Учебный исследовательский проект Тема: «Подвиг славян-просветителей Кирилла и Мефодия. Истоки русской письменности».
проект по чтению (4 класс)

Киселева Ольга Александровна

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnyy_issledovatelskiy_proekt.doc360 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Лицей №2 имени В.В. Тихонова»

Учебный исследовательский проект

Тема: «Подвиг славян-просветителей Кирилла и Мефодия.

 Истоки русской письменности».

Автор: КиселеваО.А.,

учитель начальных классов

Аннотация на учебный исследовательский проект

«Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».

   Исследование, проведённое  учителем начальных классов Киселёвой О.А. в рамках учебного исследовательского проекта,  достаточно глубоко,   имеет под собою  историческую  и философскую базу.

  Педагог   в процессе исследования опирался  на   летописный   источник («Повесть временных лет»), житийную литературу («Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»),  учебно – методические материалы  по духовному краеведению Подмосковья автора Людмилы Леонидовны Шевченко,  школьные энциклопедии, словари, справочники.

   В  своей работе Киселёва О.А. исследовала особенности личности великих просветителей славян, уровень их  готовности  к совершению личного подвига. Учителем-исследователем показан потенциал религиозного воздействия на нравственность личности.

   Следует отметить, что материалы исследования имеют глубокую практическую направленность и могут быть рекомендованы для  включения их в качестве отдельной главы в учебник по духовному краеведению Подмосковья автора Л.Л. Шевченко, а также для создания долгосрочного учебного исследовательского проекта по гражданско-нравственному воспитанию по теме «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия- просветителей славян», совместно   разрабатываемого учителями и учениками-экспериментаторами лицея.

Оглавление

1.Введение ---------------------------------------------------------------------------стр.4-5

Цели и задачи работы.

Обоснование актуальности исследования.

Обоснование практической значимости работы.

2. Методика исследования ------------------------------------------------------стр.6

Описание методики исследования.

3.Основная часть исследовательской работы ---------------------------стр.7-19

Теоретическая база  исследования.

Практическое исследование.

4. Результаты исследования-----------------------------------------------------стр.21

Численные и фактические данные.

Анализ результатов  обработки данных, полученных в ходе исследования.

5.Выводы---------------------------------------------------------------------------стр.16

Краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач.

Объяснение полученных данных.

6. Заключение---------------------------------------------------------------------стр.21

Общий обзор поставленной проблемы.

Перспективы решения проблемы после проведённого исследования.

7.Список использованной литературы ------------------------------------стр.22

Глава I. Введение.

(Цели и задачи работы. Обоснование актуальности исследования. Обоснование практической значимости работы.)

     Есть в нашем лицее  кабинет, имеющий особое название: кабинет  русской словесности  и православной культуры. На самом видном месте, на центральной стене, икона святых  Кирилла и Мефодия - просветителей славян.  Рядом с иконой стенд, на котором изображены буквы церковнославянской азбуки. Святые Кирилл и Мефодий и являются её составителями.

   За какие великие труды учёные монахи – братья были причислены к лику святых? Что сделано великими просветителями для основания и развития христианской культуры южнослявянских народов – болгар и сербов и для восточных славян - русских?

  Вопросы эти очень актуальны для нашего времени.

   Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами:

  • Современный русский язык теряет свою самобытность из-за обилия заимствований,  насильственно  врывающихся в письменную и особенно устную речь. Стремительное развитие информационных технологий приводит к очень быстрому разрушению произносительных и письменных норм.

 Вместе с иностранными словами приходит и чужой образ мыслей. И тогда выразительность и точность русского слова, образа мешает, заставляет напрягать воображение,  анализировать, сравнивать, обобщать. Осуществлять это при неразвитости способностей старших подростков очень сложно, почти невозможно.

