Презентация к уроку литературного чтения 3 класс по теме "И. А. Крылов "Ворона и Лисица."
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок изучения нового.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Вешковская основная школа»

Технологическая карта

открытого урока литературного чтения 3 класс.

Тема «И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

                                                                                                             Разработана

                                                                                                                                                           Масловой Людмилой Николаевной

                                                                                                                                               учителем   начальных классов

2019 г.

Тема урока «И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Цели:

Обучающие:

  1.  продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;
  2.  учить понимать глубину содержания произведения;
  3.  формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
  4.  находить мораль в произведении;
  5.  учить читать басню по ролям;
  6.  различать речь автора и героев басни;
  7. развивать навыки беглого чтения;

Развивающие:

  1. содействовать развитию мыслительных операций:
  2. сравнение, анализ, синтез, систематизация;
  3. развивать творческое воображение, познавательную активность,
  4.  работать над развитием разговорной речи.

Воспитательные:

  1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
  2. формировать положительные качества,
  3. вызвать внутреннее неприятие  пороков персонажей басни и нежелание им подражать и  на них походить.
  4. пробуждать добрые чувства,
  5. воспитывать интерес к чтению.

Здоровьесберегающие:

  1. способствовать  созданию  благоприятного психологического климата на уроке;
  2. обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;
  3. способствовать  созданию ситуации успеха;
  4. разно уровневые задания и вопросы;
  5. организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.

Планируемые результаты.

Общеучебные

Обучающийся научится:

1. научится выразительно читать произведение;

2.понимать содержание прочитанного;

3. владеть понятием «действующее лицо»;  

4.  научится в процессе выборочного чтения находить ответы на вопросы;

5. научиться инсценировать художественное произведение;

6. подбирать пословицу для доводов в споре.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные УУД:

1. ориентироваться в учебнике;

2. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы (под руководством учителя);

3. понимать информацию, представленную в виде текста, презентации.

Коммуникативные УУД:

1. вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

3. сотрудничать с товарищами при выполнении заданий;

4.участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:

1. организовывать свое рабочее место;

2. в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.

Раздаточный материал на каждой парте.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Формируемые УУД

1. Орг.момент

1.Настрой на работу. (слайд 2)

На сегодняшнем уроке будем
Думатьразмышлять,
На вопросы 
отвечать,

Выразительно читать.

 

Настраиваются

на активную и продуктивную работу.

Учатся оценивать свое внутреннее состояние, нацеливаются

на положительные результаты в работе, на удержание учебной задачи

Личностные УУД

2. Проверка домашнего задания

2. Проверка домашнего задания

Из рисунков учащихся организуется выставка.

-Что было задано на дом?  чтение басни учащимися (2  чел.);

- Какие строчки басни стали крылатым выражением?

( Пословица из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться») объясните, как вы их понимаете?

-Какие человеческие качества высмеивает И.А.Крылов в басне «Зеркало и Обезьяна»?

- В ком же легче найти недостатки: в себе или в других?

(В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим)

- Какой порок И.А. Крылов высмеивает в этой басне?

В) Сравните пословицы

«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»

«Других не суди, на себя посмотри»

-Можно ли сказать, что эти пословицы об одном и том же?

Регулятивные

УУД

Познавательные

УУД

3.Актуализация знаний

Произведения, какого жанра мы читаем на уроках?

 Тест «Что такое басня?»

- Проверим, знаете ли вы что такое басня? Поработаем в парах (3 пары), выполним тест.

Выберите   правильный ответ  

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные,  люди, растения

Б) богатыри

В)  дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы

Б) волшебство

Г) мораль, сатира, аллегория, диалог

5. Мораль- это

А)  последнее предложение в тексте

Б)  поучительный вывод    

 В)  мнение героя

(Самопроверка – слайд3)

- Молодцы с заданием справились хорошо!

Высказывают свою точку зрения, повышая свою самооценку.

Активно отвечают на  трудные вопросы, убеждаются в необходимости изучения басен, развивая при этом память, внимание, мышление, речь.

Отвечают на вопросы учителя, слушают и понимают речь  окружающих, высказывают свою точку зрения,

оформляя свои мысли в устной форме

слушают и понимают речь  окружающих, высказывают свою точку зрения.

Дети выбирают правильные ответы, контролируют

ответы одноклассников и свои.

