Проектная работа "Чему учат сказки?"
проект по чтению (2, 3, 4 класс)

Варзар Елена Викторовна

С самого раннего детства,  как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки. Сначала это народные сказки, затем литературные. Мы становимся взрослее и задумываемся о том, почему в сказке всё не так, как в жизни.

В народных сказках заключена великая воспитательная сила. Они учат нас быть добрее, скромнее, сильнее, выдержаннее.

Но почему: «Сказка ложь да в ней намёк. Кто познал, тому – урок!» Слово «ложь» в славянской традиции означало поверхностную информацию, уходящую образом вглубь. «Ложь» читается по-древнерусски как «ложе». Ложе — это ровная поверхность, на которой лежали. Отсюда образ: ложь — поверхностная, неполная, искажённая информация. В ней есть доля (намёк) правды, но не вся правда. Ложь положена сверху сказки — той устной информации, которую надо осознать, чтобы нырнуть в глубину информационного пространства. А там и ядро знаний.

В современном мире дети стали забывать о чтении книг. Телевизор, видео, компьютер, мобильные телефоны всё чаще занимают их свободное время. В. А. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chemu_uchat_skazki.docx61.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

«Чему учат сказки?»


Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. 

Александр Пушкин

Обоснование актуальности исследования.

С самого раннего детства,  как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки. Сначала это народные сказки, затем литературные. Мы становимся взрослее и задумываемся о том, почему в сказке всё не так, как в жизни.

В народных сказках заключена великая воспитательная сила. Они учат нас быть добрее, скромнее, сильнее, выдержаннее.

Но почему: «Сказка ложь да в ней намёк. Кто познал, тому – урок!» Слово «ложь» в славянской традиции означало поверхностную информацию, уходящую образом вглубь. «Ложь» читается по-древнерусски как «ложе». Ложе — это ровная поверхность, на которой лежали. Отсюда образ: ложь — поверхностная, неполная, искажённая информация. В ней есть доля (намёк) правды, но не вся правда. Ложь положена сверху сказки — той устной информации, которую надо осознать, чтобы нырнуть в глубину информационного пространства. А там и ядро знаний.

В современном мире дети стали забывать о чтении книг. Телевизор, видео, компьютер, мобильные телефоны всё чаще занимают их свободное время. В. А. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

В настоящее время родители заняты работой, мало уделяют внимания воспитанию детей из-за нехватки времени.

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Сказка не даёт забывать прошлое, историю. А самое главное, сказка несёт добро и свет, без которых невозможна жизнь человека.

Классики психологии неоднократно обращались к эзотерическому анализу сказок. Ещё Карл Гюстав Юнг заметил, что персонажи сказок, как и мифов, выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э.Берн, указал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека.

Реализуя проект «Чему учит сказка?», мы еще раз перечитаем с детьми любимые сказки, обратим внимание на важность в жизни таких ценностей, как любовь, добро, мудрость, милосердие, взаимопомощь, уважение, честность.

Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если...?»

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно:

- Прочитать много сказок.

- Научиться анализировать сказки.

- Находить полезную информацию.

- Учиться делать выводы.

Цель проекта: формирование у обучающихся положительных качеств характера и представлений о нормах поведения в обществе посредством ознакомления детей со сказками.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач: накопление у детей эстетического и эмоционального опыта при чтении и обсуждении сказок; развитие творческих навыков и коммуникативных умений; формирование навыков исследовательской деятельности.

Методическую основу  проекта составили идеи лингвистов, педагогов, фольклористов В.Я. Пропп, Х. Хонти, А.Н. Веселовского, В.П. Аникина, Э.В. Померанцевой, Ю.М. Соколовой, И. Поливка и других.

Инновационность проекта

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Проблема развития и эффективности речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова.

Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры, которая играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности.

Преимущество сказки в развитии личности ребёнка состоит в отсутствии нравоучений и дидактики, четких персонификаций, в собирательности образа главного героя. Образность и метафоричность языка, психологическая защищенность - всегда хороший конец, наличие тайны и волшебства, психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям, символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов.

Сказка помогает в развитии психических процессов, позволяет развивать фантазию, творческие способности детей, поисковую деятельность, обогащает словарь и развивает речь.

Основные принципы

1. Принцип систематичности и последовательности (перспективное планирование работы).

2. Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола ребенка, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы).

3. Принцип активности, творчества.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип гуманизации (ориентация на добро, справедливость, любовь к семье, воспитание гражданских качеств школьника);

6. Принцип интеграции (взаимодействие с родителями.)

