КВН по сказкам А.С. Пушкина
материал по чтению (4 класс)

Зезюлина Надежда Анатольевна

Урок КВН по сказкам А.С. Пушкина.-

Цели: познакомить  учащихся с биографическими фактами из жизни поэта;

- обобщить и закрепить   знание   сказок   А.С.  Пушкина;                

- расширять   кругозор учащихся;

- развивать   познавательные  способности, внимание, мышление, воображение,  память,  речь;

-воспитывать    интерес   к    творчеству А.С.  Пушкина.-

Задачи: учить определять круг своих знаний и выявлять пробелы;

- учить характеризовать человеческие качества героев произведения по их поступкам;

- учить рассказывать по иллюстрации  к прочитанному произведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КВН по сказкам А,С, Пушкина32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Учитель:

Зезюлина Надежда Анатольевна МКОУ  СОШ  №17

Класс:

4-а

Предмет:

Литературное чтение

Автор:

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. УМК «Школа России»

Тема урока:

Урок – КВН по сказкам Пушкина.

Тип урока:

Обобщение и закрепление знаний.

Цели:

- познакомить  учащихся с биографическими фактами из жизни поэта;

- обобщить и закрепить   знание   сказок   А.С.  Пушкина;                

- расширять   кругозор учащихся;

- развивать   познавательные  способности, внимание, мышление, воображение,  память,  речь;

- воспитывать    интерес   к    творчеству А.С.  Пушкина.

Задачи:

- учить определять круг своих знаний и выявлять пробелы;

- учить характеризовать человеческие качества героев произведения по их поступкам;

- учить рассказывать по иллюстрации  к прочитанному произведению.

Результаты:

Предметные:

- знать сказки А.С. Пушкина;

- характеризовать героев произведения;

- знать жанровые особенности сказок.

Метапредметные:

- анализировать содержание вопросов, определять круг своих знаний;

- анализировать художественное произведение;

- сравнивать произведения на основе заданных критериев;

- участвовать в работе пары.

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений А.С. Пушкина;

- осознавать, что сказки А.С. Пушкина помогают осмыслить жизненные ценности.

Межпредметные связи:

Русский язык, литературное чтение.

Оборудование:

Презентация: «Путешествие по сказкам», выставка книг, рисунки детей, рисунок дуба, дубовые листочки, сундук, петух.

Ход занятия

№п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности к уроку.

2.

Постановка темы, целей и задач занятия

Предлагаю по рисункам прочитанных произведений сформулировать тему, цели и задачи занятия.

(Слайд 1.)

Рассматривают рисунки, формулируют тему, цели и задачи занятия.

3.

Организация познавательной деятельности

1.Рассказываю об авторе, сопровождая слайдами 2, 3.

2.Показываю портреты А.С. Пушкина взрослого и в детстве, его няни Арины Радионовны.

3.Сообщаю, в какой форме будет проходить занятие и критерии оценивания.

4. Вопросы по сказкам.

 Задание № 1. «Лучший знаток сказок А.С. Пушкина».

(Слайд 4.) Дать полное название сказок.

Дополняю новыми сведениями, когда была написана и опубликована каждая сказка.

Задание № 2. Предлагаю узнать пришедшего героя из сказки и назвать эту сказку.

Сказочный герой задаёт свои вопросы по содержанию сказки, из которой он пришёл.

- Сколько лет я рыбачил? (Тридцать лет и три года.)

- Сколько раз я кинул невод, прежде чем поймал золотую рыбку? (2 раза.)

- Сколько моих просьб выполнила рыбка? (4).

(Слайд 5.) Предлагаю прочитать задание и дать на него ответ.

Предлагаю ответить на вопрос, чему учит эта сказка.

Задание  № 3.  «Наливные  яблочки»  (Слайд 6).

Предлагаю прочитать вопросы и ответить на них.

Предлагаю вспомнить, в какой сказке нам встречалось яблочко?

(Слайд 7)

Задание № 4. «К кому, и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту?»

Предлагаю ответить на вопрос, чему учит эта сказка.

Слушают рассказ учителя.

Рассматривают портреты, памятник.

Воспринимают и осмысливают критерии оценивания выполненных заданий.

Читают задание, называют сказку по иллюстрациям на слайде.

Читают даты написания и публикации сказок.

Называют героя сказки и дают ей название.

Отвечают на вопросы по сказке.

Читают и выполняют задание.

Формулируют вывод, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке».

Читают вопросы и дают на них ответы.

Называют сказку «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Читают вопрос и дают ответ на него.

Формулируют вывод, чему учит «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

4.

Физкультминутка

Провожу физические упражнения и упражнения для глаз.

Выполняют физкультминутку с показом действий. Поднимают руки, если эти герои  из сказок А.С. Пушкина. Если герои не относятся к сказкам А.С. Пушкина – хлопают.

5.

Продолжение работы по теме

Достаю из сундука Петушка и предлагаю определить, из какой сказки этот персонаж?

Предлагаю ответить на вопрос по сказке, прочитать и выполнить задание. (Слайд 8, 9.)

Задание № 1. Расставить слоги в порядке возрастания цифр и прочитать, что кричал петушок, предупреждая об опасности, в «Сказке о золотом петушке».

Предлагаю ответить на вопрос, чему учит эта сказка.

Задание № 2. «Назови сказку».

(Слайд 10.) Предлагаю прочитать отрывок из произведения и назвать, из какой он сказки.

…В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица ...  

Предлагаю ответить на вопрос и выполнить задание.

(Слайд 11.) Задание № 3.  Распредели в порядке появления героев сказки в «Сказке о царе Салтане…»: 33 богатыря, царевна Лебедь, белочка.

Предлагаю ответить на вопрос, какая основная мысль этой сказки.

Предлагаю на доске из слов на карточках составить название следующей сказки, о которой вспомним на занятии.

(Слайд 12.) Предлагаю ответить на вопросы по её содержанию.

  • С каких слов начинается эта сказка? (Жил-был  поп, толоконный  лоб.)
  • Как работал Балда? (Работает за семерых, досветла всё у него пляшет. Лошадь запряжёт, полосу вспашет. Печь затопит, всё заготовит, закупит.)
  • За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (За три года.)
  • Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости? (Своего внука  чертёнка.)

Предлагаю ответить на вопрос, какие отрицательные человеческие качества высмеивает автор в этой сказке?

Задание № 4. Конкурс «Из одной ли мы сказки?»

Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)

Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)

Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)

Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)

Попадья и золотая рыбка? (Нет)

Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)

Называют сказку «Сказка о золотом петушке»

Отвечают на вопросы.

Читают и выполняют задание в парах. Формулируют составленную фразу: «Кири-ку-ку, царствуй лёжа на боку!»

Формулируют вывод, чему учит «Сказка о золотом петушке».

Читают отрывок из произведения и называют сказку  - «Сказка  о  царе  Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Читают и выполняют задание.

Слушают вопрос и формулируют основную мысль сказки, что добро побеждает зло.

Составляют название сказки: «Сказка о попе и работнике его Балде».

Слушают вопросы и отвечают на них.

Слушают вопрос и дают на него ответ.

Отвечают коллективно на вопросы: «да-нет».

6.

Обобщение

1. Ответить на вопросы:

- Какие волшебные события, предметы и персонажи встречаются в сказках А.С. Пушкина? (Рыбка, зеркало, петушок, царевна лебедь, белка, 33 богатыря)

- Какие отрицательные качества людей мы видим в сказках А.С. Пушкина?

 (Злость, жадность, глупость, зависть, эгоизм, самолюбие).

- Какие положительные качества человека присутствуют   в его сказках? (Доброта, гостеприимство,  аккуратность, сострадание, милосердие, умение почитать родителей, уметь прощать.)

2. Работа с рисунками, которые нарисовали учащиеся.

-  Объяснить, какой эпизод изобразили, и к какой сказке.

Высказывания учащихся.

Показывают свой рисунок, объясняют, какой эпизод изобразили и к какой сказке.

7.

Рефлексия

- Что нового узнали на занятии?

Дополнить предложения:

- Я узнал…

- Я знаю…

- После занятия мне захотелось…

«Украсить дуб листочками» (зелёный – хорошо знаю все сказки А.С Пушкина, жёлтый – иногда ошибался, оранжевый – надо перечитать ещё раз сказки).

Анализируют учебную деятельность.

Дополняют предложения.

Считают количество своих жетонов.

Оценивают себя и товарищей, приклеивают свой листочек на ветки дуба.

8.

Подведение итога

1. Ответить на вопросы.

- По сказкам какого писателя мы путешествовали?

- Какое задание вам показалось трудным?

2. Показываю книги со сказками А.С Пушкина, которые есть в школьной библиотеке и предлагаю их перечитать.

(Слайд 13.)

3. Предлагаю завершить путешествие по сказкам словами:

Пушкин – это красота,      

Пушкин – это доброта,

Чтобы лучше было жить,

Надо с Пушкиным  дружить!

(Слайд 14.)

Отвечают на вопросы.

Формулируют вывод: надо ли взять и прочитать какую-нибудь сказку.

Читают хором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....

Литературный турнир по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Этот материал поможет учителю начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения....

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».

Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...

Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина в рамках Недели памяти А.С. Пушкина.

Данная работа представляет собой кроссворд по сказкам великого писателя и поэта А.С. Пушкина, который можно использоватть на уроках литературного чтения в начальной школе....

Сценарий праздника, посвященный инсценировкам по сказкам А.С. Пушкина " Мой Пушкин".

Совместно с воспитателями, родителями и детьми 2, 3, 4 классов был подготовлен праздник, приуроченный к году литературы.Мы решили взять сказки Пушкина. т. к. в них много мудрого, ценного, понятно...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....