Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг»
рабочая программа по чтению (3 класс)

Аллаярова Наталья Павловна
Программа внеурочной деятельности «В мире книг» предназначена для работы с детьми 3 класса; способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Администрация Муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан

                                                               МБОУ "СОШ №1 с.Шаран"

РАССМОТРЕНО

        СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

        Заместитель директора по УВР

Директор школы

______________Назмиева Г.Ф.

______________Прудникова И.В.

______________Петров С.А.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №344

от "22" 08 2022 г.

от "24" 08  2022 г.

от "30" 08 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«В мире книг»

3 класс

Составитель: Аллаярова Наталья Павловна

учитель начальных классов

с.Шаран 2022

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «В мире книг» предназначена для работы с детьми 3 класса; способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели программы:

— создание на практике условий для развития читательских умений и

интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства учащихся

начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Ценностные ориентиры содержания курса

Содержание программы  «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память,внимание, воображение.

Программа  внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, какиз её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Методика обучения работе с книгой базируется на научных положениях теории формирования правильной читательской деятельности профессора Н. Н. Светловской. Содержание курса строится на основе деятельностного подходаКаждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное участие детей в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами).  

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Формы организации занятий:

  • литературные игры,
  • конкурсы,
  • библиотечные уроки,
  • путешествия по страницам книг,
  • проекты,
  • спектакли.

Программа рассчитана на 35 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.

Результатом реализации данной учебной программы является формирование младшего школьника как сознательного читателя.

Формы представления результатов: участие в литературных конкурсах, школьных спектаклях, проектные и исследовательские  работы, портфолио достижений.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные

— осознание значимости чтения для личного развития;

— формирование потребности в систематическом чтении.

Предметные умения:

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнениеи аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формироватьсвою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.

Содержание программы   3 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

История книги. Библиотеки

4

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожнаякарточка.

Игровая деятельность. Самостоятельный выбор книги.

2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

3

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка».

Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд.

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы

3

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Конкурс чтецов. Инсценирование.

4

Книги о родной природе

3

Сборники стихотворений о родной природе.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Слушание, обмен мнениями.

Проект  (Рукописная книга)

5

Книги Л.Н. Толстого для детей

3

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров  (работа в группах).

Проектная деятельность.

6

Животные — герои детской литературы

4

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника.

А. Брем «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Библиотечный урок.

Реклама книги.

7

Дети — герои книг

3

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

 Игровая деятельность.

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект.

8

Книги зарубежных писателей

2

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники. Переводчики книг.

Сбор информации о зарубежных писателях (работа в группах).

9

Книги о детях войны

3

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет).

Аппарат книги,иллюстрации и оформление.Аннотация. Каталожная карточка.

Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Чтение,обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Творческая работа.

10

Газеты и журналы для детей

3

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читай-ка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

11

«Книги, книги, книги…»

2

Книги, их типы и виды.

Справочная литература. Энциклопедии для детей. Библиографические справочники.

Практическая работа в библиотеке.

Игровая деятельность.

12

Резерв

1

Итого

34

Планируемые результаты освоения курса 3 класса

Ученик получит возможность научиться:

— работать с книгой-сборником басен;

— сравнивать басни по структуре и сюжету;

— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

— собирать информацию для библиографической справки об авторе;

— составлять таблицу жанров произведений писателя;

— выполнять поисковую работу по проекту;

— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

— находить по каталогу нужную книгу;

— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

— писать отзыв о книге или героях книги;

— пользоваться библиографическим справочником;

— рассматривать и читать детские газеты и журналы;

— находить нужную информацию в газетах и журналах;

— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

— готовить материал для классной и школьной газеты;

  • пользоваться электронными газетами и журналами.

Тематическое планирование 3 класс

 Планируемая дата

 Фактическая дата

Тема занятия

  Примечание

История книги. Библиотеки        (4 ч.)

01.09

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

08.09

Первые книги. Библия. Детская библия.

15.09

Летописи. Рукописные книги.

22.09

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные        (3 ч.)

29.09

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина»

06.10

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

13.10

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная

внучка»).

Книги-сборники. Басни и баснописцы        (3 ч.)

20.10

История басни. Аппарат книги-сборника.

27.10

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. Герои басен.

10.11

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

Книги о родной природе        (3 ч.)

17.11

Родные поэты.

24.11

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова,А. Фета, Н. Некрасова.

01.12

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

Книги Л.Н. Толстого для детей        (3 ч.)

08.12

Книги Л.Н. Толстого для детей.

15.12

Книги Л.Н. Толстого для детей.

22.12

Толстой — сказочник и обработчик русских на-

родных сказок.

Животные — герои детской литературы        (4 ч.)

12.01

Книги-сборник произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

19.01

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу

А. Куприна «Ю-ю».

26.01

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

02.02

Художники-иллюстраторы книг о животных.

Дети — герои книг        (3 ч.)

09.02

Дети — герои книг. Типы книг.

16.02

Книги-сборники произведений о детях.

02.03

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках».

Книги зарубежных писателей        (2 ч.)

09.03

Книги зарубежных писателей.

16.03

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

Книги о детях войны        (3 ч.)

06.04

Книги о детях войны. Л.Воронкова «Девочка из города».

Аннотация.

13.04

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

20.04

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой»

Газеты и журналы для детей        (3 ч.)

27.04

Библиотечный урок: детская периодика.

04.05

Детские газеты и журналы. История создания журнала

«Мурзилка»

11.05

Электронные периодические издания: «Детская газета»,

журнал «Антошка» и др.

«Книги, книги, книги…»        (2 ч.)

18.05

Создание классной газеты «Книгочей».

25.05

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что

я знаю о книге?». Словарь книгочея.

 

Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
  • Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1999
  • Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011
  • Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ, Астрель, 2005.

Рекомендуемые пособия для учащихся:

  • Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 1, 2, 3, 4 класс. –Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2007 и послед.
  • Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова. -  Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических це...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» 3 класс

Программа внеурочной деятельности «В мире книг» предназначена для работы с детьми 3 класса; способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг»

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «В мире книг», Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «В МИРЕ КНИГ»

Результатом реализации данной учебной программы является формирование младшего школьника как сознательного читателя....