Учебно-исследовательский проект "Уж много лет красой сияет Петергоф"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок-путешествие  по предмету Окружающий мир и развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-petergof.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательский проект.

Урок-путешествие  по предмету Окружающий мир и развитию речи

 «Уж много лет красой сияет Петергоф»

Эпиграф урока: 

Стремись к познанью красоты,                                

Отбрось ненужные сомненья,

И будешь вдохновеньем награждён,

И душу переполнит упоенье.

Девиз урока:

« Скажи мне - и я забуду,                                                      Слайд 1
Покажи мне - и я  запомню,
Дай мне действовать самому и я научусь»
(китайская мудрость)

Ход урока

I.Организационный момент

1.- Ребята, я предлагаю всем встать и взяться за руки.

- Что вы чувствуете? (Ответы учащихся: тепло рук друзей)

- Это поддержка ваших товарищей. Она будет помогать вам весь урок мыслить, рассуждать, анализировать. Ведь мы с вами – одна большая дружная команда.

2.-Давайте вспомним правила работы в группе       Слайд 2

Понапрасну не болтай!

Рассуждая – утверждай.
Здесь не нужен шум и гам -
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придет на помощь друг.

3.-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Мы разделились на 4 группы. Каждая получила своё название:     Слайд 3

-«Искатели». Ваш главный вопрос «Где?»

-«Исследователи». Ваш главный вопрос «Как?», «Из чего?», «Зачем?»

- «Мыслители». Вам предстоит решать головоломки и отгадывать ребусы.

-«Лирики». Ваша задача подбирать красочные слова и выражения.

Итак, мы отправляемся в путь!

II.Мотивация учащихся

1.-Послушайте загадку и ответьте на вопрос:

- Куда мы отправимся в путешествие?

Здесь море, здесь шумят фонтаны,

И бьют кипучим серебром.

Деревья старцы-великаны,

Посажены самим Петром.               Слайд 4

-Почему мы отправимся именно в Петергоф? (Ответы учащихся:   Петергоф - это наша малая Родина)

-Как вы думаете, какова цель нашего путешествия?

 2.-Закройте глаза и послушайте (шум моря)              Слайд 5

-Что услышали? (Ответы учащихся: шум моря, плеск воды)

-На чём отправимся в путешествие? (Ответы учащихся: на кораблике) Слайд 6

-Подберите слова ассоциации к слову «Корабль».  (Ответы учащихся: море, флот, Санкт- Петербург, Пётр первый)

 -Почему поплывём  на кораблике? (Ответы учащихся:  Петербург - морская держава)

Ветер по морю гуляет                                    

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

В Петергоф, где ты родился.

Где живёт твоя семья.

И скульптуры, и фонтаны

В гости нас зовут, друзья!

III. Актуализация опорных знаний.

-Небываемое бывает. К нам в гости пожаловал гость: государь Петр Алексеевич                                              Слайд 7

(Выходит Пётр I, говорит слова о начале строительства Петергофа)

Сквозь сотни лет, сквозь ленту время

Я вновь и вновь сказать  готов:

О том, как сказочно прекрасен

Моё творенье - Петергоф!

Моё любимое поместье!

В моих  визитах на Кронштадт-

Санкт-Петербургское предместье,

Высокий ранг, высокий штат.

Увидев праздничные лики

Заморских парков и дворцов,

Задумал Государь России

Создать прекрасней - Петергоф!

-С чем связан выбор места строительства Петергофа? (Ответы учащихся: Пётр первый совершал остановку, когда плыл на корабле из Санкт- Петербурга в Кронштадт)

-Как переводится слово Петергоф? (Ответы учащихся: Петроф двор)

-Где впервые упоминается  название Петергоф?

( в « Походном журнале» Петра I 13 сентября 1705 года. В этот день Пётр на любимой, собственноручно построенной шняве «Мункер» подошёл к маленькой пристани на южном берегу Финского залива, где стояли его Попутные светлицы)                                    Слайд 8

-ПётрI:

«Сентября 13 наша шнява "Мункер" пошла в Питербурх, после полудня в четыре часа против Питергофа кинула якорь; к вечеру пришла в Питербурх».

