Уроки А.И.Солженицына. «Крохотки» для раскрытия значимого и главного!
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Юлия Александровна Алешина

Уроки А.И.Солженицына. «Крохотки» для раскрытия значимого и главного!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solzh.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа №73»

Конспект занятия в рамках внеурочной деятельности «Мастерская речи».

«Уроки А.И.Солженицына. «Крохотки» для раскрытия значимого и главного!

Учитель 4Г класса:

Чачина Юлия Александровна.

Тема занятия:

Уроки А.И.Солженицына. «Крохотки» для раскрытия значимого и главного!

Тип занятия:

Внеурочная деятельность в рамках «Мастерская речи».

Форма:

Построение системы знаний

Цель занятия:

Открытие нравственного смысла миниатюр-«крохоток» Развитие аналитического и творческого мышления.

Задачи:

Обучающие: 

определение проблематики произведения; сопоставить произведения и специфические средства создания художественных образов в литературном чтении;

привить учащимся навыки самостоятельной работы с текстом, развить у них умение научно-исследовательской деятельности.

Развивающие:

  формирование коммуникативных компетенций; формировать умения анализировать текст;

составлять связное высказывание

развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать, умение применять знания.

Воспитательные: развивать коммуникативные навыки учащихся;

содействовать воспитанию нравственных качеств, чувства коллективизма, сотрудничества;

формировать личностную позицию; воспитывать эстетический вкус;

вызвать у учащихся интерес к теме урока; воспитание сознательной дисциплины; нравственные уроки писателя – любовь к родине, природе, народу, формирование гражданской позиции.

Образовательные ресурсы:

А.И.Солженицын. Крохотки. Солженицын А.И. Рассказы. – М., 2000.

Кодзис Б. Лирические миниатюры Александра Солженицына // г. Литература №30/август 1997.

Солженицын / Л. Сараскина, Автор. - Молодая гвардия, 2009. (Жизнь замечательных людей: серия биографий.).

Метод обучения:

Анализ текстового материала; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др.

Основные термины и понятия:

Текст, анализ, миниатюра, стихотворение в прозе, средства выразительности, особенности стиля писателя

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Метапредметые:

Предметные:

желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку на примере художественных текстов.

владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.

Исследовательская деятельность по овладению алгоритмов мыслительных операций при определении авторской идеи художественного текста.

Овладение лексикой анализа художественного текста.

Диалоговые отношения посредством анализа художественного текста.

Организационная структура занятия

Этап занятия

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организацион

ный момент.

2мин..

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.        

Готовятся к уроку,  слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Коммуникативные УУД:  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения; уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других.

II. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3 мин.

Слово учителя. Цикл солженицынских «Крохоток» состоит из нескольких  миниатюр, различных по своему объему, тематике и по жанрово-стилистическим признакам. Солженицын в своих миниатюрах иногда отказывается от непосредственного выражения смысла в тексте и на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолетных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем повествователем и отражающих его настроение.

 Итак, тема нашего разговора «Уроки А. И. Солженицына».

Знакомятся с темой занятия.

«Крохотки» для раскрытия большого и главного!

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель и задачи урока.

III. Актуализация знаний

1. Первичное восприятие текста

2. Изучение нового материала

8 мин.

Краткие сведения о писателе. (Приложение)

1.  Выразительное чтение (подготовленный ученик из группы мальчиков.)/ Выразительное чтение (подготовленный ученик из группы девочек.)

2. Вопросы на уточнение восприятия произведения.

 – Выскажите свои впечатления после прочтения лирических рассказов А.И. Солженицына «Крохотки».

 – Какие чувства остались у вас после чтения «Крохоток» и с чем они связаны?

 – Как вы понимаете смысл заглавия произведения?

 – Как бы вы определили жанр этого произведения – лирические миниатюры, стихотворения в прозе, рассказы?

Прослушивание выразительного чтения «крохотки» «Шарик» -группа мальчиков. «Вязовое бревно» - группа девочек.

Устные высказывания (ответы на вопросы) – о первом впечатлении от прочитанных произведений.