 У детей возникают положительные эмоции, дети понимают, что выполнили задание правильно, растет самооценка, возникает интерес,

слушают и понимают речь  окружающих, высказывают свою точку зрения

Личностные УУД

Предметные УУД

Коммуникативные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Личностные УУД

Коммуникативные

УУД

4.Постановка

цели урока.

Введение в тему.

Целеполагание

Индивидуальная работа. Посмотрите, у каждого из вас на парте лежит листок с заданием.  Удалите все буквы П и Е.

ППЕЕПКППЕЕРППЕЫЕЕЛППОППВЕЕ  

  Прочитайте слово.  Крылов

-Какие произведения И.А.Крылова вы знаете?

Постановка проблемы

- Сегодня мы продолжим брать уроки нравственности у великого баснописца.

- Тему урока мы узнаем и запишем  позже, после ответа на вопросы:

1.Кто ее автор?

2.Как называется басня?

3. Кто герои басни?

4. Что происходит с героями и почему?

- Ребята, скажите, кто потерял этот предмет? (показывает кусочек сыра)

-Из какой басни?

-А о какой басне мы будем говорить на этом уроке, вы узнаете, разгадав  загадки:

Отгадайте загадки.

Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт  
(ворона).

Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестрица,
А зовут её 
(лисица).

- Знаете ли вы басню И.А.Крылова, где в названии используются эти слова? (Ворона и Лисица)  

Дети включаются в поисковую деятельность,

размышляют над проблемой, выдвигают предположения,

включаются в активный диалог в группе и вне группы,

выслушивают мнения одноклассников, учителя, формируют свою точку зрения, контролируют себя и товарищей,

планируют дальнейшую работу , помогают друг другу, учатся договариваться  и принимать мнение других, осознают нехватку знаний.

Регулятивные УУД

5.Работа над новым материалом

Знакомство с басней «Ворона и Лисица»

1. Сообщение темы урока.

- Да, тема нашего урока – басня И.А.Крылова « Ворона и Лисица». (слайд 4)

- Как думаете, чем будем заниматься на уроке? Чему должны научиться?

-Мы разберем ее содержание и мораль, будем учиться выразительно читать.

Смогли мы ответить на все вопросы?

 4 Вопрос остался без ответа. (4. Что происходит с героями и почему?)   

На экране вы видите мораль басни: (слайд 5)

 « Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

 Но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»

- Смогла ли мораль помочь нам? Почему? (скрыт нравственный урок, вывод)

- Как нам действовать дальше? (читать басню)

Первичное восприятие. Аудиозапись. Заполнение схемы- модели.

1. Слушаем басню в исполнении известного актера

- Слушаем басню и готовимся ответить на вопрос, какие чувства и эмоции у вас возникли?                                  

 2. Проверка предположений

-  Вам понравилась  басня? Какие чувства она у вас вызвала?

- Что было непонятно?

3. Жужжащее чтение басни.

- Откройте учебники на стр. 137, возьмите в руки простые карандаши, когда будете читать басню, подчеркивайте слова, значения которых Вам не понятны.

4 Словарная работа   (индивидуальная работа)

Чтобы басню легко было читать,
надо значения слов старинных узнать
 .

Учитель на доску вывешивает то слово, которое произносит ребенок, а затем остальные слова, которые дети не назвали.

(слайд 6, 7)

Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием,  тяжестью на что-то высокое.

Пленил заворожил.

Гнусный – внушающий отвращение.                                                                                                                                                                                                     Вещунья приносящая вести, в басне прозвище вороны.

Бог послал – случайно нашла.                                                                                                                                                                               Лесть – лицемерное, уродливое  восхваление.                                                                                     Льстить– хвалить из корыстного  желания расположить к себе.                                                                                                                                                Не впрок – не на пользу.

Зоб-  у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.

Плутовка–хитрая и ловкая обманщица

Пленить – очень сильно понравиться.

Ангельский (голосок) – отличающийся нежностью, красотой звучания

Царь-птица – лучшая из всех птиц.

Дети включаются в активную мыслительную деятельность, решая поставленную учителем задачу, учатся слушать и слышать речь других, заполняют под руководством учителя схему –модель.

Узнают много новых слов и выражений, вспоминают программный материал русского языка, совершенствуют умение читать про себя.

Вступают в учебный диалог,

слушают и понимают речь  окружающих, высказывают свою точку зрения.

Дети отвечают на проблемные вопросы, учатся доказывать свои предположения, делать выводы,

повторяют программный материал по русскому языку.

