Конспект по литературному чтению 2 класс "Сказка мудростью богата.Честный мальчик (корейская сказка)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Прибылова Наталья Викторовна

Конспект урока по программе "  Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_literaturnomu_chteniyu_chestnyy_malchik.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Литературное чтение. 2 класс.  

Тема раздела: «Сказка мудростью богата».

Тема урока: Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»).

Тип урока – ОНЗ (открытие новых знаний)

Цели:

– Формирование приёмов понимания текста; формирование  умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

- Развитие умения формулировать основную мысль текста, соотносить основную мысль с заглавием. Совершенствовать навыки ролевого характерного выразительного чтения.

– Формирование  умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

– Духовно-нравственное развитие личности, способность оценивать поступки героев с точки зрения нравственности и этики, воспитание честности, сострадания.

Оборудование: учебник по «Литературному чтению» 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., компьютер, экран, колонки, мультимедийный проектор., презентация, карточки, дерево с листочками.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной  форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать с планом.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

                                         Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ι. Мотивация.

2. Актуализа

ция знаний.

3. Развитие умений.

4.Итог урока.

5. Домашнее задание.

– Урок литературного чтения.

– Поднимите руки те, кто бы хотел продолжить знакомство со сказками разных народов?

- Отправляемся в путешествие.

- Как называется раздел, в котором мы изучаем сказки?

Слайд №1

 - Мы познакомились уже с несколькими сказками из данного раздела.

-Что объединяет все эти сказки?

-Сегодня мы продолжим знакомство со сказками.

-Эпиграфом к сегодняшнему уроку  я взяла пословицу «Где правда, там и счастье».

Слайд №2

-Как вы понимаете смысл данной пословицы?

-Сегодня на уроке нам нужно либо доказать либо опровергнуть истинность данной пословицы. А поможет нам корейская сказка «Честный мальчик» (демонстрирую книгу «Честный мальчик)

Слайд №3,4

1. Работа с текстом до чтения. с.28

   а) Работа с заглавием сказки.

- Откройте учебник на стр.28. Рассмотрите это произведение.

-Что можно узнать из заглавия?

- Что значит, быть честным?

-Кто автор данной сказки?

-А кто из вас знает, как называется страна, в которой живёт - корейский народ?

-Верно, страна называется Корея, а корейцы - очень  трудолюбивый народ. Слайд №5,6,7,8,9.

 

 б) Рассматривание иллюстрации и беседа.

-Рассмотрите иллюстрацию (в учебнике и на слайде)

Слайд №4

-Кто герои сказки?

-Как они выглядят?

-Где происходит действие?

-Что необычного видите на иллюстрации?

– Можно ли предположить, какие отношения, добрые или злые, враждебные между стариком и мальчиком?

 - Как вы догадались?

- Сегодня на уроке мы попробуем сравнить с вами русские народные сказки с корейской народной сказкой.

- Что такое сказка?

- Назовите признаки сказки.

Слайд №10,11

- Какие зачины русских сказок вы знаете?

Слайд №12

 - Найдите зачин в корейской сказке, прочитайте.

- Что общее есть в этом зачине с  зачином русских сказок?

 - Чем отличается?

- Что это значит?

Слайд №13

- Послушайте начало сказки ( 1 абзац) и представьте то, что услышите. (читает учитель)

- Какую картину вы увидели?

- Что значит «на чужих работала»?

- Легко ли жилось мальчику?

-  Даже описание осенней природы, говорит о том, как мальчику нелегко: «…и листья опали, и холодный ветер зверюшек загнал в норки, а мальчику приходиться идти в холод рубить дрова».

- По настроению  какую картинку увидели?

- Предположите, что же сказочного может произойти дальше? (в чём волшебство, в чём троекратный повтор?)

2.Самостоятельное чтение учащимися сказки “Честный мальчик”.

– Прочитайте сказку “Честный мальчик” полностью и постарайтесь увидеть остальные признаки сказки.

 – Понравилась ли вам сказка? Поделитесь впечатлениями.

- Подтвердились ли наши предположения? ( в чём?)

-Кто герои сказки?

-За что старик наградил мальчика?

- Какие признаки сказки вы увидели в этом произведении?

- К какой группе сказок её можно отнести?

- Мы убедились, что русские народные сказки похожи на корейскую сказку.

- А для чего мы это делали?

Вы и ваши глазки хорошо поработали. Предлагаю   выполнить физминутку  для глаз.

Физминутка для глаз.

 «Ах, как долго мы читали»


Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)


Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками)


В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)


Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

3.Повторное чтение произведения (вслух, по абзацам),  ответы на вопросы по содержанию сказки и  деление её  на части, озаглавливание частей, составление плана.

-Давайте вместе прочитаем сказку, разделим её на смысловые части.

