Конспект урока по обучению грамоте на тему "Буква Д, звуки [д], [д']" 1 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.

Задачи:

1) обучающая – выделять звуки в словах, давать характеристику звукам.

2) развивающая – создать условия для развития речи, памяти, мышления, внимания, развивать фонематический слух.

3) воспитывающая – создать условия для воспитания любознательности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon phpgaornj_1-d-konspekt-uroka.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение  

УМК «Школа России»

1Д класс

Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Д, д.

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.

Задачи: 

1) обучающая – выделять звуки в словах, давать характеристику звукам.

2) развивающая – создать условия для развития речи, памяти, мышления, внимания, развивать фонематический слух.

3) воспитывающая – создать условия для воспитания любознательности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Предметные: научатся звуки [д], [д’] озвучивать, выявлять их характерные особенности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические – выделять новые звуки в словах, по алгоритму давать характеристику звукам [д], [д’]; предметные – знакомиться со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в парах.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за выбор.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, наглядности, слайд-презентация, карточки синего и зеленого цветов, карточки со словами, смайлики.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, фронтальная.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Оценка результатов деятельности ученика

Примечания

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

- Прозвенел звонок, начинается урок. Поздоровались с гостями, улыбнулись друг другу и с хорошим настроением приготовились к разгадыванию новых тайн урока литературного чтения.

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация

Примене-ние ИКТ на протяжении всего урока.

  1. Актуализация знаний
  1. подготовительная работа;

2) создание проблемной ситуации;

Слайд 1. 

- Помогите мне закончить предложения. Я читаю начало предложения, а вы хором договариваете.                                                        На слайде № 2  появляется картинка.

Тут наш... (дом).

Из трубы идёт ... (дым).

У дома  растёт… (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла сидит... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

У дома стоит … (дед).

−   - Повторите слова, которые вы добавили. Какие звуки чаще всего повторяются  в этих словах?  Кто  знает  какой буквой эти звуки обозначаются?

- Почему у вас возникли затруднения? (Мы не знакомы с этой буквой, не знаем как правильно она называется).

Анализировать звуковой состав слова

Сравнивать соотносить звук и соответствующую ему букву.

Исследовать ситуации, требующие сравнения звуков и букв, которыми они обозначаются.

Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию

Самооценка

Слайд 1, 2.

  1. «Открытие» нового знания
  1. формулирование темы и цели урока;

- Подумайте и предположите. Какая же тема нашего урока? (тема открывается на доске) Звуки [д], [ д’] и новая буква. Слайд 3.

- Попробуем сформулировать цель урока. (Знакомство с буквой Д) Варианты ответов детей. ( таблички с целью и задачами расположены на доске)

- Какие  задачи поставим?  (познакомиться с новыми звуками, исследовать эти звуки, охарактеризовать их, научиться читать слоги, слова с этими звуками, узнать какой буквой обозначаются эти звуки).

- Как вы думаете, что поможет нам в достижении этих задач? (знания, учебник, учитель, дружная работа и т.д.)

- А девиз наш таков: Мы дружные, мы умные, мы внимательные, мы старательные.

Мы хорошо учимся, всё у нас получится!

Прогнозировать результат своей работы.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи и целей урока.

Тема урока записана на доске.

Слайд 3.

Цели урока записаны

на табличках

  1. знакомство со звуками д,  д’
  2. работа со схемами, исследование звуков

4)Моделирование

Работа в парах.

5)Просмотр видеофрагмента.

- Итак, мы определили с вами цель и для ее достижения выполним задание…

- Что изображено на доске? (схемы слов)

- Чтобы узнать, что это за слова, отгадайте загадки (дятел, дуб). На слайде.

Разгадывание  загадок.

- Шапка красная на нем

Издали горит огнем

Он устроился на сук

Барабанит «тук» да «тук». (Дятел).

- Темной он покрыт корой

Лист красивый, вырезной.

А на кончике ветвей

Много-много желудей. (Дуб).

Беседа о дятле (слайд )

- Что вы знаете о дятле?

- Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».

Слово – звуковой анализ слов дятел, дуб.

- Посмотрите на слайд и выберите схему, соответствующую слову дятел, дуб. Выделение новых звуков.

- Давайте проведем исследование первых звуков в этих словах. Что нам  для этого понадобится? (алгоритм изучения звука - на доске появляется) (исследование звука по алгоритму)

1) гласный или согласный

2)

3)

  1. парный или непарный

- Произнесем первый звук в слове ДЯТЕЛ. Встречает воздух преграды или нет? Какие преграды? (Зубы, губы).

- Как произносим звук? (Мягко, как травка).

- Теперь приложите руку к горлу и произнесите звук. Если связки вибрируют, значит звук (звонкий).

- Теперь произнесите первый звук в слове ДУБ. Аналогичная работа.

Вывод: Дайте характеристику новым звукам (согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, парный).

- Какую задачу мы выполнили? (Дали характеристику новым звукам).

- Молодцы! А сейчас поиграем в «Молчанку».

Игра «Твердый - мягкий» (учитель называет слова, а ученики показывают с помощью карточек какой звук: твердый – синий, мягкий - зеленый). (Карточки у детей на парте).

