конспект урока литературного чтения "Кто сильнее?"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по русской народной сказке "Напуганные медведь и волки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chteniya.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учитель: Ревченко Маргарита Владимировна

МБОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка №27»

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тип урока

Изучение нового материала

Технология построения урока

Продуктивного чтения, формирования типа правильной читательской деятельности, проблемно-диалогическая

Тема урока

Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки».)

Цель урока

-Пробудить у детей интерес к чтению сказок о животных;

-формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формировать  умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.

-развивать  умения аргументировать свою точку зрения;

Основные термины, понятия

Жанр, пословица, эпитет

Формы работы

Индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование и инструментарий

Компьютер,  проектор, карточки с заданиями, презентация к уроку

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения

- воспринимать на слух текст в исполнении учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать;

-размышлять о характере и поступках героя;

 

Познавательные УУД:

1.обобщать и классифицировать по признакам

2.делать выводы в результате совместной работы

3. находить ответы на вопросы по иллюстрации

4.ориентироваться на развороте учебника;

5 извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

ЛичностныеУУД:

1. формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

3.определять правила работы в группах;

4. высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции.

Регулятивные УУД:

 1.осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2.учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

3. оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

1.работать в паре, группе;

2. слушать и понимать речь других;

3. строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

4. оформлять свои мысли в устной форме;

5.выразительно читать текст.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Мотивирование к учебной деятельности.

Определение целей и задач урока.

Прозвенел уже  звонок,

Начинаем наш урок.

Звучит заставка «В гостях у сказки» (Слайд 1)

Сегодня мы вновь встречаемся со сказкой.

- Как думаете, что будем делать в мире сказки?

-Какую цель перед собой поставим?

(Слайд 2) «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Чтобы разгадать намек, нужно потрудиться.

Пусть девизом нашего урока будут слова: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

-Как понимаете эти слова?  

Учащиеся настраиваются на урок.

Учащиеся определяют цель урока.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

Формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.слушать и понимать речь других;

2. строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

3. оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

-Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные, анималистические). (Слайд 3)

Подберите к слову сказка однокоренные слова. (Слайд 4)

 - Назовите особенности   сказок о животных.

Дома вы учили сказку «Лиса и рак». Представьте себя в роли актеров и постарайтесь передать характер и настроение героев. (Слайд 5)

-Оцените, чье выступление вам показалось наиболее интересным.

- Какой намек для нас  людей заключен в сказке?

-Какая  пословица подходит? ( Не рой другому яму, сам в нее попадешь».)

-Какие пословицы и поговорки о животных знаете?

- Кто герои сказки, с которой мы сегодня познакомимся, узнаете, отгадав загадки: (Слайд 6,7)

Летом бродит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (медведь)

На овчарку он похож.

Что ни зуб-то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.( волк)

Учащиеся вспоминают виды сказок, подбирают однокоренные слова,

 вспоминают особенности сказок о животных.

Выступления учащихся.

Учащиеся оценивают выступления.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся называют пословицы и поговорки о животных.

Учащиеся  отгадывают загадки.

Коммуникативные УУД:

 1. Формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

2.  Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

3.  Формирование умения выразительно читать текст.

Познавательные УУД:

1.обобщать и классифицировать по признакам

2.делать выводы в результате совместной работы

ЛичностныеУУД:

1. формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

Регулятивные УУД:

 1.осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Работа с текстом до чтения

-Какими бывают медведь и волк в сказках?

(Слайд 8)

- Можно ли назвать их трусливыми?

- Кто, по-вашему, способен их напугать?

(Слайд 9)Чтение заголовка и рассматривание иллюстрации.

- Можно ли предположить, кто напугает волка и медведя?

-Предположите, кто главный герой сказки.

Проверим предположения и прочитаем сказку.

В тексте встретятся слова, уточним их толкования: (Слайд 10)береста - верхний слой коры березы.

(Слайд 11)Зять-муж дочери или сестры.

(Слайд 12)Пасека - специально оборудованное место, где содержатся пчелы.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрацию, читают заголовок.

Высказывают предположения, кто главный герой сказки.

Уточняют толкование слов.

Познавательные УУД:

1.обобщать и классифицировать по признакам

2. находить ответы на вопросы по иллюстрации

3.ориентироваться на развороте учебника;

4 извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

ЛичностныеУУД:

1. формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

1.учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные УУД:

1. слушать и понимать речь других;

2. строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

3. оформлять свои мысли в устной форме;

Работа с текстом во время чтения.

Прослушивание начала сказки (аудиозапись). (Слайд 14)

Беседа по содержанию: 

-С какими героями познакомились?

-Что о них узнали?

-Почему коту Ваське тяжело жилось?

-Что значит сена клок - и тот пополам?

