Комбинированный урок (литературное чтение и окружающий мир) во 2 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Данный урок проходил в рамках школьного проекта "Экологические проблемы наших лесов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока20.93 КБ
Office presentation icon презентация2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Межпредметный урок:   литературного чтения,   музыки, изо, окружающего мира и  экологии, проведенный во 2 «В» классе ГБОУ «школа» 2065,  3 структурного подразделения города Московский.

  Учитель: Мосинова Валентина Константиновна

Главная цель урока: показать детям, что берёза- символ России,  воспетый поэтами и композиторами, любимый людьми и животными (птицами,  насекомыми), приносящий  эстетическую красоту,  бытовую и медицинскую пользу.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления информации,  проблемных вопросов,  познавательного материала, выполнения творческих заданий.

                                                Ход урока.

1.Сегодняшний  урок мы посвятим самому прекрасному русскому дереву. Это дерево-символ России. Растёт оно в лесах и рощах,  в парках и садах, и просто под нашими окнами на улицах городов и деревень. От других деревьев  оно отличается высоким белым стволом. В кудрявой  кроне  этого  дерева нашли свой дом  и птицы,  и насекомые.  И  нет другого  такого дерева, которое бы отдавало себя, всё без остатка, до капельки,  именно человеку.   Угадали?

2.А начну я урок с загадки:

У этого дерева 4 угодья:

от тёмной ночи -  даёт  свет,

некопаный колодец - утоляет жажду,

старому- укрепляет  здоровье,

разбитому –  служит починкой.

Трудно сразу понять,  о чём идёт  речь?

 Отгадку  я у вас спрошу в конце урока. Внимательно слушайте и запоминайте  новую информацию, которая вам поможет найти ответы на эту непростую загадку.

1 часть

3.Посмотрите на фотографии.

 Красавица, матушка, девица – называли берёзу  многие поэты и писатели.  И действительно, какое ещё дерево имеет такой стройный  белый стан, гибкие веточки, пышную крону...  Оно красиво в любое время года. А один  русский поэт посвятил  берёзе почти 50 стихотворений. Вспомнили, кто это?

4.Портрет писателя.

Только скажут – « Сергей Есенин», всей России встают черты.

Так говорили про поэта, который всё своё  творчество, за свою недолгую жизнь,  посвятил Родине и родной природе.

Родился С. Есенин 3 октября 1895 года в Рязанской губернии. Своё детство, с 2 до 9 лет,  он провёл у бабушки и дедушки в деревне. Именно они привили ему любовь к родному краю.  Уже в 10 лет он напишет своё первое стихотворение. А в 19 лет    в журнале «Мирок»  напечатают его самое известное стихотворение о зимней берёзе.

5.Прочтение наизусть стихотворения.

--Какую картину вы представили, слушая стихотворение. (нарядная берёза, вся в серебре, горит, сияет..)

--Что вы почувствовали? ( кругом тишина, пахнет свежестью..)

--Какие выразительные средства использовал автор?

Сравнения: снег – серебро, огонь-золотой, кисти- бахрома.

Берёза как живая..

Олицетворение: берёза принакрылась снегом, заря обходит кругом.

В каких выражениях используется скрытое сравнение?

Снежинки горят, золотой огонь, новое серебро…

-Как называется скрытое сравнение? (метафора)

-Если бы не было выразительных средств, как бы читалось такое стихотворение? (Не интересно)

--Для чего поэт использовал выразительные средства?

(чтобы сделать стихи более выразительными и красивыми по содержанию)

6.Дома вы подготовили задание: на листочках надо было написать прилагательные, которые подходят к образу берёзы. Зачитайте их.

(белая,  светлая, стройная, нежная, кудрявая, красивая, белоствольная, тонкая, высокая, пушистая, женственная, таинственная, изящная, жизнерадостная…)

(на доску прикрепить слова в виде веночка кругом)

Все эти слова создают образ берёзы. А называются такие слова—эпитеты. (слово прикрепить в середину круга)

Эпитеты- ещё одно средство выразительной речи.

Как надо читать стихотворение «Берёза»?

(неторопливо, загадочно, напевно…)

Несколько человек прочитывают это стихотворение по четверостишиям. Молодцы.  Дома подготовим выразительное чтение этого стихотворения.

7.Что у нас получилось из листиков берёзы?  (веночек)

Как когда-то в старину девушки плели из веток берёзы венки, они были уверены, что такие венки уберегут их от злого духа. В честь берёзы на Руси справляли христианский   праздник, который называется ТРОИЦА. Девушки водили хороводы вокруг берёзы, пели песни. Такое единство придавало им физические и духовные силы.

