Урок литературного чтения "По сказкам А.С.Пушкина" 4 класс по программе "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Устинкина Татьяна Николаевна

Нетрадиционный урок - КВН с использованием регионального компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:

- Сегодня наш урок посвящен обобщению ваших знаний по сказкам А.С.Пушкина. Урок наш пройдет в виде игры К В Н , в ходе которой мы выявим лучших знатоков сказок А.С.Пушкина. В игре принимают участие 2 команды.

Команда: «Золотая рыбка»

Команда: «золотой петушок»

-А наших уважаемых гостей мы просим быть нашими компетентными жюри.

-Итак, мы начинаем. К В Н.

Пушкин и Толстой, Лермонтов и Чехов , Горький и Серафимович , Фадеев и Шолохов. Эти и многие, многие  другие имена , составляющие славу и гордость нашего Отечества, связаны с донским краем . Их дороги пролегали через Придонье , они оставили здесь свой след в людской памяти .

После пребывания на донской земле Пушкин в 1829 м году написал стихотворение «ДОН», где воспел полюбившийся ему донской край.

«Блеща средь полей  широких, Вот он льется!.. Здравствуй, Дон!»

Придонские степи очаровали великого Пушкина, заставили взять в руки перо и воспеть сказочные видения на Дону.    

2  СООБЩЕНИЕ.  

1 ученик:                                                                                                        

-Путешествуя по донской земле, Пушкин направился  из станицы Аксайской в Новочеркасск. Путь пролегал  мимо старого сада атамана Ефремова. Слева от дороги высился огромный раскидистый дуб и вдруг Пушкин приметил полускрытую листвой девушку в длинном ярком платье.  «Смотрите русалка на ветвях сидит»- воскликнул он.  

Друг Пушкина, улыбнулся: «На дубе сидит простая девка – казачка.

Но ты не был бы Пушкиным, если бы не увидел в ней русалку "

2 ученик:

Недалеко от Цимлянской столицы была и вотчина Черномора – злого волшебника и хозяина донских степей. Пушкин  отдыхал под вековыми дубами  в гирлах Дона, там где ржавели в речном иле могучие цепи – подводный барьер для кораблей , закрывший путь к Азовской  крепости . здесь же, сказывают, была и самая главная цепь – золотая

«У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том»

3 ученик :

На одном из островов в донских гирлах Пушкин увидел покосившуюся избушку без окон, да  и дверей  он не приметил .Обшарпанная, давно не беленная, казалась она совсем нежилой . И вдруг, будто из под земли , явилась подле избушки старуха – простоволосая, черная от загара, с заткнутым за пояс передником . Приложив ко лбу ладонь, поглядела на проезжавший мимо экипаж Пушкина.

- «Вот те на!- весело вскричал Пушкин

«- Ни дать ни взять Баба Яга у своей избушки на курьих ножках!»  

        Учитель

И еще многое , наверное, виделось поэту, путешествуя по донской земле.

У каждого возраста свой Пушкин . Для маленького читателя Пушкин прежде всего поэт – сказочник. Специально для детей  поэт сказок не сочинял , но все сказки , которые он сочинил , стали любимы детьми.

« Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!»

        

Приветствие команд.

1 Ученик:

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас !

А для кого они? Для нас!

2 Ученик:

Мы знаем ,

Вы любите игры.

Песни , загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем Пушкина сказки!

        Разминка:

1 Учитель:

Место действия Пушкинских сказок- Древняя Русь- избяная, рубленная из столетних кряжей .Представьте, что мы с вами находимся в избе где Пушкин когда-то сочинял свои знаменитые сказки. Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете. Для этого вам надо решить кроссворд.

 Ответьте  на вопросы:

1 Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка» ?

        (простофиля)

2 Птица, которая была посажена, на спицу для охраны  границы царства?

        (петушок)

3 Лесной зверек, живший в хрустальном дворце?

        (белка)

4 Пристают к заставе гости … Гвидон зовет их в гости

        (Князь)

5 Глядь: опять пред ними землянка ,а пред нею разбитое …

        (корыто)

6 И послушалась…;

Тут же на берег она бочку вынесла легонько и отхлынула  тихонько.

