Конспект урока по литературному чтению на тему "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Макарова Татьяна Владимировна

Конспект к уроку по литературному чтению В.П. Евстафьев "Капалуха", 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3.

УМК: «Школа России».

Тема: В.П. Астафьев «Капалуха».( раздел «Люби живое»)

Учебник: Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС.

Тип урока: освоение нового материала

Цели деятельности учителя:

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.

Развивать устную речь учащихся, способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

ПОЗНАКОМЯТСЯ с произведением В.П.Астафьева «Капалуха»

НАУЧАТСЯ читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.

Учить бережному отношению ко всему живому на земле.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу

КОММУНИКАТИВНЫЕ: работают в группе, выбирают для себя подходящие роли и функции.

НАУЧАТСЯ понимать, почему надо бережно относиться к природе ( применяют морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносят с вариантом нравственного выбора)

Оборудование: Литературное чтение: 3кл.: Учебник: 2 ч./ Л.Ф.Климановой, презентация

карточки для этапа рефлексии; правила поведения в лесу;задания с деформированным текстом о глухарях,

опорные слова; медиапроектор; Инфоурок . Окружающий мир. 3 класс, 22 урок

Этап урока

Метод и приемы

время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

Словесный: 1.побуждающий диалог

2.Проверка пройденного.

3.Речевая разминка

≈1

≈5

≈2

Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на день. Присаживайтесь, начнем наш урок.

1)-Сейчас проведем по группам тест. Всего 10 вопросов по разделу «Люби живое». Какая группа быстрее справиться. Находите ответы. Проверим.

1СЛАЙД

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

2) Внимание на экран. Речевая разминка. Прочитайте предложение: Птицы живут повсюду.

- Вы согласны с этим утверждением?

-Причитайте по слогам.

- Прочитайте это шёпотом.

- А теперь громко.

- Прочитайте с вопросительной интонацией,…

восклицательной интонацией.

- Прочитайте с грустной интонацией.

- С удивлением.

Да, птицы живут повсюду: и в городе, и в поле, и даже там, где казалось бы невозможно жить, даже на Северном полюсе.

Приветствуют учителя и гостей.

Выполняют работу .

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

К: выслушивают разные точки зрения

2

3

Стадия вызова

Словесный: 1.побуждающий диалог;

2.фиксация предположений детей

«КЛАСТЕР»

Стадия осмысления



Физкультминутка

≈5

≈5

≈5

≈5

≈1

3)Отгадайте загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся в путешествие в лес. Давайте вспомним

4)Правила поведения в лесу. - Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? Что надо делать, если вы увидели гнездо? Составьте кластер.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/15/k_59bba5c6634f7/428287_1.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/15/k_59bba5c6634f7/428287_2.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/15/k_59bba5c6634f7/428287_3.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/15/k_59bba5c6634f7/428287_4.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/15/k_59bba5c6634f7/428287_5.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/15/k_59bba5c6634f7/428287_6.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/15/k_59bba5c6634f7/428287_7.png

-Молодцы, вы знаете правила поведения.

(Включить аудиофайл звуки леса) https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/15/k_59bba5c6634f7/428287_8.png

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Сейчас мы отправимся на экскурсию в лес вместе с автором произведения, которое мы будем сегодня изучать.

2 СЛАЙД

Имя этого писателя -Виктор Петрович Астафьев. Давайте рассмотрим выставку его книг и послушаем биографию автора.

Выдающийся русский писатель В. П. Астафьев родился в 1924 году в сибирской деревне. Детство писателя было очень трудным: его семья была выслана в ссылку, а маленькому мальчику пришлось жить в детском доме. Именно те события, которые происходили с ним в приюте легли в основу первых произведений автора.

В своих рассказах он описывал тяжелое детство своих друзей, которые были вынужденные расти без родительской любви и заботы. Юность Астафьева пришлась на период Великой Отечественной войны. Писатель также описывал военные события, героическую борьбу советского народа в своих рассказах и новеллах. Отдельное место в его творчестве занимает тема природы и родной деревни.

Ведь детство его прошло в красивейшем крае – Сибири, среди густых еловых лесов и зеркально-чистых вод Енисея.

(Включить аудиофайл звуки леса) https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/15/k_59bba5c6634f7/428287_9.png

Эмоциональный настрой:

Мы идём по лесу и слышим голоса зверей, давайте вспомним, кто из зверей как разговаривает?

