Открытый урок литературного чтения в 3 классе на тему И.А.Крылов "Ворона и лисица"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению на тему «И.А. Крылов «Ворона и Лисица»»
Тип урока: изучения нового материала
Метод обучения: частично — поисковый; объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Работа в парах
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.
Раздаточный материал на каждой парте.
Компьютер, мультимедийный проектор, доска.
Цели:
Обучающие:
- продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;
- учить понимать глубину содержания произведения;
- формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
- находить мораль в произведении;
- учить читать басню по ролям;
- различать речь автора и героев басни;
- развивать навыки беглого чтения;
Развивающие:
- содействовать развитию мыслительных операций:
- сравнение, анализ, синтез, систематизация;
- развивать творческое воображение, познавательную активность,
- работать над развитием разговорной речи.
Воспитательные:
- воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
- формировать положительные качества,
- вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
- пробуждать добрые чувства,
- воспитывать интерес к чтению.
Здоровьесберегающие:
- способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;
- обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;
- способствовать созданию ситуации успеха;
- разно уровневые задания и вопросы;
- организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.
Планируемые результаты.
Общеучебные
Обучающийся научится:
1. научится выразительно читать произведение;
2.понимать содержание прочитанного;
3. владеть понятием «действующее лицо»;
4. научится в процессе выборочного чтения находить ответы на вопросы;
5. научиться инсценировать художественное произведение;
6. подбирать пословицу для доводов в споре.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные УУД:
1. ориентироваться в учебнике;
2. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы (под руководством учителя);
3. понимать информацию, представленную в виде текста, презентации.
Коммуникативные УУД:
1. вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
3. сотрудничать с товарищами при выполнении заданий;
4.участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД:
1. организовывать свое рабочее место;
2. в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Орг.момент | 1.Настрой на работу. Доброе утро, мои дорогие ребята! Я желаю, чтобы этот урок принес нам радость общения и наполнил наши сердца прекрасными чувствами. Давайте, улыбнемся, зарядим друг другу бодростью и отличным настроением! ( дети берутся за руки) Встаньте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями. - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях. | Настраиваются на активную и продуктивную работу. Учатся оценивать свое внутреннее состояние, нацеливаются на положительные результаты в работе, на удержание учебной задачи | Личностные УУД |
2. Проверка домашнего задания | 2.Речевая разминка. СЛАЙД 1 Прочитайте медленно и тихо, нормальным голосом чуть быстрее, быстро и громко. 2. Проверка домашнего задания О каком литературном жанре мы говорили с вами на прошлом уроке? А с какой басней мы с вами познакомились? (Зеркало и Обезьяна) Кто автор? СЛАЙД2 (И.А. Крылов). (инсценируют - Ульяна, Ваня, Настя) - Какие строчки басни стали крылатым выражением? ( Пословица из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться») СЛАЙД 3 объясните, как вы их понимаете? -Какие человеческие качества высмеивает И.А.Крылов в басне «Зеркало и Обезьяна»? (глупость) - В ком же легче найти недостатки: в себе или в других? (В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим) - Какой порок И.А. Крылов высмеивает в этой басне? (невежество) В) Сравните пословицы «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» «Других не суди, на себя посмотри» СЛАЙД 4 -Можно ли сказать, что эти пословицы об одном и том же? | Регулятивные УУД Познавательные УУД | |
3.Актуализация знаний | - А теперь, ребята, вспомним, что же такое басня, каковы особенности басни. - С какой целью писал басни И.А.Крылов?( помочь исправить недостатки) -Ребята, что такое мораль?
