Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению

Степанюк Светлана Васильевна

Урок литературного чтения по теме « Волшебные сказки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_volshebnye_skazki_obobshchenie.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме « Волшебные сказки»

Тип урока : обобщение знаний

Форма проведения: урок путешествие.

Методы: Словесный, наглядный, метод активизации познавательной деятельности, поисковый метод и метод обобщения; индивидуальный, групповой.
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Волшебные сказки»

 Задачи урока: 
1. Учить аргументировать свой ответ, совершенствовать навыки чтения,  развивать речь учащихся, расширить знания детей о народном творчестве, работать над выразительностью речи учащихся.

2. Развивать коммуникативные качества: учить детей общению в парах и группах, совершенствовать умение вести диалог,  
3. Воспитывать положительное отношение к книге, народным сказкам

Планируемые результаты: знание особенностей сказок; умение характеризовать героя сказочного текста; умение сравнивать сказочные сюжеты; умение сравнивать сказочных героев.

Межпредметные связи: музыка

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока, карточки со словами, презентация.

Ход урока

I. Организация урока.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

II.   Актуализация  знаний.

Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо: 
"Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".

III. проблемной ситуации.

-, мы с вами отправляемся в . Чтобы узнать  прекрасной , в которой мы побываем,  кроссворд и прочитаем это  по вертикали.

- Как называются , которые  народ? (народные)

1

2

3

4

5

6

1л

и

с

а

пп

у

ш

к

и

н

3Д

а

л

ь

4п

р

о

з

а

5ф

о

л

ь

к

л

о

р

6д

и

а

л

о

г

1. в сказках называют ?

2.У какого поэта  был африканец?

3. Р писатель, этнограф и , собиратель фольклора,  врач. 

4. Все, что не стихи.

5.  У словесное и  народное творчество.

6. двух или более лиц.

И так мы  в путешествие в страну  под  «Сказка».

-Что мы  делать на уроке?(  детей).

- Я помогу вам,  ваши любимые , встретиться с  героями и даже  героями одной из . Я помогу вам в этом  быть , любознательными и остроумными.

 в гости к нам пришла,

в мир  позвала.

Всё про сказку мы

Свои  покажем.

-Чтобы  билеты , мы ответим  на  вопрос:

-Почему  народное  имеет такое ?( Народоным - это   потому что у фольклорных ,  нет автора.  это все народ, устным-передавалось из уст в ).

Итак , билеты , мы занимаем в поезде  и поехали .(  становятся паровозиком  за другом и имитируют  поезда. Звучит  песни « ЧУХ ЧУХ»)

V. Обобщение и систематизация

1 станция «Литературная »

-Хозяин Жар-птицы … ()

-Героиня,  хотела погубить …  ( Алёнушка)

-В саду  Берендея яблоки    золотые..()

-Елена Прекрасная  своего жениха    … (перстню)

-В конюшне  Кусмана  прикоснулся  к  … (уздечке)

-«…, земля дрожит, из  дым столбом валит, из  пламя » - это  …(конь)

-Как называется  народная сказка о том, что  и доброту никакой  заморозить не ? (Морозко.)

-В какой  народной сказке  не послушался сестру,  раз нарушил  правила и жестоко за это ? («Сестрица Аленушка и  Иванушка»)

2 станция  «КТО  БЫЛ И ЧТО ЗАБЫЛ»

-Кто  эти вещи?

  • Дубинка ( )
  • Два пузырька (Сорока)
  •  (старуха)
  •  чёрного сухого  (Дурень)
  • Солома ()
  • Сарафанчик ( Белая )

3 станция « ».

 Покажи пантомимой  из сказки «Морозко»

4  «Загадкино»

В стужу в лес ее

И замерзать там .

Но Мороз ее не погубил,

За  и старание ее он наградил. ()

Может плавать и ,
В небе  летать.
Мне скажи  минутку.
Что за птица? ? - ... (Утка).

У кого ты не спроси - 
 известно на : 
То он царь, то из крестьян, 
То , а звать - ... (Иван) .

 на свой праздник они

То совсем не

Лохматые и ужасные

Всю  на горе скачут

, кричат, о планах  судачат. ()

 Сладкий яблок

Заманил ту птицу в сад,

 светятся огнём,

И  вокруг, как . (Жар Птица)

 тот парень на печи,

 калачи, 
Прокатился по
И женился на .(Емеля).

Кто знает эту  с детства,
Поймёт, о чём я :
Какое транспортное
Емелю  к царю? (Печь).

4   «Найди пару»

 набольший вельможа , черносливу, , приехал в ту деревню,  в ту избу и стал  у невесток…

«Летучий »

Срубил он , стал ее от сучьев . Подошел к нему .

«По щучьму велению»

Вот она  деточек,  и спать уложила, а там  разложить огня,  котлы, наточить .

«Морозко»

Тяв, тяв!  дочь в злате, в  везут, а старухину  не берут!

Белая »

5 станция. « зачин, а где концовка»

  • «Я там был,  пил, по бороде текло, а в рот не …»
  •  «За тридевять земель, в  государстве…»
  • «  …»
  •  «Стали они жить-поживать и  наживать...»

6 станция «»

-Прочитайте докучную  голосом  волка, щуки, .

В некотором царстве, 
В  государстве 
Жил-был  бо-га-а-а-тый: 
У  был двор, 
На дворе  кол, 
На колу-то  мочала. 
Не сказать ли с ?

7 станция« ».

-Кто автор  «Иван царевич на  волке»

-Кого  заморышем?

-Как расправились с ведьмой в сказке «Белая уточка»?

-Какие слова говорила белая уточка своим деткам?

-Какую работу выполняла падчерица по дому?

-Почему старухина дочь окостенела?

-Какая сказка заканчивается словами «И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить.»

-Кому принадлежат слова «Экой сонливый да дремливый! Спит себе под деревом , храпит вовсю!»

-Кто присоветовал царю разные трудные задачи жениху задавать?

-В кого превращается хворост  в  сказке «Летучий корабль»?

-Сколько пассажиров было на летучем корабле?

-Наше путешествие подходит к концу, но чтобы вернуться домой мы должны с вами составить из данных слов выражение.

Дети составляют выражение «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!».

-Кому принадлежат эти  слова?

-В этой фразе, несомненно, есть определённый смысл. То есть, Пушкин этой фразой хотел показать читателю, что сказка является вымыслом, то есть является ложью. Но, сказка нас учит чему-то, поскольку в ней герои преодолевают множество препятствий, встречают на своём жизненном пути разных людей, сказочных существ, а вместе с ними учится жить читатель.

VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Вот и подошел к концу наш урок

Как вы считаете, чему учат русские народные сказки? (добру, правде, совести, трудолюбию)

Что понравилось на уроке?

Что бы вы изменили?

Оцените свою работу?

Все ли вам удалось?

Над чем еще надо поработать? Как вы будете это делать?

(Выслушиваются ответы).

Вы все хорошо справились с заданиями.

VII.  Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...