Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Чевтайкина Анна Семеновна

Урок по литературному чтению для 2 класса Е.И. Чарушин "Страшный рассказ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx329.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс

  Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ».

Цель: усвоить главную мысль рассказа  Е. Чарушина «Страшный рассказ» - береги животных, будь к ним добрым и смелым.

Предметные результаты:

Продолжить формирование типа правильной читательской деятельности; Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух; Совершенствовать приемы выразительного чтения;

Развивать умения объяснять логические значения слов: сени, чулан, осознанно использовать их при пересказе.

Личностные результаты:

Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;

Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;

Воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»;

Метапредметные:

  1. Регулятивные:

-продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;

-развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.

  1. Познавательные:

-развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;

-развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;

развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения.

  1. Коммуникативные:

-развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывать общую позицию по теме обсуждения;

-развивать умение работать в паре, в группе, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного;

     - развивать умение адекватно использовать речевые средства  в процессе  анализа и раскрытия содержания рассказа.

Оборудование: Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс. В двух частях. Часть 1. Составитель Климанова Л.Ф. и др. – М. Просвещение 2015 г., мультимедийная презентация, компьютер, проектор, зелёные карточки с пунктами плана рассказа о Е. Чарушине, жёлтые карточки с ребусами, синие карточки с произведениями и авторами, смайлики, дерево с яблочками для рефлексии, картинка ёжика.

I.Организационн ый момент.  

Придумано кем-то просто и мудро.  При встрече здороваться: «Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам».

-  Давайте улыбнёмся друг другу и нашим  гостям, поздороваемся.

 - Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке, несмотря на то, что урок сегодня необычный: у нас много гостей. Садитесь.  

Проверка  домашнего задания.

Тест по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята». (тест на листочках)

(после проверки оцениваем себя смайликами)

Вывод.  

-Ребята, чему же научил нас этот рассказ? (высказывания детей)

Все звери и птицы – это наши «братья меньшие». Мы их должны защищать и по мере возможности помогать им. Ребята ради забавы совершили некрасивый поступок. Надеюсь, они поняли свою ошибку. Этим рассказом М.Пришвин хочет предостеречь нас от таких вот необдуманных поступков. Мы должны быть настоящими друзьями природы.  

II. Речевая  разминка.  

  • И как всегда продолжим урок с речевой  разминки.

Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!...

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы свои.

С. Погореловский

  • Прочитайте глазками.
  • Прочитайте все вместе шепотом.
  • Прочитайте все вместе с голосом медленно.
  • Прочитайте все вместе с голосом быстро.

Кто желает прочитать выразительно?

III. Постановка целей урока.  

1.

  • О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)

 - Какими предложениями насыщенно  стихотворение?

 - Как ответите на вопросы Сергея Погореловского? Кто может таиться в  глуши  леса?(ответы детей)

 - Да, вы много назвали животных, но лишь  один является героем произведения с которым мы будем знакомиться на уроке.

  • А узнаете вы героя, выполнив работу в  группах.

Возьмите карточку желтого цвета. Вам   нужно разгадать ребус. Приступайте к выполнению задания. (Отгадывают ребусы)

- Кто является героем? (ёжик)

Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – ёж.

2.

  • Ну, а теперь нужно узнать, в каком  произведении живёт наш герой.

  -Для этого возьмите карточку синего цвета и  простой карандаш.

Соедините произведения и авторов, ранее  нами изученных.

И попробуйте сами определить название произведения, которое мы будем читать и  автора.

 - Обоснуйте свой ответ.  

Значит, тема нашего урока будет…(Е. Чарушин «Страшный рассказ»)

3.

  • Зная тему урока, пользуясь опорными  словами, определите цели урока.

Познакомиться (со сведениями из биографии Е.Чарушина)

Учиться правильно и (выразительно читать произведение)

Проанализировать (новое произведение).

Желаю вам достигнуть этих целей сегодня на уроке.  

IV. Работа по теме урока.

– И так начнем. Кто такой писатель? Кто такой художник? А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником? Сейчас мы об этом узнаем.

1.Знакомство со  сведениями из биографии Е.Чарушина  

Денис Баринов подготовил  для нас рассказ о жизни и  творчестве Евгения Чарушина.  

    Чарушин Евгений Иванович вырос в семье  архитектора. Отец много разъезжал. Часто брал с собой сына. Там маленький Женя наблюдал за природой, а дома рисовал увиденное. Матери он помогал собирать семена цветов и  сажать их в саду около дома. В доме всегда были животные (кошки, собаки, рыбки, птицы). Женя Чарушин не просто любил животных, он ещё их рисовал, изучал. Став взрослым, Чарушин стал иллюстратором книг В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака. Но хотелось Чарушину не только рисовать зверей и птиц, но и рассказать   ребятам обо всём, «что видел, слышал и пережил… Так и         появились его рассказы.

   У леса и его обитателей, зверей, птиц и насекомых, есть много своих тайн. И раскроет нам эти лесные секреты Евгений             Иванович Чарушин.

2. Словарная работа.

Произведение Е. Чарушина называется «Страшный рассказ».

  - Попробуйте предположить о чём будет этот рассказ? (ответы детей)

- Верны ли ваши предположения мы узнаем, прочитав рассказ. Но сначала проведем словарную работу.

