Комбинированный урок литературного чтения 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению. тема- знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov_3.docx71.2 КБ

Предварительный просмотр:

Комбинированный урок литературного чтения

УМК «Школа России»

Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 3 класс, ч.1, стр.110-111, 114.

Класс 3

Тема урока: Выразительное чтение наизусть басни «Ворона и Лисица». И.А. Крылова. Знакомство с М.Ю. Лермонтовым. 

Цель урока – формировать у младших школьников представление о М.Ю. Лермонтове как о великом русском поэте.

Задачи урока:

-прослушать выразительное чтение наизусть басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;

-формировать знание о М.Ю. Лермонтове;

-развивать навык ознакомительного чтения.

Предметный результат:

- учащийся знает русского поэта М.Ю. Лермонтова;

- учащийся умеет выразительно читать наизусть.

Личностный результат:

- учащийся умеет объективно оценивать одноклассников по критериям.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Подготовка к первичному восприятию. Актуализация знаний

– Здравствуйте, ребята. Какое было домашнее задание?

– Что помогает учителю выставить вам оценку за эту работу?

– Какие критерии вы знаете?

– Сколько критериев? Значит какая максимальная оценка?

– Для экономии времени я буду ставить оценки самостоятельно. Если кто-то из зрителей или сам чтец не согласен со мной, поднимите руку и докажите свое мнение по критериям.

*Прослушивание басен*

– Сегодня мы с вами познакомимся с одним великим русским поэтом. Какого великого русского поэта вы уже знаете? Что о нем помните?

– Выучить наизусть басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

– Критерии оценки.

– Называние автора и его произведения, знание текста, выразительность чтения, эмоциональность чтения, четкое и правильное произношение.

– 5.

– А.С. Пушкин.

Подготовка к первичному восприятию. Рассказ об авторе

*Фотография М.Ю. Лермонтова*

– Знакомо ли вам это лицо? Знаете ли вы этого поэта?

– Зовут этого поэта Михаил Юрьевич Лермонтов.

– Есть ли среди нас те, кто хоть что-то про него знает? Расскажите.

– Нет.

Подготовка к первичному восприятию. Прогнозирование

– Как вы думаете, о чем мы будем узнавать об этом авторе?

– Поиграем в игру «Верите ли вы, что…». Перед каждым из вас находится лист с двумя столбиками. Сейчас вы будете заполнять только первый столбик. Я буду зачитывать вам вопрос-утверждение, которое будет начинаться с фразы «Верите ли вы, что…», вы в первый столбик и первую строку ставите «+», если считаете, что это правда. Ставите «–», если считаете, что такого не может быть. Готовы? Начали!

Верите ли вы, что…

  1. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, когда был маленьким, часто говорил в рифму? (Да)
  2. Маленького поэта звали Мишелем? (Да)
  3. Поэт жил с мамой и папой недалеко от Пензы? (С мамой и бабушкой)
  4. Лермонтов жил в Москве и Санкт-Петербурге? (Да)
  5. Михаил Юрьевич имел звание офицера? (Да)
  6. Лермонтов прожил 58 лет? (27)
  7. У Лермонтова были карие глаза? (Да)

– Давайте же проверим ваши предположения.

– Биографию, его личную жизнь и др.

2

Первичное восприятие текста

*Выводятся на слайд вопросы-утверждения*

– Прочитайте текст о поэте на стр.114. Во втором столбике оцените эти же вопросы-утверждения, но теперь уже опираясь на текст.

*Выполняют задание учителя*

3

Проверка первичного восприятия текста

– Какие предположение совпали? Где ошиблись? Как на самом деле? Найдите доказательство в тексте.

*Ответы учеников*

4

Мотивация перечитывания и анализа произведения

– Есть ли вопрос-утверждение, истинность которого вы не смогли определить?

– Да. Это последний вопрос.

Физкультминутка

5

Анализ текста

Посмотрите на портрет М. Ю. Лермонтова в детстве, написанный неизвестным художником. Что хотите сказать?

– Каким вы представляете себе Лермонтова-ребенка?

– Что в портрете заставляет обратить на себя особое внимание?

Действительно, его глаза поражают, притягивают к себе.

Один из учеников знаменитого художника К. Брюллова, который часто встречал Лермонтова в детстве, писал о нем так: «...маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление...».

– Теперь вы можете определить истинность последнего вопроса-утверждения? Что поставите? Кто угадал, поднимите руки.

– Послушайте еще немного информации о Лермонтове.