| Высказывают свою точку зрения, повышая свою самооценку. Активно отвечают на трудные вопросы, убеждаются в необходимости изучения басен, развивая при этом память, внимание, мышление, речь. Отвечают на вопросы учителя, слушают и понимают речь окружающих, высказывают свою точку зрения, оформляя свои мысли в устной форме слушают и понимают речь окружающих, высказывают свою точку зрения. Дети контролируют ответы одноклассников и свои. У детей возникают положительные эмоции, дети понимают, что ответили правильно, растет самооценка, возникает интерес, слушают и понимают речь окружающих, высказывают свою точку зрения | Личностные УУД Предметные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД |
4.Постановка цели урока. Введение в тему. | Постановка проблемы - Сегодня мы продолжим брать уроки нравственности у великого баснописца Ивана Андреевича Крылова СЛАЙД 5 познакомимся с его, пожалуй, самой известной басней. Угадайте, что это за басня? (Презентация – ребус) СЛАЙД 6 Да, это басня «Ворона и лисица». Ребята, как думаете, каковы же наши задачи на сегодняшний урок? 1)прочтем её 2) попытаемся открыть для себя что новое из содержания басни. 3) ответить на вопрос: какой человеческий порок высмеивает Крылов в этой басне? | Дети включаются в поисковую деятельность, размышляют над проблемой, выдвигают предположения, включаются в активный диалог в группе и вне группы, выслушивают мнения одноклассников, учителя, формируют свою точку зрения, контролируют себя и товарищей, планируют дальнейшую работу , помогают друг другу, учатся договариваться и принимать мнение других, осознают нехватку знаний. | Регулятивные УУД |
5.Работа над новым материалом | 1. Сообщение темы урока.тема нашего урока – басня И.А.Крылова « Ворона и Лисица».СЛАЙД 7 -Мы разберем ее содержание и смысл, будем учиться выразительно читать. Первичное восприятие. Аудиозапись. Заполнение схемы- модели. СЛАЙД 8 1. Слушаем басню в исполнении актера - Слушаем басню и готовимся ответить на вопрос, какие чувства и эмоции у вас возникли? 2. Проверка предположений - Вам понравилась басня? Какие чувства вызвала по отношению к героям басни? Басня очень понравилась. Поразила хитрость и беспринципность Лисы, и наивность Вороны. Мне стало жаль ворону, ведь Лисица её обманула. - Что было непонятно? 3.Чтение по очереди. Откройте учебники на стр. 137, возьмите в руки простые карандаши, когда будете читать басню, подчеркивайте слова, значения которых Вам не понятны. (Аюр,Настя К., Аня,Костя,Настя К.. Рита) 4 Словарная работа (индивидуальная работа) СЛАЙД 9,10 Чтобы басню легко было читать, надо значения слов узнать . На доске записаны слова и выражения. Значение старинных слов нам объяснит Павел. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. (имя сущ.) Льстить– хвалить из корыстного желания расположить к себе. (глагол) Гнусный – внушающий отвращение. Не впрок – не на пользу. Бог послал- случайно нашла Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. Пленил – заворожил. Царь птица- лучшая из всех птиц Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Зоб- у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища. Плутовка–хитрая и ловкая обманщица | Дети включаются в активную мыслительную деятельность, решая поставленную учителем задачу, учатся слушать и слышать речь других, заполняют под руководством учителя схему –модель. Узнают много новых слов и выражений, вспоминают программный материал русского языка, совершенствуют умение читать про себя. Вступают в учебный диалог, слушают и понимают речь окружающих, высказывают свою точку зрения. Дети отвечают на проблемные вопросы, учатся доказывать свои предположения, делать выводы, повторяют программный материал по русскому языку. | Коммуникативные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
6.Физкульт-минутка | Музыкальная физминутка - «Дельфин» | Дети включаются в совместную деятельность, учатся отличать положительные качества характера от отрицательных, делают нравственный выбор, укрепляют не только психическое, но и физическое здоровье. | Личностные УУД Коммуникативные УУД |
7. Работа над новым материалом | Самостоятельное чтение басни. Во время чтения, попробуйте разделить ее на смысловые части. Начинайте читать басню со слов «Вороне». - На сколько частей можно разделить весь текст? Чтение первой части «Находка» - Кто прочитает 1 часть басни? -О ком говорится в 1 части? (О вороне - начало действия) - Как вы представляете себе ворону? ( Чёрная, страшная, неуклюжая, некрасивая, взъерошенная). - А что говорится про ворону в басне, найдите эти строки (она случайно нашла кусочек сыра, ей просто повезло). -Что она собралась делать? (завтракать) Чтение второй части «Появление лисы» или «Льстец» . Кто прочитает 2 часть басни? - С каких слов начинается вторая часть. (На ту беду Лиса близёхонько бежала…) - О ком говорится во второй части? ( О лисице, т. е. происходит разговор лисицы с вороной) - Как вы представляете лисицу? (Хитрой, обольстительной, подхалимкой, на время становится угодной) - Как автор называет лисицу? Найдите, прочтите (плутовка). -Почему же она остановилась? (ее привлек запах сыра) - Как понимаете выражение « сырный дух»? (запах)- -Что делает