Практическая значимость работы заключается в том, что необходимо уметь «видеть» более глубокий, скрытый смысл сказок. Раскрывать его, можно, работая над собой, совершенствовать себя, изменять свой жизненный сценарий, избегать отрицательных последствий каких-то поступков, учиться на отрицательном опыте героев, не допуская его в своей жизни.

Содержание и реализация проекта

Образовательная область.

        Организация деятельности детей

Социально-коммуникативное развитие.

Беседа о бережном отношении к книге: «Книжечки я берегу и без них я не могу!».

Цель: формировать бережное отношение к книге, воспитывать желание «лечить» книги.

Трудовая деятельность: «Уборка на книжной полке».

Цель: воспитывать навыки трудолюбия, желание брать книгу и аккуратно убирать её на место, приучать детей к порядку в группе.

Дидактические игры: «Собери и угадай сказку».

Цель: расширять знания о русских народных сказках, сказочных героях, развивать наблюдательность, расширять зрительную память, объём внимания, закреплять знания названий сказок и имена сказочных героев, расширять детский кругозор.

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций, книг, картинок с изображением русских народных сказок.

Цель: знакомить детей со сказками, воспитывать любознательность и наблюдательность и познавательный интерес.

Дидактические игры: «Угадай кто это?», «Кто из героев потерялся?».

Цель: формировать у детей навыки узнавать игрушки на ощупь, развивать сенсорное восприятие, логическое мышление, расширять кругозор и познавательную активность.

Речевое развитие

Чтение пословиц и поговорок о сказках и сказочных героях.

Цель: познакомить детей с культурой, традициями и обычаями русского народа.

Чтение, рассказывание и пересказывание русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Бобовое зёрнышко», «Кот, Петух и Лиса» и др.

Цель: познакомить детей с русскими народными сказками, пополнять  и активизировать словарный запас детей, развивать речевую активность, воспитывать умение слушать и отвечать на вопросы учителя, принимать участие в беседе, развивать любознательность.

Дидактическая игра: «Весёлые загадки».

Цель: формировать у детей навыки быстро и правильно отгадывать загадки, не выкрикивать ответ, а отвечать спокойно, не мешая другим, активизировать речь детей.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций о жизни сказочных героев.

Цель: воспитывать любознательность, внимание и развивать зрительную память детей, пополнять словарь детей новыми словами.

Беседа: «Мой любимый сказочный герой».

Цель: знакомить детей со сказочными героями, воспитывать любознательность и познавательную активность.

Беседа на тему: «Мои любимые сказки».

Цель: знакомить детей с русскими народными сказками, активизировать речь детей, развивать познавательный интерес.

Художествен-

но — эстетическое развитие

Рисование: «Сказочный город».

Цель: воспитывать умение передавать содержание композиции, самостоятельно выбирать цвет, брать краску из баночки аккуратно и излишки вытирать о края баночки.

Создание, обсуждение и рассматривание альбомов: «Наша сказочная жизнь», «Моя любимая сказка».

Цель: расширять кругозор детей, развивать творческие способности, воспитывать любовь к русским народным сказкам и сказочным героям, формировать эстетический вкус и любознательность, закреплять цвета.

Прослушивание музыкальных произведений, соответствующих тематике проекта.

Цель: познакомить детей с интонацией различных сказочных героев, развивать выразительность движений и речевую активность, воспитывать познавательный интерес.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Хитрая Лиса», «У Медведя во бору», «Кот и Мышата».

Цель: развивать физические качества детей: ловкость, быстроту, внимательность, двигательную активность.

Малоподвижные игры: «Ленивые Медвежата», «Угадай сказку».

Цель: восстановление дыхания, воспитывать внимательность и быстроту реакции детей.

Ожидаемые результаты:

  • активизация деятельности детей;
  • развитие интеллекта, коммуникативных и творческих способностей учащихся:
  • вовлечение детей в активную творческую деятельность;
  • создание книги «Сборник сказок»

Реализация проекта

Для выявления уровня сформированности личностных результатов обучения были использованы следующие методики и анкетирование.

Методика Ж. Пиаже «Задание на выявление уровня моральной децентрации».

Содержание данной методики заключается в следующем: с каждым обучающимся проводится индивидуальная беседа, в процессе которой зачитывается текст «Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду». Затем испытуемому задаются вопросы: «Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку? Почему? Представьте, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?».

При выявлении уровня моральной децентрации были выделены следующие уровни выполнения задания: 1 уровень – отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок («нет, он уже получил свою булочку», «он сам виноват, уронил ее») (норма ответственности и санкция). Децентрации нет, осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя; 2 уровень – предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками («дать еще, но каждому») (норма справедливого распределения). Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм; 3 уровень – предложение дать булочку самому слабому – «дать ему еще, потому что он маленький» – норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому.