Слова: Дима, дым, дельфин, дочка, дежурный, дача, дерево, Даша, дыня.

- Какие еще задачи мы ставили перед собой? (какой буквой обозначаются).

- Звуки [д], [д’] обозначаются буквой Д. (карточка на доске).

- На что похожа?

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной

Вот стоит дымок пуская,

Буква Д труба печная.

- Сейчас смоделируем букву Д с помощью карандашей. Работаете в парах, но сначала повторим правила работы в парах.

Задание: складывание из цветных карандашей буквы  Д.

 - А сейчас посмотрим видеофрагмент  о букве д.

Задание по видео:   Какие слова встретятся со звуками д, д’, которые обозначены буквой Д? (Дима, добрый, дом, беде, дракон).

Проверка.

Физминутка

Исследовать звуки и давать им характеристику согласно составленному алгоритму.

Обозначение изученных звуков буквой.

Познавательные УУД:

умение представлять информацию в виде схемы, использовать знаково-символические средства;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

оценка действий парт-нера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 

Познавательные УУД:

моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 

Фронтальная работа, наблюдение

Создание ситуации успеха для каждого ученика

Слайд 4

Схемы на доске

Алгоритм изучения звука

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

  1. Первичное закрепление

  1. чтение слогов;

- Какую цель ставили в начале урока? Достигли?

- Какой буквой обозначаются звуки [д], [д’]?

- А  ещё какие задачи ставили? (задачи записаны на доске). Потренируемся читать слоги и слова с буквой Д.

(чтение по одному, хором – текст на слайде)

Слайд 8

2)чтение слов

Прочитаем слова и проанализируем.

Слайд 9

3) работа в парах;

Физминутка для глаз

- А сейчас мы проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем  -  От чего зависит мягкость и твердость звуков  [д], [д’].

- Кто хочет потренироваться и научиться лучше распознавать звуки [д], [д]’? Продолжим работу в парах.

Задание: - Прочитайте слова на цветных карточках (Даша, душ, Дима, домик, Денис, дым) у вас на столе. Проанализируйте внимательно слова, обозначьте в каких словах звук д – твердый, в каких – мягкий. Слова, в которых, звук д – твёрдый обведите синим цветом, а слова, в которых  звук д’ – мягкий – зеленым цветом.

 Проверка. Чтение слов.

- Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков [д], [д’]? (от того какая буква стоит после них: появляется  схема)

  • - е, и

 - а, о, у , ы

Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного.

Включаться в парную работу, связанную с общением

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания

Анализировать влияние гласного звука на согласный

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:

планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения но основе оценки и учета характера сделанных ошибок

Самоконтроль и самопроверка по презентации

Слайд 10

Схема на доске

  1. Работа с текстом.

1)рассматривание иллюстрации

2)составление рассказов

3)словарная работа

(ключевые слова на доске)

4)чтение, анализ текста

5) озаглавливание

  1. Итог урока.

Работа с Азбукой  с 104.

Рассматривание иллюстрации «Клад найден»

Кто хочет рассказать по иллюстрации? (выслушиваются несколько вариантов)

- По иллюстрации и  ключевым словам давайте попробуем определить, о чём будет текст? (выслушиваются варианты ответов -  предположения)

- Давайте проверим предположение, прочитав  текст.

Повторное чтение текста с анализом.

- Кто такие водолазы?

- Где работают водолазы?

- Кем работают папы Нади и Димы?

- Что они делали на дне реки?

- Поставьте вопросы к предложениям этого текста.

- Придумаем заголовок к тексту и составим его из букв, которые рассыпались на доске. (Водолазы).

Выборочное чтение.

Озаглавливание текста.

- Наш урок подходит к завершению.

- Какая тема урока была?

- Какие задачи ставили? Чему научились?

- Кто достиг поставленных задач?

- Почему у нас все получилось?

- Что помогло нам достичь поставленных задач?

Ориентирова

ться в учебнике. Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Описывать свои наблюдения и переживания. Отвечать на вопросы. Читать выразительно текст: использовать интонацию

Описывать  свои наблюдения и переживания

Личностные УУД:

нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

Познавательные :УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Оценим свою работу на уроке. Я приготовила для вас копилку (на доске) и деньги трех цветов. Заполним копилку: Если вам всё удалось и вы довольны собой, задания были лёгкими  - положите зелёную денежку, если у вас не всё получалось, но вы старались – положите синюю денежку, если было очень трудно  и вам нужна помощь – красную.

Давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке

Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Самооценка  ученика по принятым формам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте. Буква Ц,ц. Звук [Ц].

конспект урока по обучению грамоте по новым стандартам....

Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласный звук [у], буква У,у"

Представлен конспект урока. На уроке ребята помогают сказочному герою Лнутику выполнить задания....

Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"

Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: «Согласные звуки [д], [д`], буква д». 1класс

Планируемые результаты:Познавательные УУД: формировать умение:- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,- представлять информацию в виде схемы,- выявлять сущность, особенности объектов,...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме "Звуки [м] [м\'], буквы М,м.

Конспект урока по обучению грамоте (чтение).Тип урока: Знакомство с новыми звуками ,с новой буквой....