Урок по литературному чтению по сказке " Снегурочка"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Елисеева Надежда Васильевна

конспект, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_konspekt.docx80.02 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Общая информация

Модуль

Литературное чтения

УМК

Школа 21 века

Тема урока

Русская народная сказка  « Снегурочка» ( В обработке Л.Н.Толстого)

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель, задачи

Цель: ввести в круг чтения новую русскую народную сказку;

  • включить обучающихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать творческое воображение;

воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки        

Необходимое оборудование

мультимедийное оборудование, сежинки

Дидактическое обеспечение

Учебник. Литературное чтение 2 класс Ефросинина, издательство Вентана-Граф

Методы обучения

 словесные, наглядные, практические, исследовательские проблемные.,

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

 фронтальная, индивидуальная, в паре.

Планируемые результаты  урока
  • личностные

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- симпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

  • предметные

Познакомить с новым произведением устного народного творчества. Обогащать читательский опыт учащихся. Выделение из произведения: зачина, повторов, концовки, песенок. Упражнение в выразительном чтении парами песенки стариков; пересказ отрывка сказки в театральной постановке

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные УУД:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    - основам смыслового восприятия художественных текстов;

    - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • .

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

взаимообъяснение, взаимные вопросы и задания групп, составление словаря терминов и понятий, устный опрос

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • учебник

Дополнительная

Интернет-ресурсы

Презентация « Снегурочка»


Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

1.

Доброе утро ребята, поприветствуйте гостей нашего урока.Слайд №1

 - Какое сейчас время года?

- Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.

- Согрейте дыханием свои ладошки ( глубокий вдох и короткие выдохи) Дыхательная гимнастика

-Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы!

-Какие красивые снеговики у вас получились.

- У вас хорошее настроение? С таким же отличным настроением поработаем на уроке

Работа над скороговоркой

Купили Егорке салазки для горки. Всю зиму Егорка катался с горки.(хором, по рядам, с ускорением)

- К какому виду творчества  относится скороговорка?

-У вас на партах лежат листочки выберети , то что относится к устному народному творчеству?( РАССКАЗ. ПОТЕШКА, ЧАСТУШКА, ПЕСНЯ СТИХОТВОРЕНИЕ, СКОРОГОВОРКА,ПЕСНЯ, ПОСЛОВИЦА  распечатано на листочках) спрашиваю с каждого ряда по 1 человеку.

-дополните свои ответы  и сравнив с таблицей, что мы не назвали.  ( слайд3)

http://festival.1september.ru/articles/636778/img1.jpg

Проверка  домашнего задания

-С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

-Какая  это сказка?

-Назовите героев сказки Владимира Ивановича Даля? (старики, Снегурочка, девицы-подруженьки, Жучка, Лиса, Волк, Медведь)

-Кого называли кокурочкой? (Снегурочку)

-Какие испытания выпали на долю Снегурочки?

-Какие бывают сказки? (авторские и народные сказки)

-А с какой сказкой мы с вами сегодня познакомимся вы узнаете, отгадав загадку.

С дедушкой Морозом  рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт, 
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?..

Снегурочка

Тема урока : Русская народная сказка

« Снегурочка» -

- - А какая это сказка авторская или народная, вы узнаете, открыв учебник на странице 151.

- Прочитайте, какая это сказка народная или авторская?

Какую цель поставим на урок: Познакомится со сказкой, с ее героями.

- В этой сказке встретятся слова, словосочетания

Словарная работа. Слайд 8

“сафьяновые сапожки” - это сапоги, сделанные из козловой кожи высшего качества.

Атласная лента – это лента из гладкой, блестящей кожи

Лелеять – нежить, холить, заботливо ухаживать

А сейчас мы послушаем, русскую народную сказку «Снегурочка».

Чтение сказки учителем

-Как вы думаете почему она имеет такое название? (Девочке была слеплена из снега).

- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии или странах Африки? (потому что там тепло).

Учащиеся улыбаются друг другу, настраиваются на работу друг с другом.

Рассаживаются на свои места.

_ Читать, думать, рассуждать анализировать поступки героев, узнаем много нового

С речевой разминки

.

Работа в парах

        

Личностные УУД: 

Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру

Коммуникативные УУД: Владение  способами разрешения конфликтов:

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

3Первичное закрепление

- А сейчас мы прочитаем сказку ещё раз, чтобы ответить на вопросы.

Читаем первую часть Прокопьева Даша.

-Подумайте, почему дед  и баба стали лепить Снегурочку?(они были одиноки)

-Как отнеслись дед с бабкой к тому что Снегурочка ожила?(обрадовались)

2часть по цепочке.

-Какой стала Снегурочка с приходом весны?

Чтение третьей части. Белова, Гусев, Землякова и Резвина.

-на стр. 154 иллюстрация.

