Урок литературного чтения УМК "Школа России" М.М. Пришвин "Осеннее утро"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Петрова Галина Николаевна

Урок литературного чтения УМК "Школа России" Михаил Михайлович  Пришвин "Осеннее утро".

Задачи:

1) обучающая – познакомить детей с рассказом М.М. Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки осознанного выразительного  чтения;

2) развивающая – создать условия для развития речи учащихся, способности к рефлексии, творческие способности детей; умение работать в группе;

3) воспитывающая – создать условия для воспитания любознательности, аккуратности, уважительного отношения к одноклассникам; прививать любовь к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

УМК «Школа России»

2 класс

Тема: М.Пришвин «Осеннее утро»

Цель: создать условия для ознакомления с творчеством М.М. Пришвина.

Задачи:

1) обучающая – познакомить детей с рассказом М.М. Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки осознанного выразительного  чтения;

2) развивающая – создать условия для развития речи учащихся, способности к рефлексии, творческие способности детей; умение работать в группе;

3) воспитывающая – создать условия для воспитания любознательности, аккуратности, уважительного отношения к одноклассникам; прививать любовь к родной природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные: передать чувства автора, его замысел.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в группах.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за выбор.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, наглядности, слайд-презентация, карточки с изображением листьев, яблок; выставка книг М.М. Пришвина.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Примечания

1.Мотивирование к учебной деятельности.

- Отгадайте загадку: 
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- О каком времени года мы сегодня будем говорить?

- Сегодня вы будете работать в группах. Повторим правила поведения:

1) работать дружно;

2) выступает ответственный;

3) показывать готовность группы.

- Сегодня в течение урока мы изготовим книгу об осени, которая останется в вашем классе.

Дети приветствуют учителя и гостей.

- Осенью.

- Об осени.

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация.

Применение ИКТ на протяжении всего урока.

2.Актуализация знаний

3.Изучение нового материала

- Какие  осенние месяцы месяцы вы знаете?

- Правильно, молодцы. Но у этих месяцев раньше были еще и другие названия. Сентябрь – хмурень

Октябрь – листопадник

Ноябрь – полузимник.

- Почему так называли раньше осенние месяцы?

- Первая страница нашей книги.

- Краски осени волновали сердца худо

жников, поэтов, писателей, музыкантов.

Работа в группах с репродукциями картин./Приложение 1/

- А сейчас посмотрите на картины русских художников, подумайте, обсудите в группах и ответьте на вопрос "Какими красками пользовались художники?  Какую цветовую гамму использовали?".  На обсуждение вам дается 1 минута.

- Вторая страница книги. Вложим репродукции картин.

 

 

1. Формулирование темы урока.

- Подул осенний ветерок и все слова рассыпались на слоги, помогите собрать название.

   О СЕН НЕ Е     УТ РО

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?

-Произведение с таким названием мы будем сегодня читать.

2. Знакомство с автором произведения.

- Автор этого произведения Михаил Михайлович Пришвин. А расскажет нам о нём Иванов Саша.________.

- Третья страница нашей книги: биография и портрет писателя.

- Вашему вниманию представляю выставку книг М.М. Пришвина. У вас на партах лежат обложки книг. Рассмотрите их, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чём писал М.М. Пришвин. 

- Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели,( поднимаются и машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.(садятся)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели (поднимаются, кружатся, машут руками)

И на землю снова сели.(садятся за парты)

3. Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро». Первичное чтение.

( Учитель читает рассказ).

- Сейчас я прочитаю произведение, а вы следите за моим чтением и пометьте слова непонятные вам, трудные для вас.

-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

-Какое осеннее утро помог нам увидеть писатель?

4. Словарная работа.

- Какие слова вы отметили?

- Как вы объясните значение этих слов?

Мало-помалу - медленно по чуть-чуть. 

Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.

-  Что такое парашютик, винтик, мотылек?

Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.

Парашютик – маленький парашют.

 - Как летит парашют?

-  Как вращается винт?

- Что такое винтик?

Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.

- Кто такой мотылек?

Мотылёк – маленькая бабочка.

- Как летит мотылёк?

- К какому жанру относится это произведение? Выберите ответ и докажите.

На доске карточка (Сказка, стихотворение, рассказ).

5. Вторичное чтение произведения.

- Сколько частей в тексте? (Выделены цветом).

- Прочитайте самостоятельно рассказ. Первая группа – первую часть, вторая – вторую, третья – третью.

-С чем сравнивает автор летящие листья?

- Как автор прощается с листьями?

- Что вы узнали о  «бабьем лете»?      Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.

- Как вы понимаете последние слова «и всё кончится»?

- А сейчас скажите мне, сколько раз в рассказе повторяется слово «утро»?

-А почему Пришвин назвал рассказ «Осеннее утро»?

-Какие слова нам подсказывают об этом?  

- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Высказывания детей.

- Осеннее утро.

- О природе.

- Три.

- Летите, летите!

- Последние тёплые дни.

- Ни разу.

- День открывает глаза, долго день пробуждается.

Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

4.Итог урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

-С каким произведением мы познакомились? Назовите автора?

Регулятивные УУД, познавательные УУД.

5. Домашнее задание.

- Мы сегодня много говорили об осени. Я вас попрошу, чтобы вы пронаблюдали об осенних изменениях в нашем родном городе и изобразили на листе – нарисовали рисунок «Осень в Когалыме», который вы вложите в книгу.

Осмысление д/з.

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

На партах у вас яблоки разных цветов для того, чтобы вы оценили свою работу  на уроке

Красное яблоко    - Я – молодец!

Желтое  - Могу и лучше!

Зеленое - Надо постараться.

- Ребята, чем ещё осень отличается от других времён года?

- Правильно.

Давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

- Сбор урожая.

Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. С. Есенин. С добрым утром!

Разработка урока литературного чтения. С.Есенин. С добрым утром! (с презентацией)...

Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс

Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс по образовательной системе "Школа 2100"...

Конспект урока литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"

Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"....

Методическая разработка урока литературного чтения ("Школа России") для 3 класса

Урок литературного чтения по теме К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей"...

урок литературного чтения Школа России

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе Школа России....