Таблица 1

Результаты выявления уровней моральной децентрации учащихся

2 «А» класса

Обучающийся

Уровень

Амина А.

2

Ильзар Б.

2

Залина Г.

3

Даниил Г.

1

Аминат Г.

2

Александр Д.

1

Элина З

3

Андрей Е.

3

Адам И.

2

10.

Рамазан М.

3

11.

Ясмин М.

2

12.

Абдула М.

3

13.

Карим М.

2

14.

Платон Н.

1

15.

Зайнаб П.

2

16.

Лидия Х

3

17.

Тимур Х.

1

18.

Карина Ш.

2

Диаграмма 1 – анализ выявления уровней моральной децентрации

Таким образом, из полученных данных можно сделать вывод, что 45 % обучающихся класса присуща норма справедливости распределения, так как они предлагают произвести повторное распределение имеющихся булочек между собой; 33 % учащихся предложили дать булочку самому слабому – норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств; 22 % опрошенных высказались об отказе давать малышу еще одну булочку, они считают, необходимо нести ответственность за совершенные поступки.

Следующим этапом проведения констатирующего эксперимента стало анкетирование «Оцени поступок» (Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и                    О. А. Карабановой).

Содержание анкетирования заключалось в следующем: учащимся необходимо оценить поступки мальчиков и девочек от 1 до 4 баллов (1 балл – так делать можно; 2 балла – так делать иногда можно; 3 балла – так делать нельзя; 4 балла – так делать нельзя ни в коем случае). Напротив каждой приведенной ситуации необходимо поставить выбранный ими балл.

Критерием оценивания является сумма баллов, которая характеризует степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.

Таблица 2

Результаты анкетирования «Оцени поступок»

Обучающийся

Общая сумма балов

Конвенциальные нормы

Моральные нормы

Нейтральные ситуации

1.

Амина А.

52

23

20

9

2.

Ильзар Б.

50

20

15

15

3.

Залина Г.

54

23

28

3

4.

Даниил Г.

49

18

23

8

5.

Аминат Г.

53

24

19

10

6.

Александр Д.

59

20

27

12

7.

Элина З

48

19

21

8

8.

Андрей Е.

52

20

27

5

9.

Адам И.

56

24

27

5

10.

Рамазан М.

54

22

19

13

11.

Ясмин М.

51

21

24

6

12.

Абдула М.

49

17

23

9

13.

Карим М.

55

24

21

10

14.

Платон Н.

50

27

21

2

15.

Зайнаб П.

48

17

24

7

16.

Лидия Х

52

24

23

5

17.

Тимур Х.

53

25

27

1

18.

Карина Ш.

52

23

23

6

Диаграмма 2 – анализ анкетирования «Оцени поступок

Таким образом, у 50 % обучающихся суммы равны; у 33 % обучающихся, сумма баллов характеризуется недопустимостью нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимостью нарушения конвенциальных норм более чем на 4 балла;               у 17 % учащихся – сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4 балла.

Методика «Что мы ценим в людях» предназначена для выявления нравственных ориентаций учащихся. Сущность методики заключается в следующем: ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить его отношение к нравственным нормам.

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой: 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют; 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное;         2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое; 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Таблица 3

Результаты методики «Что мы ценим в людях»

Обучающийся

Количество баллов

1.

Амина А.

2

2.

Ильзар Б.

2

3.

Залина Г.

2

4.

Даниил Г.

1

5.

Аминат Г.

3

6.

Александр Д.

1

7.

Элина З

2

8.

Андрей Е.

2

9.

Адам И.

3

10.

Рамазан М.

1

11.

Ясмин М.

2

12.

Абдула М.

1

13.

Карим М.

2

14.

Платон Н.

3

15.

Зайнаб П.

2

16.

Лидия Х

2

17.

Тимур Х.

2

18.

Карина Ш.

3

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у большей части испытуемых существуют нравственные ориентиры, эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивы. У 4-х учащихся нравственные ориентиры существуют, но ребенок не стремится им соответствовать. Еще у 4-х учащихся отношение к нравственным нормам активное и устойчивое. Исходя, из проведенного исследования можно заметить, что учащиеся данного класса имеют высокие представления о нравственных качествах, у некоторых учащихся присутствуют лишь средние показатели по всем критериям.

Таким образом, в ходе проведения первого этапа практической работы была определена характеристика развития нравственных представлений у учащихся 2 «А» класса. Необходимо отметить, что в данном классе не у всех учеников развиты необходимые нравственные качества на высоком уровне, поэтому необходимо продолжать работу, способствующую развитию этих качеств.

