Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Маслова Елена Борисовна

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" для 4 класса начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_.docx144.88 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Управление образования администрации городского округа Зарайск

МБОУ "Лицей №5"

РАССМОТРЕНО

кафедрой учителей начальных классов


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ "Лицей №5"

         Шарова Н.В.                 Конькова О.Н.                 Шишкова Г.В.

Протокол №1

от "25" 08 2022 г.


Протокол №1

от "30" 08 2022 г.


Приказ №155

от "31" 08 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2244678)

учебного предмета

«Литературное чтение»

для 4 Д класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Маслова Елена Борисовна

учитель начальных классов

Зарайск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.

Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.

На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:

  • формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
  • овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М. М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.

Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны.

Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный).

Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).

Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.

Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.

Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.

Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения.

Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.

Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —

особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.

Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление).

Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста- описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.

Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений А. И. Куприна, В. П.   Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др.

Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.

Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.

Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.

Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно- нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки

произведений фольклора и художественной литературы;

  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного

текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные

универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

  • осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
  • демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
  • читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  • читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
  • различать художественные произведения и познавательные тексты;
  • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
  • понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
  • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
  • соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
  • характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
  • осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
  • составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
  • составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
  • составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
  • сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
  • использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
  • использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

1.1.

О Родине, героические

12

1

1

05.09.2022

Разговор перед чтением: страницы истории родной страны — тема фольклорных и авторских

Устный

https://resh.edu.ru/

страницы истории

22.09.2022

произведений (не менее четырёх по выбору), объяснение пословицы «Родной свой край делами

опрос;

https://educont.ru/

прославляй»;

Письменный

Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений, выражающих нравственно-этические

контроль;

понятия: любовь к Отчизне, родной земле. Например, Н. М. Языков «Мой друг! Что может быть

Практическая

милей…», А. Т. Твардовский «О родине большой и малой», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком

работа

блеске…», В. М. Песков «Отечество», С. Д. Дрожжин «Родине», Р. Г. Гамзатов «О Родине, только о

Родине», «Журавли»;

Учебный диалог: обсуждение проблемы «Понятие Родины для каждого из нас», объяснение своей

позиции с приведением примеров из текстов, раскрытие смысла пословиц о Родине, соотнесение их с

прослушанными/прочитанными произведениями;

Чтение произведений о героях России Например, С. Т. Романовский «Ледовое побоище», Н. П.

Кончаловская «Слово о побоище Ледовом», историческая песня «Кузьма Минин и Дмитрий

Пожарский во главе ополчения», Ф. Н. Глинка«Солдатская песня» и другие произведения;

Работа с текстом произведения: анализ заголовка, определение темы, выделение главной мысли,

осознание идеи текста, нахождение доказательства отражения мыслей и чувств автора, наблюдение и

рассматривание иллюстраций и репродукций картин (например, П. Д. Корин «Александр Невский», И.

С. Глазунов «Дмитрий Донской»), соотнесение их сюжета с соответствующими фрагментами текста:

озаглавливание;

Обсуждение вопросов, например, «Какие слова из произведения подходят для описания картины?»,

«Какие слова могли бы стать названием картины?»;

Поиск дополнительной информации о защитниках Отечества, подготовка монологического

высказывания, составление письменного высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста

(не менее 10 предложений);

Работа в парах: сравнение произведений, относящихся к одной теме, но разным жанрам (рассказ,

стихотворение, народная и авторская песня);

Слушание произведений о народном подвиге в Великой Отечественной войне: Р. И. Рождественский

«Если б камни могли говорить…», «Реквием», Е. А. Благинина «Папе на фронте» и др.;

Учебный диалог: обсуждение проблемного вопроса «Почему говорят, что День Победы — это „радость

со слезами на глазах“?», осознание нравственно-этических понятий «поступок»,«подвиг»;

Упражнение в выразительном чтении, соблюдение интонационного рисунка (пауз, темпа, ритма,

логических ударений)в соответствии с особенностями текста для передачи эмоционального настроя

произведения;

Поиск и слушание песен о войне (поиск информации об авторе слов, композиторе) на контролируемых

ресурсах сети Интернет;

Учить наизусть стихотворения о Родине (по выбору);

Групповая работа: коллективный проект «Нам не нужна война» (в форме литературного вечера, вечера

песни, книги воспоминаний родных, книги памяти и другие варианты);

Дифференцированная работа: подготовка сообщения об известном человеке своего края

1.2.

