урок литературного чтения в 1 кл
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Юлия Геннадьевна Шубина

урок в 1 кл "Буква ё. Закрепление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Парфёновская средняя общеобразовательная школа

Топчихинского района

Конспект урока 

 литературного чтения

по теме: «Буква Ё, ё»

Шубина Юлия Геннадьевна

учитель начальных классов

1 класс

1 квартал, 2018 г.

Класс: 1

Тема: Буква Ё, ё

Тип урока: Урок закрепления знаний

Характеристика класса: В классе 10 учеников, из них 5 мальчиков и 5 девочек. Классный коллектив находится в стадии становления. Ведется работа по сплочению детского коллектива.  Дети в классе, в основном, эмоциональные, гиперактивные, очень подвижные. Уровень обучаемости у детей разный: 30% детей имеют высокий уровень обучаемости,  60% средний и 10%  низкий уровень.

Ученики любознательные, в классе есть и дух соперничества.            Ребята с желанием учат стихи и рассказывают в классе, очень любят выходить отвечать у доски.  

Цель урока:

 - создать условия для обобщения сведений о букве «ё» и   формирования у учащихся понимания смысла различительной функции фонем буквы.

 Задачи:

 - образовательные: производить слого - звуковой анализ слов. Обозначать слияние [j’о] буквой ё. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние — два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность.

Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с ё. Делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [о], то пишется буква ё. Обозначать буквой ё гласный звук [о] после мягких согласных.

Находить в текстах слова с буквой ё и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных.

 -развивающие: развивать фонематический слух детей, речь, логическое мышление, внимание, память, воображение.

-воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.

Целевые установки урока:

Предметные результаты: учащийся обобщает сведения о букве Ё и её двойной роли, находит место буквы Ё на ленте букв в сопоставлении с местом буквы О; приводит примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность; сравнивает, группирует и классифицирует изученные буквы; читает предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; совершенствует технику чтения.

Метапредметные результаты: учащийся принимает учебную задачу и контролирует её выполнение, использует базовые предметные понятия; работает со знаково – символическими средствами представления информации (слого - звуковыми схемами, лентой букв); сравнивает звуки; оценивает свою работу.

Личностные результаты: учащийся соблюдает правила поведения на уроке, объясняет необходимость целеполагания при  работе над каждым упражнением.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор с экраном и музыкальными колонками, презентация  к уроку, набор фишек – звуков, касса букв, наглядность для рефлексии – ёлка и шары.  

  1. Организационный момент, включающий:

Цель:  настроить учащихся на работу, напомнить правила  поведения на уроке.

Метод: словесный.

Дл

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Настраиваются на работу.

Вспоминают правила работы на уроке.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Вспомним правила работы на уроке:

На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

Слайд 1

  1. Актуализация знаний.

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к работе; закрепить знание изученных букв.

Методы: наглядный, словесный.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Проговаривают.

Сигнализируют (Берутся в парах за руки).

Проговаривают парами; все вместе.

- ['к],  [к],  и [л]

Выполняют задание.

Находят «заблудившиеся буквы», доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.

-«Ь» - не обозначает звука.

- «П» - глухой согласный.

- «И» - указывает на мягкость предшествующего согласного.

-«Ч» - обозначает всегда мягкий согласный звук.

- «И» - выполняет только одну работу в отличие от «хитрых» букв.

- Скороговорку учились говорить быстро – для развития речевого аппарата.

- Работу с буквами – для лучшего запоминания изученных букв и их работы в слове.

А) - Приготовим наш  речевой  аппарат для работы:

- Проговорите на одном дыхании 2 – 4 раза скороговорку: (читают со слайда)

- Проговорите скороговорку друг другу.

- А теперь вслух.

- Какие звуки здесь повторяются?

Передайте голосом восторг; удивление, грусть, радость.

Б) Игра «Покажи букву».

Учитель показывает буквы.

В) Игра «Буква заблудилась».