Результаты констатирующего этапа проведенного исследования показали средний уровень сформированности личностных учебных действий у учащихся 2 «А» класса. Исходя из проведенных диагностик, была выявлена необходимость развития у учащихся личностных учебных действий через применение метода проектной деятельности.

Опираясь на результаты анализа констатирующего эксперимента, был разработан следующий этап для формирования личностных результатов учащихся – формирующий.

Успех в образовательном процессе во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в работе обратилась к технологии проектного обучения, так как она является инновационной педагогической технологией, предполагающей организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие познавательной активности и творческих способностей школьников. Ученик, умеющий проектировать, усваивает больше информации, лучше анализирует прочитанное или услышанное, глубже вникает в суть происходящего через призму личностного восприятия, а значит – научится действовать не по шаблону.

В ФГОС НОО определено, работа над проектами должна осуществляться совместно со взрослыми. Поэтому помощь в реализации проекта оказывали родители учащихся, которые помогали учащимся реализовать свои идеи.

Для защиты проектов обучающиеся готовят презентации. Считаю, что такая постепенная работа позволит обучающимся подготовиться к работе над исследовательскими работами, что подготовит их к работе по федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.

Защита является обязательным пунктом в работе над проектом. Без нее проект не может считаться завершенным. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, школьник учится представлять добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Реализуя проект «Чему учит сказка?», мы еще раз перечитали с детьми любимые сказки, обратили внимание на важность в жизни таких ценностей, как любовь, добро, мудрость, милосердие, взаимопомощь, уважение, честность.

В процессе реализации проекта участники решали проблему: как самим создать красочную и интересную книгу. Работа над проектом велась на уроках и во внеурочное время. На первом уроке учащиеся приобрели информацию о русском народном творчестве.

Проект реализуется в несколько этапов.

Подготовительный. В ходе проведения первого этапа практической работы была дана характеристика развития нравственных представлений у учеников 2 «А» класса. Необходимо отметить, что в данном классе не у всех учеников развиты необходимые нравственные качества на высоком уровне, поэтому необходимо продолжать работу, способствующую развитию этих качеств.

Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок.

Планирование занятий, вводная презентация учителя, подготовка к практическим занятиям: подбор иллюстраций, списка книг, необходимых для работы детей. Оглашение задания на написание сказки собственного сочинения.

Формирование групп. На перемене перед началом урока «Литературное чтение» школьникам было предложено взять по одной цветной карточке, которые были специально заготовлены на одной из парт. Карточки имели разные цвета: красные, зеленые, синие. Я попросила учащихся пересесть со своих мест в зависимости от цвета карточек: 1 ряд – красные, 2 ряд – зеленые, 3 ряд – синие. Таким образом, класс был поделен на группы. В дальнейшем работа происходила в группах.

Анкетирование. Анкетирование учащихся по теме: «Сказки». Сопоставление ответов и их анализ.

Планирование. Распределение ролей в группе. Разработка заданий для групп. Отбор литературы.

Подготовка к презентации. В течение недели ребята писали сказку и оформляли её. Каждый ученик написал сказку сам, набрал текст на компьютере. Некоторые учащиеся свои сказки сопроводили иллюстрациями.

Заключительный этап (презентационный). Уметь донести до слушателей свою сказку. Представить книгу сказок на уроке внеклассного чтения.

В рамках проекта были проведены мероприятия: беседа «Дружба», беседа с родителями «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

В ходе организации проектного исследования было проведено анкетирование, которое отражало отношение учащихся к героям сказок и к самим сказкам.

Для дальнейшей работой над проектом проходила в микрогруппах. Каждой группе необходимо было написать и оформить свою сказку, для дальнейшей публикации в книге сказок. 1 микрогруппа готовила сказку о животных; 2 группа сочинила волшебную сказку; 3 микрогруппа писала бытовую сказку. Каждая группа сопровождала свои сказки иллюстрациями.

На протяжении двух недель учащиеся писали и оформляли свои сказки. Далее совместно с родителями сказки и иллюстрации были переведены в электронный формат для возможности распечатать и создать общую книгу сказок.

После окончания работы над проектом учащиеся 2 «А» класса презентовали свою книгу учащимся 2 «Б» и 2 «В» класса.

Работа над данным проектом способствовала формированию инициативности, лидерских качеств и организаторских способностей учащихся. Она расширила их кругозор, углубила знания по предмету. Ребята учились работать с различными источниками информации. Актуальным было умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, находя выход из спорных ситуаций. А в целом проект принес эмоциональное удовлетворение и пробудил интерес детей к предмету.

