Проект "Веселая азбука" - 1 класс
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

Кельзина Вера Валерьевна

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1_v-veselaya_azbuka.pptx2.99 МБ
Файл vnd_-_1_kl_-_veselaya_azbuka.docx46.21 КБ
Файл 1_v-_pasport_proekta.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА» Подготовили ученики 1 В класса МОУ СОШ № 1 Классный руководитель: Кельзина В.В.

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Изучая алфавит русского языка детям нашего класса стало интересно узнать более подробно об истории возникновения русского алфавита, азбуки. Захотелось самим создать свою азбуку, чтобы её интересно было изучать и лучше запомнить.



Предварительный просмотр:

     Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

 имени Героя Советского Союза Русанова М. Г.

Рабочая программа

курса внеурочной  проектной деятельности

творческо – исследовательского  направления

 «Веселая  азбука»

для  1 «В»  класса

начального общего образования

на  2022 – 2023  учебный  год

                                                   

  Разработала:  Кельзина В.В.,

учитель начальных классов  

      Рабочая  программа

                                     Курса ВНД  «Веселая  азбука»  

   

                                              Содержание курса

На реализацию  проекта:  «Веселая  азбука»   в 1  классе начальной школы отводится: 1 час в неделю. 1 класс – 33 ч. (33 учебные недели).  Занятия  проводятся  во второй половине дня, в рамках внеурочной деятельности. Продолжительность занятия – 35 минут.

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Функции ь:

1) показатель мягкости предшествующего согласного;

2) разделительный.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

• сочетания чк, чн;

• перенос слов;

• непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

• знаки препинания в конце предложения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). 

Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. 

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.  При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из библиотеки,  рассказы взрослых, беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности,  экскурсии и интернет ресурсы. Экскурсии  в детскую библиотеку. Информация  из  Википедии.

           Этапы реализации проекта:

1. Знакомство с проектом. Формулирование  вопросов, которые будут решаться в проекте.

2. Работа   по поиску материалов к проекту.

3. Выполнение дидактических заданий к проекту.

4. Защита ученических работ, формулирование ответов на проблемные и основополагающие вопросы.

5. Оформление результатов  работы  (создание «продукта»  проекта, на выбор):

создание «буквы» в интересном формате

создание книжки – малышки со стихами «Веселая  азбука»

создание книжки - малышки с рисунками детей «Необычная азбука»

подготовка презентации «Весёлая азбука»

6. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.

7. Подведение итогов, награждение участников.

Организация деятельности:  групповая, индивидуальная.

      Ожидаемые результаты исследования:

1.Изучить тему «Алфавит».

2.Подготовить  дидактический материал для изучения этой темы.

3.Развить  умения:

   -вести дискуссию;

   -оценивать работы своих товарищей.

 4. Развитие творческих способностей учащихся.

Планируемые   результаты

Личностные,  метапредметные,   предметные

Личностные результаты  

Формирование у детей мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.

Развитие познавательных навыков учащихся.

Формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном  пространстве.

Развитие критического  и творческого мышления.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные  результаты

     Регулятивные:  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Формирование умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска анализа и интерпретации информации. Средства формирования: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

     Познавательные:  умение учиться;  навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации;  умение добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.  Средства формирования: расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и  несущественных признаков.

    Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей  различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные  результаты

Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений.

Формирование потребности в систематическом чтении.

Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

Читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки.

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения.

Ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно - популярного текста, понимать его смысл,  определять главную мысль (при чтении вслух и про себя, при прослушивании).

                                           

 Тематическое  планирование  - 1  класс

Тема

Количество часов

ЭОР

Форма проведения занятия

1.

Вводное занятие. Что такое азбука.  Знакомство с проектом.

1

Игра про веселый алфавит https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/azbuka

Фронтальная

2.

«Как появился современный алфавит?» Удивительные невидимки  звуки.

1

 игра-тренажер

https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/obuchenie_gramote/interaktivnyj_trenazhjor_vesjolyj_alfavit/379-1-0-38360

http://home-edu.ru/

http://www.lang-lit.ru/

Алфавит /azbyka.ru/

Наблюдение

3.

Почему алфавит назвали «алфавитом»?  Весёлые буквы гласные.

1

Игры - учим алфавит https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/uchim-alfavit

Алфавит /azbyka.ru/

Групповая

4.

