Роль осознанного чтения в процессе обучения младших школьников
статья по чтению

Козлова Алина Игоревна

В процессе школьного обучения дети постоянно получают информацию из самых различных источников. Это и учебный материал на уроках, и устная информация от взрослого или других детей, и просмотр телепередач, и компьютер. Но книга, как источник информации у младших школьников должна оставаться неизменным лидером. К большому сожалению, в современном обществе возрастает роль компьютерных технологий в жизни детей. В связи с этим принижается роль чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3_dlya_konferentsii_sibak.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Роль осознанного чтения в процессе обучения младших школьников

Лавришина Алина Игоревна

Студентка, кафедра теории и методики начального общего и музыкального образования БГУ, г. Брянск

Е-mail: LavrikAlina@yandex.ru

В процессе школьного обучения дети постоянно получают информацию из самых различных источников. Это и учебный материал на уроках, и устная информация от взрослого или других детей, и просмотр телепередач, и компьютер. Но книга, как источник информации у младших школьников должна оставаться неизменным лидером. К большому сожалению, в современном обществе возрастает роль компьютерных технологий в жизни детей. В связи с этим принижается роль чтения.

Ни родители, ни педагоги не должны забывать, что именно с помощью литературы можно воспитать у ребёнка высокие нравственные качества, творческие способности. Она развивает взгляды, внутренний мир человека. Нет необходимости доказывать, что чтение определяет и общее развитие человека, и успешность обучения его не только в школьные годы. Поэтому высказывание В.А. Сухомлинского, который создавал свои труды в первой половине прошлого столетия, актуально и по сей день: «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга – это могучее оружие. Умная вдохновенная книга нередко решает судьбу человека».

Так, например, Бакулина Г.А., Зайцев В.Н., Федоренко И.Т. предлагают использовать в учебном процессе творческие, развивающие виды деятельности, которые не только приводят к развитию речи, художественного мышления, но и заинтересовывают самим процессом чтения книг[2]. Использование данных видов деятельности в учебном процессе должно являться одной из главных задач учителя для преодоления возникающих трудностей к заинтересованности в чтении и желании встречаться с книгой как можно чаще.

У младших школьников  в данном возрасте появляется способность наслаждаться художественным словом. Точнее сказать, учитель должен попытаться сформировать данную способность. Ее можно выработать, опираясь на глубоко пережитое на эмоциональном уровне знание [1].

Эффективной в работе по осознанию прочитанного является и методика критического мышления Суворовой Н.Г[3]. Данная методика включает три этапа или стадии. Это «Вызов-Осмысление-Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, а так же вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику получить полную информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительные, речедвигательные и слуховые органы. Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Потом каждая буква соотносится со звуком, формируется звуковой (произносительный) образ слова. И наконец звуковой образ связывается со значением этого слова. Так происходит понимание читаемого[4].

На базе положительных эмоциональных переживаний закрепляется потребность ребенка в чтении. Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Именно через удивление, переживания к героям, событиям и произведению в целом рождается интерес к познанию литературы. Так, например, для внеклассного чтения можно предложить произведение Елены Соковениной «Приключения Пети Осликова. Ребенка, который хотел, как лучше».

Книга повествует о жизни восьмилетнего Пети. Это самый обычный мальчик с такими же проблемами, как у любого современного ребенка. То ему в школу идти не хочется, то в комнате убирать, то болезни себе придумает, то наврет.

Маме Пети каждый раз приходится объяснять ему, почему так поступать неправильно. И каждая ситуация — для них опыт, приобретая который они оба становятся немного другими. При этом каждую ситуацию автор описывает легко, с юмором и где-то даже излишне простым, детским языком. Но именно это делает книгу такой понятной и интересной для ребенка.

Нельзя не согласиться с высказыванием великого русского ученого Владимира Ивановича Даля «Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание». Долгий путь к познанию окружающего мира, самого себя складывается из маленьких ступенек прочитанных книг. Именно поэтому так важно не просто читать, а прочувствовать каждой ноткой души всякую строчку произведения. Именно этого не хватает в учебной и воспитательной работе учителей. Работу над данной стороной чтения необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Закончить свою мысль хочется высказыванием известного публициста Гамзатова Р.: «Для того чтобы узнать самих себя, нужна книга. Для того чтобы узнать других нужна книга! Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами: он не видит мира. Народ без книги похож на человека без зеркала: ему нельзя увидеть свое лицо».

Литература:

  1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.
  2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: книга для учителя.
  3. Суворова Н.Г. Методика критического мышления.
  4. Ярош Т.А. Читаем без ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников.

Статья "Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников"...

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...

Компьютерные технологии в процессе обучения младших школьников.

Выступление на ШМО о необходимости применения в работе педагога компьютерных технологий....

Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников

Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников...

Роль информационных технологий в процессе обучения младших школьников

Информационные технологии в учебном процессе.Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):...

Родительское собрание на тему: "Роль общения в процессе обучения младшего школьника"

Данный материал был разработан и проведено собрание родителей в целях повышения мотивации учения детей младшего школьного возраста и создания положительного эмоционального климата в семье и школе....

Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Статья на тему "Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников"...