(План постепенно появляется на доске )- Слайд №14

 Дети читают первую часть сказки до слов «Чем он теперь дрова рубить будет?»

1) - Почему мальчику пришлось идти за дровами?

– Что случилось с мальчиком?

– Как отнесся к этому мальчик?

- Как это «топор дороже золота»?

- Почему?

– Можно ли случившееся назвать “бедой”?

– Как бы вы озаглавили эту часть?

2)– Читаем дальше. Дети читают 2 часть до слов: “Сказал он так и под водой скрылся”

– Что произошло?

– Кто же этот старичок?

– Как отнесся старичок к беде мальчика? Прочитайте.

– Как озаглавим эту часть?  

3)– Продолжим чтение (Дети читают 3 часть сказки до слов: «– Вот мой топор,  дедушка, – говорит»)

-Как старичок отнёсся к тому, что мальчик не взял ни золотой топор, ни серебряный? Найдите в тексте ответ.

- Почему старичок ухмыльнулся?

– Как старичок выполнил обещание?

- Почему старичок предлагал мальчику не его топор, а очень дорогие?

– Подберите название к 3 части.

4)– Давайте прочитаем сказку до конца.

– Как понимаете выражение “Не позарился на серебро, да золото”?

– Почему мальчик не взял себе чужого?

- Зачем старичок отдал все три топора мальчику? Почему?

-Найдите слова, которые доказывают, что мальчик был не только честный, но и вежливый, добрый.

- Найдите концовку в корейской сказке?

- Что значит – не знали нужды?

- Что общего в концовках сказок?

-Как озаглавим 4 часть?  

4. Работа с текстом после чтения.

   а) Работа с планом.

- Прочитайте наш план и скажите, для чего мы его составляли?

 1. С мальчиком случилась беда.

2. Встреча мальчика со стариком.

3. Три топора.

4. Награда за честность.

- Как мы с ним можем  поработать?

- Это будет домашнее задание – подготовить  подробный пересказ по плану.

-Для чего необходимо понимать содержание?

-Назовите главную мысль сказки.

 3 варианта. Слайд №15

- Что же общего в сказке корейского народа и русских народных сказках?

-Есть ли в сказке отрицательные герои?

Для продолжения  работы нам нужны силы, а поможет нам  их пополнить физминутка.

Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка .
Наклонились, ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись
Разминаем руки, плечи
Чтоб сидеть нам было легче
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем
Вправо, влево, раз и два
Думай, думай голова
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка

  б) Работа по карточкам.

- Перед вами карточки, в которых перечисляются положительные и отрицательные характеристики качеств человека. Найдите и подчеркните в них те качества, которыми обладает главный герой произведения?

 - А кто главный герой произведения?

Карточка :( Приложение№1)

Отзывчивый, ленивый, почтительный,  хитрый,

вежливый, грубый, справедливый, искренний, жадный, добрый, смелый, уступчивый, любит мать, злой, заботливый, правдивый, внимательный,  эгоистичный, честный, трудолюбивый, мудрый.  

- Прочитайте, какой мальчик в сказке.

- Действительно, главный герой в этой сказке и  отзывчивый, и правдивый, и почтительный, и вежливый, добрый, заботливый, внимательный, и честный, и трудолюбивый.

  в) Работа с заглавием.

- Но почему же сказка называется честный мальчик, а не добрый или вежливый мальчик?

- А какое название вы бы дали этой сказке?

- Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топор принадлежат ему?

- А почему бы старик не стал ему помогать?

- Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность?

-Почему эта сказка помещена в разделе «Сказка мудростью богата»?

-Кто в ней носитель мудрости?

-В чём проявилась его мудрость?

г) Работа  в группах.

Следующее задание я вам предлагаю выполнить в группе. Восстановите  последовательность событий  в  сказке «Честный мальчик». (Перед работой вспоминаем правила работы в группе). (Приложение№2).

Проверка  работы групп.

   д) Чтение по ролям.  Чтение по ролям 2 части, 3, 4 частей.

5.  Рефлексия.

- Прочитайте ещё раз пословицу- эпиграф к нашему уроку. Слайд №16.

-Подходят ли она к сказке? Можем ли мы утверждать, что «где правда, там и счастье?»  Почему?

-Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям?

- Чему учит сказка?

-Если бы вы были на месте мальчика, как бы вы поступили?

– Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?

- Ежедневно случаются с нами ситуации, в которых проверяется наша честность.

 - Ребята, а трудно ли быть честным?

 - Ребята, а кому из вас захотелось ещё раз перечитать эту сказку?

6) Ответьте на вопрос учебника на стр. 30: «Чем

схожи сказка В.Одоевского «Мороз Иванович» и сказ П.Бажова «Серебряное Копытце» с корейской сказкой «Честный мальчик»?