8.Давайте мы послушаем самую известную русскую народную хороводную песню, может кто-то догадается, как она называется? (Во поле берёза стояла)  И мы тоже немного отдохнём,  под музыку поведём хоровод, почувствуем себя единым коллективом, где один за всех, а все за одного.

Физминутка.

2 часть

9.На уроках рисования мы не раз рисовали берёзу, вот,  что у нас получилось, целый лес из берёз.  ( показать рисунки детей)

Как называется лес, в котором много берёз? (берёзовая роща)

Мы отправимся сейчас в берёзовую рощу, но не просто погулять. Мы постараемся понять, почему именно берёзу так любили на Руси: зря веточки не сломят, не поранят,  срубят только по нужде, и всё величают её добрыми и ласковыми словами..

10.Но прежде, чем отправится в лес, вспомним правила,  как нужно вести себя в лесу? Существует целая наука о связи человека и природы, о связи всего живого и неживого вокруг. Эта наука называется?    Экология. У вас на партах лежат экологические знаки. Какие  из них нам помогут выбрать правильное поведение для похода в лес?

-не пугать зверей

-не ловить насекомых

-не трогать гнёзда

-не ломать ветки

-не рвать цветы

-не оставлять мусор

Почему мы должны себя вести в лесу именно так?

1. лес – дом для зверей

2. мы можем нарушить их  жизненный ритм

3.  оставленный мусор долго не разлагается в природе

11.Идём тихонечко, внимательно смотрим вокруг,  подумаем, что нам пригодится взять из леса.

На доске запись:

-берёзовые почки (лекарства и настойки для  лечения больного желудка и сердца)

берёзовые листья (отвар для лечения волос)

берёзовые веники (в бане выгоняют хворь из тела) -\

чёрный берёзовый нарост (чага) (против болезни рака)

У срубленного дерева:

немного мягкой коры- бересты ( кузовки  для сбора  ягод и грибов, нехитрую обувь, посуду..

берёзовые чурочки (сделать игрушки, сувениры, украшения) –подберёзовики (беленькая ножка гриба с тёмными крапинками похожа на ствол берёзы)

гнёзда на берёзе- любимое место грачей для  выведения птенцов

Чёрное варево из  берёзовой коры - дёготь (делают дегтярное мыло,   им  конопатят лодки..

Ох, устали,  хочется пить! Что делать?  Брать сок надо осторожно, сильно не повреждая дерево, лучше у старого  и сильного дерева, а потом обязательно замазать ранку глиной.

 Возвращаемся домой.

Тёплая печка,  горят берёзовые дрова

Стемннеет- зажжём лучину.

12.Как вам экскурсия, понравилась?-

А какой вопрос я задавала перед экскурсией. Почему люди на Руси  почитают и любят именно берёзу?

( берёза помогает людям в быту)…

Теперь настало время и загадку отгадать.

Свет- лучина

Колодец-берёзовый сок

Здоровье-баня, чага, почки

Починка-дёготь, всё склеит

3 часть

13.Отдохнём. Самое время послушать классическую музыку.

Какие знакомые нотки вы услышали в этом произведении?

Эту сонату написал П. И. Чайковский. В ней действительно можно услышать знакомую мелодию о берёзе. Но почему музыка тревожная, как будто о чём-то предупреждает.

А мы с вами живём не в деревне, где вокруг леса и поля. Мы живём в большом городе, где много машин, фабрик заводов, которые загрязняют воздух и воду.  Трудно дышать не только нам, но и растениям.  Часто можно увидеть больные деревья вдоль дорог. Они как страшные мутанты предупреждают нас об экологической катастрофе, грозящей большим городам.

Теперь, когда вы узнали о пользе берёзы и ещё узнаете о пользе других растений, вы измените своё отношение к природе?

Кто готов заботиться о природе,  поднимите зелёный сигнал. Кто ещё сомневается, поднимите красный. Мы вступаем в ряды юных защитников природы.

На этом наш урок закончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок литературного чтения и технологии.

Комбинированный урок по литературному чтению и технологии    1 класс.Программа «Перспектива».«В. Осеева «Синие листья». Аппликация «Дерево дружбы» и  «Созвездия друзей».Учите...

Комбинированный урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе по теме "Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Конспект комбинированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе +поэтапная работа над рисунком...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира

Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках  литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...

Смысловое чтение на уроках литературного чтения и окружающего мира

Презентация по теме : " Смысловое чтение на уроках в начальной школе"...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира во 2 классе во 2 классе "В..В.Бианки "Сова". Невидимые нити в природе"

Данный интегрированный урок помогает детям увидеть неразрывную связь между объектами природы, а также между природой и человеком, дети учатся делать экологические прогнозы и искать грамотный подход к ...

Комбинированный урок литературного чтения 3 класс

Конспект урока по литературному чтению. тема- знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова...