Технологическая карта В. Драгунский "Сверху вниз, наискосок"
план-конспект по чтению

Козлова Оксана Александровна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r._dragunskiyv._sverhu_vniz_naiskosok.docx238.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33, а, тел. (341) 5- 25-56 ИНН/КПП 5445116506/544501001

Технологическая карта занятия

Речевое развитие

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»

 Подготовила: воспитатель

                 1 квалификационной категории

                                                                                Козлова О.А.

Образовательные области: Речевое развитие.

Тема занятия: Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».

Возрастная группа: Старшая группа

Цель занятия: Уточнить, что такое рассказ; продолжать знакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. Проверить, насколько богат словарный запас детей.

Задачи занятия:

- Связная речь: Обучение детей новому юмористическому рассказу;

- Словарь: Обогащение речи прилагательным (юмористический, умение называть и определять значение новых непонятных слов, услышанных в тексте произведения;

- Грамматика: Формирование умения строить сложные предложения;

- Звуковая культура: Закрепление умения находить и выделять звук «Ш»;

- Воспитательная: Воспитание у детей внимательности и любознательности. Чувства коллективизма и сплочённости.

Подготовительная работа: создание детской книжки по рассказу В. Драгунского своими руками с опорой на ресурсы интернет, чтение рассказа «Сверху вниз, наискосок», рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме, работа по сюжетным картинкам «Найди пару», «В чём ошибся художник», «Поменяй местами», «Что смешного в картинке» и т. п.

 Материалы и оборудование: карточки-подсказки для воспитателя с поэтапным ходом занятия, книжка с рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок», сделанная своими руками; книга с рассказами, прочитанными ранее детям, картинки для сравнения ИНДЕЙКИ и ИНДЕАНКИ, картинки с изображением смешных животных «Что перепутал художник», схемы – мнемотаблицы с юмористическим сюжетом для составления детьми смешных предложений, карточки – фишки в виде кисточек и карандашей, предметные картинки со - и без - звука «Ш», аудиозапись с чтением рассказчика данного произведения на ноутбуке, мешочек с фишками – кисточками внутри, символы, сделанные своими руками «КАРАНДАША» и «КИСТОЧКИ», 2 стола с символами «КАРАНДАША» и «КИСТОЧКИ», колокольчик, корзинки для наглядного раздаточного материала для команд.

 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно – мотивационный этап

Организационный момент – ритуал начала занятия «Я здороваюсь везде» (настрой на занятие)

(дети выходят на середину ковра и становятся в круг, имитируя движения в соответствии с текстом)

«Дома и на улице, Даже «Здравствуй» говорю

Я соседской… (курице) (Дети показывают «крылышки»)

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце – руки кверху)

Здравствуй, небо голубое! (Руками машут наверху)

Здравствуй, вольный ветерок! (Руками вверх-вниз)

Здравствуй, маленький дубок! (Руки вверх, сложенные «домиком»)

Здравствуй, утро! (Жест вправо)

Здравствуй, день! (Жест влево)

Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны и пожимают друг другу руки)»

Организует и настраивает детей на совместную работу.

• ИКТ,

• показ,

• наглядно-дидактическое сопровождение,

• беседа,

• проблемная ситуация,

• вопрос – ответ,

• загадка,

• лексические упражнения,

• динамическая деятельность.

Стоят в кругу

Отвечают на вопросы

Слушают.

Высказывать свои мысли в устной форме.

 2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

– Ребята, любите ли вы слушать рассказы? А есть ли у вас любимые рассказы?

(Если необходимо, напоминаю о Денискиных рассказах, о Живой шляпе, кот-ворюга и другие).

- А что такое рассказ? (Ответы детей)

- Рассказ – это жанр литературы. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, реальное, которое бывает на самом деле, а так же могут быть отрывки из всей жизни героя.

- Вы не забыли рассказ В. Драгунского, который мы с вами читали ранее «Сверху вниз, наискосок»?

- Это рассказ? (Ответы детей)

- И причём юмористический рассказ – это смешной рассказ.

- А давайте послушаем его ещё раз, но только сейчас вам его буду читать не я, а рассказчик по аудиозаписи. (Включить аудиозапись на ноутбуке)

(Прослушивание детьми и воспитателем аудиозаписи)

Предлагает подумать и представить о чем этот рассказ.

Задает проблемный вопрос

Дети высказывают предположения, какие чувства вызывает и что может произойти.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Смешные рассказы ещё называют другим словом – «юмористический»

- Ребята, а давайте подумаем, из-за чего рассказ стал юмористическим, и вспомним, какие смешные истории были в рассказе?

(Ответы детей – Красили ноги Алёнке, да и вообще всю девочку; красили бельё Мишки; покрасили управдома Алексея Акимыча)

- А какие слова в рассказе вы услышали впервые? Какие слова вам были непонятны? (Ответы детей – Шабаш, во всю ивановскую, любо-дорого смотреть, слесарь, скипидар, парадная).