  В тексте встретятся незнакомые слова «сени» и «чулан».

 Сени – помещение между жилой частью  дома и крыльцом в деревенских   избах.

Чулан – помещение в доме, служащее  кладовой.

3. Первичное     чтение.

  • Откройте учебник с. 136.

Я начну читать, кто-то из ребят продолжит, следите внимательно.

 (Чтение учителя и учащихся)

 - Действительно, произведение было  страшным?  (ответы детей)

- Как бы вы озаглавили это произведение? (ответы детей)

  - Почему же автор назвал его именно «Страшный рассказ»? (заинтересовать)

  • Понравился вам рассказ? (показать смайликами)
  • Кого испугались мальчики?  (ответы детей)

- А что вы знаете о ежах?

4. Дополнительн ые сведения.

Группа ребят (Слепцова Дарья, Козлов Илья, Абхаликова Анастасия) работала над проектом «Кто такие ежи?» и сейчас представят нам результат своей работы.

1. Мы провели исследование на тему

«Кто такие ежи?» Изучив литературу на эту тему, мы пришли  к следующим выводам.

Ёж – маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят  кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши. Ёж приносит пользу, уничтожая вредителей леса. К зиме ежи жиреют и впадают в спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.

2. В случае опасности ежик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.

3.У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат  (каждая самка может

выносить до 8 ежат, но это встречается редко). Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками. Вот что мы узнали.

 Спасибо за внимание!

- Оцените работу своих товарищей. (показать смайлики)

V. Физкультминутка.

-Предлагаю встать и немного отдохнуть.

Вышел ёжик погулять.(Ходьба)
Начал ветер утихать(Махи руками к лицу)
Вот идёт он вниз по склону,  (Ходьба на месте.)
Забегает в лес зелёный. (Бег на месте)
И идёт он меж стволов (Ходьба на месте),
Средь травы, цветов, кустов. (Повороты в стороны)
Ёжик маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах.
Ёжик замер средь травы (Присели)
А теперь садимся мы! (Дети садятся за парты.)

VI. Закрепление  изученного.

1. Работа с текстом.

Вернемся к произведению.

 Прочитаем по  цепочке.

  Работа по содержанию текста.

  • Как звали мальчиков? (Шура и Петя)
  • Где все происходило? (Дача)
  • Как получилось, что дети остались одни? (Мама и папа ушли в гости)
  • Что они делали, когда остались одни? (Умылись, разделись и легли спать)
  • Что напугало детей? (Шуршание)
  • Как мальчики уговаривали себя не бояться?   Прочитайте их диалог.

Рассказали они родителям, что случилось?  (Да)

  • Кого нашли родители? (Ёжика)
  • Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Найдите строки в тексте. (Дёргался и кололся колючками)
  • Чем они угостили ежа? (Молоком и  кусочком мяса)
  • Боялись ли его мальчики потом?

Чему нас учит этот рассказ? (бережно  относиться к животным).

2. Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию в книге на с.137. Её нарисовал Е. Чарушин. Какой момент он  изобразил?

  • Изучая природу, Е. Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в  словах. А то, что не мог выразить словам, ему помогали кисти и краски.
  • Как называют художника, который рисует  животных? (анималист).

Вспомните, мы тоже с вами выступали в роли художников-анималистов на уроке  ИЗО.  

Посмотрите, как по-разному вы изобразили  нашего героя.(вставить фото ежиков детей)  

D:\Desktop\IMG-20221207-WA0000.jpg

3. Составление       плана.

 - Дома вы подготовите пересказ. Что нужно чтобы справиться с этим заданием? (план)

- Правильно, нам нужно составить план. Это вы сделаете, поработав в группах. (план на карточках)

Возьмите карточку зелёного цвета. Пронумеруйте в правильном порядке предложенные пункты плана, опираясь на  текст произведения.

Сравните свою работу по образцу. Исправьте ошибки и оцените работу.

VII. Этап подведения итогов занятия.

- Пришло время подводить итоги нашего занятия.

Какое произведение мы изучали и кто его  автор?

Кто такой        Е.И.Чарушин?  О чем его рассказ?

Почему рассказ так называется?   Чему учит нас рассказ?

Для чего мы составляли план? (ответы детей)

VIII. Рефлексия.

 И закончить наш урок я хочу словами  Евгения Ивановича Чарушина.

«Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной.

Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину»

 - Так как же нужно относиться к природе? (оберегать, любить…)

На доске изображение ёжика, а рядом дерево  с яблочками. Кому понравился урок и кто доволен своей работой на уроке, снимите с дерева яблочко и подарите его ёжику.

 

D:\Desktop\IMG-20221128-WA0013.jpg

IX. Домашнее задание.

      -  Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы.

       - Подготовьте чтение по ролям .

      -  Пересказ  самого интересного момента  в рассказе.

Спасибо за работу на уроке! Урок окончен.

МОУ «Ялгинская средняя школа»

Открытый урок

по литературному чтению  

для 2 класса

 

Е.И.Чарушин

 «Страшный рассказ»

                                                                                                                                                                              Подготовила и провела:

учитель начальных классов

                                                                                                                       А.С.Чевтайкина

2022 – 2023 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...