Фольклор (устное

11

0

1

26.09.2022

Разговор перед чтением: обсуждение вопросов: «Что такое фольклор?», «Какие произведения

Устный

https://resh.edu.ru/

народное творчество)

19.10.2022

относятся к фольклору?»,объяснение, приведение примеров;

опрос;

https://educont.ru/

Чтение произведений малого фольклора (по выбору): загадок, пословиц, скороговорок, потешек, песен,

Практическая

небылиц, закличек, используя интонацию, паузы, темп, ритм, логические ударения в соответствии с

работа

особенностями текста для передачи эмоционального настроя произведения;

Работа в парах: сравнение пословиц разных народов, объяснение значения, установление тем,

группировка пословиц на одну тему, упражнения на восстановление текста пословиц,

Соотнесение пословиц с текстом произведения (темой и главной мыслью);

Чтение вслух и про себя (молча) фольклорных произведений (народных сказок), определяя мотив и

цель чтения, отвечая на вопрос: «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»,

различение реальных и сказочных событий в народных произведениях;

Учебный диалог: осознание ценности нравственно-этических понятий для всех народов: трудолюбие,

дружба, честность;

Наблюдение за особенностями построения волшебной сказки (зачин, троекратные повторы, концовка),

выделение смысловых частей сказки в соответствии с сюжетом, определение последовательности

событий в произведении, поиск устойчивых выражений;

Пересказ (устно) содержания подробно;

Поиск дополнительной информации о собирателях фольклора, представление своего сообщения в

классе;

Разговор перед чтением: история возникновения былин, их особенностей (напевность, протяжность

исполнения);

Учебный диалог: обсуждение главной мысли былинного эпоса — стремление богатырей защищать

родную землю;

Работа с текстом произведения: анализ сюжета былины (реальность и сказочность событий), ответы на

вопросы, наблюдение за особенностями языка (устаревшие слова, повторы, эпитеты, гиперболы),

нахождение устаревших слов (архаизмов), подбор к ним синонимов;

Пересказ былины от лица её героя;

Работа в группе (совместная работа): сравнение волшебной сказки и былины (тема, герои, наличие

волшебства), оценка результатов работы группы

1.3.

Творчество

12

0

1

20.10.2022

Разговор перед чтением: понимание общего настроения лирического произведения;

Устный

https://resh.edu.ru/

А.С.Пушкина

09.11.2022

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений, эпитетов, олицетворений,

опрос;

https://educont.ru/

выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и

Практическая

ритмом стихотворения, нахождение образных слови выражений, поиск значения незнакомого слова в

работа

словаре;

Выразительное чтение и чтение наизусть лирических произведений с интонационным выделением

знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм Чтение наизусть

лирических произведений А. С. Пушкина(по выбору);

Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выборочное чтение): анализ сюжета, повтор

как основа изменения сюжета, характеристика героев (положительные или отрицательные, портрет),

волшебные помощники, описание чудес в сказке, анализ композиции;

Творческое задание: составление словесных портретов главных героев с использованием текста

сказки;

Составление выставки на тему «Книги А. С. Пушкина», написание краткого отзыва о самостоятельно

прочитанном произведении по заданному образцу

1.4.

Творчество

4

0

0

10.11.2022

Разговор перед чтением: история возникновения жанра, Эзоп — древнегреческий баснописец, его

Устный

https://resh.edu.ru/

И.А.Крылова

16.11.2022

басни, рассказ о творчестве И. А. Крылова;

опрос

https://educont.ru/

Учебный диалог: сравнение басен (сюжет, мораль, форма, герои), заполнение таблицы;

Работа с текстом произведения: характеристика героя (положительный или отрицательный),

понимание аллегории, работа с иллюстрациями, поиск в тексте морали (поучения) и крылатых

выражений;

Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка

произведения (конкурс чтецов«Басни русских баснописцев») ;

Групповая работа: проведение конкурса на инсценирование басен;

Поиск книг И. А. Крылова, рассматривание и чтение их, анализ библиографического аппарата книги:

обложка, оглавление, предисловие, иллюстрации, составление аннотации

1.5.

Творчество М. Ю.

4

0

0

17.11.2022

Разговор перед чтением: понимание общего настроения лирического произведения, творчество М. Ю.

Устный

https://resh.edu.ru/

Лермонтова

30.11.2022

Лермонтова;

опрос

https://educont.ru/

Слушание стихотворных произведений (не менее трёх)М. Ю. Лермонтова: «Горные вершины…»,

«Утёс», «Парус»,«Москва, Москва! Люблю тебя как сын…» и др.;

Учебный диалог: обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы,

ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение?»;

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте

слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом

стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре,

поиск олицетворения и метафор, определение вида строф Рассматривание репродукций картин и

подбор к ним соответствующих стихотворных строк;

Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка

произведения;

Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин

1.6.