Коммуникативные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

6.Физкульт-минутка

Физкультминутка- игра « Я такой»

- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь,  вы должны присесть и закрыть лицо руками.

А если называю качества, которые вы  хотели бы  иметь,  то стоим на месте и хлопаем в ладоши.

- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка , ленивый,  неблагодарный.

- Молодцы !

Дети включаются в совместную деятельность,

учатся отличать положительные качества характера   от отрицательных,

делают нравственный выбор, укрепляют не только психическое, но и физическое здоровье.

Личностные УУД

Коммуникативные

УУД

7. Работа над новым материалом

Самостоятельное чтение басни. Во время чтения, попробуйте разделить ее на смысловые части. Начинайте читать басню со слов «Вороне».

- На сколько частей можно разделить весь текст?

Чтение первой части «Находка»

- Кто прочитает 1 часть басни?

-О ком  говорится в 1 части?  (О вороне - начало действия)

- Как вы представляете  себе ворону? ( Чёрная, страшная, неуклюжая, некрасивая, взъерошенная)

-Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

- А что говорится про ворону в басне? (она случайно нашла кусочек сыра, ей просто повезло).

- Что хотела сделать ворона с сыром?

- Почему ворона не съела сыр? (призадумалась)

- О чём могла думать ворона? (где добыть ещё сыр, и почему именно ей достался этот сыр)

С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством

Хоровое чтение первой части.

Чтение второй части «Появление лисы» или «Льстец»

Кто прочитает 2 часть басни?

 - С каких слов начинается вторая часть.

(На ту беду Лиса близёхонько бежала…)

- О  ком говорится во второй части? ( О лисице, т. е. происходит разговор лисицы с вороной)

- Как вы представляете лисицу? (Хитрой, обольстительной, подхалимкой, на время становится угодной)

- Как автор называет лисицу? (плутовка)

- Кто такая плутовка? (шалунья, проказница)

-Что делает лисица? (хвалит ворону, льстит ей)

-  Почему же Лисица так хвалит Ворону. ( Хочет обмануть).

Могла бы лиса обойтись без сыра? (да, ведь она бежала по своим делам и не знала, что встретит ворону)

-Почему же она остановилась? (ее привлек запах сыра)

- Как понимаете выражение « сырный дух»? (запах)

- Что значит « сыр пленил»? (очаровал, заколдовал).

Учуяв, а потом и увидев сыр, лисица, конечно же, захотела его заполучить. Как она добивалась своей цели?

- Найдите и прочитайте слова льстивой лисицы, которые так сильно действовали на ворону? (Зачитать льстивую речь «Голубушка…»)

- В какой последовательности она восхваляла Ворону.

(Сначала ШЕЙКУ, потом ГЛАЗКИ, далее ПЁРЫШКИ, НОСОК, и, наконец – то, ГОЛОСОК.)

- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).

Запись крика вороны

- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»)
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (
 Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

Хоровое чтение второй части ласково, хитро.

Чтение третьей части «Простофиля»

Кто прочитает 3 часть басни?

- О ком говорится в 3 части басни? (говорится о вороне)

- Как подействовали на Ворону слова Лисицы?

- Какова же главная мысль басни? (Что того, кто любит лесть легко обмануть льстивыми словами)

- Так кого же осуждает Крылов? (и того, кто льстит, и того, кто любит лесть)

- Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему?

- Какой вывод можно  сделать  из этой истории? (льстит очень плохо, лесть вредна, она портит человека)

- Что мы сейчас вывели? (мораль)

- Как еще можно сказать? (поучение, т. е мораль она учит)

Послушайте, как об этом говорит сам автор. 

Чтение морали басни.

-Прочитайте мораль басни ещё раз. Как понимаете смысл первых трёх строк? А что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». Кого больше он осуждает в своей басне Ворону или Лисицу?

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (
в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая) 

- Есть ли положительный герой в басне?- (Нет)

- Почему нельзя подражать Лисице и Вороне?

Льстец страшен,  а кто принимает эту лесть - смешон. И тот и другой теряют чувство собственного достоинства, т.е. самоощущение и самоуважение.

- Над кем смеется автор? Что высмеивает?

( над вороной - доверчивость).

- А почему не смеется над лисой?

( Лесть не смешна, она противна, отвратительна)

- Могут ли себя животные вести так на самом деле?

-Итак, если вы встретите людей, которые льстят, говорят красивые слова ради своей выгоды, кого из персонажей они вам напомнят?

Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

- Смогли ли мы ответить на все вопросы? (да)

Дети отвечают на проблемные вопросы, учатся доказывать свои предположения, делать выводы,

повторяют программный материал по русскому языку.

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

8. Творческая работа

Чтение  басни по ролям

Оцените выступление ребят.

Работа в парах. Выбор пословицы.

- Представьте, что вы встретили героев басни за день до события, какой совет вы им дадите?

(задание на карточках)

Дай совет герою басни, соедини стрелкой  пословицу с героем басни

« Верь своим очам, а не чужим речам»

« Хитри, да хвост береги»

ЛИСА            «На чужой каравай, рот не разевай »                   ВОРОНА

«Потерял - не сказывай, нашел - не показывай »

Проверка самостоятельной работы (слайд 8)

Смотрят басню в исполнении одноклассников.

Наблюдают за развитием сюжета на сцене.

Оценивают актёрское мастерство ребят.

Включаются в активный диалог в группе,

выслушивают мнения одноклассников, учителя, формируют свою точку зрения, контролируют себя и товарищей,

планируют дальнейшую работу , помогают друг другу, учатся договариваться  и принимать мнение других, осознают нехватку знаний.

Коммуникативные

УУ

Познавательные

УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные

УУД

9.Задание на дом

А) Задание для всех- подготовка к выразительному чтению басни

Читать басню, по желанию – выучить  наизусть.

Б)Задание по выбору и желанию – дифференцированная творческая работа по выбору

напиши :

1)письма

 от лица лисы или вороны к людям, где они объясняют причины своего поведения, переживания, передай их мысли и чувства. Начни так:

Письмо от лисы:

 « Здравствуйте, люди добрые! Пишет вам Лиса Патрикеевна.

 Я знаю, что поступила с Вороной__________________

Это произошло потому, что___________

Письмо от вороны:

« Здравствуйте , люди добрые! Пишет вам Ворона.

Я знаю, что в этой истории я выглядела ________________

Это произошло потому, что________________

(слайд 9, 10)

Принимают

задание учителя, оценивают свои возможности, а потом делают выбор творческого задания,

готовятся понять чувства героев басни

Регулятивные УУД

10. Итог урока

С какой басней познакомились?

На все вопросы нам удалось ответить?

Чему нас научили И.А.Крылов и его басня?

- Чтобы не попасть в сети льстецов,  надо сохранять чувство собственного достоинства, копировать только хорошее поведение людей, положительные черты характера. Поступать всегда по совести.

- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?

- Что высмеивают, обличают басни Крылова?

Дети включаются в коллективную работу, анализируют свою деятельность, высказывают мнение, оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные

УУД

Познавательные

УУД

9.Рефлексия

Оценка деятельности учащихся.

Ребята выбирают смайлики по оценочному листу.

Смайлик « Улыбка»

Смайлик «Серьезный»

Смайлик «Грустный»

Всё получилось, я доволен своей работой.

Не всё получилось, но могу работать лучше.

Ещё есть затруднения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тест «Что такое басня?»

Выберите   правильный ответ  

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные,  люди, растения

Б) богатыри

В)  дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы

Б) волшебство

Г) мораль, сатира, аллегория, диалог

5. Мораль- это

А)  последнее предложение в тексте

Б)  поучительный вывод    

 В)  мнение героя

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

Удалите все буквы П и Е. Прочитайте слово.

ППЕЕПКППЕЕРППЕЫЕЕЛППОППВЕЕ  

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

- Дай совет герою басни, соедини стрелкой  пословицу с героем басни

                                                           «Верь своим очам, а не чужим речам»

                                                           «Хитри, да хвост береги»

ЛИСА                                        «На чужой каравай, рот не разевай»                                                           ВОРОНА

                                                           «Потерял - не сказывай, нашел - не показывай»

ПРИЛОЖЕНие 4.                                                                                        

Письмо от вороны:

« Здравствуйте , люди добрые! Пишет вам Ворона.

Я знаю, что в этой истории я выглядела ________________

Это произошло потому, что________________

Письмо от лисы:                                                                                                

« Здравствуйте, люди добрые! Пишет вам Лиса Патрикеевна.                        

 Я знаю, что поступила с Вороной__________________

Это произошло потому, что___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...

Предмет: Литературное чтение Класс:4 Тема: И.А. Бунин «Листопад».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение....

Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

Паспорт урокаПредмет: Литературное чтениеКласс: 3Продолжительность урока: 45 минутТема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк». Цель: продолжить знакомить учащихся с рус...