Урок литературного чтения во 2 классе «Сказки – несказки В.В. Бианки» с использованием приёма ТРКМЧП (Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Горбачёва Светлана Викторовна

Данный урок направлен на формирование читательского интереса и качеств творческого читателя (внимательное, вдумчивое чтение, осмысление роли средств речевой выразительности; на развитие особого внимания не только к смыслу слова, но и к его форме). Дети знакомятся с новым жанром “природоведческая сказка”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виталий Валентинович Бианки. Кто чем поет?

     Слышишь, какая музыка гремит в лесу?

     Слушая ее, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.

     Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется.

Только не у каждого голос есть.

     Вот послушай, чем и как поют безголосые.

     Лягушки на озере начали еще с ночи.

     Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли.

     "Ква-а-а-а-а!.." - одним духом пошел из них воздух. Заквакали, запел лягушиный хор.

_________________________________________________________________

     Услыхал их Аист из деревни.

     Обрадовался:

     - Целый хор! Будет мне чем поживиться!

     И полетел на озеро завтракать. Прилетел и сел на берегу.

     Сел и думает:

     "Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую".

     Поднял длинный клюв,  застучал, затрещал одной его половинкой о другую,- то тише,  то громче,  то реже,  то чаще:  трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.

_________________________________________________________________

     А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:

     "Безголосая я  цапля!  Да ведь и Аист -  не певчая птичка,  а вон какую

песню наигрывает".

     И придумала:

     "Дай-ка на воде сыграю".

     Сунула в озеро клюв,  набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеру громкий гул:

     "Прумб-бу-бу-бумм!.." - словно бык проревел.

__________________________________________________________________

     "Вот так песня!  - подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. - Инструмент-то

у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?"

     Хвостом уперся,  назад откинулся,  размахнулся головой -  как  задолбит

носом по суку!

     Точь-в-точь - барабанная дробь.

__________________________________________________________________

     Вылез из-под коры Жук с длинными-предлинными усами.

     Закрутил,    закрутил   головой,   заскрипела   его   жесткая   шея   -

тоненький-тоненький писк послышался.

     Пищит усач,  а все напрасно;  никто его писка не слышит. Шею натрудил -

зато сам своею песнею доволен.

__________________________________________________________________

     А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок.

     Вокруг цветка на лужку кружит,  жужжит жилкаватыми жесткими крылышками, словно струна гудит.

     Разбудила шмелиная песня зеленую Саранчу в траве.

     Стала Саранча скрипочки налаживать.  Скрипочки у  нее на  крылышках,  а вместо смычков -  длинные задние лапки коленками назад.  На крыльях у  них - зазубринки, а на ножках - зацепочки.

     Трет себя Саранча ножками по бокам,  зазубринками за зацепочки задевает- стрекочет.

     Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.

__________________________________________________________________

     "Эх,  -  думает долгоносый Бекас под кочкой, - надо и мне спеть! Только

вот чем?  Горло у меня не годится,  нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся,  лапки не годятся...  Эх!  Была не была,  -  полечу,  не смолчу,чем-нибудь да закричу!"

     Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака.

     Хвост раскрыл веером,  выпрямил крылышки,  перевернулся носом к земле и

понесся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка.

     Головой воздух рассекает,  а  в  хвосте у  него  тонкие,  узкие перышки

ветром перебирает.

     И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял.

     А это Бекас.

     Отгадай, чем он поет?

     Хвостом!

__________________________________________________________________

В.Бианки «Кто чем поёт»- ссылка на ресурс: http://lib.ru/TALES/BIANKI/ktopoet.txt



Предварительный просмотр:

Виталий Валентинович Бианки. Кто чем поет?

     Слышишь, какая музыка гремит в лесу?

     Слушая ее, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.

     Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется.

Только не у каждого голос есть.

     Вот послушай, чем и как поют безголосые.

     Лягушки на озере начали еще с ночи.

     Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли.

     "Ква-а-а-а-а!.." - одним духом пошел из них воздух.

     Услыхал их Аист из деревни.

     Обрадовался:

     - Целый хор! Будет мне чем поживиться!

     И полетел на озеро завтракать. Прилетел и сел на берегу.

     Сел и думает:

     "Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую".

