Урок литературного чтения в 3 классе Ф.И.Тютчев «Листья»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ковган Алёна Владимировна

Разнообразные приемы помогают Подвести детей к пониманию, что выразить красоту природы можно разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literaturnomu_chteniyu_f.i._tyutchev_listya.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Ф.И.Тютчев «Листья».

ЦЕЛЬ: создать условия для проведения анализа поэтического произведения на основе изучения стихотворения Ф. И.Тютчева «Листья».

           

 Задачи:

  1. Актуализировать знания детей  о Ф.И.Тютчеве.
  2. Подвести детей к пониманию, что выразить красоту природы можно разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.
  3. Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать.
  4. Развивать умение работать в группе, паре, умение помогать друг другу.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- способствовать формированию способности к самостоятельной познавательной деятельности;

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные УУД:

Регулятивные:
Обучающиеся научатся:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока;

- планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Коммуникативные:

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы , распределять функции в группе при выполнении заданий;

Предметные результаты

- познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья»;

- развивать умение обобщать результаты наблюдений и описывать наблюдаемые объекты;

- формировать навык построения высказывания, последовательно выражать свои мысли, выстраивать собственные тексты сочинений, и грамотно их записывать.

ТЕХНОЛОГИИ: на уроке используется системно-деятельностный подход, проблемное изложение материала.

Организация образовательного пространства

Оборудование:

-документ – камера;

-интерактивная доска;

-ноутбук  учителя;

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

(целеполагание)

I. Организационный этап.

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Подготовка к первичному восприятию.

     (У учителя на столе –букет листьев)

Я принесла на урок удивительный букет.

- Из чего он составлен?

Такой яркий букет можно собрать только осенью! Какие ассоциации возникают у вас, когда говорят ОСЕНЬ?  (Ответы детей) - Ребята, для того, чтобы определить тему урока, приглашаю вас на прогулку.

Многие композиторы обращались к теме осени в своих произведениях. Одним из самых известных произведений является «Осень» итальянского композитора Антонио Вивальди . Давайте насладимся этой замечательной музыкой.

Видео ролик

- Назовите самый яркий признак осени?

- Прочитайте про себя стихотворение. (на слайде)

- Что можно услышать при падении листьев?

Нам под ноги в листопад

Листья желтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок.

Папа, мама и ребенок.

-Какие слова выдумал поэт?

-Как надо произносить эти слова? Какой звук выделим?

-Что мы представляем, когда выделяем звук Ш?

-Читаем хором стихотворение (с разной интонацией).

- Для чего мы выполняли это упражнение? (учились передавать нужную интонацию, нужное настроение)

- Как вы думаете, а может ли быть настроение у самих листьев, могут ли они что-нибудь чувствовать?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы сегодня на уроке познакомимся со стихотворением Федора Ивановича Тютчева. Как вы думаете, как оно называется?

- Какие цели поставим? (Увидеть осень глазами Тютчева, почувствовать и передать в чтении настроение автора)

- Вам знакомо имя этого великого и гениального русского поэта? Что вы о нем знаете? Рассказывают 3-4 ученика

Федор Иванович Тютчев – замечательный русский поэт, живший в 19 веке, во времена расцвета русской культуры. Он принадлежал к старинному дворянскому роду.

Федор Иванович вошел в сознание читателей, прежде всего, как вдохновенный певец природы, то есть он писал стихи о природе, воспевал, восхвалял ее. В его стихотворениях природа – живое существо, живой организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать и радоваться.

Работа над стихотворением «Листья».

III. Первичное знакомство со стихотворением (аудиозапись)

Физминутка

Под музыку передайте движения листьев


IV. Проверка первичного восприятия

 - При прочтении стихотворения, какие картины вы представили?

- Что особенно запомнилось?

- Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение?

  - В стихотворении есть строки:

Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели – зефиры ушли. что такое Зефиры?

Дети находят значение слова «зефиры» — это теплые летние ветры.)

В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер - как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово — «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.

- Скорей нас сорвите с докучных ветвей. Это какие ветви? (Надоедливые, наводящие скуку).

V. Анализ стихотворения.

— От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев.)

— Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)

- Как называется такой прием? (олицетворение)

Кроме олицетворения Федор Тютчев использует другие средства художественной выразительности. Вспомните, что такое эпитет. Найдите примеры в тексте. Для чего автор использует эпитеты?

Прием олицетворение. Приведите примеры.

Прием сравнение. Найдите строки в тексте.

Метафора.

2). Работа со стихотворением.

Чтение первой строфы:

- К кому обращают слова листья? (к соснам и елям)

-Что они о них говорят?

-Как надо читать эти строки?

(гордясь собой, зазнаваясь).

Чтение второй строфы:

– Почему листья называют себя «легким племенем»?

(Листья говорят о радости краткой, но яркой, наполненной жизни).

– С каким чувством нужно читать эту строфу? (Радостно).

Чтение третьей строфы.

– Как изменяется картина, время года в третьей строфе? (На смену лету приходит осень).

— Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)

– Меняется ли настроение листьев? (Листья сожалеют о том, что лето прошло).

— Кого они просят о помощи? (Ветры.)

— Как надо читать эти строчки? (Сначала с сожаленьем Их надо читать громко, умоляя сделать это.)

Чтение четвёртой строфы.

– Последняя четвертая строфа начинается с обращения.

- Кого зовут листья и зачем? (Они призывают ветер и это просто ветер, а буйный, сносящий все на своем пути, листья требуют перемен).

– Как будем читать? (громко, призывно)

- Для чего так подробно разбирали стихотворение? (чтобы смогли научиться выразительно читать)

VI. Работа в парах

- Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятку. (Документ – камера)

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

3. Выбери силу голоса (громко, тихо).

4. Определи темп (быстро, медленно).

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.

-Прочитайте стихотворение друг другу, высказав своё мнение и свои замечания.

- Ребята, оцените чтение друг друга словом Ты молодец! Или Ты хорошо читал, но нужно еще поработать.

- Кого бы Вы порекомендовали для чтения на конкурсе чтецов?

(слушаем 3 учеников, ставим оценки)

- Поработаем в группах, попробуем взглянуть на стихотворение с помощью шести шляп.

VII. Работа в группах

1 группа -Белая шляпа – что происходит в стихотворении? О чем это стихотворение.

2 группа-  Черная шляпа – что не понравилось в стихотворении?

3 группа - Желтая шляпа – что понравилось в стихотворении.

4 группа – Зеленая -Что бы вы изменили в стихотворении

5 группа – Красная -Какие чувства вызывают образы.

6 группа – Синяя- Только ли о листьях это стихотворение

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ  через документ-камеру

Итог деятельности

— С каким произведением познакомились на уроке?

— Кто автор этого стихотворения?

— Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева?

— Что удивительного заметил автор? Дома вы попробуете придумать свой маленький рассказ «О чем расскажут листья» или нарисовать картинку к стихотворению. Запишите его в тетрадь.

VIII. Рефлексия.

 – Оцените своё настроение, работу на уроке. Жёлтый листик – если получилось передать настроение при чтении стихотворения, настроение хорошее, оранжевый – если что-то пока не удалось.

Приложение 1.

 Памятка.

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

3. Выбери силу голоса (громко, тихо).

4. Определи темп (быстро, медленно).

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения В.Я. Брюсов "Сухие листья"

Тема: В.Я. Брюсов "Сухие листья" Цели и задачи урока 1.Познакомить с произведением русского поэта В.Брюсова.2.Формировать интерес к процессу чтения, навык выразительного чтения.3...

Маршрутный лист ученика к уроку литературного чтения по теме « Милош находит мать» (Черногорская сказка)

Маршрутный лист  поможет учителю организовать работу учащихся  в группе. Ученики смогут научиться распределять роли, контролировать и корректировать свои действия ,оценивать успешность усвое...

Маршрутный лист к уроку литературного чтения по теме « Три ветки мимозы» В.Железникова

Маршрутный лист  поможет учителю организовать работу учащихся  в группе. Ученики смогут научиться распределять роли, контролировать и корректировать свои действия ,оценивать успешность усвое...

Маршрутный лист к уроку литературного чтения по теме «Зеленое и желтое» Ю.Дмитриева

Маршрутный лист  поможет учителю организовать работу учащихся  в группе. Ученики смогут научиться распределять роли, контролировать и корректировать свои действия ,оценивать успешность усвое...

Кроссворд "Осенние листья" к уроку литературного чтения во 2 классе

Детям предлагается вспомнить стихи, которые изучили, и добавить недостающее слово. После того как все слова отгаданы высвечивается слово "Осень"...