Исследовательский проект "Что делает человека счастливым"
проект по чтению (4 класс)

Материал предназначен для учителей начальных классов как дополнительный материал к уроку литературного чтения "Корзина с еловыми шишками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_delaet_cheloveka_schastlivym.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лажъяльская средняя общеобразовательная школа»



Исследовательская работа

Что делает человека

счастливым




                                        Выполнила:

Ученица 4 класса Николаева Марина

Руководитель: Бирюкова Л.И.

                                                        Лажъял 2021

Содержание

  1. Введение…………………………………………3

1.1.Актуальность выбранной  темы

1.2.Гипотеза

1.3. Цель и задачи

  1. Основная часть……………………………4 - 7

  1. Основные направления в творчестве   К.Г.Паустовского для детей.
  2. Встреча Э.Грига с дочерью лесника – Дагни  Педерсен. Анализ художественных  образов.
  3. Размышления о счастье.  Результаты исследования.

  1. Вывод…………………………………………8

  1. Использованные источники………………………………..9

I. Введение.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно. (И.Бунин)

Актуальность.

Мы, современные школьники, узнаём о жизни  писателей   и  поэтов только из учебников. Чтению художественных  книг мы отводим  совсем  небольшое место.  При знакомстве  с произведением К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»,  на меня большое впечатление  произвели  главные  герои –  великий норвежский композитор Э.Григ и девочка Дагни. А ещё очень понравились мысли великих художников К.Паустовского и Э.Грига  о счастье.  Я захотела глубже узнать  о книге и её героях,  поближе  познакомиться  с творчеством  великих художников слова и звука. На примере рассказа  «Корзина с еловыми шишками» попробуем ответить на вопрос «Что делает человека  счастливым»?

Гипотеза:

Думаю, что если мы будем больше читать таких  произведений, то будем много знать, станем намного добрее  и  честнее, приобретём те качества, которые нужны каждому человеку, чтобы быть счастливым. Исследовательская работа    научит нас по-другому смотреть на литературное  произведение,  видеть в нём частичку жизни  писателей, ценить, понимать  и любить красоту, окружающую  нас.

Цель:

Глубже познакомиться с  произведением Паустовского "Корзина с еловыми шишками". Учиться видеть  красоту окружающего мира, через       художественные и музыкальные образы произведения.

Задачи:

  • Проследить, как творчество норвежского композитора Э.Грига отразилось в творчестве К.Паустовского.
  • Проанализировать  художественные образы  произведения.
  • Воспитывать нравственно- эстетические   качества личности.

II. Основная часть

  1. Основные направления в творчестве   К.Г.Паустовского для детей.

        В своих произведениях, написанных для детей, К.Паустовский  рассказывал о таинствах природы, о родстве всего живого с целым миром. Его рассказы для детей «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос» и другие  учат любить всё живое, быть наблюдательными и добрыми, любить свои родной край. Особое место в творчестве Паустовского занимает Мещёрский край. Он писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда». Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. Он писал новеллы о великих людях, об Андерсене, Моцарте, Эдгаре Алане По и Эдварде Григе. У него была мечта: собрать сборник биографий наиболее интересных знаменитых людей, описать некоторые случаи из их жизни. Рассказ «Корзина с еловыми шишками», повествует об одном из таких знаменитых людей.         

        

Почему же героем своего рассказа для детей К.Паустовский выбрал  великого норвежского композитора Э.Грига?                                                 Чтобы ответить на этот вопрос я поближе познакомилась с творчеством композитора.  Я узнала, что Эдвард Григ родился в Норвегии, в суровой северной стране, в городе — Бергене. Отец композитора, бергенский купец Александр Григ, занимал должность британского, консула. Мать была хорошей пианисткой. Под её руководством Григ обучался музыке, способности к которой проявились у него в раннем детстве. Он любил свой  город, обращённый лицом к морю, его старые дома, гавань и скалы, его окружавшие.   Недалеко от Бергена находилась вилла Грига с поэтичным названием Тролльхауген (Холм Троллей). С холма открывался прекрасный вид на чудесное лесное озеро. Зеркальная гладь воды, зелень деревьев, пение птиц, шум прибоя вдохновляли композитора. Недалеко от виллы расположилась маленькая хижина, куда Григ уединялся для работы. Кроме пианино, в ней умещались лишь простой деревянный стол, небольшой диван и стопки нот любимых композиторов. В музыке Григ воспевал красоту природы, красоту страны и всю свою жизнь он посвятил творчеству, музыке. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. Наблюдательность, любовь к природе, к родному краю,  ко всему живому объединило двух великих творческих людей. Думаю, именно поэтому  в своём рассказе К.Паустовский знакомит нас с великим норвежским композитором.  

1.2     Встреча Э.Грига с дочерью лесника – Дагни  Педерсен.   Анализ художественных  образов.