5)Я называю животное или птицу, а вы говорите ее голосом: кукушка, ворона, воробей, синичка, капалуха(включить аудиофайл с голосом глухаря) https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/15/k_59bba5c6634f7/428287_10.pngКак вы думаете, кто это? На доске записать слово «капалуха».

Варианты ответов записать на доске

Мнения разные. Чтобы ответить на этот вопрос нам не хватает знаний. 3СЛАЙД

Определите цели урока, используя опорные слова:

  • Мы познакомимся с……
  • Мы узнаем……
  • Мы вспомним…..
  • Мы будем уметь….
  • Мы сможем поразмышлять…

Поднимите руку, кто это произведение читал?

Ответы на наши вопросы мы найдем в рассказе Астафьева «Капалуха». Так называется рассказ, который будем читать. Название – это дверь в содержание. Попробуем её приоткрыть?

Рассказ «Капалуха» как раз о том, как дети вели себя в тайге.

Рассм. Инфоурок о тайге. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/15/k_59bba5c6634f7/428287_11.png

- Что такое тайга? (Тайга – дикий, труднопроходимый лес севера Европы и Азии.)

6)А какие деревья растут в тайге? Это вы найдёте в таблице. Работаем четко, быстро

Л

П

И

Х

Т

А

Ч

И

О

С

И

Н

К

Е

С

Б

Е

Р

Ё

А

Р

Т

Е

Л

Ь

З

А

Н

В

О

Т

Н

И

К

И

Е

Р

О

П

Аhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/15/k_59bba5c6634f7/428287_12.png

П

К

Н

Н

И

Ц

А

А

Проверяем

В тексте встретятся трудные слова. Давайте научимся читать и понимать их.

4 СЛАЙД

-Прочитайте по слогам, затем плавно:

При-бли-жа-лись

К аль-пийс-ким

По-ко-роб-лен-ны-е

Ред-ко-ла-пых е-лей

По-ше-ве-ли-ва-ли

Блед-но-лист-ным

До-цве-та-ю-щим

Чер-нич-ни-ком

Рас-пу-щен-ны-ми

За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти

За рож-да-ю-щий-ся

По-до-шед-ший

5СЛАЙД

- Объясните значение слов:

ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев;

ВАЛЕЖНИК -сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

КОСМЫ (прост.) взлохмаченные пряди волос.

Веселая минутка

На каждый вопрос дети отвечают «Вот так!» и жестом показывают нужное действие.

- Как живешь?

-Вот так! (показывают большой палец)

-Как идешь?

-Вот так! (ходьба на месте)

-А бежишь?

-Вот так! (бег на месте)

-Ночью спишь?

-Вот так! (руки лодочкой под щеку и положить на них голову)

-Как шалишь?

-Вот так! (надуть щеки и разом стукнуть по ним)

-А сидишь?

-Вот так!

6 СЛАЙД

- Ребята, а что вы знаете о глухаре?

Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они тоже водятся. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и назвали глухарем.

(Включить аудиофайл звуки леса)

высказывать своё предположение.

Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводили, то потушить хорошо. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать его и яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его, и т. д

Дети рассматривают книги.

Дети слушают биографию об авторе произведения.







Дети говорят на языке животных:

Кукушка-ку-ку, ворона-кар, воробей-чик-чирик,синичка-твить-твить.

На слове капалуха дети задумываются. Они не знают, что это за птица.

Предположения детей

Ставят цель: узнать кто такая капалуха, как живут эти птицы, о чём будет рассказ.

ГРУППЫ

Работают в таблице

Читают ответы

(Ель Пихта Осинка Берёзка Черника Папоротник Лиственница)

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: осуществляют подведение под понятие

К: выслушивают разные точки зрения

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: строят речевое высказывание

Л: Определяют конкретный смысл понятий.

4

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: ответы на вопросы

Практический: первичное чтение произведения

(целевая установка)

Эвристический:

1.формулирование вывода;

2.сверка вывода с учебником

Словесный: ответы на вопросы

Работа над пониманием смысла

≈ 20

Давайте откроем стр.98 учебника и рассмотрим иллюстрацию. Как вы думаете, что рассматривают ребята?

— Мы говорили о правилах поведения в лесу. Можно ли трогать птичьи яйца?

— Что вы можете сказать о тексте, не читая его, ДО чтения?