     Поднял длинный клюв,  застучал, затрещал одной его половинкой о другую,

- то тише,  то громче,  то реже,  то чаще:  трещотка трещит деревянная, да и

только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.

     А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:

     "Безголосая я  цапля!  Да ведь и Аист -  не певчая птичка,  а вон какую

песню наигрывает".

     И придумала:

     "Дай-ка на воде сыграю".

     Сунула в озеро клюв,  набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеру громкий гул:

     "Прумб-бу-бу-бумм!.." - словно бык проревел.

     "Вот так песня!  - подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. - Инструмент-то

у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?"

     Хвостом уперся,  назад откинулся,  размахнулся головой -  как  задолбит

носом по суку!

     Точь-в-точь - барабанная дробь.

     Вылез из-под коры Жук с длинными-предлинными усами.

     Закрутил,    закрутил   головой,   заскрипела   его   жесткая   шея   -

тоненький-тоненький писк послышался.

     Пищит усач,  а все напрасно;  никто его писка не слышит. Шею натрудил -зато сам своею песнею доволен.

     А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок.

     Вокруг цветка на лужку кружит,  жужжит жилковатыми жесткими крылышками,

словно струна гудит.

     Разбудила шмелиная песня зеленую Саранчу в траве.

     Стала Саранча скрипочки налаживать.  Скрипочки у  нее на  крылышках,  а вместо смычков -  длинные задние лапки коленками назад.  На крыльях у  них - зазубринки, а на ножках - зацепочки.

     Трет себя Саранча ножками по бокам,  зазубринками за зацепочки задевает- стрекочет.

     Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.

     "Эх,  -  думает долгоносый Бекас под кочкой, - надо и мне спеть! Только

вот чем?  Горло у меня не годится,  нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся,  лапки не годятся...  Эх!  Была не была,  -  полечу,  не смолчу,чем-нибудь да закричу!"

     Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака.

     Хвост раскрыл веером,  выпрямил крылышки,  перевернулся носом к земле и понесся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка.

    Головой воздух рассекает,  а  в  хвосте у  него  тонкие,  узкие перышки

ветром перебирает.

     И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял.

     А это Бекас.

     Отгадай, чем он поет?

     Хвостом!

В.Бианки «Кто чем поёт»- ссылка на ресурс: http://lib.ru/TALES/BIANKI/ktopoet.txt



Предварительный просмотр:

Кто?  

Где?  

Чем?  

Как?  

Кто?  

Где?  

Чем?  

Как?  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

тонконос – пеликан крестонос – кроншнеп долгонос – дятел серпонос – клест сетконос – бекас мешконос – мухолов долбонос – козодой тонконос – пеликан крестонос – кроншнеп долгонос – дятел серпонос – клест сетконос – бекас мешконос – мухолов долбонос – козодой тонконос – пеликан крестонос – кроншнеп долгонос – дятел серпонос – клест сетконос – бекас мешконос – мухолов долбонос – козодой тонконос – пеликан крестонос – кроншнеп долгонос – дятел серпонос – клест сетконос – бекас мешконос – мухолов долбонос – козодой тонконос – пеликан крестонос – кроншнеп долгонос – дятел серпонос – клест сетконос – бекас мешконос – мухолов долбонос – козодой тонконос – пеликан крестонос – кроншнеп долгонос – дятел серпонос – клест сетконос – бекас мешконос – мухолов долбонос – козодой


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Открытый урок

литературного чтения во 2 классе

«Сказки – несказки В.В. Бианки»

 с использованием приёма ТРКМЧП

 (Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»)

Автор:

учитель начальных классов

 ГОРБАЧЁВА С.В.

2020-2021 уч. г.

Цели и задачи урока.

  1. Формирование читательского интереса.
  2. Формирование качеств творческого читателя (внимательное, вдумчивое чтение, осмысление роли средств речевой выразительности; особое внимание не только к смыслу слова, но и к его форме).
  3. Знакомство с новым жанром “природоведческая сказка”.
  4. Взгляд на творчество писателя через его произведения.
  5. Развитие фантазии.
  6. Работа над спецификой детской литературы.

Оборудование

  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Презентация “Сказки-несказки”.
  • Аудио запись рассказа В.Бианки.
  • Выставка книг В.В.Бианки.
  • Фонограмма голосов птиц

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок
Он пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять,
И что-то новое из книг узнать.