  Маленькая девочка из бедной семьи, которую повстречал Э. Григ, произвела на него огромное впечатление. Григ увидел  корзину, которую несет Дагни, он понял: девочка   трудолюбива. Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, об  игрушках. Она  очень красивая: у неё большие, как у куклы глаза. А  самое  главное: девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других, заботится о дедушке.  Он увидел в ней открытую чистую душу и решил поведать ей о  красоте и тайнах,  окружающих их  повсюду. Он объяснял  девочке, что жизнь удивительна и прекрасна.  Он говорил, что счастливым становится тот человек, который умеет видеть  и чувствовать красоту вокруг себя, кто умеет дарить счастье другим людям. Эта мысль является самой  главной в рассказе. «Я видел жизнь. Что бы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, счастливее тебя, Дагни.».  Он верил, что эта добрая и открытая девочка с чистой душой может ценить прекрасное, поэтому Э.Григ посвятил своё произведение девочке. Он хотел научить её  через музыку видеть, слышать  и чувствовать красоту. Он хотел, чтобы девочка стала счастливой.                                                                  .  Какой неожиданный и приятный  сюрприз для совершеннолетней! Музыка произвела на Дагни странное воздействие. Внутри у неё шумела буря. «Она услышала, как поет ранним утром пастушеский рожок. Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами». Её  охватило  волнение, перехватило дыхание. Это был  настоящий  подарок! Эту музыку она слышала у себя в горах. Дагни  плакала.  Но это были слёзы счастья, благодарности и сожаления о том, что она уже не сможет сказать композитору «спасибо» за этот прекрасный подарок.        

1.3  Размышления о счастье.  Результаты исследования.

Главная мысль рассказа побудила меня задуматься: а в чём  же  счастье для нас, современных школьников?  Я провела исследование среди учеников нашей школы. Каждый понимает счастье по-своему, это понятие многогранно. Вот некоторые основные моменты счастливого человека по результатам опроса:

  • Счастье - это когда рядом близкие, любимые люди.
  • Счастье - это когда хорошо учишься
  • Счастье - это здоровье близких людей
  • Счастье - это мир во всём мире
  • Счастье - когда тебя понимают
  • Счастье -  когда  делаешь добро близким людям

Я поискала высказывания о счастье великих людей.  Вот некоторые из них:

 «Для одних счастье – это нечто наглядное и очевидное, скажем удовольствие, богатство и почет – у разных людей разное; а часто даже для одного человека счастье – то одно, то другое: ведь, заболев, люди видят счастье в здоровье, впав в нужду – в богатстве, а зная за собой невежество, восхищаются теми, кто рассуждает о чем-нибудь великом и превышающем их понимание».    Аристотель

«Поверь мне - счастье только там 
Где любят нас, где верят нам».  М.Ю. Лермонтов        

«Чтобы стать счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от тебя»                         Л.Н.Толстой

        «Самый  счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» Дидро Д.

«Веди себя так, будто ты уже счастлив, и ты действительно станешь счастливее».  Дейл Карнеги

Думаю, что гипотеза подтвердилась. Прочитав произведение, мы многое узнали из жизни К.Паустовского и Э.Грига, стали намного добрее  и  честнее, приобретли те качества, которые нужны каждому человеку, чтобы быть счастливым. Исследовательская работа    научила нас по-другому смотреть на литературное  произведение,  видеть в нём частичку жизни  писателей, ценить, понимать  и любить красоту, окружающую  нас.

Пословицы о счастье

Легко найти счастье, а потерять и того легче.

Кто за счастье берётся, тому оно и достаётся.

Кому счастье, кому два, а кому и нет ничего.

Кому счастье служит, тот ни о чём не тужит.

В несчастье не унывай, а печаль одолевай.

Было бы счастье, а дни впереди

Поговорки о счастье

Не в деньгах счастье.

Не быть бы счастью, да несчастье помогло.

Наше счастье в наших руках.

Легче счастье найти, чем удержать его.

За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.

Всякому своё счастье.

Всякий счастья своего кузнец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любимое дело – моё счастливое будущее.

Урок-итог  Внеурочной деятельности "образовательно-профессионального определения школьников" после двух лет работы по теме...

"Любимое дело - мое счастливое будущее"

Классный час в 4 классе в рамках районного семинара "Психолого-педагогическое сопровождение ранней профилизации. Проектно-исследовательская деятельность"...

Информационно – исследовательский проект «Делу – время, потехе – час.»

Проект, возникшии при изучении курса ОРКСЭ, дает возможность взаимодеиствия различных курсов в рамках данного предмета....

Что делает человека счастливым?

Автор работы рассуждала, в чём заключается счастье для  современных школьников...

Научно-исследовательская работа "Магия чисел.Счастливые и несчастливые числа"

Цель данной работы: выяснить могут ли числа влиять на события в жизни людей.Могут ли  числа быть "счастливыми" или "несчастливыми".Гипотеза: Числовые суеверия-выдумка людей,имеющие объяснимые при...

ЛЮБИМОЕ ДЕЛО – МОЁ СЧАСТЛИВОЕ БУДУЩЕЕ (классный час-презентация; 4 класс)

Цели: закрепить и проверить знания детей о различных профессиях; формировать умения работать в группах; развивать творческий потенциал....

урок по окружающему миру 2 класс : «Деревья леса. Что делает человек из древесины».

Разработка урока по окружающему миру во 2 «Б» классеТема   урока:   «Деревья    леса. Что делает человек из древесины».Учитель: Кузнецова Оль...