Литературная сказка

9

0

1

01.12.2022

Разговор перед чтением: уточнение представлений о жанре сказки, расширение знаний о том, как и

Устный

https://resh.edu.ru/

15.12.2022

почему из глубины веков дошли до нас народные сказки, первые авторы литературных сказок;

опрос;

https://educont.ru/

Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение

Практическая

взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка

работа

поступков героев (две-три сказки по выбору);

Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках;

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов (в том

числе проблемных) по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности

событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением

отдельных эпизодов, смысловых частей;

Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей;

Пересказ (устно) содержания произведения выборочно Работа в парах: чтение диалогов по ролям;

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении народной лексики, устойчивых выражений,

выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, нахождение образных

слов и выражений, поиск устаревших слов, установление значения незнакомого слова в словаре;

Дифференцированная работа: драматизация отрывков из сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»;

Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, написание аннотации

к самостоятельно прочитанному произведению

1.7.

Картины природы в

7

0

1

19.12.2022

Разговор перед чтением: стихотворные произведения как способ передачи чувств автора, лирические и

Устный

https://resh.edu.ru/

творчестве поэтов и

28.12.2022

эпические произведения: сходство и различия;

опрос;

https://educont.ru/

писателей ХIХ века

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, олицетворений,

Практическая

метафор, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за

работа

рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения

Незнакомого слова в словаре, характеристика звукописи, определение вида строф;

Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения; подбор синонимов

к заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора Упражнение в

выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения

(конкурс чтецов стихотворений);

Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк;

Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин

1.8.

Творчество Л. Н.

7

0

1

29.12.2022

Разговор перед чтением: общее представление об эпосе (на примере рассказа), знакомство с повестью

Устный

https://resh.edu.ru/

Толстого

17.01.2023

как эпическим жанром, в основе которого лежит повествование о каком-либо событии;

опрос;

https://educont.ru/

Обсуждение темы и главной мысли произведений, определение признаков жанра (автобиографическая

Практическая

повесть, рассказ, басня), характеристика героев с использованием текста (не менее трёх произведений);

работа

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по

основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в

тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов,

смысловых частей;

Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки Пересказ

содержания произведения, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с

учётом специфики художественного, научно-познавательного и учебного текстов Работа в парах:

сравнение рассказов (художественный и научно-познавательный), тема, главная мысль, события,

герои:«Черепаха» и «Русак»;

Дифференцированная работа: составление устного или письменного высказывания (не менее 10

предложений) на тему «Моё любимое произведение Л. Н. Толстого»;

Поиск и представление книг на тему «Произведения Л. Н. Толстого», составление списка

произведений Л. Н. Толстого

1.9.

Картины природы в

6

0

0

18.01.2023

Разговор перед чтением: стихотворные произведения как способ передачи чувств автора, лирические и

Устный

https://resh.edu.ru/

творчестве поэтов и

26.01.2023

эпические произведения: сходство и различия;

опрос

https://educont.ru/

писателей XX века

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, олицетворений,

метафор, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за

рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения

Незнакомого слова в словаре, характеристика звукописи, определение вида строф;

Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор синонимов

к заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование выбор автора;

Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка

произведения (конкурс чтецов стихотворений);

Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк;

Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин;

Составление выставки книг на тему «Картины природы в произведениях поэтов ХIХ—ХХ веков»,

написание краткого отзывао самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу

1.10.

Произведения о

12

1

2

30.01.2023

Разговор перед чтением: взаимоотношения человека и животных, обсуждение цели чтения, выбор

Устный

https://resh.edu.ru/

животных и родной

16.02.2023

формы чтения (вслух или про себя (молча), удержание учебной задачи и ответ на вопрос«На какой

опрос;

https://educont.ru/

природе

вопрос хочу получить ответ?»;

Контрольная

Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением

работа;

примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств,

Практическая

сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками,

работа

чувствами героев;

Упражнение в составлении вопросов (в том числе проблемных) к произведению;

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по

основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в

тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов,

смысловых частей;

Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки;

Пересказ содержания произведения от лица героя с изменением лица рассказчика;

Работа в парах: сравнение рассказов (тема, главная мысль, герои);

Составление выставки книг (тема дружбы человека и животного), рассказ о любимой книге на эту

тему

1.11.