  • Современный русский язык упрощается, теряет выразительность, уникальность и оригинальность; из русской речи постепенно уходят лирические эпитеты, описательные обороты, образные выражения, слова, употреблённые в переносном значении. Даже метафоры в речи сегодня не воспринимаются, требуют пояснений. Крылатые слова и выражения почти не используются. Родной язык становится чужим. Русская классическая литература – почти иностранной.
  • Современный русский язык загрязняется, наполняется бесчисленным количеством жаргонизмов и вульгаризмов. Дети и молодёжь разучились формулировать мысли на благозвучном, прекрасном родном языке. Слово перестаёт нести в себе тот нравственный смысл, который был заложен в него изначально. Наступило время забвения родного русского языка и родной русской  культуры, пренебрежительного к ним отношения, времени загрязнения языка не только иноязычными словами сомнительного происхождения, но и стыдными, скверными словами.

   Я считаю, что   язык – это душа народа, его культура, его славные традиции и обычаи, его жизнь.  Язык славянских народов одухотворён Духом Святым. Именно таким  создавали   его святые Кирилл и Мефодий. Поэтому  в   исследовании мне   необходимо    показать  на примере жизни и деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в чём заключался их  личный подвиг, равный подвигу апостолов – учеников Христа. Это и будет целью исследования.

   Задумаемся: по-прежнему ли сегодня равноапостольные Кирилл и Мефодий являются для нас примером для подражания? Готовы ли  мы сегодня, как они, посвятить свою жизнь тому, чтобы к родному  языку относились с должным уважением и почтением? Стараемся ли, как они,  с самого детства обретать  высшие христианские  добродетели – смирение, стойкость и терпение, чтобы защищать  христианский образ жизни и образ мыслей,  веру предков?

Задачи исследования:

1) обосновать через внимательное рассмотрение  жизни и  деятельности великих святых  равноапостольных Кирилла и Мефодия возможность   формирования  личности, готовой на самопожертвование, даже при самых неблагоприятных для неё внешних исторических условиях;

2) рассмотреть, какие именно качества характера  святых Кирилла и Мефодия позволили им  стать истинными  миссионерами, первоучителями славян.  

  Практическая значимость  исследовательской работы такова:  рекомендовать материалы исследования для  включения их в качестве отдельной главы в учебник по духовному краеведению Подмосковья автора Людмилы Леонидовны Шевченко, а также для создания долгосрочного учебного исследовательского проекта по гражданско – нравственному воспитанию по теме «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян». Проект может разрабатываться совместно учителями и учениками – исследователями в образовательных учреждениях города и района.

Глава II. Методика исследования

Какова  методика  исследования?

   В академическом словаре русского языка дано, на мой взгляд, наиболее точное определение методики. Это «совокупность методов, приёмов практического выполнения чего – либо». (Академия наук РФ. Институт русского языка. Словарь русского языка. Т.II.- Москва. «Русский язык», 2003.)

   Практика  научного исследования включает в себя следующие приёмы:

1.  определение направлений  поисков в области истории  по выбранной теме: сопоставление  жизненных условий (в том числе и географические), в которых формировалась личность просветителей (Македония), с историческими и духовно – нравственными условиями существования и развития  Святой Руси;

2. создание  источниковедческой базы, подбор необходимой  литературы, научных трудов, энциклопедий, словарей, справочников.

   Для решения поставленных задач  были использованы теоретические методы исследования.  Изучены   и проанализированы  отрывки из летописных и исторических  источников, житийной литературы, философских трудов,  учебно – методические материалы по духовному краеведению Подмосковья.

  В  работе  были применены эмпирические, то есть практические  методы исследования:

  • анализ сочинений – рассуждений  на тему «Язык – душа народа… Что значат для нас эти слова?»  
  • анкетирование лицеистов;
  • ранжирование духовно - нравственных ценностей, выбираемых учениками нашего лицея.

   Была определена  гипотеза  исследования (ожидаемые результаты).

 Я предположила и хочу  доказать, что природа уникальности просветительского таланта первоучителей славян Кирилла и Мефодия находилась в   прямой зависимости от того, насколько высок был уровень их нравственности, духовности.

Объект  исследования  -    личность   будущих  великих просветителей.  