Группы букв:             АМЬСЫ

РБПДЗ

УОИА

ШЧЖ

ЯИЕЁ

Вывод: - Для чего мы выполняли эти задания?

Слайд 2

Учитель стоит с указкой у «ленты букв» и показывает буквы, а ученики по «цепочке» называют их. Если буква показана неправильно – сигнализируют сигнальными карточками красного цвета, если правильно – жёлтого.

На магнитной доске расставлены буквы, среди них есть «заблудившиеся». Нужно найти их и поставить к своей группе букв.

  1. Изучение нового учебного материала.

Цель: проверить правильность усвоения ранее изученного материала; отрабатывать умение определять тему урока, осуществлять целеполагание.

Основные формы и методы: словесный, наглядный, использование дидактических игр.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

- С буквой Ё.

Ученик выходит к доске, показывает букву:

- Буква  «Ё»- гласная, в «ленте букв» она находится на первом этаже – потому что указывает на мягкость согласного звука в слиянии и обозначает звук [о], но в начале слова и после гласных эта буква обозначает два звука. Поэтому мы называем её хитрой буквой. В слове она всегда ударная. Является парной к букве О.

-Буквы гласных звуков: Е,Я

-Тема урока –«Закрепление. Буква  «Ё»».

(Ученики формулируют тему урока).

- Я хочу повторить  сведения о работе  буквы Ё в словах.

- Буду учиться различать двойную роль буквы «Ё».

- Будем упражняться в чтении слов, предложений и текстов с этой буквой.

 1. Самоопределение к учебной деятельности:

- С какой буквой познакомились на прошлом уроке?

- Кто выйдет, покажет эту букву на «ленте букв» и расскажет о ней?

 

- А какие буквы мы так же называем хитрыми?

- Откройте учебник на стр. 32 – 33, внимательно рассмотрите, определите тему урока.

 

Сформулируйте учебные задачи нашего урока:

(На слайде:

Повторить …(и обобщить знания о букве Ё)

Научиться отличать …(когда буква Ё обозначает 1 звук, а когда 2 звука)

Тренироваться …        

2. Планирование.

- Спланируем нашу работу.

1) Работа со слогами.

2) Игра «Найди лишнее слово».

3) Загадки + игра «Живые звуки».

(Вопросы в помощь ученику:

- Обозначает гласный звук или согласный? Какой?

- Какую работу выполняет буква Ё в слове?

- Почему мы называем её хитрой?)

-К какой букве является парной?)

Слайд 3

Слайд 4

План работы написан на доске.

  1. Закрепление учебного материала:

Цель: отрабатывать умение различать двойную роль буквы Ё; сопоставлять работу букв Ё и О; развивать логическое мышление (операции: анализ, сравнение, синтез); отрабатывать чтение слов с изученными буквами; обобщать полученные знания.

Основные формы и методы: наглядный, словесный, практический, работа в паре, дидактические игры.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Буква Ё указывает на мягкость предшествующего согласного, тогда как буква О – на твёрдость.

-  Ёлка.

- Буква Ё стоит в начале слова и обозначает два звука.

- Нет, ещё после гласных в слове.

Выполняют физмин.

- Будем работать с загадками.

- Потому что загадка учит думать и размышлять.

Читают сначала про себя, затем хором.

- Туча.

- Она плывёт по небу и проливается дождём.

- На странице есть рисунок,  который является подсказкой.

- Два.

- Первый.

- Снежинка.

- «Звёздочки сквозные, вырезные», «на пальто и на платке», «возьмёшь – вода в руке».

Отвечают на вопросы учителя.

- Восклицательный. Читаем радостно, даже немного удивлённо.

- Снег.

- С белой скатертью.

Придумывают предложение.

Читают по рядам.

- Ёжик!

- В нём звуков больше чем букв.

Один ученик работает у доски, остальные на местах.

Дети выходят к доске, выстраиваются в «слово».

Вызванный ученик читает слово по фишкам.

- Потому что буква Ё в начале слова обозначает два звука.

Дети выполняют команду.

«Прочитывают» слово.

Садятся по команде.

