Развитие навыка обучения школьников осознанного чтения, как фактор повышения качества
статья по чтению

Пшеничных Ирина Петровна

Чтение должно стать для ребёнка осень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни» В.А.Сухомлинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыка обучения школьников осознанного чтения, как фактор повышения качества

«Чтение должно стать для ребёнка осень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни» В.А.Сухомлинский.

1 этап – развивать позитивное отношение к книге у детей младшего школьного возраста. На этом этапе важно формировать правильный навык чтения, расширять словарный запас, научить детей выбирать интересную или необходимую книгу.

Мотивированное чтение – обязательная основа изучения. Изначально,  мотив обращения к книге появляется в семье, когда ребёнок видит книгу в руках родителей. Года в три книга становится источников игровой, речевой деятельности. Начало системы работы с книгой в семье.

В 7-8 лет – мотивы обращения к книге осознаются как учебные: «все учатся читать, и я должен», мотивы переживают кризис: «не хочу, но надо». В моей практике тоже есть этот этап и с каждым выпуском приходится менять систему работы для того, чтобы сформировать позитивное отношение к книге:

- чтение перед дневным сном;

- создание классной библиотечки;

-  покупка книг-коллективок (начали в классе с внедрением ФГОС);

- чтение перед самоподготовкой, с нынешними детьми этот способ самый неэффективный. Поэтому сейчас мы с воспитателем снова решили ввести 30 минут выразительного чтения по книгам-коллективкам.

- знакомство с новыми писателями и произведениями (Э.Поттер, А.Усачёв, Кейт ДиКамилло и т.д.)

На сегодняшний день в 3х классах около 40 комплектов таких книг: А.Барто, К.Чуковский, С.Я.Маршак, Б.Захадер, Н.Носов, В.Драгунский, В.Чаплина ит.д. Книги подобраны с учётом возраста и интересов детей.

В 9-10 лет – мотивы накапливаются и становятся устойчивыми. Цель – читаем книгу самостоятельно и для себя.  На этом этапе важно предлагать детям большой выбор книг.

В 10 лет – мотивы общественно значимые совмещаются с мотивами саморазвития личности. Цель – общаться с новыми людьми, приобретать человеческий опыт, обсуждать важные проблемы. Книги воспринимаются как собеседник. Появляется побуждение выбирать, читать и понимать книгу – формируется читательская самостоятельность.

Этому очень хорошо помогла книжная обменная полка, которая у нас работала два года, в рамках проекта. Дети приносили из дома интересную детскую книгу и обменивали её на любую с детской книжной полки.

Таким образом, до 10 лет ребёнок проходит этап становления читателя, при условии углубления восприятия детских книг и развития целей чтения от общественно значимых до личностно необходимых.

Наиболее распространённые ошибки:

  1. Дать возможность детям первого класса и их родителям для прочтения самостоятельно выбрать книгу. Не все родители могут выбрать книгу согласно их умению читать и понимать текст, согласно их возрасту. А тем более это не могут сделать первоклассники, они приходят в библиотеку, берут книгу, дома или в классе пролистывают её и возвращают. Мы ведь не раз наблюдали такую картину.
  2. Детская книга появляется на партах только тогда, когда дети прошли Азбуку. У нас в классах, книга появляется в конце первой четверти - начале второй. Буквы даются блоками. И читать мы начитаем с опорой на чтение диктора.
  3. Требование читать самостоятельно произведения литературные произведения. Ребёнок читает по слогам, неверно ставит ударение, не понимает смысл, в следствие чего теряет интерес к чтению.

Советы родителям, составленные для первого родительского собрания:

  1. Создание домашней библиотеки. Книги в ней должны быть согласно возрасту, начиная от потешек, коротких сказок и небольших стихотворений. Важное требование – красочность и доступность картинок. Иногда родители покупают книги «навырост», поэтому важно, чтоб для малышей были другие красочные книги.
  2. Не нужно просить читать первоклассника перед сном, нужно родителям читать ему на ночь сказки, используя «приём Шахерезады», прекращать читать на самом интересном месте. Оставить ребёнка, желающего услышать продолжение. Тогда он будет ждать следующего вечера, чтоб услышать продолжение. А также с желание самому научиться хорошо читать и читать всё самое интересное самому.
  3. Обсуждение прочитанного, любимы книг, героев – это будет поддерживать интерес к дальнейшему чтению.
  4. Необходимо ходить в библиотеку или книжный магазин с родителями. Подарок на день рождения пусть станет одним из желанных.
  5. Позитивное отношение к самостоятельному чтению. Чтение не должно быть приёмом наказания. Хвалить нужно с первого раза, как ребёнок взял в руки книгу. Как ребёнок впервые начал читать слоги.
  6. Личный пример родителей.

2 этап – приёмы формирования осознанности чтения.

- В буквенный период изучение букв блоками. Уже на первых уроках, начинаем читать слоги до автоматизма, с помощью различных игр. С первых уроков чтения в начале урока поём песню под караоке, сначала знакомые, а потом и незнакомые. Это необходимо для создания позитива на уроке, а также обучение технике слежения. Караоке теперь мы с детьми поём на каждом уроке.

- Работа над словом идёт глубокая с разбором всех непонятных слов.  Работа над расширением словарного запаса.

- Читает текст диктор, выразительно, со скоростью 30-40 слов в минуту. Дети следят, а учитель помогает найти то, что читает диктор, если дети потеряли. Такой приём использовал ещё Л.Н.Толстой для обучения чтению детей. В конце урока 10 вопросов по прочитанному, во 2 классе 20 вопросов, а в 3-4 вопросы в начале следующего урока.  В конце каждой книги рисунок, а потом и отзыв. После того, как книга прочитана просмотр мультфильма или фильма.

 

- Отзыв важная часть работы над мотивацией и осознанностью. Первые отзывы о герое, который понравился больше всего. Затем по произведению в целом, даётся несколько направлений.

- Чтение перед самоподготовкой также планируем по книгам-коллективкам с конкурсом на самое выразительное чтение.

- В этом году планируем начать работу над литературными челленджами, а также странички в инстаграме по чтению или создание в интернете сайта для проведения дополнительной работы по чтению.

- Я считаю, что обучение учителя, также важная часть работы. Сейчас я прохожу курсы интенсивного обучения чтению Ольги Васильевны Лысенко, что даёт мне возможность сделать обучение чтения интересным, а значит даст больше возможностей для формирования мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников

Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать ...

"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".

На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

Использование особенности восприятия учебного материала как фактора повышения качества образования у школьников I ступени обучения

Все дети – разные и воспринимают окружающий мир по-разному. Один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунк...

Смысловое чтение как фактор повышения качества образования

Под скорочтением, в правильном смысле, принято понимать развитый навык обработки учебного текста, т.е. смысловое чтение....