 Предмет исследования -  условия, необходимые  для приобретения и развития дара творчества, таланта учителя, просветителя,  миссионера.

Глава III. Основная часть исследовательской работы.

 Теоретической базой  исследования является научное обоснование возможности использования православной христианской традиции в духовно - нравственном воспитании подростков в современных условиях. Была  прослежена  преемственность в  традиции духовно — нравственного  воспитания подростков на примере жизни и деятельности святых Кирилла и Мефодия, начиная с  их  отроческих лет. Выяснено, что самым главным качеством личности будущих  великих просветителей  в эти годы было послушание воле Божией.

  Братья происходили из знатной греческой фамилии. Отец их был знатный вельможа в городе Солуни, главного города  Македонии, входившей в состав Византийской империи.   Братья отличались добрым нравом, дружелюбием, уважительным отношением к славянам, которых в то время проживало много в Македонии.

  В ту далёкую пору южные, восточные и западные славяне легко понимали друг друга, их языки различались не более, чем теперь различаются диалекты русского языка.

   Константин (впоследствии,  после крещения Кирилл) и Мефодий с детства знали славянский язык.

  Братья получили прекрасное образование. Кирилл даже воспитывался при дворе вместе с молодым императором Михаилом.

   В раннем детстве Кирилл получил откровение от Бога об особенном его призвании, вместе с братом принял монашество.

    Именно    братьям  Кириллу и Мефодию   византийский император Михаил  поручает просвещение славян. Ранее славяне обратились к императору  за помощью: «Земля наша крещена, но нет у нас учителей, которые бы наставили, и поучили нас, и объяснили святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. Пошли нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».

   Вызвал к себе император Михаил двух ученых братьев — Константина Философа (в крещении Кирилла)  и Мефодия.  «И  уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку».
    Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

  Что прежде всего обращает на себя внимание?  Что является причиной создания первосвятителями письменности именно для славян?

  • Первая и главная причина -  желание самих славян  через духовные книги утвердить православную веру.
  • Вторая, не менее важная причина – желание славян сохранить свой язык, свою устную речь, особенности своей родной культуры, при этом обогатив и преобразив её культурой христианской.  
  • И третья причина – особое, трогательное, проникновенное,  заботливое отношение учёных монахов Кирилла и Мефодия к славянам - народу, находящемуся на заре своего духовного развития.

     «Философ, — обращался к святому Кириллу византийский царь Михаил, —

знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти, ибо дела этого никто совершить не может, как ты».
  Отвечал Философ: «Тело мое утомлено, и я болен, но пойду с радостью… Учить без азбуки и без книг все равно, что писать  беседу на воде».

   Говорил ему снова царь: «Если захочешь, то может тебе дать Бог, что дает всем, кто просит без сомнения, и открывает стучащим».

 Пошел же Философ и по старому своему обычаю стал на молитву  с иными помощниками. И вскоре открыл ему  Бог, что внимает молитвам рабов  Своих».
   Создание святым равноапостольным Кириллом  славянской азбуки было  великим чудом  и откровением Божиим. Открыто это чудо ему   было потому, что отличался он великим христианским подвижничеством – желанием утвердить в славянах христианскую веру.

   Кирилл  желал предоставить славянам возможность слышать Евангелие на их родном языке. Он составил азбуку, которая смогла передать все звуки славянской речи. Образцом начертания стали буквы греческие, а те славянские звуки, которых  не было в греческом языке, он заимствовал из армянской, еврейской и коптской азбук. Так получилась славянская азбука, в которой было 38 букв. Кирилл  начал переводить на славянский язык Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1).

   После изобретения азбуки Кирилл и Мефодий начали учить ей славян, и  в течение четырёх с половиной лет трудились над переводом на славянский язык тех книг Священного Писания, которые были необходимы для богослужения (в Библию входит 66 книг).

 «И рады были славяне, - пишет летописец,- так как они слышали величие Божие на своём языке».  

   Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что «ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках».