Слайд №17

 

7) Выращивание «дерева мудрости».  Коллективная работа.

- У мальчика в этой сказке главная черта – честность. У каждого из вас есть тоже главная положительная черта характера, которая помогает вам поступать всегда правильно, значит  мудро.

- Я предлагаю вам вырастить сейчас «дерево  мудрости»,на нём будут расти ваши положительные черты характера, которые помогают нам каждый день. Для этого возьмите лист дерева и напишите на нём свою лучшую черту характера.

- Озвучьте по цепочке свою лучшую черту.

- Я рада, что в нашем классе так много честных и добрых, мудрых  детей, эти качества помогают быть нам счастливыми.  

8. Самооценка деятельности на уроке , оценивание учителем.слайд18,19

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

-С каким настроением вы уходите с урока?

- Какое домашнее задание вы бы сегодня задали?

- И ещё  подобрать и выучить 3 пословицы о честности.

- «Сказка мудростью богата».

- Учат мудрости.

-Высказывания детей.

Рассматривания произведения.

- Главный герой мальчик и он честный.

-Быть искренним, прямым, правдивым.

-Корейский народ.

-Корея.

- Мальчик и старик.

-Мальчик в длинной рубахе с поясом, в коротких штанах, старик в дорогом халате, на голове необычная шляпа, у старика длинная борода…

-Действие происходит в лесу, на берегу  озера или возле реки…

-У старика борода, как волны, он похож на волшебника, в руках у него топор, необычная природа, цветущее дерево…

- Отношения между стариком и мальчиком добрые, добрый взгляд, улыбка старика, старик обнял мальчика…

Сказка – это жанр литературного произведения и имеет  признаки.

-Зачин, волшебные события, троекратный повтор, добрый конец.

- Жили- были … В некотором царстве, в некотором государстве… за тридевять земель, в тридесятом государстве… За горами, за долами, за высокими лесами…

-Давным –давно жил в горном селении мальчик.

- Слова  «давным-давно».

-Горное селение.

-Высказывания детей, рассматривание фотографии.

-Отец умер, мать на чужих работала…

- Высказывания детей.

-Грустную, печальную.

-Высказывания детей .

-Высказывания детей.

- Старик и мальчик.

- За честность.

 -Зачин, волшебные события, троекратный повтор, добрый конец.

- Волшебная.

- Чтобы лучше понять произведение.

- Отец умер, а мать с утра до ночи работала, и мальчик помогал матери зарабатывать деньги…

-Он уронил топор в воду.

- Он заплакал и подумал: «Чем он теперь дрова рубить будет?»

- Он был ему слишком дорог.

- Может он ему от отца достался и это был единственный топор, которым он мог рубить дрова)

-Да, отец мальчика умер, а мальчику приходилось  рубить дрова и продавать их на рынке, работать, как взрослому…

-«С мальчиком случилась беда».

-Появился старичок.

-Он волшебник.

-А старичок и говорит: «Не горюй мальчик, найду твой топор».

- «Встреча мальчика со стариком».

-Он «усмехнулся в седую бороду».

-Был удивлён  поступком мальчика. Ему понравилось, что мальчик не взял чужой топор.

-Он нашел топор мальчика.

- Проверял мальчика – возьмёт ли он чужое? Хотел проверить возьмет мальчик золотой топор и серебряный топор или нет?

- «Три топора».

-Не хотел взять чужого.

-Он был честным.

-Он наградил мальчика за его честность, добросовестность, трудолюбие, почтительность.

-«Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошёл».

-И с тех пор не знали они с матерью нужды и горя.-

-Не знали бедности, нищеты, недостатка, скудости…

- Конец хороший, добро вознаграждено.

- Награда за честность.

-Чтобы лучше понимать текст.

-Подготовить пересказ по плану…

-Выделить главную мысль произведения…

-Старичок наградил мальчика за его честность и трудолюбие.

-Построение, есть  главная мысль…

- Нет.

-Мальчик.

-Дети перечисляют  качества главного героя.

-Здесь рассказывается, о том, как мальчик проходил испытания на честность, корейский народ очень ценит честность.

-Высказывания детей.

-Старик не стал бы ему помогать.

-Он бы обманул старика, а обманывать – нехорошо)

-Он похож на волшебника. Хотел убедиться в честности мальчика)

-Потому, что старик поступил мудро.

-Старик.

-Он хотел помочь бедному  мальчику. Но помогает мудрец только хорошим людям. Поэтому он придумал главному герою испытания, и он,  не задумываясь, не сомневаясь, проявлял честность.

( Примечание:   в предлагаемом задании две  карточки со схожим содержанием, но одна содержит ошибочные сведения. Учащиеся должны найти лишнюю карточку и доказать правильность своего выбора, обратившись к    тексту сказки).

