Конспект урока "Потешки и прибаутки"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Рогова Юлия  Олеговна

Конспект урока "Устное народное творчество. Потешки и прибаутки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_chtenie_2_klass.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

урока по литературному чтению

Студентки 331 группы

социально-педагогического отделения

Роговой Юлии Олеговны

Место проведения урока:

Школа № , класс 2 «»

Дата проведения урока:

Начало урока:  

ФИО учителя школы:

ФИО преподавателя-консультанта:

Допуск к проведению урока:

Тема урока: «Устное народное творчество. Потешки и прибаутки.»

Учебный предмет:

Класс:

Литературное чтение

2

Цели урока:

Деятельностная:  Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Технологии, методы, приёмы:

ПДО, побуждающий диалог,  работа с учебником,

Основные понятия, термины:

Устное народное творчество, прибаутки, потешки

Тип урока:

Урок ОНЗ

Планируемые результаты урока:

Предметные:

- учащиеся должны научиться различать виды (жанры) устного народного творчества

- находить созвучные окончания слов в песне, различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Личностные:

- имеют целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур средствами литературных произведений

- проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

- внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей

- проявляют мотивацию к учебной деятельности

- владеют навыками сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Метапредметные:

- умеют определять тему урока и формулировать задачи учебной деятельности (регул.)

- умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий (регул.)

- умеют ориентироваться на страницах учебника (позн.)

- умеют работать с информацией, представленной в виде текста (позн.)

- участвуют в учебном диалоге (коммун.)

- умеют взаимодействовать в парах (коммун.)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  • фронтальная;
  • индивидуальная
  • парная

Ресурсы:

  • мультимедийная презентация
  • карточки с текстом
  • учебники
  • рабочие тетради учеников

Список литературы:

1. Учебник по русскому языку В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс, часть 1.                3. Ссылка на сайт: https://alegri.ru/kopilka-pedagoga/uchiteljam-nachalnoi-shkoly/konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-2-klas-poteshki-pribautki.html

2. Программа по русскому языку УМК «Школа России».

Этапы урока

Задачи этапов

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Организационный момент. Мотивация на деятельность

Задачи:

Организовать направленное внимание на начало урока (личн.)

Замотивировать к учебной деятельности (личн.)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Юлия Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Теперь поднимите глазки на меня. Я желаю вам быть внимательными, активными, а также, хочется пожелать вам  хорошего рабочего настроения на уроке.

- Проверим вашу готовность к уроку: на парте должен лежать учебник литературного чтения, тетрадь, дневник, пенал и карточка, которую я вам раздала. Всё лишнее нужно убрать, чтобы вас ничего не отвлекало.

- Для начала нашего урока, вспомним, как же должны сидеть за партой прилежные ученики. Сядьте правильно: спина прямая, ноги ровно стоят на полу, руки лежат на парте.

- А теперь нам пора начинать наш урок!

II. Актуализация знаний

Задачи:

Актуализировать знания учащихся об изученной теме «Русские народные песни. Колыбельные.» (предм.)

Способствовать проявлению положительного отношения языковой деятельности (л.)

Развивать умение выполнять учебные действия в устной форме (р.)

Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.)

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к.)

На доске: Устное народное творчество.

- Для начала, давайте немного вспомним с вами о том, что вы изучали на прошлом уроке литературного чтения.

- Какой раздел вы начали изучать?

- С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе?

- Правильно, молодцы.

- Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?

-Как вы понимаете слово устное?

-Всё верно. Переаваемое из уст в уста. Один человек рассказывал другому.

- Что означают слова творчество и народное?

-Как они дошли до наших дней?

- На прошлом уроке вы знакомились с русскими народными песнями.

- Сегодня нас ждет знакомство с новыми жанрами устного народного творчества.

-Устное народное творчество.

-пословицы, поговорки, загадки, игры, потешки, небылицы.

- Устное народное творчество.

- Передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.

- Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один

- Их передавали из поколения в поколение.

III. Выход на тему и постановка задач урока

Задачи:

Развивать навыки сотрудничества (л.)

Учить принимать цель и учебную заадачу (р.)

Формировать умение планировать учебные действия (р.)

Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.)

Учить оформлять свои мысли в письменной форме (к.)

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к.)

Н экране появляется ребус, рябятам необходимо отгадать его. ( потешка), (прибаутка).

На доске:

1. Узнаем: ...

2. Научимся: ...

3. Будем учиться: ...

Вы знаете, что такое ребус?  Ребус- это вид загадки, в которых загаданы слова или целые предложения с помощью последовательности картинок, букв, цифр, знаков.

Перед нами ребус, нам необходимо отгадать его. Его ответом будет наша тема сегодняшнего урока.

Молодцы. Конечно, это потешка.  

- Теперь попробуем сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.

1. Узнаем: …

2. Научимся: …

3. Будем учиться: …

IV. Открытие нового знания

Задачи:

Способствовать проявлению положительного отношения языковой деятельности (л.)

Развивать навыки сотрудничества (л.)

Развивать умение сохранять цель и учебную задачу (р.)