Произведения о детях

13

0

2

27.02.2023

Разговор перед чтением: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча),

Устный

https://resh.edu.ru/

21.03.2023

удерживание учебной задачи и ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая

опрос;

https://educont.ru/

произведение?»;

Практическая

Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением

работа

примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств,

сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками,

чувствами героев, определение авторского отношения к героям;

Упражнение в составлении вопросов (в том числе проблемных) к произведению;

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по

основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в

тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов,

смысловых частей, определение завязки, кульминации, развязки (композиция произведения);

Работа в парах: составление цитатного плана, оценка совместной деятельности;

Упражнения в выразительном чтении небольших эпизодов с соблюдением орфоэпических и

интонационных норм при чтении вслух;

Пересказ (устно) произведения от лица героя или от третьего лица;

Дифференцированная работа: составление рассказа от имени одного из героев;

Составление рассказа-рассуждения о любимой книге о детях

1.12.

Пьеса

5

0

1

22.03.2023

Ориентировка в понятиях: пьеса, действие, персонажи, диалог, ремарка, реплика;

Устный

https://resh.edu.ru/

29.03.2023

Учебный диалог: анализ действующих лиц, обсуждение проблемы: является ли автор пьесы

опрос;

https://educont.ru/

действующим лицом, ответ на вопрос «Почему в тексте приводятся авторские замечания(ремарки),

Практическая

каково их назначение?»;

работа

Работа в парах: анализ и обсуждение драматического произведения (пьесы) и эпического (сказки) —

определение сходства и различий, диалог как текст пьесы, возможность постановки на театральной

сцене;

Чтение по ролям;

Работа в группах (совместная деятельность): готовим спектакль — выбор эпизода пьесы,

распределение ролей, подготовка ответов на вопросы «С какой интонацией говорят герои?», «Какая

мимика и какие жесты нужны в данной сцене?», подготовка к инсценированию эпизода;

Дифференцированная работа: создание (рисование) афиши спектакля

1.13.

Юмористические произведения

6

0

0

30.03.2023

17.04.2023

Разговор перед чтением: обсуждение проблемного вопроса«Какой текст является юмористическим?»; Слушание и чтение художественных произведений, оценка эмоционального состояния при восприятии юмористического произведения, ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжет рассказа? Почему?»; Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их чувств;

Работа в парах: чтение диалогов по ролям, выбор интонации, отражающей комичность ситуации; Дифференцированная работа: придумывание продолжения рассказа;

Слушание записей (аудио) юмористических произведений, просмотр фильмов

Устный опрос

https://resh.edu.ru/

https://educont.ru/

1.14.

Зарубежная литература

8

1

1

18.04.2023

02.05.2023

Разговор перед чтением: установление цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»;

Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев;

Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках;

Анализ сюжета сказки: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей;

Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей; Пересказ (устно) содержания произведения выборочно;

Работа в парах: чтение диалогов по ролям;

Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнивание героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев;

Поиск дополнительной справочной информации о зарубежных писателях: Дж. Свифт, Марк Твен, Л. Кэрролл, представление своего сообщения в классе, составление выставки книг зарубежных сказок, книг о животных;

Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, написание аннотации к самостоятельно прочитанному произведению

Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа

https://resh.edu.ru/

https://educont.ru/

1.15.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой

7

0

2

03.05.2023

16.05.2023

Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку: тема экскурсии «Зачем нужны книги»; Упражнения в выразительном чтении стихотворных и прозаических произведений с соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух;

Поиск информации в справочной литературе, работа с различными периодическими изданиями: газетами и журналами для детей;

Составление аннотации (письменно) на любимое произведение Коллективная работа: подготовка творческого проекта на темы«Русские писатели и их произведения», «Сказки народные и литературные», «Картины природы в творчестве поэтов»,«Моя любимая книга»;

Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника летнего чтения

Устный опрос; Практическая работа

https://resh.edu.ru/

https://educont.ru/

Резервное время

13

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

3

14

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Инструктаж по ТБ ИОТ-030-2022

О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. С.Д. Дрожжин «Родине»

1

0

0

05.09.2022

Устный опрос

2.

О Родине, героические страницы истории.

Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов. А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

1

0

0

06.09.2022

Устный опрос

3.

О Родине, героические страницы истории. Знакомство с культурно-историческим наследием России, великие люди и события: образ Дмитрия Донского. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин

1

0

0

07.09.2022

Устный опрос

4.

Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы. Р. И. Рождественский «Если б камни  могли говорить…»

1

0

0

08.09.2022

Устный опрос

5.

Осознание понятий: поступок, подвиг. Расширение представлений о народной и авторской песне: понятие «историческая песня», знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны. Ф. Гермоненко «Песня защитников Брестской крепости»

1

0

0

12.09.2022

Устный опрос

6.

