Литература, 2 класс, стихи о весне, конспект
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Насибуллина Альбина Азатовна

               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_2_klasss_stihi_o_vesne_konspekt.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Лирика советских писателей. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Черный

Класс: 2

Цели: 

  • познакомить учащихся с произведениями С. Маршака, И. Токмаковой, Саши черного;
  • развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, читать стихотворение с выражением, находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте, ставить вопросы к стихотворению.

Оборудование: презентация, карточки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, садитесь.  Мне очень приятно видеть ваши лица, давайте поднимем настроение друг другу, улыбнемся соседу справа, соседу слева и пожелаем удачи на уроке!

  1. Проверка домашнего задания

-Свой урок я бы хотела начать с проверки домашнего задания. Кто напомнит мне, что вам задавали на том уроке?

-Проверка домашнего задания:….

-Поднимите руку те, кому было не сложно в выполнении домашнего задания.

-Хорошо, молодцы!

  1. Речевая разминка

-А сейчас давайте посмотрим с вами на карточку№1, которая лежит у вас на столах, у каждого. Давайте посмотрим и прочитаем задание: прочитайте стихотворение сначала скороговоркой, а затем выразительно.

-Давайте для начала я вам прочитаю, а вы внимательно послушайте, а затем уже сами будете тренироваться.

-Я сначала прочитаю скороговоркой, потом с выражением.

Мама Милу с мылом мыла,

В глаз попало Миле мыло,

Мама Миле говорила:

-Не сердись, дочурка Мила!

-Не сержусь,-сказала Мила,-

Я выплакиваю мыло.

И.Демьянов

-Итак, давайте вы сейчас, каждый, про себя, прочитайте сначала это стихотворение быстро, как скороговорку, а затем уже с выражением. И потом мы с вами послушаем нескольких людей. Кто не понял задание, поднимите руку.

- На это задание я даю вам 2 минуты. Приступайте.

-Хорошо, вижу, все уже почти закончили, давайте послушаем. Кто хочет прочитать стихотворение быстро, как скороговорку. (несколько учеников ответили). А теперь, кто прочитает с выражением. (несколько учеников)

-Отлично, ребята, молодцы! Понравилась вам речевая разминка? (да)

-Давайте теперь подумаем, о чем же это стихотворение? (О маме и ее дочке)

-Конечно, все верно. Что вы можете сказать о взаимоотношениях мамы и дочки? (Они любят друг друга, относятся друг к другу с нежностью)

  1. Постановка целей урока

-Как вы относитесь к своей маме? (ответы учеников)

-Какой день посвящен маме? Кто-нибудь из вас знает? Когда он отмечается? (24 ноября)

-Хорошо, ребята, спасибо за ваши ответы. А сейчас мне хотелось бы узнать, какую тему вы проходили на том уроке? Кто мне напомнит?( Весна в лирических произведениях И.Никитина, А.Плещеева, И.Шмелева, Т.Белозерова)

-Спасибо, сегодня мы продолжим читать стихи о весне.

  1. Работа по теме урока

-Какой первый месяц весны, ребят? (Март)

- Этому месяцу посвятил замечательное стихотворение «Март» Самуил Яковлевич Маршак. Думаю, что вы уже знакомы с этим писателем, и многие из вас его знают. Так ведь? Поднимите руку, кто его знает.

-Хорошо, молодцы, какие произведения у Маршака вы знаете? (ответы детей, например «Кошкин дом», «Теремок», сказка о глупом/умном мышонке и тд)

-Перед прочтением его стихотворения «Март», мне хотелось бы сказать пару слов об этом писателе. Немного интересных фактов: 

  1. Родился Самуил Яковлевич Маршак в Воронеже, в простой еврейской семье. Самуил Маршак — известнейший русский поэт, драматург, переводчик, сценарист, литературный критик. Является автором многочисленных известных детских книг.
  2. Ещё в самом детстве, когда Маршак учился в гимназии в Острогожске, его литературный талант был замечен и поощрён учителем словесности, который и прививал будущему поэту любовь к литературе. В гимназии маленького Самуила считали чрезмерно одарённым и талантливым ребёнком.
  3. Когда поэту было пятнадцать лет, его стихотворения уже публиковались в журнале «Еврейская жизнь».