        (волна)

7 Какое слово объединяет все слова  кроссворда.

        (сказка)

        Учитель:

Нам все знакомо выражение « В сказках Добро всегда побеждает Зло»

Цель нашей работы сегодня раскрыть значение терминов «добро» и «зло»  

НА примере сказок А.С.Пушкина, научиться сравнивать образы героев.

Итак, что же такое Добро и Зло? Вам необходимо было дома найти  в толковом словаре значение этих слов.

1 ученик: Добро это то ,что хорошо  полезно  человеку, с чем связаны надежды людей. представления о свободе и счастье.

2 ученик :

Зло всегда имеет  отрицательный смысл и обозначает плохое , влекущее за собой беды, страдания ,горе , несчастье.(Школьный философский словарь)

3 ученик:

Добро – в духовном значении благо , что честно и полезно,  все чего требует от нас долг человека.

4 ученик:

Зло – худое,  лихое . Злой человек , причиняющий зло другим , вредный,  пагубный.

( Словарь живого русского языка Владимира Даля)

         Учитель:

Можем ли мы утверждать , что добро и зло являются противоположными понятиями ?

        Ученики:

Да. Добро и зло являются противоположными понятиями

 

        ПАНТОМИМА

1 УЧИТЕЛЬ.

В народных сказках всех героев можно распределить на положительных и отрицательных.

Мне хотелось бы , чтобы вы усвоили не только значение слов , данных в словаре , но и попытались увидеть как А.С.Пушкин показывает добро и зло в своих сказках.

Для домашнего задания каждой команде было предложено  подготовить пантомиму к любой из сказок Пушкина.

Каждая команда сейчас покажет нам фрагмент сказки .Команде соперников необходимо угадать из каких сказок пришли эти персонажи.

2 Показ фрагментов сказок.

1 команда:  

Сказка «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

         Обсуждение сказки.

 Учитель. 1. Назовите полное название сказки.

2 .Что случилось с царевной и ее сыном, когда царь был на войне?

Ученик.

А ткачиха с  поварихой                 И привез гонец хмельной

С  сватьей бабой Баборихой        В тот же день приказ такой

Обобрать гонца велят        «Царь велит своим боярам,

И в суму его пустую        Времени, не тратя даром,

Суют грамоту другую        И царицу, и приплод

        Тайно бросить в бездну вод

Учитель. Какими словами мы можем выразить отношения ткачихи с поварихой к царице.

Ученик. Ненависть, зависть.

Учитель. Обладает ли добрый человек  такими чувствами.

Ученик. Нет, эти чувства характерны для злых людей.

        2. Команда.

«Сказка  о попе и работнике его   Балде»

Обсуждение сказки.

Учитель. Как называется эта сказка?

Какой урок следует извлечь из этой сказки?

3 Конкурс.

«Лучшие знатоки сказок Пушкина.»

Командам предлагаются вопросы.

1 Команда.        2 Команда.

1.Расплачиваясь с Балдой,        1 Что кричал петушок ,сидя на

поп подставил лоб. Что же         спице?

приговаривал Балда         Ученик.

с укоризной?.        Кири-ку-ку царствуй лежа на

Ученик.        боку.

Не гонялся бы ты, поп,        2 Какими словами начинается         

за дешевизной.        «Сказка о рыбаке и рыбке»?

2 Как А.С. Пушкин начинает         Ученик. Жил старик со своею

«Сказку о Золотом петушке»?        старухой у самого синего моря.

Ученик .Негде в тридевятом        3 Продолжите строки сказки

царстве , в тридесятом         «Белка в нем живет ручная , да

государстве жил- был        чудесница, какая! Белка…

славный царь Дадон.        Ученик. Песенки поет, да орешки

3 Перечислите по порядку        все грызет , а орешки непростые,

в кого обращался князь        скорлупы -то золотые,

Гвидон Салтанович?         ядра -  чистый изумруд ,

Ученик. В комара, муху,        белку холят, стерегут.

шмеля.        4 Какими словами заканчивается

4 Что пообещал царь         «Сказка о Золотом петушке»?

Дадон мудрецу?        Ученик «Сказка ложь, да в ней

Ученик. « За такое одолженье,        намек, добрым молодцам урок.»

