Урок смыслового чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Орешкова Наталья Владимировна

Урок смыслового чтения по теме "Хлеб - всему голова" разработан с использованием технологии Способа диалектического обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смысловое чтение. 3 класс

Учитель: Орешкова Наталья Владимировна

Тема урока: Хлеб – всему голова

В классе - 6 человек.

Заявка на оценку:  «5»  - 16  баллов и более

                                   «4» - 12 – 15 баллов

                                   «3» - 9 – 11 баллов.

Цель урока: Почему хлеб- всему голова?

Задачи урока (в том числе метапредметные результаты):

образовательные (формирование познавательных УУД):

Поиск информации и понимание прочитанного:

        - передавать содержание произведения, опираясь не только на имеющуюся в тексте информацию, но и жанр произведения;

- находить в тексте информацию, отражающую особенности исторической эпохи, изображенной в произведении.

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста:

- объяснять смысл названия произведения;

- формулировать главную мысль автора посредством определения темы;

- комментировать найденные в тексте высказывания героев.

Преобразование и интерпретация информации:

         - объяснять соотношения содержания произведения и его названия.

Анализ и оценка прочитанного:

        - выражать свои чувства, возникшие в процессе чтения или анализа произведения, в виде оценочных суждений.

Использование информации из текста для различных целей:

        - рекомендовать произведение кому-либо для прочтения, используя аргументы, соответствующие цели рекомендации.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

определять цель деятельности на уроке;

– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать свои действия;

– осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

воспитательные (формирование личностных и коммуникативных УУД)

– слушать и понимать других.

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– оформлять свои мысли в устной форме;

– договариваться о правилах общения и поведения;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи;

– определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

– ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

 №

Содержание урока

Предполагаемые ответы детей

Развиваемые (диагностируемые) группы читательских умений

Применяемые логические умения

Критерии оценки

Оргмомент: знакомство учащихся с заявкой на оценку.

Сегодня будем работать с новым текстом на листе заданий к тексту.

Подпишите свои листы.

Познакомьтесь с заявкой на оценку.

Заявка на оценку:  «5»  - 16  баллов и более

                                   «4» - 12 – 15 баллов

                                   «3» - 9 – 11 баллов.

Запланируйте, какую отметку, вы хотели бы получить за урок. Рядом с заданием у вас написано, то количество баллов, которое можно получить за это задание. Если верно выполнили задание, то рядом с заданием в клеточку записываете заработанные баллы.

За устные ответы, будете получать дополнительные баллы. Я вам их буду давать (карточки с цифрами 1, 2, 3)

Планирование учащимися, фиксирование ее на листах заданий

Работа с текстом до чтения

1

Задание 1.

Прочитайте заголовок текста.

Индивидуальный труд.

Предположите, о чём может пойти речь в этом произведении. Напишите свои предположения, о чём будем говорить сегодня на уроке?

Фронтальная проверка

Зачитайте, что вы записали.

Записывают на листах свои предположения.

Зачитывают свои предположения

Выдвижение гипотез и их обоснование

За предположение – 1 балл

Фронтальная работа.

Докажите, что заголовок к тексту является определением понятия «Хлеб».

Доказательство постройте в виде умозаключения.

Почему хлеб называют головой?

После анализа текста необходимо выделить главную мысль текста

Поскольку в определяемом понятии должны быть родовой и видовые признаки, а в выражении «Хлеб – всему голова» их нет. Следовательно, данное высказывание не является определением понятия «Хлеб».

Хлеб называют головой, потому что он является главным продуктом питания

Ответ в форме умозаключения – 3 балла

Определение и формулирование учащимися цели урока (2 мин)

Определите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

 Речь на уроке пойдёт о том, почему хлеб называют «всему головой»

Работа с текстом во время чтения

2

Послушайте начало произведения. Читает учитель.

Индивидуальный труд.

Перечитайте внимательно последнее предложение на этой странице «Господин всему в моей торбе лежит».

Задание 2.

Запишите в листе заданий, как выдумаете, что лежит в торбе у мужика?

Фронтальная проверка.

Дочитайте текст до конца.

Дети слушают  текст до слов «Господин всему в моей торбе лежит».

Записывают в листе заданий ответ (хлеб)

За верный ответ – 1 балл.

Работа с текстом после чтения

3

Задание 3.

Индивидуальный труд

Запишите, к какому жанру относится данное произведение?