   Много гонений претерпели святые братья, распространяя славянский язык.  Это был настоящий подвиг просветительства.

   Чтобы защитить славянские письмена, братья Кирилл и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: «Да исполнится слово Писания: «Пусть восхвалят Бога все народы!» Пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке». Так он утвердил Богослужение на славянском языке… 

   Так трудами святых Кирилла и Мефодия, благодаря их мужеству и самопожертвованию   были просвещены знанием Закона Божиего славянские народы. Христианская вера дошла и до земель наших предков.

   Вот какое завещание   оставил Мефодию старший его брат Кирилл, находясь на смертном одре: «Я был с тобою, как пара волов, возделывающих одну Ниву. И вот я падаю на борозде, окончив день свой, а ты не оставляй просвещение славян».  

   Какие знаменательные слова – «Нива просвещения»! На ниве просвещения отдал свою жизнь святой Кирилл – Философ. На Ниве просвещения продолжал дело брата святой Мефодий,  выходя на проповедь Слова Божия.

     Перевод Священного Писания трудами святых Кирилла и Мефодия стал достоянием всех славянских народов на Балканах, в Моравии, в Болгарии, на Руси.

  Какова роль и значимость просветительской деятельности первосвятителей  для  Руси, ставшей впоследствии называться Святою?

  За сто лет до Крещения Руси святые Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку!

 

  В конце X века, в 988 году, при великом князе Владимире, прославленном впоследствии как равный апостолам по своему христианскому подвигу, Русь была крещена прибывшими из Византии греческими священниками. С этого времени появились на Руси драгоценные рукописные (ведь тогда не было книгопечатания) книги, в которых излагалось христианское учение. Написать  эти книги русичи смогли на почти родном для них славянском языке.

  Между языками славянских народов сохраняется и сегодня значительное сходство. Буквы, которыми печатают и в наше время церковные книги, похожи на буквы древних славянских письменных памятников. Эти буквы составляют азбуку, которая называется «кириллица». Со временем язык, на котором писали книги Священного писания и вели богослужения, стали называть церковнославянским. Он занимает особое место в жизни славянских народов.

    И снова задумаемся: книжная грамотность пришла на нашу землю более тысячи лет назад! К книге на Руси относились с великим почтением: ведь она была для христиан хранилищем самого главного – Слова Божиего. Это были: Евангелие, Псалтырь. Скоро появились летописи, жития святых. Значение буквичных имён церковнославянской азбуки объясняет этимология, раздел языкознания, изучающий происхождение слов, имя (имяслов) буквы. После принятия Русью христианства стала развиваться письменность. В христианском понимании просвещённым человека делало знание Закона Божиего.

   Буква была маленьким отображением мира Божиего.

   Имяслов церковнославянских буквиц был связан с её символами – графическим изображением. Имя и знак церковнославянской буквы раскрывали её духовный смысл.

   Аз  – первая буква церковнославянской азбуки. В Священном Писании так называет Себя Бог. Эта буква говорит и о человеке. В Священном Писании рассказано, что Бог сотворил первого человека по Своему образу и подобию.

Буки – вторая буква славянской азбуки. Она олицетворяет собой второе место  в мире, которое отдано природе (ведь на первом месте  Аз – начало всех начал, Солнце правды  и извечный свет – основа мира). Древнерусский художник изображал причудливый орнамент, напоминающий травы, деревья, крылья птиц, в который вплетена человеческая фигура. Человек как бы сдерживает движение природы, напоминая, что весь видимый мир – создание Великого Творца.

   

  Древнерусские рукописные книги, писанные с XI по XVI века, отличаются красотой отчётливостью начертания букв. Древние писцы пером и кистью разрисовывали начальные буквы (буквицы) и заглавия книг, украшали их узорными орнаментами с изображением растений, животных, птиц, цветов. Когда древнерусский художник вычерчивал и раскрашивал буквы, он отражал в них важный духовный смысл. Если внимательно  присмотреться, можно заметить, что в основе изображения славянских букв имеются треугольник (символ Святой Троицы), крест (символ Крестных мук Спасителя), круг (символ Царствия  Божиего):

                                      Д – добро,

                                      Ь – ять,

                                      О – он.