О Родине, героические страницы истории. Образ героев. Исторические страницы России. Лев  Кассиль. Рассказы

1

0

0

13.09.2022

Устный опрос

7.

Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Сравнение текстов, героев. В. М. Песков

«Отечество»

1

0

0

14.09.2022

Устный опрос

8.

Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок. Р. Г. Гамзатов «О Родине, только о Родине», «Журавли»

1

0

0

15.09.2022

Устный опрос

9.

О Родине, героические страницы истории. Входная контрольная работа

1

1

0

19.09.2022

Контрольная работа

10.

Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Тема, основная мысль, заголовок

1

0

0

20.09.2022

Устный опрос

11.

Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Проект: «Они защищали Родину»

1

0

0

21.09.2022

Устный опрос

12.

Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Исторические события родного края

1

0

1

22.09.2022

Практическая работа

13.

Фольклор как народная духовная культура.

Представление о многообразии видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный)

1

0

0

26.09.2022

Устный опрос

14.

Понимание культурного значения фольклора для появления художественной литературы. Обобщение представлений о малых жанрах фольклора

1

0

0

27.09.2022

Устный опрос

15.

Сказочники. Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Углубление представлений о видах сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира

1

0

0

28.09.2022

Устный опрос

16.

Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты)

1

0

0

29.09.2022

Устный опрос

17.

Расширение представлений о былине как эпической песне о героическом событии. Герой былины — защитник страны.

Образы русских

богатырей. Былина «Ильины три поездочки»

1

0

0

03.10.2022

Устный опрос

18.

Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола.

Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной

лексике. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой «Три поездки Ильи Муромца»

1

0

0

04.10.2022

Устный опрос

19.

Фольклор как народная духовная культура. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В. М. Васнецова

1

0

0

05.10.2022

Устный опрос

20.

Фольклор как народная духовная культура. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В. М. Васнецова

1

0

0

06.10.2022

Устный опрос

21.

Летопись — источник исторических фактов. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

1

0

0

17.10.2022

Устный опрос

22.

Фольклор как народная духовная культура. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

0

0

18.10.2022

Устный опрос

23.

Фольклор (устное народное творчество). Учимся у поэтов видеть красоту родного Зарайского края

1

0

1

19.10.2022

Практическая работа

24.

Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. А.Слонимский «О Пушкине А.С.»

1

0

0

20.10.2022

Устный опрос

25.

Углубление представления о средствах художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). А. С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарование»

1

0

0

24.10.2022

Устный опрос

26.

Расширение представления о литературных сказках А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

0

0

25.10.2022

Устный опрос

27.

Расширение представления о литературных сказках А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Выборочный  пересказ

1

0

0

26.10.2022

Устный опрос

28.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Описание героев. Характеристика.

Отношение автора к героям

1

0

0

27.10.2022

Устный опрос

29.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Смысл сказки. Повторы. Метафоры, другие средства выразительности

1

0

0

31.10.2022

Устный опрос

30.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки

1

0

0

01.11.2022

Устный опрос

31.

Фольклорная основа авторской сказки. Сюжет. Эпизод. Смысловые части.  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

0

0

02.11.2022

Устный опрос

32.

Творчество А. С. Пушкина. Фольклорная основа авторской сказки. В. А. Жуковский «Спящая царевна»

1

0

0

03.11.2022

Устный опрос

33.

Творчество А. С. Пушкина. Фольклорная основа авторской сказки. Различные виды плана

1

0

0

07.11.2022

Устный опрос

34.

Творчество А. С. Пушкина. Фольклорная основа авторской сказки. Сравнение авторских сказок

1

0

0

08.11.2022

Устный опрос

35.

Фольклорная основа авторской сказки. Иллюстрации. Авторы иллюстраций

1

0

1

09.11.2022

Практическая работа

36.

Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. И. А. Крылов «Квартет»

1

0

0

10.11.2022

Устный опрос

37.

Басни стихотворные и прозаические.   Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

1

0

0

14.11.2022

Устный опрос

38.

Басни стихотворные и прозаические. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. И. И. Хемницер

«Стрекоза и муравей». Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

1

0

0

15.11.2022

Устный опрос

39.

Басни стихотворные и прозаические. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка

1

0

0

16.11.2022

Устный опрос

40.

Творчество М. Ю. Лермонтова.  Лирические произведения М. Ю. Лермонтова: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утёс»

1

0

0

17.11.2022

Устный опрос

41.

Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. М. Ю. Лермонтов «Парус»

1

0

0

28.11.2022

Устный опрос

42.

Лирические произведения М. Ю. Лермонтова. Анализ лексики. М. Ю. Лермонтов «Парус», «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…»

1

0

0

29.11.2022

Устный опрос

43.