-говорит он в восхищенье-        5 Перечислите по порядку к  

Волю первую твою ,        кому обращался королевич

Я исполню ,как мою.»        Елисей в поисках царевны

5 Что ответило зеркальце         молодой?

злой мачехе в конце сказки?        Ученик. К красну солнцу,

Ученик. « Ты прекрасна ,спору нет ,        месяцу, ветру.

- но царевна все ж милее ,

все ж румяней и белее»

6 С какими словами обратился        6 Что послужило причиной

королевич  Елисей к месяцу?         смерти  царевны?

Ученик « Месяц, месяц, мой        Ученик. Яблоко, которое было

дружок, позолоченный рожок».        напоено ядом, которое

        ей дала нищая Черница.

Конкурс  капитанов.

Чтение наизусть отрывка из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Анализ отрывков из сказки .

Учитель .Подумайте, в образах каких героев из этой сказки заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученик. Царевны и царицы.

Учитель . Почему царица решила погубить царевну?

В чем суть конфликта между ними?

Ученик. Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает ей , что падчерица

 «милее и белее», чем она.

 Учитель . Как относится царица- мачеха к царевне?

Ученик. Завидует ей, ненавидит ее.

Учитель. Для кого характерны такие качества?

Ученик. Для злых людей, добрый человек такими качествами не обладает.

Конкурс. Выборочное чтение.

Учитель. Почему царевна решила , что в тереме « люди добрые живут»?

Ученик. Есть иконы, в горнице чисто,  светло.

Учитель. Прочитайте,  как об этом  сказано в тексте?

Прочитайте, что сделала царевна в доме?

Ученик. Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель . Как это характеризует героиню?

Ученик. Она не только красивая ,скромная, но и трудолюбивая.

Учитель. Прочитайте, кто приходит к царевне с целью погубить ее?

На чьей стороне Соколко?

Ученик. Соколко пытается помочь царевне , он даже съедает отравленное яблоко , чтобы объяснить богатырям ,что произошло с царевной.

Учитель. Получается, что Зло победило .Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученик. Нет! Царевич Елисей обращается за помощью к Солнцу, Месяцу, Ветру и спасает свою невесту.

Учитель . В сказках у добра всегда много помощников ,а Зло- одиноко .

Учитель .Найдите строки,  в которых говорится о последних минутах жизни злой царицы – мачехи.

Пять раз в сказке царица названа злой, и она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

Прочитайте эпиграф .

« Лишь добро одно бессмертно.

Зло  подолгу не живет».

Можем ли мы согласиться с высказыванием поэта Шота Руставели?

Ученик. Да , ведь злая царица умирает , а царевна оживает.

Значит Добро победило.

Конкурс «Театральная студия»

1 Команда        2 Команда

        Инсценирование:

«Сказка о мертвой царевне                «Сказка о рыбаке и рыбке».

и о семи богатырях».

        Ответы на вопросы:

Учитель        Учитель.

От чего умерла царица-мачеха?        Какой главный сказочный

Ученик.        закон выполняется здесь?

От зависти и злости        Ученик.

Учитель. Чему учит эта сказка?        Закон справедливости.

Ученик. Доброте, великодушию,

храбрости, преданности в дружбе.

Итог урока.

Учитель.

В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее .Мы не можем  разделить людей на добрых и злых . В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки и злые. Любим, желаем добра, здоровья . И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

        Рефлексия.

Учитель.

Подумайте, пожалуйста, чему научили вас сказки А.С.Пушкина?

Ученик.

Делать добро ,не быть злым, жестоким.

Учитель.

Какое доброе дело вы бы хотели сделать?

Свой ответ запишите на яблочках, которые лежат перед вами.

Этими яблоками украсим нашу волшебную яблоньку.

Оценка работы.

Подсчет жетонов.

Выставление оценок. Награждение учащихся.

Украшение яблоньки.

Дети зачитывают свое пожелание, записанное на яблочках и вешают яблочко на дерево.

Учитель.

Закончить наш  урок я хочу словами А.С.Пушкина

«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок»

Спасибо всем за работу на уроке .

Царевна  угощает всех молодильными яблочками.