Подводя итоги работы над проектом, можно сделать следующие выводы:

Нравственное воспитание школьников является одним из приоритетных направлений развития сферы образования в России. Оно основывается не только на нравственных и моральных ценностях и мотивах, но и на развитии ведущих нравственных характеристик личности. Кто как не учитель, который имеет возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить особое внимание проблеме нравственного воспитания младшего школьника.

Требования ФГОС НОО к формированию УУД нашли отражение в планируемых результатах освоения программы учебного предмета «Литературное чтение». Особое значение для данной дисциплины имеет развитие ценностно-смысловой сферы, основ гражданской идентичности личности и коммуникации. «Литературное чтение» имеет свои возможности для формирования всех видов УУД, успешность развития которых зависит от ориентации на базовые знания в предметной области «Филология». Средством формирования УУД служат тексты учебника, рабочей тетради, их методический аппарат.

В курсе «литературного чтения» формируются следующие личностные УУД:

1. Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов. Одним из примеров могут служить следующие задания: «Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать? Задай этот вопрос своим близким»; «Для чего (для кого) учишься ты?».

2. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации. Примером могут служить следующие задания: «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя?»; «Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом»; «Какую мысль из последней главы ты считаешь для себя наиболее важной?».

3. Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания; формирование эстетических чувств. Примером могут служить следующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; «Кого вы можете назвать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге.

В курсе «литературного чтения» на достижение личностных результатов направлены задания: на высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; на анализ характеров и поступков героев; на формулирование концептуальной информации текста (В чем мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?) и т. д.

Для того чтобы благополучно формировать личностные УУД необходимо видеть в ребенке различные аспекты его личности – не только недостатки, но и имеющиеся положительные характеристики.

Уроки литературного чтения, на которых учащиеся под руководством учителя читают большое количество произведений с огромным нравственным потенциалом, представляют большие возможности для становления моральных норм личности.

Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности, необходимо, чтобы дети на уроке задумывались над прочитанным, сопереживали тому или иному персонажу, обдумывали их поступки и действия, осмысливали их трудности, соотносили их жизнь со своей жизнью, старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными общепризнанными нормами.

При формировании личностных универсальных учебных действий нужно придерживаться следующих указаний:

  • необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите отыскать в нем его индивидуальные личные особенности;
  • в жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый – это тот человек, который «открывает» ему реально существующий мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личностные качества и умения;
  • организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте психологические диагностики;
  • помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель (родитель) своей деятельностью, связанной с изучением предмета;
  • оказывать поддержку ученикам в освоении позиции субъекта, создавать условия для развития субъектной позиции;
  • на уроках применять разнообразные методы и приемы, повышающие учебную мотивацию;
  • создавать ситуации успеха, формировать стремление к достижению успеха, а не к избеганию неудач;
  • создавать на уроках ситуации, позволяющих учащимся выражать свои собственные способности, возможности;
  • организовывать групповую работу учащихся (в парах), применять на уроках такие учебные задания, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы, подчеркивать значимость достижений каждого в решении общей задачи;
  • создавать ситуации, обеспечивающие самопознание учащихся;
  • обучать учеников рефлексии, побуждать к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности;
  • поощрять инициативу, самостоятельность в учебном процессе;
  • выявлять мнение учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке;
  • содействовать созданию благоприятного психологического климата на уроках, проявлять доброжелательность, заинтересованность в предложениях, пожеланиях, замечаниях учеников.

Таким образом, для успешного формирования и развития универсальных учебных действий учителю начальных классов необходимо понять их структуру, а также сущностные отличия базового и повышенного уровня сформированности; актуализировать свои знания о методическом аспекте реализации деятельностного подхода в обучении; активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-творческий марафон (смотр достижений учащихся) «Чему учат в школе» (Окончание 1 класса).

Цели:            1. Развивать у учащихся познавательный интерес, желание   интеллектуально-творческой деятельности.                                                                                2. Во...

Статья "Почему наши дети учатся по-разному"

Часто мы задаем себе вопрос, почему дети учатся по-разному.Одни легко, с интересом – играючи, их не страшат временные неудачи, они уверены в успешном итоге, другие – учатся, с опаской, оглядывая...

Мальчики и девочки учатся по-разному.

Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить их задат...

Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»

Разработка классного часа направлена на развитие  у учащихся познавательного  интереса,  желания выполнять задания  интел­лектуальной деятельности; воспитание  умения ра...

Чему учат в школе

Праздничный концерт для родителей, воспитателей и будующих первоклассников....

Учат в школе....

Слайд-шоу  ( полная версия) http://www.proshkolu.ru/user/Arbyzjva/file/3003191/...