Верите ли вы, что…

Если вы верите ставите +, если нет -.

  1. Действие происходит в городе.
  2. Произведение, которое мы будем читать- сказка
  3. Астафьев - описывает природу своей маленькой родины
  4. Капалуха – это птица
  5. Можно брать яйца из гнезд птиц.
  6. Нельзя относиться к природе беспечно.
  7. Сердце бьется от испуга
  8. Природой человек может пользоваться, так как хочет

До чтения

После чтения

Правильный ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

- Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь в рассказе?

Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

- Что вы чувствовали при чтении? Почему?

-Выразите свое мнение о произведении одним словом.

- От чьего лица ведется рассказ?

Назовите героев произведения.

  1. Чтение рассказа учителем и учащимися.

2. После чтения вопросы по содержанию.

- Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название.

- Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?

Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы.

- Найдите из текста эпизод, где описывается, как мечется капалуха

. Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?

- Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.

Какой матерью была капалуха?

- Не вспомнился ли вам другой рассказ? (Да, вспомнился рассказ «Еще про Мальку» Белова.)

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

-Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?

Повторная работа (после чтении) Верите ли вы, что…

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Рассматривают яйца в гнезде какой-то птицы.

Нет, птица может оставить это гнездо и птенцы не родятся.

Это не стихотворение, не басня и не сказка. По всей вероятности, это рассказ.
Предположения учащихся.

Искать и выделять необходимую информацию

Капалуха ,ребята

П: строят речевое высказывание

К: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

К: аргументируют свою позицию

П: осмысленно читают

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

5

Рефлексия.

Подведение итогов

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

≈5

- Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

-Какую мудрость вы извлекли из урока?

Оцените свои достижения на уроке (учащиеся достают карточки для рефлексии)

-вернемся к учебной задаче урока. С каким автором познакомились на уроке?

-что вы о нем узнали?

-о ком этот рассказ? Как вести себя в природе?

Пригодятся ли вам знания полученные на уроке?

В чем человек мог бы брать пример с животных, о которых вы читали?

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

- Какова основная мысль произведения?

- Что значит быть добрым к природе?

- Вспомним слова М. М. Пришвина:

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.

- Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее.

7 СЛАЙД СИНКВЕЙН к слову ЛЕС

Сдайте оценочные листы на стол.

Оценивают свои достижения.

Наш рассказ это о птице глухаре, или, ласково ее называют местные охотники «капалуха».

Нельзя относиться к природе беспечно, не задумываясь о последствиях.

Красивый, щедрый Кормит, защищает, дарит Лес - наше богатство! Берегите! 

Р: осуществляют итоговый контроль

6

Домашнее задание

- Домашнее задание:

  • повторное чтение рассказа,
  • выборочный пересказ понравившейся части,
  • рисунок по содержанию текста (по желанию).

Урок окончен.

Рассказ «Капалуха»: краткое изложение

Повествования ведется от лица самого автора. Эта история случилась с ним в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят. В начале рассказа мы видим всю красоту таежного края – с непревзойденным мастерством автор описывает природу своей маленькой родины – хвойные деревья, густые ковры травы и маленькие кустики черники, которые робко прячутся в зарослях.

Один из друзей маленького мальчика (автора) вдруг заметил капалуху, которая пыталась убежать от охотников. Мальчики осмотрели траву и вдруг заметили гнездо этой птицы, в котором уютно располагалось четыре яйца. Кто-то из ребят захотел забрать яйца с собой, однако учитель запретил это делать, объяснив, что из этих яиц в скором времени вылупятся маленькие птенцы.

Мальчику стало стыдно – он начал сравнивать капалуху со своей матерью, которая дарила ему любовь и заботу в детстве. Разговор ребят учителя перервал крик капалухи, которая несмотря на угрозу собственной жизни, все же вернулась к своим будущим птенцам. Когда ребята отошли, капалуха заботливо покрыла яйца своими широкими крыльями.

Автор заканчивает свой рассказ собственными размышлениями о том, что через несколько дней мир увидят маленькие птенцы, которые своим пением станут преображать несравненную природу тайги.