Фронтальная проверка

Чем доказать, что данное произведение является былью?

Дети определяют жанр произведения и записывают его в листе заданий (быль)

Поскольку рассказ о действительном событии называется былью, а в произведении «Хлеб – всему голова» описаны события, которые случились давно. Следовательно, это произведение является былью

Поиск информации и понимание прочитанного

Формулирование дедуктивных умозаключений

 Верный ответ – 1 балл

Ответ в виде умозаключения – 3 балла

4

Фронтальная работа.

Ребята, это не просто быль, а стародавняя быль, как вы понимаете, что значит «стародавняя»?

Индивидуальный труд

Найдите и подчеркните в тексте информацию, отражающую особенность исторической эпохи, изображенной в произведении.

Если дело происходило давно, значит, в тексте есть упоминание о каких-либо древних предметах, которые в настоящее время не употребляются в быту.

Давно случилась, когда на Руси ещё богачи хозяйничали.

Поиск информации и понимание прочитанного

Анализ

1 балл

5

Задание 4.

Индивидуальный труд

Соотнеси слова (предметы) с их определением. 

Соха

Торба

Горбушка

Краюха

Кошель

 

Самопроверка по слайду

Правильность выполнения задания проверьте по  слайду. Оцените себя.

Фронтальная работа

Какие слова схожи по своему значению?

Индивидуальный труд

Соедините линией между собой схожие понятия

Раньше кусок хлеба называли по-разному: ломоть, горбушка, краюшка, т.е. эти слова, обозначают одно и то же. Как, например, градусник и термометр.        

Поиск информации и понимание прочитанного

Установление логических связей между понятиями

За все верные соединения

2 балла,

1 балл, если допущены 1-2 ошибки

Верное соединение – 1балл

 

Задание 5.

Какую пословицу вы встретили в тексте. Найдите и зачитайте.

Индивидуальный труд.

Смысл этой пословицы у вас записан в листе заданий, но есть «ловушка». Найдите неверное значение этой пословицы и отметьте его крестиком.

Простая кооперация.

Объединитесь по  3 человека в группы. Объясните друг другу, почему сделали такой выбор. Определитесь, кто будет отвечать от вашей группы. Отвечающий получит дополнительный балл.

Сложная кооперация.

Выступление от групп.

Почему допустили ошибку?

Пашню пашут – руками не машут!

Неверный ответ:

Когда пашут, рукой пот со лба вытирают.

За выбор неверного толкования – 1 балл.

Отвечающим   – по 1 баллу.

Задание

Индивидуальный труд.

Внимательно перечитайте текст и найдите слова глаголы, которые показывают, как меняются действия купца, когда он видит, как мужик «горбушкой ржаной закусывает». Подчеркните слова в тексте.

Фронтальная проверка

Чем объяснить, что мужик за кошель не дал хлеба купцу?

Найдите и зачитайте фрагмент текста, где к купцу приходит осознание, что хлеб куда важнее золота.

Засеменил

Засуетился

Взмолился

Задрожал

Смекнул

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

Анализ

Безошибочное выполнение задания 2 балла.

1- ошибка – 1 балл

Фронтальная работа.

Ребята, подумайте, почему в этом тексте нет имён.

Почему автор, называет купца – купчиной.

Кто из героев больше понравился вам?

Сравните по карточке №3 отношение мужика к хлебу и отношение купчины к хлебу, найдите общие и отличительные признаки.  

Подсказка. Перечитайте последние 2 реплики героев на странице 1.

Обобщенные образы

Пренебрежительное отношение к герою

По сравнению с мужиком, который называет господином хлеб,  купец себя называет господином.

Если мужик сам выращивает хлеб, то купец его привык покупать.

Сравнение понятий

Отвечающим по 2 баллу.

За каждое сравнение 2 балла.

Задание 7.

Прием «Верно-неверно»

Индивидуальный труд

 Установите правильность высказываний

Высказывание

Верно +

Нев -

Приехал мужик на пашню соху налаживать

+

От голода купец стал жевать прошлогоднюю листву (траву)

-

Мужик (купец) за краюху просил (предлагал) полный кошель денег

-

Мужик (купец) тянул соху, а купец (мужик) на него покрикивал

-

Давайте в неверных высказываниях, заменим некоторые слова, чтобы высказывания стали верными.