Дети следят, отгадывают загадку.

- Лёд.

Выполняют задание.

Отвечают.

- Лёд, ёжик.

Отвечают.

- Мы поработали с загадками, читали слова и  предложения с буквой Ё; наблюдали за работой буквы Ё в словах, играли в игру «Живые звуки».

Слушают стихотворение.

Читают про себя.

- Два предложения.

- Красивой, блестящей.

- Озарена солнцем.

- Пахнет смолой.

- Радость, предчувствие праздника.

Читают.

Сигнализируют поднятыми руками.

- В слове «ёлка» буква Ё находится в начале слова и обозначает два звука.

- Указывает на мягкость предшествующего согласного.

- Мы поработали со стихотворением – учились его выразительно читать, наблюдали за словами в нём, и вычитывали слова по заданию.

Подводят итог с помощью опорных слов на слайде.

-Ёлка.

- Потому, что ёлочка на букву «Ё».

- Потому,  что скоро Новый год.

 Организация познавательной деятельности.

1) Работа по таблице (С. 32)

- Посмотрите внимательно на таблицу и попробуйте догадаться, о какой работе букв О и Ё в ней говорится?  

2)- Мы повторили одну работу, которую выполняет буква Ё в слове. Но, как мы знаем, у неё есть ещё другая работа. Для того, чтобы вспомнить какая,  предлагаю найти лишнее слово в группе слов:

ПЕНЁК, ЗВЕРЁК, ЁЛКА, КОТЁНОК.

-Почему?

-Только в начале слова буква Ё обозначает два звука?

Вывод: Буква Ё обозначает звук [о] в слиянии после согласного и указывает на мягкость   согласного звука. Буква О  также обозначает звук [о],  но показывает на твёрдость согласного звука в слиянии.

Буква Ё – хитрая буква – в начале слова и после гласных она обозначает два звука.

3) Физ. Минутка.

Ёлочки зеленые

На ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются.
Много елочек зеленых, 
Много сделаем наклонов.    
Работа с загадками.

- Переходим к следующей части нашего плана.          

-Чем займёмся?

1)  Почему говорят: «Загадка – уму зарядка?»

-Посчитайте, сколько всего здесь загадок?

2) Прочитайте первую загадку про себя, подготовьтесь к чтению вслух.

-Что это?

- Как догадались?

- МОЛОДЦЫ!

- Сколько слогов в слове «туча»?

- Какой слог ударный?

3)Следующую загадку читает сначала  учитель.

 - Можно следующую загадку прочитаю я?

-Отгадали?

Затем прошу прочитать детей шёпотом:

-  Прочитайте шёпотом и найдите слова, которые помогли вам догадаться о чём идёт речь.

-Определите, сколько в слове - отгадке слогов.

- Назовите первый слог; второй слог; третий слог.

- Найдите ударный слог.

- Какое правило спряталось во втором слоге?

- Какой знак стоит в конце загадки? Значит, с какой интонацией надо её прочитать?

-Прочитайте ещё раз шёпотом, подготовьтесь к чтению вслух.

 - Я предлагаю эту загадку прочитать по частям: первую и вторую строчки прочитает один ученик, третью строчку – второй ученик и последнюю строчку – третий ученик.

- Кто готов прочитать вслух?

4)-Третью загадку прочитает вслух …(Читает один ученик).

- Кто знает отгадку?

- С чем сравнивается снег в загадке?

- Придумайте предложение со словом «снег».

- Прочитаем загадку хором по рядам. Сначала  прочитает первый ряд.

- Теперь второй ряд читает хором.

5) - Следующую загадку, я думаю, вы все знаете.

- Прочитайте шёпотом.

-Кто хочет прочитать вслух?

- Кто это?

- Как догадались?

- Чем интересно слово – отгадка?

6)- Я предлагаю вам поработать в парах - составить звуковую модель слова «ёжик».

7)- Поиграем в игру «Живые звуки» с этим словом.

- Встаньте так, чтобы мы могли по вашим фишкам прочесть слово.

