С.Аксаков Аленький цветочек
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Игнатова Инга Владимировна

Конспект урока по литературному чтению. 4 класс. С.Аксаков Аленький цветочек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_aksakov_alenkiy_tsvetochek_4_kl.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»                                                    15.12.2021

Цель: продолжить знакомство учащихся с авторскими сказками; начать работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; учить детей добру и состраданию; развивать мышление, речь учеников.

Задачи:

Познакомить с начальным навыкам поиска и исследования информации; учить анализировать сказку; учить детей видеть в литературных сказках «следы» народного творчества и прежде всего волшебных сказок; развивать умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения.

УУД:

Предметные:

умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение

Метапредметные:

Регулятивные:

формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке

Коммуникативные:

ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях)

Познавательные:

анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Личностные:
формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества СТ. Аксакова.

Воспитательные:

а) положительные качества в процессе коллективной работы,

б) воспитывать сочувствие, милосердие к людям, любовь к прекрасному, к книгам.

Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки-задания для самостоятельной и парной работы, листы самооценки, лист успешности класса; выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику, запись мультипликационного фильма по сказке «Аленький цветочек».

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны раскрывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «5»!

II. Проверка домашнего задания

-Ребята, а  скажи мне пожалуйста какое у вас было домашнее задание? (Пересказ сказки «Серебреное копытце»

- Давайте вспомним, какие основные события происходили в сказке Бажова Павла Петровича «Серебреное копытце» .А помогут нам иллюстрации из сказки. Предлагаю вам расположить иллюстрации в правильной последовательности.  (Восстанавливают последовательность событий в сказке по рисункам.)

-У нас получился картинный план. 

-Как вы думаете, для чего нужен картинный план? (для пересказа сказки)

-Используя картинный план и отрывки из текста можно подготовиться к пересказу сказки.

- А сейчас, к данным иллюстрациям найдите и  перескажите подходящий текст из учебника, а к последней  иллюстрации найдите и зачитайте выразительно. (ищут подходящий текст в учебнике)

(ОЦЕНИТЬ)

III. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Сказки бывают разные.

- На какие группы делятся сказки? (русская и народная)

- Как отличить русскую народную сказку от литературной?  (народную сочинил народ, а литературную - автор)

- Может ли быть такое, что в литературной сказке присутствуют черты народной сказки?

-Мы попытались, но не смогли ответить на этот вопрос. В конце урока мы сможем на него ответить.

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

- На доске для вас представлены иллюстрации из сказок. Посмотрите на них внимательно.

- Найдите лишнюю сказку, почему вы считаете ее лишней? ( у неё нет автора, так как мы её уже изучали и т.д.)

- Соотнесите автора с названием сказки.

(учащийся выходит к доске и соотносить иллюстрацию с автором)

- А с какой сказкой мы не знакомы? «Аленький цветочек»  (фоном песня «Аленький цветочек)

- Произнесём хором название сказки.          ("Аленький цветочек")

- Что слышится в названии  сказки?  (Нежность, красота.) 

Эту сказку написал Сергей Тимофеевич Аксаков

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791, а умер 1859 году. Любимое хобби Аксакова была охота и рыбалка. Любовь к природе Сергей Тимофеевич унаследовал от своего отца, потому что его мать - истинная горожанка этой любви не испытывала.
Сюжет для "Аленького цветочка" Сергей Аксаков не придумал сам, а услышал когда-то в далеком детстве от ключницы Пелагеи.
 Эту сказку  он написал 158 лет назад  для своей единственной внучки  Оленьки. Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь).

Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.

 Аксаков не только эту сказку написал, а много других произведений, а какие именно вы можете увидеть на нашей выставке.

 (выставка книг).

Индивидуально-групповое задание. Вставьте пропущенные слова в текст биографии Аксакова.

Словарная работа:

Шкатулка

— Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.