Определение истинности фактов

За верное выполнение задания 2 балла, 1 балл, если допущена 1 ошибка

 Отвечающим 1 балл

Фронтальная работа

Ребята, чьи предположения, о чем сегодня будем говорить, подтвердились?

Объясните смысл называния произведения.

Почему автор назвал свой текст «Хлеб – всему голова»?

Какова главная мысль текста?

А кому бы вы посоветовали прочитать данное произведение?

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.

Преобразование и интерпретация информации.

Использование информации из текста для различных целей

Подведение итогов

а) степень достижения целей, поставленных в начале урока

Какова была цель нашего урока?

b) подсчет баллов, заработанных на уроке

Подсчитайте заработанные баллы, прибавьте к ним дополнительные. Выставьте себе оценку.

с) соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку

Посмотрите, совпали запланированная оценка и полученная.

d) выявление учащихся, получивших запланированную оценку

У кого совпали оценки, поднимите руку.

е) выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной оценки

f) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта

У кого из вас оценка получилась выше, поднимите руку. Благодаря чему, удалось улучшить оценку.

Есть такие дети, у кого сегодня ниже полученная оценка запланированной. Как вы думаете, в чём причина?

Тем учащимся, кто заработал сегодня положительную оценку, удалось достичь цели, поставленной на уроке.

Домашнее задание.

Творческая работа

- Придумайте продолжение этой истории


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок смыслового чтения Тема : «Хлеб – всему голова» Орешкова Наталья Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Разъезженская СШ » 2022 год

Слайд 2

Задание 1 (1 балл) Прочитайте заголовок текста. Предположите, о чём может пойти речь в этом произведении. _______________________

Слайд 3

Задание 2 (1 балл) «Господин всему в моей торбе лежит» Запишите, что лежит в торбе у мужика: _____________

Слайд 4

Задание 3 (1 балл) Запишите, к какому жанру относится данное произведение?________

Слайд 5

Задание (1 балл) Найдите и подчеркните в тексте информацию, отражающую особенность исторической эпохи, изображенной в произведении.

Слайд 6

Кусок, ломоть хлеба , отрезанный или отломанный от целого Примитивное сельско-хозяйственное орудие для вспашки земли Небольшой мешок, сума, сумка Мешок, сума, носимые на плече, через плечо Соха Торба Горбушка Краюха Кошель Задание 4 (2 балла – всё верно, 1 балл, если допущены 1-2 ошибки) Соотнеси слова с их определением.

Слайд 7

Кусок, ломоть хлеба , отрезанный или отломанный от целого Примитивное сельско-хозяйственное орудие для вспашки земли Небольшой мешок, сума, сумка Мешок, сума, носимые на плече, через плечо Соха Торба Горбушка Краюха Кошель

Слайд 8

Задание 5 (1 балл) Пашню пашут – руками не машут! Найдите неверное значение пословицы. Отметьте крестиком. Если уж взялся пахать пашню, то паши, нечего при этом размахивать руками или болтать языком. Когда пашут, рукой пот со лба вытирают. Если человек хочет сделать какое-то дело, и сделать его максимально быстро и качественно, то ему следует сосредоточиться на выполнении этого дела, а не отвлекаться по пустякам. Значит работать, а не трепаться.

Слайд 9

Задание 2 балла – всё верно, 1 балл, если допущены 1-2 ошибки) Внимательно перечитайте текст и найдите слова глаголы, которые показывают, как меняются действия купца, когда он видит, как мужик «горбушкой ржаной закусывает» . Подчеркните эти слова в тексте.

Слайд 10

Задание 6. (2 балла – всё верно, 1 балл - допущена 1 ошибка) Высказывание Верно «+» Неверно «-» Приехал мужик на пашню соху налаживать От голода купец стал жевать прошлогоднюю листву Мужик за краюху просил полный кошель денег Мужик тянул соху, а купец на него покрикивал



Предварительный просмотр:

Лист заданий к тексту «Хлеб – всему голова»

учени__ _ класса ______________________________________

Заявка на оценку:  «5»  - 19  баллов и более;

                                   «4» - 15 – 18 баллов;

                                   «3» - 11 – 14 баллов.

Запланированная оценка:____________

Задание 1 (1 балл).

Прочитайте заголовок текста. Предположите, о чём может пойти речь в этом произведении.  

__________________________________________________________________

Задание 2 (1 балл).

Запишите, что лежит в торбе у мужика: ____________________

«Господин всему в моей торбе лежит»

Задание 3 (1 балл).