Учитель вызывает пятерых детей к доске по очереди, говоря каждому, кто каким звуком будет.

Учитель вызывает к доске ученика и он, ведя указкой по фишкам в руках детей, прочитывает слово.

После этого учитель подзывает к себе звуки:

- Пусть ко мне подойдёт первый твёрдый согласный звук, второй твёрдый согласный звук, второй гласный звук, буква Ё.

- Я вызываю одну букву Ё, а выходят сразу два звука. Почему?

(Дети подходят и вновь выстраиваются в слово).

После прочтения слов с указкой возвращаюсь к доске:

-Подойдёт ко мне второй звук в слове, первый звук, четвёртый, третий, пятый.

Слово повторно прочитывается, учитель  предлагает:

-Второй согласный звук слова, садись; первый согласный звук садись; первый гласный звук садись; второй гласный звук слова, садись, третий согласный звук, садись.

8)- Последнюю загадку прочитает …

(Если ученики затрудняются ответить, внимание на рисунок!)

- Кто знает отгадку?

– Ребята, на слайде вы видите слова – отгадки, прочитайте  и подумайте, на какие две группы их можно разделить?

- Объясните, почему.

(- В каких словах – отгадках есть буква Ё?)

- Одинакова ли работа  буквы Ё в этих словах?

Сделаем вывод: - выполнена ли эта часть учебной задачи?

 (-Чему учились, работая с загадками?)

- Какое задание вам здесь больше всего понравилось?

10) Каждой картинке – своя схема! Игра «Ловушка».

Вывод: выполнили последнюю часть учебной задачи.

 - Ребята, давайте познакомимся со стихотворением Е. Благининой о ёлочке.

 - Послушайте внимательно.

 (Читает учитель).

- Понравилось ли вам стихотворение? А хотелось бы вам его прочитать самим?

- Прочитайте стихотворение про себя, определите, сколько в нём предложений.

- Прочитаем стихотворение по предложению.

- Теперь прочитаем стихотворение  шёпотом и попробуем представить себе эту ёлочку.

- Какой вы её увидели?

- Почему она вся блестит?

- А какие – то запахи почувствовали?

- Правильно, как красиво поэт употребил слова: «в тёплых слёзках смоляных».

-Какое настроение создаёт это стихотворение?

- Поработаем в парах - прочитаем стихотворение с радостью, восхищением.

- А кто – то хочет прочитать вслух?

- Найдите и вычитайте слова с буквой Ё. В каком слове буква выполняет двойную роль?

- А в остальных словах?

Вывод:

- Чему учились?

- Молодцы!

7. Итог урока.

- Всё ли мы успели сделать по плану?

- Вспомним, какие учебные задачи ставили в начале урока?

Повторить …(и обобщить знания о букве Ё)

Научиться отличать …(когда буква Ё обозначает 1 звук, а когда 2 звука)

Тренироваться …        

-Какие задания  понравились?

- Кто считает, что сегодня на уроке хорошо потрудился?

8.Рефлексия «Ёлочка настроения».

– Какая красавица раз в году наряжается?

У нас тоже есть ёлочка.

- Как вы думаете, почему я вам  ёлочку приготовила, а не какой – то другой предмет?

- Выберите игрушку, соответствующую вашему настроению и повесьте её на ёлочку:

Жёлтый цвет – всё понравилось, всё понятно.

Красный цвет – было неплохо, но ещё не всё ясно.

Синий цвет – было скучно, ничего непонятно.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Проводится словарная работа со словами «сквозные», «вырезные»

Загадку по частям читают три ученика.

Слайд 9

Слайд 10

Работа в парах: на партах фишки с обозначением звуков. Надо выполнить фонетический анализ и составить звуковую модель слова.  По окончании работы ученики проверяют друг друга и поднимают руки вместе.

Слайд11

Слайд 12

Слайд 13

На слайде – картинки и схемы слов. Соотнести, соединить линией.

Слайд 14

Слайд 15

К доске прикрепляет-ся изображение ёлочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...