-ПётрI:

-Спасибо Вам, молодое племя, что помните историю создания моей отрады-Петергофа. Ждут меня дела государственные, а вы продолжайте ваше путешествие без меня. Удачи вам, друзья!

IV.Стадия вызова

- Представьте, что мы с вами поднялись высоко в небо и парим над нашим парком. Что бы мы смогли увидеть? (Предположения детей). А поможет  нам увидеть парк  с высоты птичьего полета - карта. Она укажет  на достопримечательности Восточной части нашего парка. Именно туда  мы отправимся.                                      Слайд 9

 Команда «Искатели» на карте будет отмечать те места, в которых мы побываем.

-Как вы думаете, а почему наше путешествие начнётся  именно в Восточной части парка?  (Ответы учащихся:  Там Пётр Первый начал строительство петергофских достопримечательностей)

-С чем связана идея возникновения регулярного Петерфского парка  с  его дворцами и фонтанами?

-Что значит «регулярный парк»?

V.Стадия осмысления 

1). «Монплезир». mon plaisir

-Послушайте стихотворение и подумайте, о каком дворце идёт речь?

Голландский домик - каменный шатёр

С высокой кровлей, белой балюстрадой

Здесь моря слышен царственный мажор

Здесь сердцу вольно, здесь душе услада.

                                                                       Слайд 10

-Задания командам:

-Команде «Мыслители»  нужно ответить на вопрос «Почему Пётр Первый выбрал именно это место для  Монплезира?

 -Команде «Лирики» выяснить значение слова «Монплезир». Объясните значение слова «услада».

- Почему царь так полюбил Монплезир?            Слайд 11

-Команде «Исследователи» предстоит восстановить текст и прочитать то, что получилось. (Восстановление дифформированного текста)

(У Монплезира есть и другое название - «Голландский домик». Пётр  I часто ездил в Голландию и жил в простых  уютных  домах. Монплезир   похож  на  них. Особенность строения: Одноэтажный кирпичный неоштукатуренный  домик  красного цвета прямоугольной формы. Из окон виден залив, корабли и Кронштадт)

-Команде «Искатели» найти Дворец на карте. (Подсказка : Находится на берегу Финского залива в  самом начале регулярного парка)        Слайд 12

3.-Мы отправляемся дальше. Что мы увидим сейчас, вы узнаете, отгадав загадку:

 Вы видали это чудо?
Столб воды из ниоткуда!
Улетает в никуда
Невесомая вода! (Фонтан)


2)  Фонтан «Сноп»                                                                      Слайд 13

-Перед вами первый фонтан Петергофа «Сноп».  Он  построен в центре Монплезировского сада. Рассмотрите его внимательно.

-Задания командам:

-Команде «Мыслители» найти лишнее слово в цепочке.

(Позолота, дерево, песок, туф). Докажите. Слайд 14.                                                                      

-Команде «Лирики» выяснить значение слова «Сноп». Подготовьте описание фонтана                                                     Слайд 15.                                                                      

-Команде «Исследователи» нужно ответить на вопрос «Как работают фонтаны Петергофа?»  

Ученик рассказывает небольшое сообщение о принципе  работы Петергофских фонтанов

(Все фонтаны работают без единого насоса, используется принцип «самотёка». Источники воды располагаются на Ропшинских высотах, в 20 км  от Петергофа. Вода собирается через сложную систему рек и каналов, скапливается в специальных резервуарах и самотёком бьёт, а после чего стекает в Финский залив. Тем не менее, высота струи самого высокого фонтана Петергофа («Самсон, раздирающий пасть льва») – порядка 20 метров.)

(демонстрация опыта «Сообщающиеся сосуды») Слайд 16.                                                                      

Опыт

-Команде «Искатели» найти фонтан на карте. (Подсказка: Расположен перед Монплезиром в центре Монплезировского сада № 13 на карте)

                                                                                                   Слайд17

- Подберите слова-ассоциации на тему «Фонтан».

-Какие ещё фонтаны находятся в Восточной части Нижнего парка?

3) Фонтаны-шутихи

-Самыми любимыми фонтанами посетителей Петергофа были  фонтаны-шутихи.

-Какие из них были созданы при Петре I?                               Слайд 18

Задание командам:

-Команде «Мыслители» подумать, для чего нужны были подобные фонтаны?

(Другое название этих фонтанов – развлекательные. Распространены в парадных резиденциях. Нужно было быть осторожным, когда садишься, открываешь калитку, подымаешься по лестнице. Замысел создания фонтанов-шутих в Петергофе принадлежал Петру I. Он любил шутки и забавы)

-Команде «Лирики» выяснить значение слова «Шутиха». Подберите синонимы к слову. (Шутка, веселье, развлечение)

-Команде «Исследователи» объяснить принцип их работы

-Отгадайте загадки и назовите фонтаны-шутихи

-Команде «Искатели» найти фонтаны на карте. (Подсказка: Шутихи – диванчики  находятся напротив Монплезира  с левой и правой стороны №12 на карте, «Китайский зонтик -   восточнее Монплезирской аллеи № 6 на карте, «Дубок»- западнее Монплезирской аллеи № 7 на карте, «Ёлочки»-   Южнее «Дубка» №4 на карте)

Хорошо, когда он есть,
На него и лечь, и сесть...                                
Слайд 17 (картинка)  18(карта)                                                                            
Он для отдыха нам дан,
Мягкий плюшевый.. 
(диван)

Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.                                
Слайд 19,20                         
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под... (зонт)

Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель

В лету канувших столетий.                       Слайд 21,22
Из него добротен сруб. Угадали? Это..(дуб)


Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Елочка
)                                        Слайд  23,24

Физкультминутка

4.)  Менажерия. Menagerie. Вольеры.

-Что ещё в Восточной части Нижнего парка придумал Пётр I для развлечения гостей?

–Отгадайте загадку.

Есть такое заведенье-

Просто чудо, загляденье!
И зимой и жарким летом
Там всегда полно зверей.
Всюду в клетках и в вольерах
Полным ходом жизнь идет.
Познакомишься со всеми,
Коли в гости к нам придешь
.

-Пётр Первый называл свой зоопарк «Менажерия».                     Слайд 25

Задание команде «Лирики»:Что означает это слово?

-Как вы думаете, были ли в Менажерии животные?

-Почему?

-Пётр привёз много разнообразных птиц.

Задание командам:

-«Мыслители». Вам нужно подумать каких птиц привёз в Россию Пётр первый.

-«Исследователи» Разгадать ребус и ответить на вопрос «Как называется место, где содержали птиц?» Слайд 26

Лирики». Опишите  домик для содержания птиц.      Слайд 27

-«Искатели». Найти на карте их   месторасположение. (Подсказка :Западный павильон устроен по другую сторону Монплезирской аллеи, а восточный — на противоположном берегу Менажерейного пруда, завершая ансамбль Менажерейного сада №9 на карте)                                    Слайд 28

        

5.)Фонтан «Солнце»

-Как вы думаете, где жили  водоплавающие птицы?      

-Давайте вместе подумаем, где находится Менажерейный  пруд:

-«Мыслители». Составьте слово «ЕЦНЛОС». Слайд 29

Какое отношение оно имеет к пруду, где жили водоплавающие?  Слайд 30

«Исследователи». Подумайте, чем знаменит фонтан «Солнце»?

-«Лирики». Выберите символы, которые отражают значение фонтана        Слайд31

       

(Дети должны выбрать символ «улыбка», так как основное назначение фонтана-развлечение)

-«Искатели». Найти на карте  фонтан «Солнце». (Подсказка: расположен между вольерами  №10 на карте)         Слайд 32

7.) «Шахматная гора» (или "Каскад Драконов")

И не рыба, и не зверь.
В сказке он живет, поверь.
Весь в чешуйках до хвоста,
Изо рта бежит вода.

(Дракон.)

-Скажите, живут ли в нашем парке драконы? Где?   Слайд 33(драконы)

-Задание команде «Мыслители»: Определить лишнее словосочетание:                    Слайд 34

«Руинный каскад», «Львиный каскад», «Драконова гора», «Шахматный каскад» (лишнее - «Львиный каскад» так как находится в другой части парка, а остальные словосочетания - это названия каскада в разное время)

-Команда «Исследователи» откроет нам тайну, почему каскад имеет три названия.

(Выступления учащихся с небольшими сообщениями)        Слайд 35 смена кадров по щелчку

А) После заключения мира со Швецией, Пётр решил увековечить это событие. Была  построена небольшая шведская крепость в виде руин-развалин, как символ победы России над врагом. Поэтому каскад назвали «Руинным».

Б) Через несколько лет, каскад перестраивают. На вершине устанавливают трёх, вырезанных из дерева и раскрашенных цветной краской, драконов. Они охраняют вход в пещеру, за которым, возможно, спрятаны сокровища. На вершине горы гордо восседает орёл. Каскад назвали «Драконова гора».

В) А ещё через некоторое время сливные ступени расписали чёрными и белыми квадратами. Деревянных драконов заменили на свинцовых. Каскад стал называться «Шахматная гора». Во время войны  каскад сильно пострадал. Исчез орёл, а драконов и статуи спасли, зарыв их под землю в самом начале войны.

-Задание команде «Лирики»: Что символизирует дракон? В каких сказках можно встретить? Опишите драконов на «Шахматной горе», используя словарь эпитетов

-Задание команде «Искатели». Найти месторасположения «Шахматной горы» (Подсказка: находится в самом конце Монплезирской аллеи, на карте № 1)       Слайд 36

                                                                           

V.Рефлексия

1. –Подошло к концу наше путешествие по удивительному парку, который стал  памятником морской русской славы и российскому императору, превратившему Россию в великое государство.

-А знаете ли вы, где в нашем парке  установлен памятник Петру Первому?

                                                                                                 Слайд 37

Мы восстановили на карте самые главные достопримечательности восточной части нашего парка.                                                                 Слайд 38

 И теперь наша карта ожила.

-Послушайте, о чём   она скажет нам  на прощание:         Слайд 39

( Звучит магнитофонная запись. На экран проецируются кадры разрушенного  во время войны парка)

«Годы быстро летят,…Стареет  наш парк... Частенько стал жаловаться он на свою судьбу. Вот о чём поведал он мне..

Не только время губит меня.  Даже  погода частенько досаждает мне. Сильные морозы сменяются оттепелью. По стенам моих дворцов текут слёзы. Сильные  ветры  норовят сорвать  с них крышу. Дожди бьют по стенам, по лепным украшениям. Воды затопляют подвалы. Только реставраторы и спасают меня.

А что стало со мной в годы войны! Фашисты полностью уничтожили меня. Сожгли дворцы, вырубили вековые деревья, погубили фонтаны и скульптуры.  То, что не разрушили бомбы и снаряды, уничтожили сами враги.  Но славные мастера залечили мои раны и полностью восстановили меня.

Казалось жить бы и жить,  но иногда я всё же  болею, когда люди трогают картины и скульптуры руками, рвут цветы на моих клумбах и топчут газоны. Всё это разрушает меня. А мне так хочется радовать людей своей красотой ещё много лет. Берегите и сохраните  меня, пожалуйста!

-Что мы должны сделать, чтобы наш парк радовал всех гостей ещё долгое время?                                                                     Слайд 40

2. «Креативное  творческое задание»

Учащиеся лепят свой фонтан и создают коллективную композицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-исследовательская работа "Изучение особенностей гнездования садовой камышевки"

В данной работе автор ведет наблюдения за особенностями гнездования в естественных условиях  садовой камышевки, которую в народе называют малиновкой. Работа содержит фото материалы....

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики

Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Помимо этого...

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий

Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"

Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Методические рекомендации по выполнению учебно - исследовательской (проектной) работы в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе

Настоящие методические рекомендации содержат подробно расписанный алгоритм проведения учебно-исследовательской (проектной) работы учащихся 3 класса при изучении раздела «Мы и наше здоровье» по учебном...