-Как понимаете где плохо лежит- тут у него и брюхо болит?

Чтение вслух учащимися по абзацам и комментарии по ходу чтения (Слайд 15)

2-й абзац

-Как думаете, что могло случиться с котом?

-Как называют кота? О чем это говорит?

Такое красочное описание предмета или существа называется эпитетом. Как красочно описывается кот в сказке? Найдите эпитеты (вор и разбойник,  котишко-мурлышко, разбойник, серенький лобок…)

3-й абзац

-Поему кот опять заплакал?

-Что теперь угрожает козлу и барану? Почему?

4-й абзац

-Обрадовались ли новости козел и баран?

5-й абзац

-Какое предложение звучит как рифмованное?

Выразите эту мысль другими словами.

-Что вы предложили бы сделать животным?

 6-й абзац

-Что задумали наши герои?

Кто ими командовал?

7-й абзац

-Как кот обращается к козлу и барану? Почему?

 8-й абзац

-Почему так долго бежали герои сказки?

-Кто такие названные братья?

9и 10-й абзацы

-Как кот решил добыть огонь?

-Что значит «искры из глаз посыпались»?А в сказке это выражение употребляется в переносном смысле?

11 и12-й абзацы

-Как понимаете слова: что-то неможется, хворь прикинулась?

13-й абзац

-Какое сказочное выражение часто встречается в русских сказках?

-Кто его произносит?

-Что предлагает белый волк?

14-й абзац

-Как отнеслись козел и баран к словам волка? А кот?

С кем его можно сравнить, про кого так говорят: он речь повел?  

-А что предложил кот волкам? А кто под стогом лежал?

15-й абзац

-Что сделали волки?

-Попробуйте предположить, что-то еще случится с котом, козлом и бараном?

Дочитаем и узнаем, чем все закончится.

Чтение до конца.

-Какие эпитеты встретились в этой части? (белый волк, над волками князь, мурлышко, большой брат)

Учащиеся слушают сказку, отвечают на вопросы.

Учащиеся читают вслух и отвечают на вопросы, находят эпитеты.

Познавательные УУД:

1.делать выводы в результате совместной работы

2.ориентироваться на развороте учебника;

3. извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

4.воспринимать на слух текст в исполнении учащихся.

ЛичностныеУУД:

1.оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

2. высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции.

Регулятивные УУД:

 1.осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. слушать и понимать речь других;

2. строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

3. оформлять свои мысли в устной форме;

4.выразительно читать текст.

 

Работа с текстом после чтения.

Беседа:

-Что помогло спастись героям?

-Что можно о них сказать? Какими они были?

Часто мудрость сказки выражается в виде пословиц. Определите смысл пословиц и выберите ту, которая подходит к содержанию сказки.

Работа в группах:

1 гр. Что посеешь, то и пожнешь.

Один в поле не воин. Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

2гр. Как аукнется, так и откликнется. На чужой каравай рот не разевай. Друг познается в беде.

3 гр. Держи язык за зубами. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. Ум и хитрость силу побеждают.

4гр. Не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся. Готовь сани летом, а телегу зимой. Умный и без денег богат.

5 гр. Книга - книгой, а своим умом двигай.

И сила уму уступает. Семь раз отмерь, один-отрежь.

6гр. Разум силу победит. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Под лежачий камень вода не течет.

Капитаны групп предоставляют результаты работы.

Выбранные пословицы вывешиваются на доску.

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся работают в группах, находят подходящую по смыслу пословицу, обьясняют ее значение.

Познавательные УУД:

1.обобщать и классифицировать по признакам

2.делать выводы в результате совместной работы

3.ориентироваться на развороте учебника;

4 извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

ЛичностныеУУД:

1. формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

3.определять правила работы в группах;

4. высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции.

Регулятивные УУД:

 1.осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2. оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

1.работать в паре, группе;

2. слушать и понимать речь других;

3. строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

4. оформлять свои мысли в устной форме;

Итог урока. Рефлексия.

 Вернитесь к нашим предположениям в начале урока.

- Кто может напугать медведя и волков?

- Сформулируйте совет, который дает сказка всем нам. ( Нужно быть дружными и не теряться в минуту опасности.)

-Кого бы вы взяли в друзья?

Недаром дети любят сказку –

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

-Какие открытия вы сделали на уроке?

- Достигли ли целей, которые ставили перед собой в начале урока?

- Оцените свою работу на уроке: очень хорошо- красный, хорошо-зеленый, старался, но не все получилось - синий. (Слайд 15)

Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют совет, который дает сказка.  

Ученики оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД:

1.формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1.осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2.оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

1.извлекать информацию из текста

Домашнее задание.

Задание на выбор: (Слайд 16)

1)подготовить пересказ от лица кота.

  2) нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку и подготовить его выразительное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...