Обсуждение с детьми непонятных слов.

- Объясните своими словами,что значат следующие выражения:

Качал во всю ивановскую – Качал со всей силы.

Шабаш, девчата! – Стоп, девчата!

Вошёл в азарт – Разошёлся, завёлся.

Прямо остолбенел – Застыл.

Аннотация

Чтение

Вопросы

Ответы на вопросы

Дети вспоминают строчки

Отрывки

2.3

Этап практического решения проблемы

Кто главные герои рассказа?

(Ответы детей – Дениска, Мишка, Алёнка).

- Правомерно ли я поступлю, если назову этих детишек «проказниками»? Какие слова наиболее точно характеризуют детей? Какие они?

(Ответы детей – Добрые, весёлые, шаловливые, любознательные, смелые).

- А как звали девушек – маляров? (Ответы детей – Санька, Раечка, Нелли).

- А какой звук издавала краска, когда выливалась из шланга, которым Дениска поливал Алёнку? (Ответы детей – Шшшшшшш)

- Что выкрикивала Алёнка? (Ответы детей – «Я буду настоящая индейка»)

- Загадка вам в помощь:

«Важно по двору ходил

с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

никакой не крокодил,

а индюшек лучший друг.

Угадайте - кто?.»

(Ответы детей – Индюк)

- Правильно, молодцы, отгадали загадку!

- Как зовут самку и индюка? (Ответы детей - индейка)

ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ИНДЕЙКИ.

- Хорошо! Молодцы!

- А как зовут женщину у индейцев? (Ответы детей – индеанка.

- Где жили индейцы? (Ответы детей – в Индии, в Америке….)

(Уточнить детям (дать новые знания, как называют женщину у индейцев,

и где они жили).

ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ИНДЕАНКИ.

- Много народов живёт на земле: индусы, индейцы, россияне… (Дети подсказывают воспитателю ещё другие народности, которые они знают)

- Но,не путайте два таких похожих друг на друга слова: птица называется ИНДЕЙКА, а женщина… (уточняю у детей, а они подсказывают) … ИНДЕАНКА.\

Показать 2 картинки для сравнения индейки и индианки.

- Так правильно ли Алёнка назвала себя ИНДЕЙКОЙ, когда Дениска поливал её краской из шланга? (Ответы детей - НЕТ – СМЕШНО)

Динамическая пауза «Маляры»

Маляры извёстку носят (идут по кругу, держат в руках воображаемые вёдра)

Стены кистью купоросят (лицом в круг изображают движения кистью)

Не спеша разводят мел (наклонившись, мешают в ведре)

Я бы тоже так сумел (повернувшись спиной в круг, «красят стену»)

Предлагает поиграть

Приглашает к интерактивной доске

Напоминает правила безопасности

Проводит гимнастику для глаз

Дети играют

3

Заключительный этап

Как назывался рассказ?

(Ответы детей - «Сверху вниз, гаискосок»)

- Вам понравился рассказ?

(Ответы детей -. .. .. .. .. .. ..)

- Чем закончился рассказ? Исправили свои «проделки» ребята? Осознали, что натворили?

(Ответы детей -. .. .. .. .. .. .. ..)

- Какой это рассказ?

(Ответы детей - Юмористический)

- Что конкретно вам понравилось в рассказе?

(Ответы детей -. .. .. .. .. .. . .)

- Как вы считаешь, чему нас научил этот рассказ?

Воспитатель уточняет: «Нельзя брать чужие вещи без спроса».

Рефлексия.

Задаёт проблемный вопрос

Предлагаю, если вам понравился рассказ, похлопать, а если не понравился – потопать.

(Воспитатель отмечает детей и их успехи).

Дети высказывают свою точку зрения. Отвечают на проблемный вопрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок».

Урок литературного чтения 2 класс, с использованием нетбуков....

Первый закон смешного на примере рассказа В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

Используя технологию продуктивного чтения расследовать, почему рассказ Виктора Драгунского получился таким смешным....

Технологическая карта урока математики 1 класс по теме: "Пространственные отношения: "слева", "справа", "сверху", "внизу". (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке   в ходе практической работы и наблюдений выявляются умения учащихся ориентироваться в пространстве и соотносить понятия:"слева", "справа", "сверху", "внизу"...

Технологическая карта урока по математике 1 класс. Тема "Пространственные отношения "вверху", "внизу". "слева", "справа". (УМК "Школа России")

Технологическая карта урока по математике 1 класс. Тема "Пространственные отношения "вверху", "внизу". "слева", "справа". (УМК "Школа России")...

Технологическая карта урока на тему: «Пространственные представления. Вверху. Внизу. Слева. Справа».1 класс

Технологическая карта урока по математике с использованием учебной платформы https://uchi.ru/...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Разнообразие интонации в рассказе В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

Цель урока:  продолжить выявлять секреты «смешного»,  показать примеры, когда наличие контраста делает ситуацию смешной.Задачи:-  продолжить формирование навыков осознанного...