 

 Исследователи церковнославянского языка считают, что красивое начертание буквы

«Ж» - живете -

в древнерусских рукописных книгах рисовалось, как символ жизни. Ей нет подобия ни в одном алфавите мира. На рисунке стержень буквы похож на человека, сплетённого с древом жизни. Древо жизни как бы врастает в сердце человека. Ведь сердце – центр его жизни. Всё доброе в человеке исходит из его сердца. Но и зло может исходить из сердца человека, если он не будет бороться со своими недостатками (страстями).

Имяслов  буквы

«М» - мыслете –

значит: «мыслите», рассуждайте», «думайте», «вразумляйтесь». Название обращает нас к слову «мысль». Художник изобразил двух рыбаков, несущих богатый улов: они уловили мысль, слово. Это напоминание о тех простых рыбаках, которые слушали слово  Божие, последовали за   Иисусом Христом и стали Его учениками.

Рцы – название буквы совпадает с глаголом «ректи» (говорить) в повелительном наклонении: рцы – говори!  Художник изобразил человека, трубящего в рог, в руках у него жезл премудрости и просвещения). Мы видим пророка, который возвещает премудрое Слово Божие.

 

  Премудрое Слово Божие было возвещено славянским народам  великими трудами  первоучителей Кирилл и Мефодия.  

   За великие труды по просвещению славян Церковь причислила братьев – первоучителей Кирилла и Мефодия к лику святых и назвала их равноапостольными.

  Данные  материалы были изучены  в процессе теоретического исследования.

   

Выводы, сделанные на основании  теоретического исследования:

1) была обоснована   через внимательное рассмотрение  жизни и  деятельности великих святых   возможность   формирования  личности, готовой на самопожертвование, даже при самых неблагоприятных для неё внешних исторических условиях;

2) было определено, какие именно качества характера  святых Кирилла и Мефодия позволили им  стать истинными  миссионерами, первоучителями, просветителями  славян.  

Практическое исследование.

   Практическое исследование на первом этапе  заключалось в следующем: были проанализированы творческие работы  учеников начальных классов  лицея  на тему «Язык – душа народа… Что значат для нас эти слова?»

   Вот отрывки  из сочинений, которые  написали ученики 4 класса:

«Многие могут сказать, что мы безразличны к нашей истории, культуре, нашему родному языку, безразличны к судьбе наших будущих детей, нашего рода, родной земли. Многие отметят, что мы стали невосприимчивы ни к чему высокому, благородному, святому … Нам всё равно...»

    «Мы  не виноваты в том, что с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов  нам навязывается это равнодушие, обесценивается всё, что раньше вызывало гордость и уважение, вдалбливается в умы, что ничего не имеет ценности, кроме наслаждения.  Мы  не должны нести ответственности за то, что кто-то когда-то позволил отнять у нас уважение к нашей стране, нашей пока ещё не знаемой нами Родине, чьё настоящее имя Святая Русь».

Эти слова заставляют не только задуматься, но и начать действовать.

    Творческие работы был написаны лицеистами до их участия в  создании совместного учебного исследовательского проекта «Подвиг славян-просветителей Кирилла и Мефодия. Истоки русской письменности».

   После активного участия ребят в проекте, в процессе изучения житийной литературы, исторических источников, многое было переосмыслено.  Вот отрывки из творческих работ тех же лицеистов, только год спустя после начала проекта:  

 «Незадолго до Второй Мировой войны Иван Александрович Ильин, один из лучших русских мыслителей, находящийся в вынужденной эмиграции, с болью и надеждой писал: «Все выстраданные нами национальные унижения, которым, кажется,  нет меры и числа, могут и должны пробудить в нас инстинкт национального самосохранения, вызвать в нас чувство беззаветной любви к Родине и чувство собственного национального достоинства». (И.А. Ильин. Три речи о России.Т.I,с.7.-«Русское слово»,1997.) Слова философа Ильина не потеряли своей актуальности и сегодня. Перед нами сегодня встала угроза полностью раствориться среди других народов. Без возрождения родного языка этот процесс будет происходить очень быстро».