Лирические произведения М. Ю. Лермонтова. Тема и главная мысль (идея) произведения

1

0

0

30.11.2022

Устный опрос

44.

Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок. П.П. Ершов «Конек – горбунок»

1

0

0

01.12.2022

Устный опрос

45.

Расширение представлений о героях литературных сказок. П.П. Ершов «Конек – горбунок»

1

0

0

05.12.2022

Устный опрос

46.

Литературная сказка. Расширение

представлений о героях литературных сказок. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

0

0

06.12.2022

Устный опрос

47.

Литературная сказка. Расширение

представлений о героях литературных сказок. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

0

0

07.12.2022

Устный опрос

48.

Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

0

0

08.12.2022

Устный опрос

49.

Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

0

0

12.12.2022

Устный опрос

50.

Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

0

1

13.12.2022

Практическая работа

51.

Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности. П. П. Бажов «Серебряное копытце»

1

0

0

14.12.2022

Устный опрос

52.

Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности. П. П. Бажов «Серебряное копытце»

1

0

0

15.12.2022

Устный опрос

53.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы.. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…»

1

0

0

19.12.2022

Устный опрос

54.

Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы.. Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

1

0

0

20.12.2022

Устный опрос

55.

Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Анализ текста.

Иллюстрации. А.А.Фет

«Весенний дождь»

1

0

0

21.12.2022

Устный опрос

56.

Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХIХ века. А.А.Фет «Бабочка»

1

0

0

22.12.2022

Устный опрос

57.

Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Е. А.Баратынский

«Весна, весна! Как воздух чист!»

1

0

0

26.12.2022

Устный опрос

58.

Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Е. А.Баратынский «Где сладкий шепот…»

1

0

0

27.12.2022

Устный опрос

59.

Представление о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению

1

0

1

28.12.2022

Практическая работа

60.

Творчество Л. Н. Толстого.  Расширение представлений о творчестве Л. Н. Толстого: рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль

1

0

0

29.12.2022

Устный опрос

61.

Творчество Л. Н. Толстого. Первоначальное представление о повести как эпическом жанре. Л.Н.Толстой «Детство» (отрывки из повести)

1

0

0

09.01.2023

Устный опрос

62.

Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

1

0

0

10.01.2023

Устный опрос

63.

Углубление представлений об особенностях художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер.

Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого

1

0

0

11.01.2023

Устный опрос

64.

Заголовок. Содержание произведения. План. Рассказы         Л.Н.Толстого

1

0

0

12.01.2023

Устный опрос

65.

Виды рассказа, рассказ (художественный и научно- познавательный), сказки, басни, быль. Сравнение по структуре, содержанию. Рассказы Л.Н.Толстого

1

0

1

16.01.2023

Практическая работа

66.

Творчество Л. Н. Толстого. Анализ героев. Читатель, автор, герой

1

0

0

17.01.2023

Устный опрос

67.

Картины природы в творчестве

поэтов и писателей ХХ века.  Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. М.И.Цветаева «Наши царства»

1

0

0

18.01.2023

Устный опрос

68.

Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХХ века. М.И.Цветаева

«Бежит тропинка с бугорка»

1

0

0

19.01.2023

Устный опрос

69.

Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХХ века. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. С. А. Есенин

«Бабушкины сказки»

1

0

0

23.01.2023

Устный опрос

70.

Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. С. А. Есенин

«Лебедушка»

1

0

0

24.01.2023

Устный опрос

71.

Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Анализ текстов.

План. Пересказ. С. А. Есенин

«Лебедушка»

1

0

0

25.01.2023

Устный опрос

72.

Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Учимся у поэтов видеть красоту родного края

1

0

0

26.01.2023

Устный опрос

73.

Произведения о животных и родной природе. Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. В. П. Астафьев

«Стрижонок Скрип»

1

0

0

30.01.2023

Устный опрос

74.

Произведения о животных и родной природе. Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. В. П. Астафьев

«Стрижонок Скрип»

1

0

0

31.01.2023

Устный опрос

75.

Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Составление разных видов плана. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

0

0

01.02.2023

Устный опрос

76.

Любимые произведения. Аннотации. Рассказ. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

0

0

02.02.2023

Устный опрос

77.

Произведения о животных и родной природе. Иллюстрации и репродукции. Описание.

Контрольная работа

1

1

0

06.02.2023

Контрольная работа

78.

Произведения о животных и родной природе. Анализ и сравнение текстов. В. П. Астафьев «Капалуха»

1

0

1

07.02.2023

Практическая работа

79.