Гласные поссорились (ударение).

1

http://www.razumniki.ru/

Практикум

5.

Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит? Урок-экскурсия.

1

видео «Учим и поем алфавит»

https://www.youtube.com/playlist?list=PLSx_TM10L6-z_lGsCVqDGobXx2x0nnwX0

Экскурсия

6-7.

Загадочные  буквы – согласные.

2

На что похожи буквы, рисуем буквы

https://youtu.be/-lha-QHFsdo

Игровая

8.

Занимательные игры с буквами.

1

Алфавит русского языка /home-edu.ru/

Игровая

9.

Занимательные игры со словами.

1

http://www.gramma.ru/

Индивидуальная

10-11.

Фокусники:  Ь  и  Ъ знаки.

2

Видео «учим и поем алфавит»

https://www.youtube.com/playlist?list=PLSx_TM10L6-z_lGsCVqDGobXx2x0nnwX0

Наблюдение

12-13.

Заколдованные  удвоенные  согласные.

2

Видео «учим и поем алфавит»

https://www.youtube.com/playlist?list=PLSx_TM10L6-z_lGsCVqDGobXx2x0nnwX0

Наблюдение

14-15.

Как поссорились  шипящие.

2

Видео «учим и поем алфавит»

https://www.youtube.com/playlist?list=PLSx_TM10L6-z_lGsCVqDGobXx2x0nnwX0

Игровая

16.

Слова – друзья.

1

Творческая

17.

 Слова – спорщики.

1

Творческая

18.

Одинаковые слова с разным характером.

1

Творческая

19.

Заколдованные  предложения.

1

Групповая

20.

Разгадываем  загадки, ребусы.

1

Игровая

21.

Занимательные кроссворды.

1

Игровая

22-23.

Распределение заданий по подбору стихов, загадок на изученные буквы, их разучивание.

2

Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html

Творческая

24-25.

Распределение заданий по подбору  пословиц,  скороговорок  на изученные буквы, их разучивание.

2

Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html

Дифференцирование заданий: соотнесение  стихов, загадок, скороговорок  с соответствующими  темами

26– 30.

Практическая работа:

создание  «буквы»  в интересном формате,

создание книжки – малышки со стихами «Веселая  азбука»; создание книжки- малышки с рисунками детей «Необычная азбука».

(на выбор)

5

Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html

Практикум

31.

Защита проекта «Книжка– малышка со стихами «Веселый алфавит»

1

На что похожи буквы, рисуем буквы

https://youtu.be/-lha-QHFsdo

Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html

Практикум,  

контроль (контролировать этапы своей работы, оценивать процесс  и  результат  выполнения задания),

выставка  

32.

Защита проекта « Книжка- малышка с рисунками детей «Необычная азбука».

1

На что похожи буквы, рисуем буквы

https://youtu.be/-lha-QHFsdo

Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html

Песни про алфавит https://zvukipro.com/pesni/2954-detskie-pesni-pro-russkij-alfavit.html

Индивидуальная,

 

практикум

33.

Заключительное занятие: подведение итогов, награждение участников.

1

Итоговый  контроль

Итого:  

33 ч.

Система  оценивания

Работа над проектом начинается с оценивания имеющихся у учеников знаний по теме проекта, в ходе беседы, в процессе просмотра стартовой презентации учителя. Проводится анкетирование по вопросам таблицы З–И–У (“Знаю – Интересуюсь – Учусь”).  Оценивание нацелено на интересы учеников, происходит в течение всего проекта и обеспечивает достоверной информацией о качестве и глубине освоенного учениками материала, соответствующего целевым стандартам и задачам учебного курса; направлено на развитие у учеников навыков мышления; обучение стратегиям самообучения, коллективного обучения в малых группах.
Работа над проектом завершается защитой проекта. Главными критериями обобщающего оценивания являются: умение представить полученные в ходе проекта новые знания; аргументировать рациональность способов их получения и выводы; рассказать об организации взаимодействия учеников в группе, показать уровень успешности каждого ученика.
Формы аттестации: проект, доклад, эссе, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, выставка, конкурс, открытое занятие, дневник наблюдений, материал анкетирования, материал тестирования, защита проектов и учебно-исследовательских работ.

Во 1-4 классах, применяется  система оценивания и  «зачет/незачет» за курс внеурочной деятельности.

Использованная литература:

1.Волина В. «Праздник букваря» -  М., Просвещение, 1996 г

2.Журналы «Начальная школа»

3. А.Зиновьев «Тайнопись кириллицы», 1998 г.

4. М. Брокгауз «Откуда есть пошла славянская письменность», ж-л «Русский язык» 1996 г., №3

5. Е. Немировский «По следам первопечатника», М.: Современник,1983 г.

6. К.Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.



Предварительный просмотр:

Описание проекта в___1 В__ классе.

Учитель:   Кельзина В. В.

Структура

Содержание

Тема

Весёлая  азбука

Учебный предмет

Обучение грамоте

Участники проекта

Учитель, дети, родители, приглашенные гости

Тип проекта

Поисково -  исследовательский,  информационно – творческий,  групповой, среднесрочный

Обоснование темы выбранного проекта

Изучая  алфавит  русского  языка  ученики 1 класса сталкиваются  с   трудностями  запоминания  букв  и  звуков, чтения слов,  предложений.  Кроме  этого,  детям нашего  класса стало интересно узнать более  подробно  об истории  возникновения  русского  алфавита,  азбуки.  Захотелось  самим создать  свою азбуку,  чтобы  её  интересно  было  изучать и лучше  запомнить.

Цель проекта

  1. Обобщить знания  о буквах и звуках   русского  алфавита
  2. Учиться  искать информацию (стихи, загадки,  ребусы)  в  сотрудничестве  со  взрослыми
  3. Учиться  работать в группе
  4. Ответить на  вопрос «Как  с интересом  выучить  алфавит?»
  5. Представить  выбранную  букву  в  интересной  форме

Задачи проекта

  1. Изучить историю возникновения  азбуки
  2. Развивать навыки  исследовательской деятельности, творческие  способности,  умение  выступать  перед аудиторией,  грамотную  речь,  фонематический  слух, память, самостоятельность
  3. Закрепить  знания  о  согласных и  гласных  звуках,  о твердых и  мягких  согласных,  о  звонких  и  глухих согласных,  об  обозначении  звуков  буквами, знания об  алфавите
  4. Прививать  интерес  к  обучению  в  школе
  5. Формировать  навыки  общения  и  сотрудничества
  6. Систематизировать и оформить полученные при исследовании материалы
  7. Подготовить  выступление

Предмет исследования

Буквы  русского  алфавита

Методы исследования

  1. Изучение  литературы
  2. Поиск  и подбор  необходимой  информации  в интернете
  3. Беседы  с  родителями  

Методика исследования

Первый этап: подготовительный.

Постановка проблемы, формулировка темы, цели и задач, определение предмета исследования. Планирование, определение источников информации.

Определение групп учащихся.

Второй этап:  обработка и оформление собранного материала.

Третий этап: защита проекта.

Планируемый результат

Углубить  знания   о  буквах  и  звуках  русского  алфавита

Создать  свою  «Азбуку»  с  интересным  материалом

        Показатели сформированности УУД уч-ся ______ класса в ходе выполнения учебного проекта

№ п/п

Ф.И.  учащегося

УУД

Результат работы над проектом (зачтено/

незачтено)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Определять цель учебной деятельности самостоятельно.

Определять план выполнения заданий

Формирование умения  работать  в сотрудничестве с родителями учитывать  ориентиры действия

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Оценка своего задания .

Ориентироваться: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Определять круг своего незнания.

Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,

находить нужную информацию

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности;

Подробно рассказывать прочитанное

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Формирование умений определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя  и  родителей.

Формирование использовать речевые средства для монологического высказывания

Рассказывать  подготовленный  текст эмоционально и правильно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Конспект урока музыки в 1 классе по ФГОС программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой Тема: «Азбука, азбука каждому нужна»

Тема: «Азбука, азбука каждому нужна»Цель урока: установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.Задачи урока:1. Развитие  предметных умений учащихся   воспринимать  музыкальн...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

Прощай азбука 1 класс «АЗБУКУ ПРОЧЕЛ!

laquo;АЗБУКУ ПРОЧЕЛ!Время не детское время.... флеш-моб...

Тема: Азбука, азбука каждому нужна, 1 класс

Конспект урока по музыке на тему: Азбука, азбука каждому нужна, 1 класс...