-«С тех пор не знали они с матерью нужды и горя, т.е. жили в достатке и радости, были счастливы, честность мальчика принесла счастье в семью».

- Быть честным, добрым, вежливым, трудолюбивым….

- Высказывания детей.

- Высказывания детей.

-В этих сказках схожи герои: дедушка и девочка, старичок и мальчик, есть зачин, добрая концовка, есть троекратный повтор; герои за добрые поступки получают награду. Содержание этих сказок похоже, есть главная мысль. Честные и хорошие поступки всегда вознаграждаются.  В сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница была вознаграждена сундуком с драгоценностями за честную работу, трудолюбие, вежливость. В сказе П.Бажова «Серебряное копытце» девочку Дарёнку наградили драгоценными камнями за доброту и заботу. В корейской сказке «Честный мальчик» герой получил награду за честность, воспитанность, почтительность к старшим, трудолюбие.

У детей на партах листья деревьев, на них они пишут свою хорошую черту характера, затем листочки приклеивают на дерево (на доске)

- учебник с.28-30,

- чтение по ролям, передав интонацию мудрого старичка и мальчика,

 - пересказ по составленному плану.

Приложение№1

Карточка:

Найдите и подчеркните в них те качества, которыми обладает главный герой произведения?

Отзывчивый,  ленивый, почтительный,  хитрый,

вежливый, грубый, справедливый, искренний, жадный, добрый, смелый, уступчивый, любит мать, злой, заботливый, правдивый, внимательный,  эгоистичный, честный, трудолюбивый, мудрый.  

Карточка:

Найдите и подчеркните в них те качества, которыми обладает главный герой произведения?

Отзывчивый,  ленивый, почтительный,  хитрый,

вежливый, грубый, справедливый, искренний, жадный, добрый, смелый, уступчивый, любит мать, злой, заботливый, правдивый, внимательный,  эгоистичный, честный, трудолюбивый, мудрый.  

Карточка:

Найдите и подчеркните в них те качества, которыми обладает главный герой произведения?

Отзывчивый,  ленивый, почтительный,  хитрый,

вежливый, грубый, справедливый, искренний, жадный, добрый, смелый, уступчивый, любит мать, злой, заботливый, правдивый, внимательный,  эгоистичный, честный, трудолюбивый, мудрый.  

Карточка:

Найдите и подчеркните в них те качества, которыми обладает главный герой произведения?

Отзывчивый,  ленивый, почтительный,  хитрый,

вежливый, грубый, справедливый, искренний, жадный, добрый, смелый, уступчивый, любит мать, злой, заботливый, правдивый, внимательный,  эгоистичный, честный, трудолюбивый, мудрый.  

Карточка:

Найдите и подчеркните в них те качества, которыми обладает главный герой произведения?

Отзывчивый,  ленивый, почтительный,  хитрый,

вежливый, грубый, справедливый, искренний, жадный, добрый, смелый, уступчивый, любит мать, злой, заботливый, правдивый, внимательный,  эгоистичный, честный, трудолюбивый, мудрый.  

Карточка:

Найдите и подчеркните в них те качества, которыми обладает главный герой произведения?

Отзывчивый,  ленивый, почтительный,  хитрый,

вежливый, грубый, справедливый, искренний, жадный, добрый, смелый, уступчивый, любит мать, злой, заботливый, правдивый, внимательный,  эгоистичный, честный, трудолюбивый, мудрый.  

Приложение№2

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал те дрова на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверюшек, мальчик взял свой топор и отправился за дровами.

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал те дрова на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверюшек, мальчик взял свой топор и отправился за дровами.

Шёл он, шёл и пришёл к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, - подумал мальчик. - Из него много дров получится». Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.

Шёл он, шёл и пришёл к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, - подумал мальчик. - Из него много дров получится». Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.

Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.

Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.

И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный.

Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.

Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.

И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный.

Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого серебра.

Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор золотой.

И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный.

Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого серебра.

Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор золотой.

И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный.

А старик усмехнулся ласково и сказал:

- Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке - они дорого стоят, - и пусть твоя мать не работает больше на чужих людей.

Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошёл.

С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.

А старик усмехнулся ласково и сказал:

- Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке - они дорого стоят, - и пусть твоя мать не работает больше на чужих людей.

Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошёл.

С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...

Конспект урока литературного чтения Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»).

Автор представил технологическую карту уроку и презентацию урока литературного чтения во 2 классе по теме "Где правда, там и счастье (корейская сказка Честный мальчик)" ОС Школа 2100...

"Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Предмет: литературное чтение.  Тема урока: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)"....

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

Корейская сказка "Честный мальчик"

Литературное чтение. 2 класс. Тема раздела "Сказка мудростью богата" Тема урока "Где правда, там и счастье"Корейская сказка "Честный мальчик"....