Произведения о животных и родной природе. Тема, основная мысль (идея). Заголовок.

Характеристика героев. В. П. Астафьев «Капалуха»

1

0

0

08.02.2023

Устный опрос

80.

Произведения о животных и родной природе. Автор, герой, читатель. В. П. Астафьев «Весенний остров»

1

0

0

09.02.2023

Устный опрос

81.

Произведения о животных и родной природе. Разные виды пересказа, цель, структура. А. И. Куприн «Скворцы»

1

0

0

13.02.2023

Устный опрос

82.

Произведения о животных и родной природе. Литературный герой, персонаж, характер. А. И. Куприн «Скворцы»

1

0

0

14.02.2023

Устный опрос

83.

Произведения о животных и родной природе. Эпизод, смысловые части. Композиция. Иллюстрации. К. Г. Паустовский  «Какие бывают дожди»

1

0

0

15.02.2023

Устный опрос

84.

Произведения о животных и родной природе. Тема охраны природы в произведениях.

Смысл. Нравственные ценности

1

0

1

16.02.2023

Практическая работа

85.

Произведения о детях.  Расширение тематики произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. А. П. Чехов «Мальчики»

1

0

0

27.02.2023

Устный опрос

86.

Произведения о детях. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, Авторское отношение к героям, лексика , сюжет. А. П. Чехов «Мальчики»

1

0

0

28.02.2023

Устный опрос

87.

Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли .Построение высказывания. Анализ. А. П. Чехов «Мальчики»

1

0

0

01.03.2023

Устный опрос

88.

Словесный портрет героя как его характеристика. Основные события сюжета, поведение, поступки героев.

Номинативный план. Вопросный план. А. П. Чехов

«Мальчики»

1

0

0

02.03.2023

Устный опрос

89.

Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, Характеристика героев, описание. Б.С.Житков «Как я ловил человечков»

1

0

0

06.03.2023

Устный опрос

90.

Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Прогнозирование по заголовку. Б.С.Житков «Как я ловил человечков»

1

0

0

07.03.2023

Устный опрос

91.

Портреты героев. Иллюстрирование. Работа с информацией в тексте.

Выборочное чтение. Б.С.Житков

«Как я ловил человечков»

1

0

0

08.03.2023

Устный опрос

92.

Сюжет. Последовательность событий. Б.С.Житков «Как я ловил человечков»

1

0

0

09.03.2023

Устный опрос

93.

Эпизод, смысловые части. Композиция. К.Г.Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

1

0

0

13.03.2023

Устный опрос

94.

Упражнение в составлении вопросов к произведению. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

0

1

14.03.2023

Практическая работа

95.

Словесный портрет героя как его характеристика. Подробное и краткое описание на основе текста. К.Г.Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

1

0

0

15.03.2023

Устный опрос

96.

Составление вопросов по тексту. Главная и второстепенная

информация. К.Г.Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

1

0

0

16.03.2023

Устный опрос

97.

Произведения о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками Формирование нравственных ценностей и позиций

1

0

1

20.03.2023

Практическая работа

98.

Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

1

0

0

21.03.2023

Устный опрос

99.

Пьеса — произведение литературы и театрального искусства. С. Я. Маршак

«Двенадцать месяцев»

1

0

0

22.03.2023

Устный опрос;

100.

Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

1

0

0

23.03.2023

Устный опрос

101.

Пьеса. Понятия: пьеса, действие, персонажи, диалог, ремарка, реплика. С. Я. Маршак

«Двенадцать месяцев»

1

0

0

27.03.2023

Устный опрос

102.

Пьеса. Анализ действующих лиц, обсуждение проблем. Структура пьесы. Особенности. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

1

0

1

28.03.2023

Практическая работа

103.

Юмористические произведения.  Расширение круга чтения юмористических

произведений В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

0

0

29.03.2023

Устный опрос

104.

Юмористические произведения. Герои юмористических произведений. Характеристика, описание. Анализ.. В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

1

0

0

30.03.2023

Устный опрос

105.

Юмористические произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола.

Юмористические произведения в кино и театре.. В. В. Голявкин

«Никакой горчицы я не ел»

1

0

0

10.04.2023

Устный опрос

106.

Юмористические произведения. Понятие юмора. Юмор в жизни и произведениях художественной литературы. М. М. Зощенко «Ёлка»

1

0

0

11.04.2023

Устный опрос

107.

Юмористические произведения. Слушание и чтение художественных произведений. Высказывание о проблемах и вопросах. М. М. Зощенко

«Ёлка»

1

0

0

12.04.2023

Устный опрос

108.

Юмористические произведения. Прогнозирование по заголовку. Составление текстов. Анализ лексики

1

0

0

13.04.2023

Устный опрос

109.