Сейчас я из шкатулки буду брать устаревшие слова и говорить вам, а ваша задача объяснить значение этих слов, если вы не сможете объяснить, будем объяснять их вместе.

Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

Яства сахарные – еда, кушанья

Челядь дворовая – слуги, дворовые

Заморский - находящийся за морем. За границей.

Не ведаю - не знаю.

Парча - шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями 

Тувалет - стол с зеркалом и всеми принадлежностями

Венец - то же, что венок, драгоценный головной убор, корона

Торная - гладкая ровная.

Чертог - пышное великолепное здание или дворец.

Сажень - старая русская мера длины. 2м.13см.

Физминутка

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки.

Видно, отдохнуть пора…

А у нас урок, друзья!

V. Изучение нового материала.

Сейчас все прямо сели, выпрямили спинки и внимательно слушаем сказку.

(аудио сказка)

VI. Первичное закрепление изученного  материала.

- Как вы думаете, есть ли в ней следы народной сказки? А чтобы ответить на этот вопрос, вы поработаете в парах самостоятельно. Признаки народной сказки расположены на доске. Ваша задача посовещаться в паре и ответить на вопрос «если ли в ней следы народной сказки?»

Признаки народной сказки (на доске)

  1. Построение: зачин,  присказка, концовка 

Например:

 (Зачин – «В тридесятом царстве…» Присказка – «много ли мало времени прошло…»,  «скоро сказка сказывается,   да не скоро делается…»

 Концовка: «тут и сказке конец,  а кто слушал молодец»)

  1. Устойчивые выражения 

Например:

(как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель).

  1. Волшебные предметы:

Например:

 (аленький цветочек, золотой перстень)

  1. Герои делятся на положительных и отрицательных 

Например:

 (Положительные герои – купец, младшая дочь, чудище лесное).  (Отрицательные – колдунья, сестры).

  1. Добро побеждает зло - +

-Закончили самостоятельную работу в парах, теперь все вместе проверяем.

(ОЦЕНИТЬ)

VII. Закрепление изученного материала.

- Сейчас сопоставляем  иллюстрации «Зверь лесной, чудо морское».

– Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров,  И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя? (Ответы детей. Почему?)

- Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение.

- Вызывает ли у вас этот герой  чувство отвращения? (Нет) 

- Данный герой не вызывает чувство отвращение, потому что при своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)

- В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой

- Ну и в заключении давайте вернемся к вопросу. «Есть ли в данной сказке следы народной?»

VIII. Итог урока.

Вывод: В этой сказке много особенностей, характерных для народных сказок.

 «Аленький цветочек» - сказка литературная. Её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков. Придумал он ее не сам, а услышал когда-то в далеком детстве от ключницы Пелагеи.

IX. Рефлексия урока (учебная рефлексия содержания учебного материала).

У вас на столах лежат лепесточки. На лепестках напишите по 1-му слову: чему научила вас сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» .

(Лепесточки прикрепляются на доске). Выходим по рядам.

- Вот как красивый получился у вас цветочек.

-Сейчас все тихо сели, окрыли дневники и записали домашнее задание.

-Оно будет на выбор, на оценку «5» творческое (написать сочинение «Почему появилось на свет чудовище?», а другое на оценку «4» иллюстрация к понравившемуся эпизоду.

Домашнее задание:

-Сегодня домашнее задание у вас будет на выбор.

1 уровень: Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки - придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Напишите небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище?"( оценка «5»)                                                           

2 уровень: иллюстрации к  понравившемуся эпизоду (оценка «4»)

Спасибо вам за урок. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"

Презентация может использоваться при изучении сказки Акксакова "Аленький цветочек"...

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек

1. Познакомить с творчеством  С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.2. Развивать:а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, с...

открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

материалы для проведения урока литературного чтения А.Аксаков "Аленький цветочек", 4 класс

Материалы включают в себя конспект урока, методические рекомендации, буклет, игру, презентацию к уроку...