С.Т. Аксаков « Аленький цветочек»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Мирошниченко Алена Сереевна

УРОК по ФГОС в 4 классе по литературному чтению, третий по плану

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpurppzr_51.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

 С.Т. Аксаков « Аленький цветочек»

Цель:  продолжить работу над  сказкой  «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся;развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;

воспитывать любовь и уважение к родителям.

Планируемые результаты:Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместныхдействиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

Оборудование: презентация.

                                   

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II.Речевая разминка. Слайд 2

Чтение доп. книг, опрос

III.Проверка домашнего задания.

Пересказ

IV. Самоопределение к деятельности.

-С каким произведением знакомились на прошлом уроке?

-Кто автор этого произведения?

-О чём эта сказка?

-Назовите главных героев сказки.Всех ли мы героев узнали?

-Как вы думаете, полностью ли мы поработали над сказкой?

-Какие задачи перед собою поставите?

-Сформулируйте тему урока. Слайд 4

V. Работа по теме урока.

-Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, слепоту, в ожидании близкого конца

-А вы знаете, как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»?

-Тогда послушайте.

История создания сказки.

Как-то к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»

Пелагея- крепостная крестьянка. В поместье Аксаковых она была ключницей. Она следила за хозяйством в доме. Очень часто её приглашали в дом , чтобы она рассказывала сказки перед сном маленькому Серёже. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек».Он слушал её на протяжении нескольких лет не один десяток раз ,потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил её наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками. Вот так и появилась эта сказка.

Физминутка «Крош»

VI. Работа по теме урока

Чтение с 146-149 учителем и детьми.

Объяснение слов

Эти слова уже устаревшие

Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

Золото червонное – золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.

Середович - мужчина средних лет.

-Какое условие поставило чудище? Что оно хотело?

-Почему купец решил вернуться домой? Он что, хотел отправить за себя одну из дочерей?

-Какую черту характера подчеркивает автор? (Его честность. «Зверь лесной,чудо морское... и записки с него заручной не взял».)

-Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? (Старших волновало — не потерял ли он своего богатства великого. Меньшая же сразу заметила, что на душе отца какая-то тяжесть.)

-Как отреагировали дочери на рассказ отца и на предложение спасти его?

-Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека? (Очень любить человека. Нести ответственность за свои поступки.)

— Что сделала младшая дочь, очутившись во дворце зверя лесного, чуда морского?

— Расскажите, какие чудеса с ней происходили.

— Какое желание появилось у девушки спустя некоторое время? (Ей захотелось увидеть хозяина.)

— Как младшая дочь оказалась дома?

— Что заставило ее отправиться домой? (Она увидела тревожный сон про отца и рассказала об этом чудищу лесному.)

— Как вы думаете, почему заболел отец?

— Возможно ли такое на самом деле, чтобы дочка увидела такой сон? Или это волшебство? (Такое бывает на самом деле. Человек может чувствовать близкого человека даже на расстоянии. Часто такие сны видят мамы о своих детях.)

Гимнастика для глаз

Работа в группах

Вот мы и должны сегодня дать характеристику какую можем некоторым героям сказки, для этого объединимся в группы и вспомним правила работы Сл 3

Вы должны дополнить характеристику и расскажет 1 человек

1 группа расскажет о старшей сестре

2 группа о средней

3 группа о младшей

Старшая

Просит у отца венец из самоцветов, свет которого освещал бы ночь как месяц или солнце. Несмотря на любовь и привязанность к отцу, не соглашается вернуться к чудовищу в обмен на спасение отца.

Старшая — горделивая, недобрая, завистливая, неблагодарная.

Средняя дочь

Просит у отца привезти ей из-за моря необыкновенное зеркало из восточного хрусталя, смотрясь в которое не стареют, а становятся краше с каждым днём. Она искренне любит отца, но вернуться к чудовищу, чтобы спасти родителя не соглашается. Средняя — самолюбивая, неблагодарная. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась.

Младшая дочь

Просит у отца привезти аленький цветочек, который красивее всех на белом свете. Любит своего отца, готова на любой шаг, чтобы спасти родителя от чудовища.

А младшая дочь? Зачем ей нужен был аленький цветочек? Для радости, утешения.

 Какая она?- Добрая, ласковая, (смелая) приветливая.

Ну а полную характеристику мы сможем дать,когда полностью дочитаем сказку

VI.Рефлексия.Светофоры.

Если вы очень хорошо поработали – поднимите красный круг.

- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите зелёный круг.

- Если вы испытывали затруднения – поднимите синий круг.     

VII. Итог урока

VIII.Домашнее задание: 

С 146-149 читать выразительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"

Презентация может использоваться при изучении сказки Акксакова "Аленький цветочек"...

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек

1. Познакомить с творчеством  С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.2. Развивать:а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, с...

открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

материалы для проведения урока литературного чтения А.Аксаков "Аленький цветочек", 4 класс

Материалы включают в себя конспект урока, методические рекомендации, буклет, игру, презентацию к уроку...