Писать стихи Михаил Юрьевич начал очень рано, и к 13 годам он имел «большую тетрадь в голубом бархатном переплете», в которой находились «разные сочинения», принадлежавшие юному Лермонтову. В 14 лет он решает написать свою первую поэму «Черкесы».

Огромную роль в жизни Лермонтова сыграл преподаватель пансиона, в котором учился будущий поэт, Алексей Зиновьевич Зиновьев. Этот всесторонне образованный человек, педагог и литератор, дал своему одаренному ученику богатые сведения по истории и литературе, познакомил его с основными принципами стихосложения.

Кроме того, Лермонтов хорошо рисует, берет уроки рисования, но досадует на то, «что учитель заставляет его рисовать контуры и запрещает рисовать свое»; одновременно учится играть на фортепьяно, а позже на скрипке.

Большая часть жизни М. Ю. Лермонтова связана с Кавказом. В детстве он рос слабым, болезненным ребенком, и бабушка часто возила его на «кавказские воды». На Кавказе жила и сестра его бабушки. Позже Лермонтов – офицер гусарского полка – бесстрашный воин, участник войны на Кавказе. Один из сослуживцев поэта вспоминал: «...Всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам... и во главе отряда (кавалерийского) оказывал самоотвержение выше всякой похвалы».

И погиб он тоже на Кавказе, но не от рук врага, а от предательского выстрела на дуэли своего однокашника Николая Мартынова, у подножья горы Машук.

Он был молод и полон творческих сил.

Поэзию Лермонтова можно сравнить с лунным сиянием. Она очень печальна. Может быть, потому, что герои его стихов и поэм часто одиноки.

– Что еще нового узнали?

– Глаза поэта.

– Да. Поставим «+», т.к. у Лермонтова на самом деле были карие глаза.

6

Обобщение результатов анализа

– Вернемся к вашим листочкам со столбиками. Есть ли среди нас те ребята, кто абсолютно угадал ответы на все вопросы-утверждения? У кого не совпало 1-2 вопроса-утверждения? У кого совсем ничего не совпало?

– Какие верные утверждения вы бы еще написали?

7

Творческая работа детей после прочтения текста

– Предлагаю тоже немного почувствовать себя поэтами и составить синквейн. Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Каждая строчка состоит из слов, которые представляют собой разные части речи. Посмотрите на слайд, о чем должна быть каждая строчка. Составьте в парах синквейн о Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

Привожу в пример вам свой синквейн:

Лермонтов.

Великий, одаренный.

Вдохновляет, борется, погибает.

Печальная, щемящая сердце судьба.

Поэт.

https://cloud.prezentacii.org/19/06/152297/images/screen9.jpg 

– Что у вас получилось?

8

Рефлексия

– Ребята, сегодня на уроке вы были очень активны, спасибо!

– Чем занимались в начале урока?

– С каким поэтом мы познакомились?

– Что узнали о нем?

– Были ли трудности на уроке?

– Что для вас было интересным на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

– Рассказывали выученную наизусть басню Крылова «Ворона и Лисица».

– Михаил Юрьевич Лермонтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комбинированный урок в 4 классе "Упражнения в написании предлогов со словами"

комбинированный урок в 4 классе. цель: Закрепить знания, уменя, навыки по теме "Упражнения в написании предлогов со словами"...

Комбинированный урок в 1 классе по УМК «Гармония» обучение грамоте

Разработка урока по теме "Опасности письма"на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова)...

Комбинированный урок литературного чтения и технологии.

Комбинированный урок по литературному чтению и технологии    1 класс.Программа «Перспектива».«В. Осеева «Синие листья». Аппликация «Дерево дружбы» и  «Созвездия друзей».Учите...

Комбинированный урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе по теме "Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Конспект комбинированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе +поэтапная работа над рисунком...

Комбинированный урок (литературное чтение и окружающий мир) во 2 классе.

Данный урок проходил в рамках школьного проекта "Экологические проблемы наших лесов"...

Технологическая карта комбинированного урока в 4 классе по литературному чтению и технологии по теме:" Эр кижинин чангыс состуу" для учителей с родным (тувинским) языком обучения по УМК "Школа России"

Технологическая карта комбинированного урока в 4 классе по литературному чтению и технологии по теме: "Эр кижинин чангыс состуу" для учителей с родным (тувинским языком) обучения....

Комбинированный урок во 2 классе "Карта Мира".

Комбинированный урок для детей 2 класса. Включает в себя материал по математике, окружающему миру и технологии. Предусматривает работу детей в малых группах....