Конспект урока по литературному чтению на тему "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект к уроку по литературному чтению В.П. Евстафьев "Капалуха", 3 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_na_temu_kapaluha.docx | 79.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3.
УМК: «Школа России».
Тема: В.П. Астафьев «Капалуха».( раздел «Люби живое»)
Учебник: Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС.
Тип урока: освоение нового материала
Цели деятельности учителя:
Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.
Развивать устную речь учащихся, способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
ПОЗНАКОМЯТСЯ с произведением В.П.Астафьева «Капалуха» НАУЧАТСЯ читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы. Учить бережному отношению ко всему живому на земле. РЕГУЛЯТИВНЫЕ: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу КОММУНИКАТИВНЫЕ: работают в группе, выбирают для себя подходящие роли и функции. | НАУЧАТСЯ понимать, почему надо бережно относиться к природе ( применяют морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносят с вариантом нравственного выбора) |
Оборудование: Литературное чтение: 3кл.: Учебник: 2 ч./ Л.Ф.Климановой, презентация
карточки для этапа рефлексии; правила поведения в лесу;задания с деформированным текстом о глухарях,
опорные слова; медиапроектор; Инфоурок . Окружающий мир. 3 класс, 22 урок
Рассказ «Капалуха»: краткое изложение
Повествования ведется от лица самого автора. Эта история случилась с ним в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят. В начале рассказа мы видим всю красоту таежного края – с непревзойденным мастерством автор описывает природу своей маленькой родины – хвойные деревья, густые ковры травы и маленькие кустики черники, которые робко прячутся в зарослях.
Один из друзей маленького мальчика (автора) вдруг заметил капалуху, которая пыталась убежать от охотников. Мальчики осмотрели траву и вдруг заметили гнездо этой птицы, в котором уютно располагалось четыре яйца. Кто-то из ребят захотел забрать яйца с собой, однако учитель запретил это делать, объяснив, что из этих яиц в скором времени вылупятся маленькие птенцы.
Мальчику стало стыдно – он начал сравнивать капалуху со своей матерью, которая дарила ему любовь и заботу в детстве. Разговор ребят учителя перервал крик капалухи, которая несмотря на угрозу собственной жизни, все же вернулась к своим будущим птенцам. Когда ребята отошли, капалуха заботливо покрыла яйца своими широкими крыльями.
Автор заканчивает свой рассказ собственными размышлениями о том, что через несколько дней мир увидят маленькие птенцы, которые своим пением станут преображать несравненную природу тайги.
Анализ рассказа «Капалуха»
Несмотря на то, что капалухе удалось защитить своих птенцов от опасности, этот рассказ является очень грустным. Эта история случилась с автором, когда он перебывал в детском доме. Мальчик, который сравнивал капалуху со своей матерью, никогда не видел ее, так как был сиротой. Воспитанники детского дома нуждались в материнской заботе. Рассказ учителя о будущих маленьких птенцах растопил сердца маленьких ребят, которые были лишены любви своих мам. Автор наделяет капалуху человеческими чертами – смелостью, способностью любить и защищать свое потомство.
Этим он еще больше приближает птицу к образу матерей брошенных детей. Также в своем произведении автору удалось коснуться темы красоты родного края. Читая рассказ, мы словно переносимся в тайгу: видим ее могущественные многовековые деревья, свежие травы, ожерелья ягод.
- Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки белая и чёрная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше).
шуми в лесу
нарушай тишину
включай громкую музыку
оставляй мусор на поляне
разводи костёр близко к дереву
бери из птичьих гнёзд яйца
не шуми в лесу
не нарушай тишины
не оставляй мусор
не разводи костров
не разоряй птичьих гнёзд
В.П. Астафьев «Капалуха»
1. К чему приближались герои рассказа?
А) к густому лесу Б) к болоту В) к альпийским уральским лугам Г) к деревне
2. Что они делали?
А) гнали скот с пастбища в деревню Б) гнали скот на летнюю пастьбу В) первый раз за вену выгоняли скот на пастбище
3. Как цветет черника?
А) скромно, чуть заметно Б) красивыми крупными белыми цветами В) мелкими ярко-красными цветами
4. Почему поднялся шум у черничного бугорка?
А) над ним кружилась стайка птиц Б) над ним кружилась птица капалуха В) по нему бегала птица капалуха
5. Кто такая капалуха?
А) утка б) глухарка В) сова Г) куропатка
6. Почему сердце автора забилось от испуга?
А) он знал, что капалуха может быть очень опасна Б) ему было жаль птицу – он чуть не наступил на гнездо
В) ему было жаль птицу – он испугался, что дети её поймают
7. Что предложил один из мальчишек?
А) взять яйца из гнезда Б) разбить яйца В) поймать птицу Г) подстрелить птицу из рогатки
8. Что ответил ему автор?
А) А что будет с капалухой? Б) Зачем тебе это нужно? В) Ты откуда такой жестокий взялся?
9. Где у птицы был выщипан пух?
А) на спине Б) на боках В) на животе Г) на крыльях
10. Что сделала капалуха, как только люди отошли?
А) вновь стала высиживать яйца Б) полетела добывать добычу В) стала чинить гнездо
ОТВЕТЫ:
1. В
2. Б
3. А
4. В
5. Б
6. Б
7. А
8. А
9. В
10. А
Ориентировочный план урока литературного чтения (урок изучения нового материала = урок открытия новых знаний = урок знакомства с новым произведением)
- Организационный момент.
- Подготовка к восприятию художественного произведения (повторение, актуализация, коллективное определение или самоопределение деятельности, эмоциональный настрой).
2.1. Беседа об авторе, его произведениях и книгах, о жанре (если встречался ранее и актуален для данного урока), о художественных приемах (если встречались ранее и актуальны для данного урока).
2.2. Словарно-лексическая работа (ее место здесь, а не после прочтения!).
2.3 Прогнозирование содержания произведения (по заглавию, по имени автора, по иллюстрациям и, возможно, по опорным словам), беседа о прогнозируемой тематике чтения.
2.4. Эмоциональный настрой (музыкальный отрывок, «эмоциональный» вопрос)
- Работа над новым произведением (обогащение читательского опыта, открытие нового знания (опыта), т.е. открытие художественного мира нового произведения, его героев, знакомство с новыми художественными приемами).
3.1 Первичный синтез (Первичный синтез), проверка первичного восприятия, формулировка «гипотезы смысла» (первичной проблемы), определение путей поиска ее решения).
3.2. Перечитывание произведения (читают дети) и его разноплановый анализ (текст/язык + образный мир (герои, события, предметы/вещи, время и пространство) + смысловой и эмоционально-чувственный план) с обязательным выборочным чтением для подтверждения своих высказываний.
3.3. Вторичный синтез (обобщение по произведению, главная мысль).
- Творческая работа по следам прочитанного произведения (включение новых знаний и опытов в систему имеющегося читательского и творческого опыта).
- Рефлексивное подведение итогов урока, д/з
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...