Запишите, к какому жанру относится данное произведение?__________

Задание 4 (2 балла – всё верно, 1 балл, если допущены 1-2 ошибки)

 Соотнеси слова с их определением.

Соха

Торба

Горбушка

Краюха

Кошель

 

Задание 5 (1 балл)

Пашню пашут – руками не машут!

Найдите неверное значение пословицы. Отметьте крестиком

       Если уж взялся пахать пашню, то паши, нечего при этом размахивать руками или болтать языком.

       Когда пашут, рукой пот со лба вытирают.

        Если человек хочет сделать какое-то дело, и сделать его максимально быстро и качественно, то ему следует сосредоточиться на выполнении этого дела, а не отвлекаться по пустякам.

        Значит работать, а не трепаться.

 Задание 6. (2 балла – всё верно, 1 балл допущена 1 ошибка)

Установите правильность высказываний

Высказывание

Верно «+»

Неверно «-»

Приехал мужик на пашню соху налаживать

От голода купец стал жевать прошлогоднюю листву  

Мужик за краюху просил полный кошель денег

Мужик  тянул соху, а купец на него покрикивал

 Заработанные баллы             + дополнительные баллы             =

Полученная оценка

Домашняя работа. Придумать продолжение истории.



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Downloads\рис 1.jpg

Хлеб – всему голова

Стародавняя быль

Вот какая история случилась раз. Давно случилась, когда на Руси ещё богачи хозяйничали.

Приехал мужик на пашню, стал соху налаживать, вдруг – беда: волки лошадь задрали. Загоревал мужик: как теперь полоску вспашешь? А тут – новая беда: река вышла из берегов, все дороги затопила.

Мужику теперь и в деревню не вернуться. Что делать?

Глядь, по тропинке купец шагает, поперёк себя толще. Спрашивает купчина:
– Не знаешь ли, как в город попасть?
Мужик говорит:
– Подожди малость. Спадёт вода, тогда и ступай.
Купец рассердился:
– Ещё чего! Пусть другие ждут. А мне ждать не положено.
– Это почему тебе ждать не положено? – интересуется мужик.
– Потому что у меня денег полны карманы. А у кого деньги, тот и господин всему.
– Вот и нет! – говорит мужик. – Господин всему в моей торбе лежит.

                              1

Посмотрел купец на торбу мужикову заплатанную, только рукой махнул. Дескать, с дураком толковать – время терять. И пошёл прочь, дорогу в город искать. Ходит купец день, второй, нет дорог, кругом вода! На третий день голод на него навалился. Ох, как навалился! А вокруг – ни гриба, ни ягоды, весна на дворе.

Ещё день минул, купец уже траву прошлогоднюю жуёт. Тут вспомнил он про мужика: вдруг у него хлеб с собой есть.

Вернулся купец на пашню, а мужик, и верно, сидит на пеньке, горбушкой ржаной закусывает.

Увидел купец краюху – сам не свой стал! Засеменил, засуетился, кошель с деньгами мужику суёт:

– Дай хлеба за кошель!
– За деньги не дам, – говорит мужик. Взмолился купец:
– Неужели мне с голоду помирать?

Мужик ему:
– Зачем помирать? Хлебом с тобою поделюсь. Только помоги полоску вспахать.

Купчина от таких слов прямо кровью налился,  задрожал аж:
– Где ты видел, хамово племя, чтобы купец на мужика работал?
– Не хочешь – не надо, – говорит мужик. – Ступай себе со своим золотом.

                                  2

Смекнул тут купец: золотом не наешься, пропадёшь без мужикова хлеба. Спрашивает:
– Какая тебе работа нужна?
Объясняет мужик:

C:\Users\User\Downloads\рис 2.jpg

– Время пахать, а лошадь мою волки задрали. Впрягайся в соху. Помоги!

         Нечего делать, пришлось купцу в соху впрягаться.
– Трогай! – командует мужик.

         Потянул купец соху, еле с места стронул. А мужик покрикивает. – Но! Но! Пахать – не торговать! Шевелись!

        Тянет купчина соху, рукавом пот со лба вытирает. А мужик своё:
– Но! Но! Пашню пашут – руками не машут! Тяни бойчее!

Нисон Александрович Ходза,  

детский писатель и переводчик

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку смыслового чтения "В школе С.А. Рачинского"

•«Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведёт, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для все...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения

Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...