Аналитические высказывания о названии произведения, жанре, обоснование ответов.

Показать рисунки учащихся (по группам)

Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД:

Л.: положительное отношение к учению, познавательной деятельности;

П.: осознание учебно-познавательной задачи, формулирование устных ответов, уметь строить логически обоснованные рассуждения с учетом речевой ситуации,

Р.: планирование учебных действий, использование знаний

2. Первичное усвоение новых знаний.

10 мин

Цикл солженицынских «Крохоток» состоит из 17 миниатюр, различных по своему объему, тематике и жанрово-стилистическим признакам. Солженицын в своих миниатюрах иногда отказывается от непосредственного выражения смысла в тексте и на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолетных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем повествователем и отражающих его актуальное настроение. Представленные таким образом «мгновения» повседневности приобретают необычную яркость, красочность, и одновременно выражают более глубокий, чем кажется на первый взгляд, смысл.

Анализ прочитанных миниатюр.

Особенности творческого почерка писателя.

Выдать лист с заданием

Анализ миниатюр «Шарик» и «Вязовое бревно».

- Подготовьте выразительное чтение миниатюры.

- Определите тему текста и проблему, поставленную автором.

- Какие средства художественной выразительности использует автор в этой крохотке?

- Сделайте вывод.

Анализ миниатюр «Шарик» и «Вязовое бревно».

- Подготовьте выразительное чтение миниатюры.

- Определите тему текста и проблему, поставленную автором.

- Какие средства художественной выразительности использует автор в этой крохотке?

- Сделайте вывод.

Познавательные УУД:  осознание учебно-познавательной задачи, формулирование устных ответов, уметь строить логически обоснованные рассуждения с учетом речевой ситуации,

3. Изучение материала

10 мин

Работа по группам Девочки)

Кто главный герой миниатюры «Шарик»? От чего страдает Шарик? Как давно он на цепи?

 

- Как называет автор собаку?

- Найдите в тексте описание поведения собаки на свободе.

- От чего отказался Шарик взамен на свободу?

- Как автор относится к мальчику, который посадил на цепь собачку?

- Что выберет Шарик? («хлеб насущный», еда, или духовная составляющая этого мира - его красота.)

Текст заканчивается авторским выводом: рассказчик словно проникает во внутренний мир Шарика и читает его мысли: «Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!..»

- Что хотел донести до нас автор?

 

Работа по группам (мальчики)

Следующая миниатюра «Вязовое бревно».

- Кто главный герой этого рассказа?

-Каким было дерево в прошлом году?

-Какое это дерево сейчас?

- Найдите описание ростка

- Что собираются делать с бревном?

-Что делали с бревном в прошлом году?

С кем сравнивается бревно?

Почему не смогли спилить бревно?

 Что хотел сказать автор своим произведением?

Работа в группах

Пёсик Шарик содержится на цепи с детства, то есть по сути он не знает свободы.

Бедняга.

Автор противопоставляет два описания (Первое описание - это описание куриных костей)

Какие кости? («ещё тёплые, пахучие». Казалось бы, голодный пёс не должен отказаться от такого редкого для него угощения).

Второе описание - это описание снега, тоже с помощью эпитетов: «пушистый, обильный». (Шарик подбежал к костям, понюхал их и всё-таки сделал свой выбор в пользу свободы.)

В этом рассказе А.Солженицын затронул тему свободы, то, что она необходима каждому живому на земле. Даже находясь в золотой клетке, любое живое существо стремится освободиться.

 

обычное бревно

его уничтожили

появился свежий росток свежий зелёный росток будущий вяз

его положили, собираются убивать - пилить

тащили

трактором, распиливали на части.

С человеком

 Оно хочет жить, бревно живое (жизнь побеждает, тяга к жизни, бесконечность жизни, невозможность уничтожить жизнь. Бревно - символом стойкости, могущества природы, ее способности к сопротивлению.

Л.: участвуют в творческом (исследовательском) процессе.

П.: выполняют учебно-познавательные действия;

Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4.  Закрепление (обобщение)

5 мин

Что вы можете сказать о личности писателя, создавшего «Крохотки»?

– О чем предупреждает писатель, повествуя о жизни в своих лирических рассказах «Крохотки»?

–  Какие уроки вы извлекли?

– Посмотрим рисунки к этим произведениям

Почему такое название – «Крохотки»? Только ли за небольшой объём? Какие ассоциации вызывает это слово? (Работа в парах.)

   

Работа в пеарах.

Крохотки – это и крошки душистого, тёплого хлеба на ладони.

    Крохотки - это и капельки росы, отражающие солнце.

    Крохотки – это и сокровища человеческой души.

    Это и русские люди, сумевшие сохранить в себе нравственную чистоту, не согнувшиеся под гнётом обстоятельств.

    По крохоткам всем миром собирали люди на ополчение в лихие дни.

    По крохоткам собирали на строительство храмов в мирное время.

    Вот оно какое ёмкое -  это слово крохотки!

Познавательные УУД:  выполняют учебно-познавательные действия; систематизируют материал

К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

5.   Этап рефлексии

2 мин.

Как вы можете оценить свою деятельность? Заинтересовала она вас? Что вызвало у вас затруднение? Какие чувства вы испытали во время прочтения рассказов и выполнения заданий к ним?

Обучаемые и учитель вместе обсуждают результаты деятельности, делают анализ достижения цели. Выясняется, что особенно понравилось и запомнилось, заинтересовало.

Познавательные УУД:  выполняют учебно-познавательные действия; систематизируют материал

К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

IV. Итоги урока.

Домашнее задание

1 мин

Мини – сочинение «О чём меня заставили задуматься «Крохотки»?

 

Перед выполнением задания обязательно перечитайте понравившиеся лирические миниатюры А.И. Солженицына «Крохотки».

Личностные УУД: участвуют в творческом (исследовательском) процессе.

 

     Приложение.

В эти дни Россия и весь мир вспоминают Александра Солженицына. Писателя, поэта, общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии. Его и сегодня называют пророком, чьей главной задачей было обустроить Россию. Произведения писателя продолжают печатать огромными тиражами. И не только на родине.

   Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Отец Солженицына, Исай Семёнович, происходил из крепкой крестьянской семьи, жившей на Ставрополье. Он учился в Московском университете. Добровольцем ушел на первую мировую войну. Офицер царской армии. Был награждён Георгиевским крестом.

    Из зажиточного крестьянского рода происходила и мать писателя – Таисия Захаровна Щербак. Она окончила Бестужевские курсы в Петербурге, прекрасно знала иностранные языки.

  Будущий писатель, несмотря на интерес к литературе, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. И параллельно учился на заочном отделении Московского института философии, литературы и истории.

1941 год – начало Великой Отечественной войны.  Солженицын был призван в армию в октябре 1941 года. Сначала он был в конном обозе, потом окончил артиллерийское училище. Осенью 1942 года он в звании лейтенанта оказывается в частях действующей армии. Его назначают командиром артиллерийской батареи.   июля 1957 реабилитированный Солженицын живёт в Рязани, работает учителем в средней школе № 2.

   В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Но получит он её спустя 4 года. Сердце Солженицына перестало биться 3 августа 2008 года. Исполняя последнюю волю писателя, его похоронили на кладбище Донского монастыря в Москве. Он не встал из-за письменного стола до самого последнего дня своих почти девяноста лет. Сегодня едва ли не каждый, кто пишет о Солженицыне, говорит, что с его смертью ушла эпоха.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 3 классе "Ктои в государстве самый главный"

Презентация  к уроку. На слайдах предоставлена информация о главах государства, о тех кто сидит в государственной думе....

Урок русского языка по теме "Основа как значимая часть слова"

Данный урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова для 2 класса....

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Главные члены предложения"

Презентация к уроку русского языка в 3-м классе по теме "Главные члены предложения" (учебник А.В.Поляковой)...

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...

Открытый урок по русскому языку по теме Распознавание значимых частей речи"

Тип урока: обобщение и ситематизация знаний.  Дети научатся выделять значимые части слова....