 «Мы хорошо понимаем, что сегодня возникла необходимость в изучении отечественной истории, сохранении русского языка, его возрождении и развитии».

   Результат анализа сочинений показал,  насколько важны для ребят нашего лицея такие понятия, как «Святая Русь», «любовь к родному языку», «православная культура».

  Мы выяснили, что в наше время быть равнодушными к судьбе России нельзя, иначе средства массовой информации заставят нас не уважать родную страну, её святыни, её язык, которым мы можем и должны гордиться.

   На втором этапе исследования мы провели анкетирование  и выяснили, насколько мало  знаем о святых людях, имеющих непосредственное отношение к зарождению и развитию на Руси основ  христианской культуры. Ребятам  захотелось узнать как можно больше о тех святых людях, которые ценою собственной жизни, совершив  подвиг просветительства, создали те святыни,  смысл и значение которых нам не до конца понятен.

   С каким уважением и любовью мы должны относиться к буквам нашей родной азбуки, созданной святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием!

  Нашими предками была создана азбучная молитва.

Это свидетельствует о том, что книга, письмо, буква были для древнерусского человека не только дороги, но и святы!

Результаты исследования (численные и фактические данные).

В результате анкетирования учеников начальных   классов (после участия их в создании совместного исследовательского проекта)  мы выяснили, что 70%  обучающихся  знают о роли великих просветителей славян Кирилле и Мефодии.

   30%  обучающихся не знают о роли и значимости деятельности просветителей.

     Тем не менее,  в результате анкетирования  было выяснено, что приоритетными нравственными ценностями для 80% ребят являются такие ценности, как православная культура, вера, Родина, родной язык.

   

Заключение.

   Поставленная  в исследовании проблема возможности использования православной христианской традиции в духовно-нравственном воспитании младших школьников в современных условиях на примере жизни и подвига великих просветителей славян  Кирилла и Мефодия  имеет следующие перспективы:

  • нам необходимо продолжить исследовательскую работу в области духовного краеведения Подмосковья - созданию долгосрочного учебного исследовательского проекта по гражданско-нравственному воспитанию по теме «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян»;
  • учителя и ученики–исследователи нашего лицея будут разрабатывать этот проект совместно, потому что мы все заинтересованы в возрождении и развитии нашего родного языка.

Список использованной литературы:

Академия наук РФ. Институт русского языка. Словарь русского языка. Т.II.- Москва. «Русский язык», 2003.

В.Н.Тростников. Икона и меч. «Русский дом», 2004.

Е. Поселянин. Святые вожди Земли Русской. - Москва. «Товарищество И.Д. Сытина», 1900.

И.А. Ильин. Три речи о России.Т.I,с.7.-«Русское слово»,1997.

За Землю Русскую. - М.; Даниловский благовестник, 2005.

Слава и гордость Земли Русской. . Хрестоматия./сост.В.В. Артёмов. - М.:Учебная книга БИС, 2005.

Ю.М. Лощиц. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. - Москва, «Русское слово».   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Учебно- исследовательский проект членов экологического кружка.

Береза - любимое дерево русского народа. О ней народ слагал песни, пословицы, поговорки. Поэты воспевали березу в своих стихах, художники изображали на своих полотнах. Для русского человека нет ...

Учебно-исследовательский проект "Лекарство у нас под ногами"

Лазебная Анна представила проект на Районном конкурсе детских учебных проектов и заняла 2 место....

Учебно-исследовательский проект "Уж много лет красой сияет Петергоф"

Урок-путешествие  по предмету Окружающий мир и развитию речи...

Учебно – исследовательский проект «История происхождения бумаги» 4 класс

Обучающиеся  4 Б класса МОУ СОШ №117 под руководством учителя,  выполнили исследовательский  проект  -  «Ист...