе сшить платье.

А что ответила бабушка девочке в конце первой части? Что нужно было запомнить девочке, прежде чем начать шить? Найдите в

тексте это предложение и прочтите его:

Только запомни — семь раз отмерь, один раз отрежь.

- А теперь прочтите вторую часть рассказа. О чем эта часть? Что делала девочка? Что она пыталась сшить. Ребята, какие

незнакомые слова вам встретились?

Кушачок, передник, чепчик (слайд 5). Посмотрите на картинки и попробуйте определить, что это.

Работа по содержанию третьей части рассказа.

Получилось у девочки сшить платье? А почему нет? Найдите в тексте фразу, которая объясняет почему у героини ничего не

вышло.

Где нет терпения, нет и умения.

Второе задание. Перед вами слова из текста рассказа. У девочки было много всего нужного, чтобы сшить платье для куклы, но не хватило самого главного. Найдите среди слов два главных слова – чего не было у девочки. Наклейте эти слова внизу вашего общего листа с текстом. ТЕРПЕНИЕ и УМЕНИЕ. (слайд 6).

Прослушивание аудиофайла части рассказа.

Дискуссия после прослушивания. Ответы на вопросы. В ходе дискуссии высказываются предположения о том, какое может быть окончание у рассказа.

Самостоятельное чтение окончания рассказа. Дискуссия после прочтения. Ответы на вопросы учителя о прочитанном произведении.

Работа в группах.

Анализ литературного текста с целью выделения смысла литературного произведения; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатовгрупповой деятельности – «Дерево результатов».

Работа с лексическим значением слов: определяют и читают непонятные и устаревшие слова, пытаются объяснить их смысловое значение. Расширяют словарный запас. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания учащихся. Кушачок – широкий пояс, передник – фартук, чепчик – головной убор для младенца.

4. Итог урока.

5. Рефлексия.

Ребята, что мы с вами сейчас делали. Ответы детей. А как вы думаете для чего? Для того чтобы понять, чему нас этот рассказ учит. Давайте попробуем сформулировать главную мысль рассказа, используя выделенные слова и фразы в тексте.  Где нет терпения, нет и умения.

Каждая группа демонстрирует свою работу.

Самооценка. Работа с «деревом результатов».

Вам понравился сегодняшний урок?

Какую задачу мы перед собой ставили?

Выполнили мы её? Что нового вы узнали?

Попробуйте выразить свое отношение к уроку и свое настроение при помощи смайликов (слайд 8).

У нас все получилось. Вы большие молодцы! Спасибо за урок!

Дискуссия. На основе проделанной работы и анализа литературного произведения формулируется главная мысль рассказа и его нравственный урок.

Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя самоанализ учебной деятельности.

Обдумывают и определяют свое отношение к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: Уроки жизни (из воспоминаний о Л.Н.Толстом)

На данном уроке дети знакомятся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, главная цель урока- нравственное воспитание....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения по теме: "Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Урок литературного чтения для 4 класса (система Л.В. Занкова). На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с содержанием и композицией стихотворения "Бородино"....

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...