Учить работать с информацией, представленной в виде текста (правила) (позн.)

Учить анализировать языковое понятие с выделением его существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности) (позн.)

Формировать умение обобщать (позн.)

Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.)

Учить оформлять свои мысли в письменной форме (к.)

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к.)

Для начала давайте разберем значение понятия “потешки”.

Может у кого-то есть предположение что может означать слово потешки?

-Хорошо, а где мы можем посмотреть правильное значение слов?

-Молодцы. Я заранее посмотрела значение слова Потешка в словаре Ожегова. Вот так выглядит словарь (иллюстрация на экране).

Теперь давайте сравним ваше предположения с опеделение из словаря.

Потешки- это поучительные песенки или стишки для развлечения маленьких детей, которые сопровождались игровыми движениями.

Вы были очень близки к правильному определению.

Открываем учебник на странице 20.

Давайте послушаем аудио потешки. Слушайте внимательно и следите за текстом, потом вы будете отвечать на вопросы.

- Какие слова помогают представить петушка? Какой он?

-Я вижу, что вы устали. Поэтому встаем из-за своих парт.

Физминутка:

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок

Хомка рано встает

Щечки моет, глазки трет

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку

Раз, два-выше голова

Три, четыре- руки шире

Пять, шесть-тихо сесть

Семь, восемь-лень отбросим.

-Но это еще не все жанры устного народного творчества.

Вот еще один:

Ребус (прибаутка)

Теперь давайте разберем понятие “прибаутки”

Может есть предположения?

Давайте посмотрим значение в словаре:

Прибаутка- это маленькие песенки, напоминающие сказочки, но не связанные с игрой. Прибаутки созданы для того, чтобы развеселить ребенка, пошутить вместе с ним.

Давайте посмотрим на страницу 21, в нем даны прибаутки. Сейчас вы также прослушаете аудио. Вы внимательно  слушайте, потому что далее вы будете разыгрывать потешки и прибаутки в парах.

- Что вы можете сказать о героях данной прибаутки? На чем они едут? Что спрашивает Тимошка у Фомы?

- Молодцы!

-Теперь давайте попробуем прочитать эту прибаутку по ролям.

Стихотворение. Потешать кого-то.

-Словарь

- Слушают

- Герои прибаутки: Фома и Тимошка. Фома едет на курице, а Тимошка на кошке.

- Читают по ролям. (2 человека).

VII. Закрепление знаний

Задачи: 

Формировать положительное отношение к языковой деятельности (л.)

Развивать интерес к выполнению языковых упражнений (л.)

Развивать умение ориентироваться на страницах учебника (позн.)

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к.)

Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.)

Карточки с заданием.

Карточка №1:

Зайчик серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок!

Карточка №2:

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
— Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок.
Там Бурёнка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить,
Сашу кашкой кормить.

 

Сейчас у нас будет работа в парах.

У вас на парте 2 карточки с текстом. На одной из них потешка, а на другой прибаутка. Каждый из вас возьмет по одной карточке и прочитает текст выразительно соседу по парте. Если вы быстро справитесь, то можете поменяться.

- Как только все закончат. Вам необходимо определить на какой карточке прибаутка, а на какой потешка.

- Перед тем как начать чтение. Давайте договоримся о правиле. Будем очень тихими. Не кричим. Пока один из пары читает, другой его не отвлекает. Читаем так же вполголоса, чтобы не создавать шум в классе.

-Молодцы, все закончили читать карточки. Пока ответить на мой вопрос. Повторю вопрос: Определите на какой карточке прибаутка, а на какой потешка.

- Правильно.( Может кто-то думает по-другому).

 - У нас остается немного времени, поэтому предложу прочитать выразительно одному человеку у доски.

-Очень хорошо. Спасибо.

Читают.

Карточка №1 - потешка

Карточка№2 - прибаутка

VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока

Задачи:

Учить делать выводы в результате совместной работы (позн.)

Развивать умение принимать участие в диалоге (к.)

Сегодня мы познакомились с жанрами устного народного творчества.

Кто мне скажет, какими?

- Конечно, это потешки и прибаутки.

Давайте сделаем выводы по сегодняшнему уроку

- Поднимите руку, кому понравилось читать потешки. А теперь поднимите руку те, кому понравилось читать прибаутки.

-Хорошо.

Спасибо вам за прекрасный урок. Всем до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные песни, потешки, прибаутки.

Материал внеклассного занятия познакомит детей с русскими народными потешками, прибаутками, песнями. В разработке помимо основного материала прсутствует раздаточный материал....

Урок-презентация "Колыбельные, пестушки, дразнилки, прибаутки".

С чего начинается Родина? С маминой колыбельной песни, пестушки, прибаутки. Толковый словарь Даля и представленный репертуар обогатят музыкальные представления и понятийный словарь ученика коррекционн...

Конспект урока по литературному чтению, тема "Прибаутки"

Конспект урока по литературному чтению, тема "Прибаутки"...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс «Шутки- прибаутки»

Технологическа карта урока по УМК "Планета Знаний"...