-Итак, сейчас давайте перейдем непосредственно к нашему стихотворению «Март». Откройте учебник на странице 57.

-Итак, давайте я выразительно прочитаю стихотворение, а вы послушайте.

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте.

И по карте

На стене.

-Какие чувства вы испытали, слушая это стихотворение, ребята? (ответы учеников)

-Скажите, что в марте происходит со снегом? (темнеет)

-Почему он темнеет? (грязь смешивается со снегом)

-Почему льдинки тают на окне? (солнышко греет)

-О какой весне говорит нам автор? (о ранней весне)

- Сейчас нам предстоит научиться читать это стихотворение выразительно. Для этого познакомимся с ним при помощи приема «Жужжащее чтение». Каждый читает вполголоса, в своем темпе и в своей скорости. Затем мы послушаем нескольких людей. Приступайте к чтению.

-Закончили чтение. Кто хочет нам выразительно прочитать стихотворение? (3-4 человека)

- Ребята, о весне много стихотворений. Еще одна писательница знакомит нас со стихотворением о весне – это Ирина Петровна Токмакова. Переверните страницу.

-Вы что-нибудь слышали уже об этой писательнице? Кто знает, поднимите руку. Какие ее произведения можете назвать?

-Хорошо, я хочу тоже вам немного рассказать о ней. Ирина Петрова Токмакова вошла в историю российской литературы как талантливый детский прозаик и поэт, переводчик зарубежных стихов. За свою творческую деятельность Ирина написала огромное количество повестей-сказок.

-Ирина родилась в Москве и росла во вполне благополучной и хорошо обеспеченной семье.

-Токмакова Ирина Петровна (фото можно увидеть выше) с самого детства проявляла свои таланты. К примеру, она имела непреодолимую тягу к знаниям. Она часами сидела в школьной библиотеке и читала книги на различные темы. Огромный багаж знаний помогал девочке во время учебы. Именно по этой причине для Ирины не составило труда окончить школу с золотой медалью. 

 -А сейчас давайте перейдем к ее стихотворению «Весна». Кто хочет прочитать?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

-Как вы думаете, какое стихотворение – шутливое, веселое или же печальное? (ответы учеников)  Почему вы так думаете? Подтвердите свой выбор строками стихотворения.

-Какой изображена весна в этом стихотворении? (ответы учеников)

-Как в стихотворении изображается быстрый приход теплой весны? (строки стихотворения)

-Как вы понимаете быстрыми шагами? (быстро, скоро)

-Благодаря чему тают сугробы? (ногам весны)

-Посмотрите, у весны есть ноги. Автор представляет весну как человека.

-А как вы думаете, какому весеннему месяцу посвящено это стихотворение? (апрель)

- А теперь, давайте прочитаем это стихотворение вслух цепочкой по предложению, с выражением. ( со 2 ряда давайте начнем)

-Хорошо, молодцы, ребята. Я вижу, вы немного устали, поэтому давайте встаем со своих мест и отдохнем.

  1. Физминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

-Тихонечко присаживайтесь, ребята и продолжим.

- А какой следующий месяц, после апреля? (май)

-Этому месяцу посвятил свое стихотворение Саша Черный, называется «Зелёные стихи».

-Что вы знаете об этом авторе? (ответы учеников)

- Настоящее его имя — Александр Михайлович Гликберг. Почему же его звали Сашей Черным. В семье Гликбергов было пять детей, двоих из которых назвали одинаково — Саша. Но различались они цветом волос. Светловолосого мальчика звали «белый», а темноволосого — «черный». Оттуда и возникло столь загадочное прозвище.

-Перейдем к нашему стихотворению. Я читаю, вы внимательно слушайте.

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

А зеленые лягушки

Песенку поют.

