Урок обучения грамоте "Согласные звуки [г], [г'], буквы Г,г"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Борзова Наталия Геннадиевна

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_soglasnye_zvuki_g_g_bukvy_gg.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Конспект открытого урока литературного чтения

«Согласные звуки [г], [г ‘], буквы Г,г»

Составила и провела: Борзова Наталия Геннадиевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2021г

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь, теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши.

- Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?

(аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)

Итак, мы начинаем наш урок.

2 . Повторение пройденного материала. Актуализация знаний

Ар – ур – эр – ор – вышла детвора во двор

Ру – ол – ро – ра – прятки лучшая игра

Ра – ро – ра – ру – разбегайтесь по двору

- Какой звук нам часто встречался? Что это за звук? (Звук [р] – согл. тв., звонкий)

- Прежде, чем мы перейдем к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним уже изученные нами буквы.

/таблица “Алфавит”/

- Какие согласные буквы обозначают только звонкие звуки?

- Мы говорим “всегда звонкие”. – н, м, р, л .

- Какие гласные “ с секретом” мы изучили? – е, я.

- Почему мы их так называем? – могут обозначать два звука.

- Когда они могут обозначать два звука? - когда стоят в начале слова, после гласной буквы.

- Какие согласные буквы имеют пару? – з - с, б - п, д - т.

- Сегодня мы с вами сможем прибавить к этому ряду еще одну букву.

3. Постановка темы, целей и задач урока

/звучит музыка/

- Ребята, что это?

Давайте-ка посмотрим, кто к нам пришел.

(появляется гном, конверт)

- Посмотрим, что там в конверте?

-Гном предлагает вам несколько вариантов, как можно узнать какая это буква. Давайте я прочитаю, а вы выберите  один из вариантов.

1. Назвать букву, которую будем учить.

2. Открыть «Азбуку» и найти новую букву.

3. Отгадать загадку и узнать новую букву, получив отгадку. Отгадка начинается с новой буквы

-Отгадываем загадку …?

Текст: Возле горки, на пригорке живут 33 Егорки.

О чем говорится в пословице? Что в пословице называют Егорками?

(Загадка, если не догадались: Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы - нет под шапкой головы.)

- Где выросли грибы?

- Какой звук повторяется?

- Кто догадался, на какую новую букву он указывает?

- Кто знает, как она выглядит? Найдите ее на доске.

/магнитная полоска с буквами - Л, Д, И, Т, Г, П, Н./

- Конечно же, это новая буква Г. (показываю)

/из конверта появляется буква и картинки – гантели и гири/.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с буквой Г и звуками, которые она обозначает.

-Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

-Верно, сегодня мы познакомимся с буквой « Г».

-Давайте подумаем , что ещё мы должны узнать и чему научиться на уроке?

 1. Познакомиться с новой  буквой.

2. Узнать, какие звуки обозначает эта буква.

3. Научиться читать слоги и слова с новой буквой.

4. Работа с новым материалом

- Игра “На что похожа буква”? /

Г схожа с цаплею по виду и на одной стоит ноге. /цапля/

Букву на плече носил, на лугу траву косил. /коса /

- Найдите букву Г на ленте букв, назовите ее пару.

- Какая это буква: гласная или согласная? Почему? (не поется)

- Что вы еще можете сказать об этой букве? Какой звук она обозначает? (звонкий)

- Посмотрите внимательно на картинки.

- Как вы думаете, для чего гном принес две картинки?

/ показываю магнитные пластины с этими словами./

- Какой звук стоит в начале слова – гуси? [ Г]

- Как мы его произносим? (твердо)

- Какой звук стоит в начале слова – гири? [Г’]

- Как мы его произносим? (мягко)

Какие звуки обозначает буква Г? – [Г], [Г’].

Итак, давайте вспомним все, о чем мы узнали - буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [к], обозначает звуки - [Г], [Г’].

5. Физминутка

Раз – присядка, два - прыжок, это заячья зарядка,
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть,
Медвежонок косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
А кому зарядки мало, начинаем все сначала.
Глазки зажмурились, открылись, мы на полянке очутились.

-Ребята , мудрый гномик взял в лесной видеотеке небольшой клип о новых звуках. Дал его ему мудрый филин. Вы должны сейчас посмотреть этот клип и назвать как можно больше предметов, где встречаются новые звуки, а также определить, в какой части слова они находятся.