Зарубежная литература.  Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Г.-Х. Андерсена

1

0

0

17.04.2023

Устный опрос

110.

Зарубежная литература. Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена

1

0

0

18.04.2023

Устный опрос

111.

Зарубежная литература. Особенности приключенческой литературы. Работа с дополнительной информацией, смысловые части, выбор отрывков из текста по цели. Дж. Свифт

«Путешествие Гулливера» (отрывки)

1

0

0

19.04.2023

Творческая работа

112.

Зарубежная литература. Обмен мнениями по сюжету произведений. Структура высказывания (рассуждение, описание, повествование) Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывки)

1

0

0

20.04.2023

Устный опрос

113.

Зарубежная литература. Тема. Идея. Заголовок. Содержание произведения Эпизод, смысловые части. Анализ текста. Марк Твен

«Приключения Тома Сойера» (отрывки)

1

0

0

24.04.2023

Устный опрос

114.

Зарубежная литература. Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение   взаимосвязи между поступками героев, сравнивание героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев. Марк Твен

«Приключения Тома Сойера» (отрывки)

1

0

0

25.04.2023

Устный опрос

115.

Зарубежная литература. Средства художественной выразительности. Марк Твен

«Приключения Тома Сойера» (отрывки)

1

0

1

26.04.2023

Практическая работа

116.

Зарубежная литература. Работа с текстовой и иллюстративной информацией. Итоговая контрольная работа

1

1

0

27.04.2023

Контрольная работа

117.

Библиографическая культура.  Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал

1

0

0

01.05.2023

Устный опрос

118.

Библиографическая культура.  Виды информации в книге: научная, художественная , её справочно-иллюстративный материал

1

0

1

02.05.2023

Практическая работа

119.

Очерк как повествование о реальном событии

1

0

0

03.05.2023

Устный опрос

120.

Типы книг (изданий): книга- произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания

1

0

0

04.05.2023

Устный опрос

121.

Работа с источниками периодической печати

1

0

0

08.05.2023

Устный опрос

122.

Задачи библиографической литературы

1

0

0

09.05.2023

Устный опрос

123.

Создание выставки библиографий. Устное высказывание

1

0

1

10.05.2023

Практическая работа

124.

Резервное время. О Родине, героические страницы истории. Произведение о Родине

1

0

0

11.05.2023

Устный опрос

125.

О Родине, героические страницы истории. Подготовка информации о малой родине. Чтение текстов об историческом  прошлом

1

0

0

15.05.2023

Устный опрос;

126.

О Родине, героические страницы истории. Образ героев. Подготовка устных высказываний

1

0

0

16.05.2023

Устный опрос

127.

Творчество великих поэтов и писателей. Вспоминаем

1

0

0

17.05.2023

Устный опрос

128.

Творчество великих поэтов и писателей. Любимые стихи. Чтение наизусть.

Выразительное чтение

1

0

0

18.05.2023

Творческая работа

129.

Творчество великих потов и писателей. Композиция. Ритм. Рифма. Строфа. Сравнение.

Эпитет. Олицетворение. Метафора. Лирика. Образ

1

0

0

22.05.2023

Устный опрос

130.

Творчество великих потов и писателей. Произведения любимых писателей. Составление устных высказываний. Аргументирование

1

0

0

23.05.2023

Устный опрос

131.

По страницам любимых книг. Организация выставки.

Аннотация. Устное высказывание

1

0

0

24.05.2023

Письменный контроль

132.

По страницам любимых книг. Иллюстрирование. Работа с репродукциями. Художники и музыканты в литературе

1

0

0

25.05.2023

Творческая работа

133.

По страницам любимых книг. Читательский дневник. Смысл. Структура

1

0

0

29.05.2023

Устный опрос

134.

По страницам любимых книг. Выборочное чтение.

Аннотация

1

0

0

24.05.2023

Устный опрос

135.

Творчестве поэтов и писателей ХХ века. Анализ творчества и биографии авторов. Подготовка устного выступления

1

0

0

25.05.2023

Устный опрос

136.

Творчестве поэтов и писателей ХХ века. Читательский дневник. Читательский опыт. Смысл задачи. Формирование нравственных качеств

1

0

0

29.05.2023

Устный опрос

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

3

14

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Примерная рабочая программа начального общего образования..Литературное чтение (для 1-4 классов образовательных организаций). Москва 2021г

Матвеева Е.И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы – М.: Эксмо

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/

https://educont.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Справочные таблицы

Литературное чтение. Аудиоприложение к учебнику Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. 4 класс

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...