Урок литературного чтения 2 класс сказка В.Ф.Одоевского "Мороз- Иванович" "Школа 2100"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Петрухина Наталья Викторовна

Урок литературного чтения по теме В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович" проводится используя технологию продуктивного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_lit_2ri_ur132.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– формируем умение относить сказочных героев к одной из групп;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

 Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

  2  

Учитель: Белый снег пушистый

                  В воздухе кружится

                  И на землю тихо

                   Падает, ложится…

- О каком времени года эти строчки?

-Ребята, поднимите руки, кто любит зиму.

- А сейчас я вам предлагаю небольшую встречу с этим временем года.

Звучит «Вальс снежинок» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

(Презентация.)

     - Какой самый любимый праздник у детей зимой?  

- А кто главные герои этого праздника? (Ёлка, Дед Мороз и Снегурочка).

- Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним сказочным новогодним героем.

В новогоднюю ночь происходят волшебство и чудеса, исполнение желаний и даже можно попасть в сказку.

Учитель: Сказки - мудростью богаты

 Сказке - скажем “Приходи”!

 Это присказка ребята

 Но, а сказка впереди.

Учитель: Что же такое СКАЗКА?

Дети: Сказка – это жанр устного народного творчества.

I. Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».   3  1  1  3  

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на

развороте учебника.

II. Развитие умений.

Работа с текстом до чтения.

– Откройте с. 41 и прочитайте название сказки. Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович? (Предположения детей.)

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

– Откуда я узнала, что это сказка? (Написано после заголовка.)

– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора. Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие? (Работа с выставкой книг)

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 41. Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? Почему так думаете?

– Сколько частей в сказке? (5.)

– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?

– А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.

Работа с текстом во время чтения

Чтение сказки по частям учителем и учениками вслух.

(Чтение учителем)

Вопросы после чтения 1-й части.

– Говорят ли имена девочек об их делах?

-Что они означают?

-Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (рук- и дел- т.е. всё умеет делать руками.)

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

– Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный.)

-Прочитайте зачин.

– Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают. Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)

Чтение второй части по «цепочке»

После чтения 2-й части.

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька.)

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? Предположения детей.

– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.

Чтение учителем.

После чтения 3-й части.

– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?

Почему?

– Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)

-Сколько дней должна была прожить рукодельница у Мороза Ивановича? (Три).

– Как отблагодарил её дед?

Физминутка.

4-я часть. Жжужащее чтение.

После чтения 4-й части.

Выборочное чтение.

Прочитайте с какими словами провожала нянюшка ленивицу к Морозу Ивановичу.

Что ответила она пирожку?

Что ответила она яблоньке?

Прочитайте как готовила обед ленивица.

– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?

Чтение по отрывкам выбранными учениками.

5-я часть.

После 1-го абзаца:

– Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.)

– Справится ли она с этой работой?

После чтения 5-й части:

– Чем наградил Ленивицу старик? Почему?

Выявление первичного восприятия текста.

– С кем произошла сказочная история?

– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило?

Работа с текстом после чтения.

Обобщающая беседа.

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)

– Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог.

 -А сейчас ребята –работа в парах.

1. « Собери пословицы».

Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Хорошей хозяйкой дом стоит.                                     Объясните смысл пословиц.

– Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»?

-А сейчас мы все вместе сделаем обложку к этой сказке. (Работа в группе)

 Учитель сообщает, что этот разговор будет продолжен на следующем уроке.

ΙV. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы автора в конце сказки.

2. Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода.

3. Нарисовать дом Мороза Ивановича (по желанию – задание 3 на с. 6 тетради.)

Деятельность учащихся:

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

– Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

Урок литературного чтения "По сказкам А.С.Пушкина" 4 класс по программе "Школа России"

Нетрадиционный урок - КВН с использованием регионального компонента...

Конспект урока литературного чтения В. Драгунский "Друг детства" (УМК "Школа 2100)

Учить читать - такую задачу поставила я  перед собой, предполагая, что чтение художественного текста - процесс медленный, потому что читает ребенок в режиме диалога с автором (думает над смыслом ...

Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Цели урока:·         углубить литературное образование;·         обобщить знание о жизни и творчестве А.С.Пушкина;·...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок литературного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Литературное чтение, 2 класс, Система Л.В.Занкова, учебник - литературное чтение – Свиридовой В.Ю., Работа над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Цели урока: формирование умен...

Урок литературного чтения. Волшебные сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Работа со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.Цели:обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;формиро...

Урок литературного чтения "Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по картинкам. Чтение слогов и слов с буквой «Н»"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ»Класс: 1 «А».Предмет: обучение грамоте.Тема: Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по картинкам. Чтение слогов и сл...