Комбинированный урок в 1 классе по УМК «Гармония» обучение грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Сорокина Елена Викторовна

Разработка урока по теме "Опасности письма"на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_1_klasse_po_umk.docx68.92 КБ

Предварительный просмотр:

Комбинированный урок в 1 классе по УМК «Гармония» обучение грамоте

Тема:             «Опасности письма» на месте парных

           по глухости-звонкости согласных (на конце слова)

Цели урока: распространить понятие «опасное место» на парные по

                        глухости-звонкости согласные, находящиеся на конце слова

                        ( применительно к звуку [ с ] и буквам з и с);

                        усвоить два опознавательных признака данного вида

                        орфограмм:

                                       1)  парность по глухости-звонкости;

                                       2)  положение на конце слова.

Оборудование:      таблица «Опасные при письме места», лента букв,

                                 Букварь (автор М,С, Соловейчик и др.) с. 48, пропись

                                  «Хочу  хорошо писать» №3 с.43

Ход урока:

I.    Организационный момент.

II.   Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.

      - Сегодня нам предстоит сделать новое важное открытие. А чтобы его

        сделать, вы в роли учёных сначала проведите наблюдения.

        ● Вспомните, почему при письме нельзя доверять безударным гласным?

           ( Безударным гласным звукам [а] и [и] при письме нельзя доверять.

            На  их месте появляется опасность написать не ту букву, то есть

            опасность ошибиться).

       - Послушайте предложение, вслушиваясь в звуки слов, и скажите, какой

          гласный звук чаще всего повторяется.

          (Произносится предложение, соблюдая нормы орфоэпии.

                                Ананасы и арбузы- плоды.

            Предложение написано на доске, но пока закрыто.)

         - Какой же гласный звук встречается чаще всего?      (Звук  [а] .)

         - Почему к этому звуку надо относится особенно внимательно?

            ( На его месте всегда есть «опасность письма».)

          - Давайте это проверим ещё раз.  (Открывается запись предложения

             на   доске.)

          - Хором читайте так, «как написано». Теперь так, «как говорим».

            ● Сравните звуки и буквы на их месте. ( Ставим знаки  „+” и „- ”.)

           - Какой же вывод подтвердили?   (Там,  где безударные гласные, всегда

             есть «опасности письма», так как на месте одного и того же звука

              бывают разные буквы.)

                 Показываю схему в таблице:

                (Предложение закрыть.)

           - А как вы думаете, только ли на месте гласных звуков есть «опасности

              письма»? Нет ли их на месте согласных?

III.       Решение учебной задачи.

           - Понаблюдаем за словами  ананас  и  арбуз. (Вывешиваю картинки на

             доску.)

           ● произнесите слова, выделите, назовите и охарактеризуйте последние

              звуки в словах.

              ( На доске начертить рядом две чёрточки, символизирующие слова;

               показать, что на конце находятся согласные звуки.)

     

                                              

                   ___________                            ___________

          - Охарактеризуйте эти звуки. (Звуки согласные  твёрдые глухие.)

               ( Добавляю внутри « квадратиков» по одной черте, звуки

                  одинаковые, то есть это один и тот же согласный звук.)

          - К какой группе согласных относится звук [с]?  (Ответить помогает

            «лента букв», в которой  над соответствующей группой согласных

             есть значок парности.)

           - Покажите значок по парности- глухости. (          )

           - Тогда могу я  оба наших одинаковых звука обозначить одним вот

              таким значком?   (Ниже появляется значок парности.)          

          - А теперь посмотрите, как пишутся эти слова.  (Прикрепляются рядом

             с рисункам слова «ананас», «арбуз».)

         - Какие же буквы обозначают звуки на конце этих слов?

             (Выяснить какие буквы и дополнить ими схему.)

                                                                                 с

                        ______________

                                                                                 З

       - Какими же буквами может обозначаться при письме парный

         согласный [с], у которого есть звонкая пара?

          ( Буквами с или з.)

      - Когда так бывает? (Когда этот звук находится на конце

        слова.)

      - Это очень важно! Именно на конце слова этот звук «опасное место»!

      - Как вы думаете, можно ли доверять при письме такому звуку и

        писать, как слышишь? ( Нет.)

      - Почему? (Можно не ту букву написать; можно допустить

        ошибку…)      

      - Какой же вывод сделаем: на месте согласных звуков бывают

        «опасности письма»? (Да.)

      - Как показать это в схеме? (Дети молчат.)

      - Я предлагаю поступить так. Раз мы говорим об опасности

        допустить ошибку, как и на месте безударных гласных, то,

        может, не придумывать новы значок, а воспользоваться тем,

        который уже есть, - точкой как сигналом сфетофора,

        «маячком». Согласны? Как же завершим нашу схему?

        (Поставим точки под знаком парного согласного звука и под

         буквами.)

      - Только, ставя сигнал, будем ещё раз определять, когда на

         месте согласных есть «опасности письма».

         По схемам, исходной и окончательной, уточняется, что

         « опасность» есть тогда:

                 ● когда этот звук парный, потому что у него есть звонкая

                     пара;

                 ● когда такой звук стоит на конце слова.

         - Чтобы не забывать наш новый – очень важный  - вывод,

            внесём составленную схему в таблицу «Опасные при письме

            места».

         - Прежде всего поищем, куда поместить наше открытие о

           согласных. Где находиться часть, посвященная гласным?