Елка - сноп зеленых свечек,

Мох - зеленый пол.

И зелененький кузнечик

Песенку завел...

Над зеленой крышей дома

Спит зеленый дуб.

Два зелененькие гнома

Сели между труб.

И, сорвав зеленый листик,

Шепчет младший гном:

"Видишь? рыжий гимназистик

Ходит под окном.

Отчего он не зеленый?

Май теперь ведь... май!"

Старший гном зевает сонно:

"Цыц! не приставай".

-Как вы думаете, почему у поэта родились такие стихи? (ответы детей; потому что зеленый ассоциируется с расцветом природы, ее оживлением после зимней спячки)

-Какие чувства, какое настроение передает поэт? (Автор восторгается весенней природой и хочет вселить это чувство читателям. Представляется лес, лето, ощущение свежести, чистоты, жизненных сил. Появляется образ прекрасной весны.)

-Какие эмоции преобладают в этом произведении? (Речь идёт о весне, потому что главным словом является слово «зеленеет» - становится зелёным. Это слово дарит радость читателю.)

-А теперь, давайте прочитаем это стихотворение вслух цепочкой по предложению, с выражением. (Сейчас уже начнем с 1 ряда)

-Хорошо , ребята, молодцы!

(Если останется время – дать задание: нарисовать иллюстрацию к одному из этих стихотворений)

  1. Подведение итогов. Рефлексия

-Итак, ребята, к сожалению, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, что мы сегодня проходили на уроке?

-Какие стихотворения читали? Каких авторов?

-О чем были стихотворения?

-Понравилось ли вам выразительно читать стихотворения?

-Хорошо, а сейчас в завершении урока я вам предлагаю, закончить одну из фраз, показанных на слайде. Вы можете записать это на карточках, которые у вас лежат.

-Выбирайте только одну из предложенных фраз, и дописывайте ее.

-Давайте зачитаем несколько человек.

-Хорошо, ребята, вы отлично поработали, спасибо вам за урок, мне было очень приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 3 классе. Озорные стихи о весне.

Презентация ко 2-му уроку из раздела "О весна, без конца и без краю ..." (Стихи В.Маяковского "Тучкины штучки", И.Мандельштама "Калоша", С.Черного "Зеленые стихи")...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Маленькие и большие секреты страны Литературии; обобщение по разделу. «Весна! Весна! И всё ей радо!»"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: маленькие и большие секреты страны Литературии; обобщение по разделу. «Весна! Весна! И всё ей радо!»Цели урока: повторить и обобщить изученный материал...

Учебно-методический комплект для проведения урока "литературного чтения" по теме "Стихи А.Плещеева о весне"(конспект+презентация+видео+аудио)

Тема: Стихи А. Плещеева о весне.Цели: создать условия для ознакомления со стихотворениями А. Плещеева о весне; учить видеть в стихах выразительные средства языка и определять настроение в стихот...

Конспект урока Ф.И. Тютчев "Стихи о весне"

Познакомить учащихся со стихотворениями Ф.И. Тютчева о весне, показать целостность поэтического образа, обратить внимание детей на специфику выражения языка поэзии...

Урок литературного чтения в малокомплектной школе по теме : 4 класс: «С. А. Клычков. «Весна в лесу» 2 класс: «Стихи Ф.И.Тютчева о весне».

Технологическая карта  однотемного урока по литературному чтению во 2 и 4 классах малокомплектной школы  по теме "Стихи о весне". УМК "Школа России" в соответствие с треб...

Методическая разработка: Конспект урока "Ф Тютчев Стихи о весне". 2 класс Школа России

Представляю разработку урока литературного чтения "Ф.И.Тютчев. Стихи о весне" для 2 класса по программе "Школа России".В материале вы найдете вариант беседы и заданий для учащихся,...

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Стихи о весне"

quot;Литературная гостиная" - это нестандартная форма проведения урока по литературному чтению, которая позволила провести урок в конце изучения раздела "Стихи о весне" на более высоко...