6. Первичное закрепление нового материала. Работа с учебником

Вот мы и оказались на сказочной полянке, что вы видите перед собой?

(грибы, ягоды)

- Какие грибы вам знакомы?

/белый гриб, мухомор, поганка, лисичка, груздь/.

(Словарная работа - белый гриб называют царем грибов, самым лучшим, он растет под березами, в бору, поэтому и называется боровиком или подберезовиком. Поганка - гриб несъедобный, его не возьмем в корзинку, оставим в лесу)

Давайте откроем учебник, здесь тоже чудо-полянка, на ней живут грибы- боровики. Рассмотрите внимательно их городок.

- Сколько грибочков здесь живет? Чем они занимаются?

- Какие слова со звуком Г можете назвать? (огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город).

- Найдите схемы слов, какие слова к ним подходят, почему? (грибы, круги).

- Чтение слогов, слов. Хорошо читающие ученики.

А теперь давайте откроем книгу и покажем гному, как мы умеем читать.

ГАЛЯ             ГРИБЫ

ГЕНА             КОРЗИНА

ГРИБ              КОРЗИНКА

-Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы ? (Имена людей!)
7. Физминутка.

-Давайте все вместе покажем гному как собирать грибы.

   Гриша шёл, шёл, шёл.

   Белый гриб нашёл.

   Раз грибок, два грибок

   Положил их в кузовок

8. Отработка навыков чтения

Вы очень хорошо прочитали слоги и слова. Давайте прочитаем и разберем пословицы. За хорошие ответы я буду давать жетончики – ягодки и грибочки.

- Чтение текста.

- О чем здесь говорится? Кто ходил в лес?

- Какие грибы собрала Галя?

- А Гена?

- Какой он, гриб-боровик? /красив, велик/

Очень много жетончиков заработали ребята, мы продолжаем работать дальше.

-Вы составили гному предложения о грибном городке, а теперь давайте ему прочитаем, что написал автор в « Азбуке»

 -Гном предлагает вам выбрать задание по силам и выполнить его.

1 задание- прочитать текст.

2 задание- прочитать текст и подчеркнуть слова с букой г.

9. Упражнения в составлении схем слов

Ребята, в каких словах текста вам встретились звуки [Г] или [Г’]?

- Давайте откроем тетради, запишем имена этих детей. (печатными буквами)

- С какой буквы мы их напишем? Почему?

- Галя. Чертим схему слова (у доски – ученик)

- Сколько слогов в слове? 2

- Назовите слоги – слияния.

- Куда падает ударение? 1 слог

- Первый звук [Г]- согласный, звонкий, твердый.

- Второй звук [А] – гласный, ударный.

- Третий звук [Л’] – согласный, всегда звонкий, мягкий.

- Последний звук [А]– гласный, безударный.

- Гена. Сколько слогов в слове? 2

- Назовите слоги- слияния.

- Куда падает ударение?1 слог.

- Первый звук [Г ]– согласный, звонкий, мягкий. Почему?

Второй звук - [Э] – гласный, ударный.

- Третий звук – [Н] – согласный, всегда звонкий, твердый.

- Последний звук – [А]- гласный, безударный.

- Что вы заметили? Встретили звуки [Г] и [Г’].

10. Итог урока

- С какой новой буквой познакомились?

- Что вы можете о ней рассказать?

- Буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [К], обозначает звуки - [Г], [Г’].

- Согласная, звонкая, имеет пару, глухую букву К.

- Какие звуки обозначает буква Г?

На следующем уроке мы будем учиться писать букву Г - прописную.

11. Оценивание

Как вы думаете, гном доволен вашей работой на уроке ?

А кто из вас считает, что гному не понравилась его работа на уроке? Почему?

- Гном надеется, что на следующем уроке, вы будете работать ещё лучше и не забудете о том, чему вас научил гном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте: «Звук [ц] и буква Ц.»

Знакомство с новым звуком, 1 класс, обучение грамоте по "Гармонии"...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

Урок обучения чтению.Звуки с, с. Буквы С, с.

Цели урока:-       продолжить работу по развитию умения читать слоги-       ознакомить с новыми звуками и буквами-...

Урок обучения грамоте. Звуки д, д. Буквы Д,д.

Образовательная система: «Школа 2100».Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука»Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.На урок...

Урок обучения грамоте "Звуки [ б], [б ] , буква б.

Урок обучения грамоте по УМК "Школа 2100"...