Рассмотрите иллюстрацию, кто на ней изображен?

-Найдите и прочитайте отрывок, который к ней подходит?( развеселились девушки…).

- Почему Снегурочка растаяла? (От тепла костра)

 

Физминутка.

.

Личностные УУД:

Регулятивные УУД: совершенствование умения ставить  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и  того, что ещё неизвестно;

Познавательные УУД: 

Поиск и выделение необходимой информации; способность и умение производить простые логические действия

Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6.

- -Снегурочкой из сказки вдохновились композиторы и художники. Об этом нам расскажут ребята. Слайд 8

      Родилась эта сказка в самом центре России, на берегу великой русской реки Волги, в Костромской губернии. «Снегурочка» так раньше и называли костромскую девушку.

       Образ этой милой девушки вдохновил серьезного автора-прозаика Александр Николаевич Островского на написание драматической сказки в стихах, которая сразу полюбилась и детям, и взрослым.

         А композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, влюбленный в эту пьесу-сказку, создает музыку. Так рождается опера –Снегурочка.

      А прекрасные декорации создает художник - Виктор Михайлович Васнецов. Когда в театре открылся занавес, зал встал, не ожидая такого великолепия. Зрители оказались в сказочной стране. Художник был очарован русской зимой.

Просмотр оперы Снегурочка (не большой отрывок)

-Какие эмоции вызвал у вас отрывок из оперы Снегурочка?(ответы  детей)

Работают с учебником, находят отрывки с доказательствами

Слушают варианты ответов

-

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.Познавательные УУД:

Способность производить простые логические действия; поиск и выделение необходимой информации

Личностные УУД: ‒ 

Осмысленное воспроизведение ситуации; самооценка  события, ситуации

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Тест с последующей взаимопроверкой на экране. Проверим какими внимательными читателями вы были .

Как вы думаете почему так долго живет эта сказка?

1.Из чего старики сделали Снегурочку?

а) Из теста;

б)из снега;

в) Из соломы;

2. От чего пряталась снегурочка?

а) От дождя;

б) От солнца;

в)От ветра;

3. Чему была рада Снегурочка?

а) Дождю

б) Снегу;

в)Граду;

4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?

а) На полянку;

б)В рощу;

в) На луг;

5. Во что превратилась Снегурочка?

а)В росу;

б) В облачко;

в) В туман

- Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой , если бы она не прыгнула через костёр? (2 -3 ответа)

(Правильно, время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.)

 Дети работают веерами

Познавательные УУД:        структурирование знаний по теме

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Какую цель мы ставили на уроке.? (Познакомится со сказкой и героями этой сказки)

Как вы думаете  достигли ли мы поставленной цели? (да)

Регулятивные УУД:

умение выделять ориентиры действия при подготовке домашнего задания

Коммуникативные УУД

Формирование умения работать в группах

9. Рефлексия учебной деятельности.

У вас на столе лежат 2 снежинки, оцените себя на уроке.

-если вам понравился сегодняшний урок-возьмите большую снежинку. Прикрепляют доску.

-Если у вас что то не получилось и возникли трудности то возьмите –среднюю снежинку.

Вы сегодня хорошо поработали на уроке.

, оценивают свою работу

Познавательные УУД: Осуществление рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результата деятельности

Коммуникативные УУД: 

Формирование умения объяснять свой выбор


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Слайд 6

Загадка С дедушкой Морозом рядом, Блещет праздничным нарядом. Нам загадки задаёт, Водит хоровод, поёт. Из снежинок курточка, Это кто?..

Слайд 8

Знаете ли вы?.. В.М.Васнецов . Снегурочка Н.А.Римский -Корсаков. Опера. Снегурочка

Слайд 12

Тема урока: расти не по дням, а по часам – очень быстро души не чаяли – очень любили студеный ручей - холодный дитятко - ребенок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного литературного чтения «Сказки». Класс: 1

Урок внеклассного чтения в 1 классе проводён в форме викторины по сказкам народным и литературным....

Конспект урока по литературному чтению «Сказка о потерянном времени»

Знакомство с личностью и творчеством Е. Шварца...

Открытый урок по литературному чтению "Сказка о жабе и розе"

Конспект открытого урока-исследования по литературному чтению в 4 классе. Тема: "Сказка о жабе и розе" В.М.Гаршина...

Конспект урока по литературному чтению "Сказки А.С.Пушкина"

Конспект урока.Сказки А. С. Пушкина.Цели урока: ознакомить с творчеством А. С. Пушкина-сказочника, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказка; развивать память, мышление, речь, н...

Открытый урок по литературному чтению "Сказка –цепочка. Русская народная сказка «Репка»

На данном уроке учащиеся познакомились с русской народной сказкой "Репка" и учились ее инсценировать....

Конспект урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Конспект  урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»...

Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».

Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....