лисица? (хвалит ворону, льстит ей). - Почему же Лисица так хвалит Ворону ( чтобы обмануть ее) - Могла бы лиса обойтись без сыра? (да, ведь она бежала по своим делам и не знала, что встретит ворону) - Как она добивалась своей цели? - Найдите и прочитайте слова льстивой лисицы, которые так сильно действовали на ворону? (Зачитать льстивую речь «Голубушка…») - В какой последовательности она восхваляла Ворону. (Сначала ШЕЙКУ, потом ГЛАЗКИ, далее ПЁРЫШКИ, НОСОК, и, наконец – то, ГОЛОСОК.) - А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!) - Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»). Запись крика вороны Чтение третьей части «Простофиля» Кто прочитает 3 часть басни? - О ком говорится в 3 части басни? (говорится о вороне) - Как подействовали на Ворону слова Лисицы? - Лисица добилась совей цели? - Как думаете, хорош был способ достижения цели?(обман) - Какой вывод можно сделать из этой истории? (льстить очень плохо, лесть вредна, она портит человека) - Что мы сейчас вывели? (мораль) - Как еще можно сказать? (поучение, т. е мораль она учит) Послушайте, как об этом говорит сам автор. Чтение морали басни. СЛАЙД 11 -Прочитайте мораль басни ещё раз. Как понимаете смысл первых трёх строк? А что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». Кого больше он осуждает в своей басне Ворону или Лисицу? - Как вы думаете почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая) - Почему нельзя подражать Лисице и Вороне? - Могут ли себя животные вести так на самом деле? -Итак, если вы встретите людей, которые льстят, говорят красивые слова ради своей выгоды, кого из персонажей они вам напомнят? Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. - Смогли ли мы ответить на все вопросы? (да) | Дети отвечают на проблемные вопросы, учатся доказывать свои предположения, делать выводы. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
8. Творческая работа | Давайте, подытожим, какими же качествами обладает лиса и какими ворона СЛАЙД 12,13 Работа в парах. Выбор пословицы. - Представьте, что вы встретили героев басни за день до события, какой совет вы им дадите? Басни И.А.Крылова очень созвучны с народным творчеством. Подумайте, подходят ли эти пословицы к нашей басне? (задание на карточках) Дай совет герою басни, соедини стрелкой пословицу с героем басни « Верь своим очам, а не чужим речам» « Хитри, да хвост береги» ЛИСА «На чужой каравай, рот не разевай » ВОРОНА «Потерял - не сказывай, нашел - не показывай » Проверка самостоятельной работы | Включаются в активный диалог в группе, выслушивают мнения одноклассников, учителя, формируют свою точку зрения, контролируют себя и товарищей, планируют дальнейшую работу , помогают друг другу, учатся договариваться и принимать мнение других, осознают нехватку знаний. | Коммуникативные УУ Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
9. Задание на дом | СЛАЙД 14 А) Задание для всех: выразительное чтение басни. Б) напиши письма: от лица лисы или вороны к людям, где они объясняют причины своего поведения, переживания, передай их мысли и чувства. Начни так: Письмо от лисы: « Здравствуйте, люди добрые! Пишет вам Лиса Патрикеевна. Я знаю, что поступила с Вороной__________________ Это произошло потому, что___________ Письмо от вороны: « Здравствуйте, люди добрые! Пишет вам Ворона. Я знаю, что в этой истории я выглядела ________________ Это произошло потому, что________________ | Принимают задание учителя, оценивают свои возможности, а потом делают выбор творческого задания, готовятся понять чувства героев басни | Регулятивные УУД |
10. Итог урока | С какой басней познакомились? Нам удалось ответить на самый главный вопрос?? - Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов? (Глупость, тщеславие, доверчивость, лесть) - Чтобы не попасть в сети льстецов, надо сохранять чувство собственного достоинства, копировать только хорошее поведение людей, положительные черты характера. Поступать всегда по совести. Как вы считаете, с какой целью И. А. Крылов написал эту басню? СЛАЙД 15 | Дети включаются в коллективную работу, анализируют свою деятельность, высказывают мнение, оценивают свою работу на уроке. | Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
11. Рефлексия | Оценка деятельности СЛАЙД 16 «Сегодня я узнал ….» «Было интересно ….»
| Всё получилось, я доволен своей работой. Не всё получилось, но могу работать лучше. Ещё есть затруднения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, литературное чтение, 4 класс
Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...
Открытый урок литературного чтения 2й класс
урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
открытый урок Литературное чтение 1 класс
СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему «И.Крылов «Ворона и лисица»» (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений о содержании басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».Планируемые результатыПредметные:-знать структуру...
Технологическая карта открытого урока литературного чтения 3 класс по теме "И. А. Крылов "Ворона и Лисица."
Урок изучения нового....
Презентация к уроку литературного чтения 3 класс по теме "И. А. Крылов "Ворона и Лисица."
Урок изучения нового....