           (Слева.)

         - Из чего видно, что слева показываются «опасные места» для

            гласных?  (Сверху над ними их значок.)

         - Может быть, кто-то догадается, где в таблице лучше всего

           сообщить об «опасных местах» для согласных? (Справа.)

         - А как показать, что речь пойдёт о согласных?

             (Поместить туда их значок.)

        - Теперь таблица приобретает такой вид:

Опасные при письме места

IV.   Физкультминутка

V.     Работа по букварю, упражнение в чтении.

         - Откроем  букварь на стр.48 и ещё раз прочитаем тему нашего урока.

          (Читаем предложение, напечатанное  синим шрифтом.)

         - Посмотрите ,так ли выглядит обозначение «опасных мест» у авторов

           букваря, и, читая слова, ещё раз проверим наш вывод.

                                          (Букварь  стр. 48.)

         - Прочитайте  задание авторов , данное над столбиком слов

            («Слушай   себя!», «Сравнивай звуки и буквы»).

          -Как будете  его   выполнять?  

          ( Читать так, как написано, а потом так, как  говорим, и слушать

             согласные звуки на конце слова. Посмотреть на   буквы и узнать: он

             и такие же, как звуки, или нет.)

           З а м е ч а н и е: важно, чтобы ребята убедились: на конце слова всегда

              произносится глухой согласный  звук(если он парный), а буквы

              могут  быть разные –  иногда звонкого согласного, а иногда глухого

              согласного звука.

VI.     Закрепление темы «опасные места» при письме.

             - А теперь закрепим наши выводы на письме.

                  (Работаем в прописи №3 с. 43 внизу.)

          - Букет каких цветов вы видите? (Букет роз.)

          - По другому можно сказать «много  роз». Понаблюдаем за звуком на

            конце слова «роз». Какой звук вы слышите?  (Звук [с].)

               (Схема слова на доске.

                                             

                                                ______________

          - Покажите условно в схеме под рисунком в квадратике какой звук вы

             слышите.    ( Согласный глухой  твёрдый       .)

          - Покажите карточку этого звука.

         - А теперь посмотрите  рядом в рамочке в первой строчке, какая буква

           в слове «роз»  пишется? (Буква з.)

         - Вывод: парный глухой согласный на конце слова – «опасное место»!

         - Вспомним правила посадки при письме!

         - Теперь запишем букву «з» в слово под рисунком.

           (Аналогичная работа проводится со словом «ос».)

VII.    Работа с предложением.       

                              _ере_и     нос     в _ольшой      мороз.

                         (Предложение написано на доске.)

          - Прочитаем предложении и вставим пропущенные буквы.

             (Буквы вставляются только в предложении на доске.)

           - Что можно сказать про вставленные буквы?

             (Эти буквы обозначают парные звонкие согласные звуки.)

          - Теперь обведите это предложение в прописи, вставляя пропущенные

             буквы. (Дети пишут.)

          - Отметим все опасные места в предложении.

                              Береги_нос_ в_ большой_ мороз.

           - Найдём слово с парным согласным звуком на конце слова. (Мороз.)

           - Какой звук слышится? (Звук [с].)

            -А пишется? (Буква з.)

Резерв.  (Если остаётся время до конца урока.)

                 Игра «Покажи звук».

                - Ребята, я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте.

                 «Поймайте» последний звук и покажите соответствующую

                  карточку звука, а если этот звук парный, то к нему ещё карточку,

                  указывающую на парнорсть по глухости-звонкости.

                  Роза (         ),  нос (        ,       ), день (          ), дуб (       ,       ),

                  ваза (       ),  окно (       ),  буфет (        ,         ),  груз (        ,        ),

                  дед (         ,         ), гриб (       ,       ),    дрель (         ),   май (         ).         

VIII.    Итог урока.

            - Ребята, «опасности письма» могут возникать и на месте других

              парных согласных , но о них мы поговорим на следующем уроке.      

            - Что нового узнали на уроке?

              ( Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце

                 слова – опасные при письме места.)

            - Всем спасибо за работу! Отметьте своё настроение от урока на

              личике   мальчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительное искусство + развитие речи. Комбинированный урок. 2 класс. "Синяя птица Гжели"

Урок проводится после проведения урока изобразительного искусства "декоративное рисование, знакомство с техникой гжели". Ученики работают по группам, сказка про синюю птицу может быть устной или запис...

Комбинированный урок чтения и письма в период обучения грамоте

НА ДАННОМ УРОКЕ ФОРМИРУЕТСЯ УМЕНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА, РАЗВИВАЕТСЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ; ИСПОЛЬЗУЮТСЯ МЕТОДЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ, ОБЪЕДЕНИВ ТАКИЕ ПРЕДМЕТЫ КАК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ...

Комбинированный урок чтения и письма в период обучения грамоте

Предлагаю вам конспект урока- путешествия по теме: "Согласные буквы [ф], [ф’], буквы Ф,ф. Написание строчной буквы ф.Чтение и письмо с изученной буквой."...

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Комбинированный урок чтения, развития речи и трудового обучения в 1 классе на тему: «Звук и буква Л».

Комбинированный урок по чтению,развитию речи и трудовому обучению в 1 классе...

Буквы Н, П по УМК "Гармония" обучение грамоте

Буквы Н, П УМК "Гармония для молодых педагогов...