«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».                                             А.Н.Толстой. (целеполагание)

  1. Актуализация знаний. Вступительное слово. (Слайд №1)

Соедини названия птицы, как называется произведение, в котором присутствуют данные герои, кто автор:

тонконос – (мухолов)

крестонос – (клест)

долгонос – (бекас)

серпонос – (кроншнеп)

сетконос – (козодой)

мешконос – (пеликан)

долбонос – (дятел)

Ответ:"Чей нос лучше?"Это В.В.Бианки.

– Вы уже читали произведения этого писателя. Поднимите руку, кому понравились его рассказы и сказки?

– Посмотрите на его портрет. (Слайд №2)

Биография Бианки.

– Виталий со своими братьями часто бывали в залах музея. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как же хотелось маленькому Виталию найти волшебное слово, которое бы “оживило” музейных зверей. Настоящие звери были дома: в квартире хранителя разместился маленький зоопарк.

Летом вся семья уезжала на дачу в Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее путешествие. Ему тогда было 5 лет. С тех пор лес для него стал волшебной страной, раем.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Своим главным “лесным” учителем Бианки считал своего отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Виталий не любил наблюдать за природой из окна. Всю жизнь он много путешествовал, собирая и записывая свои наблюдения в дневник.

Через много лет они преобразились в увлекательные произведения для детей. Первый рассказ был напечатан, когда писателю было 29 лет. Он назывался “Путешествие красногрудого воробья”, а следом за ним вышла его первая книжка“Чей нос лучше?”. Но самой замечательной книгой стала “Лесная газета”, которая переведена на многие языки мира.

35 лет писал Бианки о лесе. (Слайд № 3,4 + текст со слайда).

Это слово (ЛЕСНАЯ) часто звучало в названиях его произведений.

– В каких названиях есть это слово?

(“Лесные домишки”, “Лесные разведчики”,“Лесная газета” и т.д.) (Слайд № 5)

Повести, рассказы, сказки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последнее (сказки) он даже называл по-особенному“Сказки–несказки”. В них нет волшебных палочек и сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается – тот не так прост. Удалось-таки писателю найти такие волшебные слова, которые,“расколдовали” лесной мир.

Распредели признаки сказки и не сказки в два столбика.

– Давайте  подумаем, почему же эти произведения так называются“Сказки-несказки”, вроде бы сказки, а вроде бы нет.

На доске – карточка со словом: “Сказки”.

Дети называют признаки сказки: герои разговаривают, появляются новые герои, повторяются сюжеты.

На доске – карточка со словом “ Несказки”

Дети называют признаки несказки: узнаем много новых научных знаний о природе, о жизни ее обитателей.

2. Основная часть.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на “заповедник” Бианки. (Слайд № 6).

Попробуйте предположить, герои какой сказки пожаловали к нам в гости?

(“Кто чем поет”).

(Слайд № 7).

– Слышишь какая музыка гремит в лесу?

(Фонограмма голосов птиц).

– Что вы себе представили?

А). Работа с текстом

(Слайд № 8).

Первичное восприятие (слушание рассказа)

Вторичное восприятие ( самостоятельное чтение и работа с табличкой)

Таблица «Что?  Где?  Когда?  Почему?»

Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу

работы с информацией

Кто?

Кто?  

Где был?

Что? Чем?

Как?»

Лягушка

На озере

Пузырями за ушами

Квакают, лягушиный хор

Аист

В деревне

Клювом

Трещит, как трещётка

Выпь

В камышах

Клюв и вода

Ревёт,

как бык

Дятел

В лесу

Клювом по дереву

Задолбил носом

Барабанная дробь

Жук

Под корой

Жёсткая шея

Пищит, никто его не слышит

Шмель

Из гнезда под деревом

Крылышки

Жужжит словно струна гудит

Саранча

В траве

Крылышки и ножки

Стрекочет, играет на скрипочке

Бекас

Под кочкой

Хвост

Блеет как барашек

– Вспомните, в какой последовательности они появлялись в сказке? Кому трудно вспомнить, может открыть текст в книге. Он поможет вам восстановить сюжет произведения.

1. Лягушка – чем она поет? Найдите в тексте

(Пузырями за ушами).

2. А кто услышал песню лягушки? Почему он прилетел на болото?

(Завтракать, будет мне чем поживиться)

–Почему же он забыл про завтрак?

(Увлекся своей песней).

– Почему о пении аиста Бианки так говорит:“Трещотка трещит деревянная”?

– Какой звук оно напоминает?

(Сухой треск дерева).

– Чем поет?

(Клювом).

3. Кто услышал песню аиста?

– А она как поет?

4. О каком лесном музыканте говорится дальше?

(О дятле)

– Какую же музыку исполнил дятел?Чем?

5. Кого разбудил он своей песней?

(Жука)

– Чем он поёт?

(Шеей)

6. Где же исполнял свою песню шмель?

– Как же звучала его песня?

(Крылышками)

7. Кого разбудил жук?

– Как же поёт саранча?

(Лапками)

8. Почему Бекас так долго не вступал в общий хор?

(Нечем петь)

– Но он не возражал: “Эх, была не была! Полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!”

– Чем же запел Бекас?

(Хвостом)

– Голос какого животного был слышен с земли?

(Барашка)

Б). Работа в группах

– Возьмите конверты. Вытащите из них задание.

– Вам нужно будет сейчас распределить как пел каждый обитатель леса. Можно совещаться.

– Что помогло вам правильно распределить карточки?

– Какие слова рассказа помогают нам чётко понять, кто чем поёт?

(Аист, дятел, шмель, саранча)

– Слово имеет звуковой рисунок. Давайте прислушаемся к тому, как поёт аист.

– Какие звуки повторяются? И т.д.

Мы не можем услышать такое разнообразие голосов в природе. А вот В.Бианки помог нам одновременно услышать многоголосие обитателей леса.

Он придумал, как это сделать. Он услышал эту музыку в словах и передал её путем повторения звуков в словах.

И оказалось, что даже безголосые обитатели леса могут создать необыкновенный лесной хор.

Итог.

– А теперь, давайте, подумаем, сказка это или не сказка?

– Кто считает, что это сказка? Докажите.

  • Кто думает, что это не сказка? Докажите.

–Узнаём ли мы что-нибудь новое о природе? Что?

– Можно ли назвать её сказка – несказка?

– Таких произведений у В. Бианки очень много.

– Как вы поняли, что же такое сказки – несказки Виталия Бианки?

(Произведения, которые очень похожи на сказку,но дают познавательный материал о природе).

– Какие произведения из тех, что вы причитали можно назвать сказки – несказки? Почему?

В.В. Бианки так необычно писал о природе, как до него ещё никто не писал.

(Слайд № 10)

Многие писатели учились у В.Бианки интересно и занимательно писать о природе. (Слайд № 11)

– Посмотрите сколько замечательных книг написали другие писатели о природе. Все эти книги вы можете взять в библиотеке и прочитать.

3. Итог урока

– Какие же маленькие открытия вы сделали для себя на уроке? Что неожиданного было для вас?

(Узнали новое из биографии писателя, услышали“лесной хор”, познакомились со сказками –несказками и др.)

Таблица «Что?  Где?  Когда?  Почему?»

Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу

работы с информацией

Кто?

Кто?  

Что?  

Где?  

Когда?  

Почему?»

Вывод

 Что? Где? Когда? Почему? 

Рефлексия "Синквейн".

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературное чтение 2 класс "Сказка о рыбаке и рыбке."

презентация к сакзке  Пушкина " Сказка о рыбаке и рыбке."...

Разработка урока по чтению по теме «Сказки-несказки В.В. Бианки и Э.Ю. Шима».

Разработка урока по чтению по теме «Сказки-несказки В.В. Бианки и Э.Ю. Шима». Цель: познакомить с творчеством В. Бианки и Э. Шима; воспитывать бережное отношение к природе на произведениях этих п...

Тест по литературному чтению.4 класс Сказка П.Ершова "Конек-горбунок"

Тест по литературному чтению позволяет определить знание текста сказки....

урок чтения 2 класс сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"

ход урока с элементами критического мышления....

Урок по литературному чтению 3 класс "Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост "

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе .Тема " Д.Н.Мамин- Сибиряк. "Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост."Цели: познакомить с литературной сказкой, развивать ...

Урок литературного чтения 2 класс сказка В.Ф.Одоевского "Мороз- Иванович" "Школа 2100"

Урок литературного чтения по теме В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович" проводится используя технологию продуктивного чтения....