Анализ рассказа «Капалуха»

Несмотря на то, что капалухе удалось защитить своих птенцов от опасности, этот рассказ является очень грустным. Эта история случилась с автором, когда он перебывал в детском доме. Мальчик, который сравнивал капалуху со своей матерью, никогда не видел ее, так как был сиротой. Воспитанники детского дома нуждались в материнской заботе. Рассказ учителя о будущих маленьких птенцах растопил сердца маленьких ребят, которые были лишены любви своих мам. Автор наделяет капалуху человеческими чертами – смелостью, способностью любить и защищать свое потомство.

Этим он еще больше приближает птицу к образу матерей брошенных детей. Также в своем произведении автору удалось коснуться темы красоты родного края. Читая рассказ, мы словно переносимся в тайгу: видим ее могущественные многовековые деревья, свежие травы, ожерелья ягод. 

- Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки белая и чёрная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше).

шуми в лесу

нарушай тишину

включай громкую музыку

оставляй мусор на поляне

разводи костёр близко к дереву

бери из птичьих гнёзд яйца

не шуми в лесу

не нарушай тишины

не оставляй мусор

не разводи костров

не разоряй птичьих гнёзд


В.П. Астафьев «Капалуха» 

1. К чему приближались герои рассказа? 
А) к густому лесу Б) к болоту В) к альпийским уральским лугам Г) к деревне 
2. Что они делали? 
А) гнали скот с пастбища в деревню Б) гнали скот на летнюю пастьбу В) первый раз за вену выгоняли скот на пастбище 
3. Как цветет черника? 
А) скромно, чуть заметно Б) красивыми крупными белыми цветами В) мелкими ярко-красными цветами 
4. Почему поднялся шум у черничного бугорка? 
А) над ним кружилась стайка птиц Б) над ним кружилась птица капалуха В) по нему бегала птица капалуха 
5. Кто такая капалуха? 
А) утка б) глухарка В) сова Г) куропатка 
6. Почему сердце автора забилось от испуга? 
А) он знал, что капалуха может быть очень опасна Б) ему было жаль птицу – он чуть не наступил на гнездо 
В) ему было жаль птицу – он испугался, что дети её поймают 
7. Что предложил один из мальчишек? 
А) взять яйца из гнезда Б) разбить яйца В) поймать птицу Г) подстрелить птицу из рогатки 
8. Что ответил ему автор? 
А) А что будет с капалухой? Б) Зачем тебе это нужно? В) Ты откуда такой жестокий взялся? 
9. Где у птицы был выщипан пух? 
А) на спине Б) на боках В) на животе Г) на крыльях 
10. Что сделала капалуха, как только люди отошли? 
А) вновь стала высиживать яйца Б) полетела добывать добычу В) стала чинить гнездо 

ОТВЕТЫ: 

1. В 
2. Б 
3. А 
4. В 
5. Б 
6. Б 
7. А 
8. А 
9. В 
10. А 

Ориентировочный план урока литературного чтения (урок изучения нового материала = урок открытия новых знаний = урок знакомства с новым произведением)

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию художественного произведения (повторение, актуализация, коллективное определение или самоопределение деятельности, эмоциональный настрой).

2.1. Беседа об авторе, его произведениях и книгах, о жанре (если встречался ранее и актуален для данного урока), о художественных приемах (если встречались ранее и актуальны для данного урока).

2.2. Словарно-лексическая работа (ее место здесь, а не после прочтения!).

2.3 Прогнозирование содержания произведения (по заглавию, по имени автора, по иллюстрациям и, возможно, по опорным словам), беседа о прогнозируемой тематике чтения.

2.4. Эмоциональный настрой (музыкальный отрывок, «эмоциональный» вопрос)

  1. Работа над новым произведением (обогащение читательского опыта, открытие нового знания (опыта), т.е. открытие художественного мира нового произведения, его героев, знакомство с новыми художественными приемами).

3.1 Первичный синтез (Первичный синтез), проверка первичного восприятия, формулировка «гипотезы смысла» (первичной проблемы), определение путей поиска ее решения).

3.2. Перечитывание произведения (читают дети) и его разноплановый анализ (текст/язык + образный мир (герои, события, предметы/вещи, время и пространство) + смысловой и эмоционально-чувственный план) с обязательным выборочным чтением для подтверждения своих высказываний.

3.3. Вторичный синтез (обобщение по произведению, главная мысль).

  1. Творческая работа по следам прочитанного произведения (включение новых знаний и опытов в систему имеющегося читательского и творческого опыта).
  2. Рефлексивное подведение итогов урока, д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...