Открытый урок литературного чтения 2й класс
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

Денисенко Юлия Витальевна

урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Ознакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”

Задачи:

  1. образовательные:
  1. продолжить работу над анализом художественного произведения,
  2. отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;
  1. развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;
  2. воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Формируемые УУД:

  1. регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;
  2. познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
  3. коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Программное обеспечение: учебник – литературное чтение 2 класс В.А.Лазаревой, тетради, книги Л.Н.Толстого – для викторины, компьютерная презентация по материалу урока, диск “голоса животных”, листы А-4;

Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в группах, в паре, использование ИКТ.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты.

  1. вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;
  2. увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
  3. повышение эрудиции и словарного запаса детей;
  4. развитие фантазии, творческого воображения;
  5. совершение доброго поступка по отношению к животным;

План урока

1. Создание ситуации успеха

-работа со скороговоркой

- работа над выразительностью речи

2. Определение темы, цели урока.

Постановка учебной задачи.

- решение кроссворда “животные” -  слайды 1, 2, 3, 4

3. Решение учебной задачи.

- Биография Л.Н. Толстого  - слайд 5

- произведения + читательский дневник -  слайд 6

- проверка домашнего задания: пересказ были «Орел»

- работа над рассказом “Лев и собачка”;

Словарная работа  - слайд 7

(экран закрыт)

- творческое задание №1 по группам -  слайд 8

- творческое задание№2 по группам -   слайд 9

4. Физкультурная пауза.

- творческое задание №3 – слайд 10

5. Рефлексия - Слайды 11-12-13

6. Информация о домашнем задании.

Ход урока

I. Создание ситуация успеха.

Доброе утро, мои дорогие! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению. Поднимите красивые глазки на меня. Начинаем урок литературного чтения. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

1)Подведем артикуляционную зарядку, поработав со скороговоркой

Наш Палкан попал в капкан. (Хором, по рядам, индивидуально)

2) Работа над  выразительностью речи ( над стихотворениями) 

1.

Жила-была собачка,
По кличке Чебурашка, 
Курчавенькая спинка, 
Забавная мордашка 
Хозяйка к ней настолько
Привязана была
На рынке покупала
Куриную печёнку
В одно и то же время
Кормила собачонку
А та жила в довольстве.

2.

Бедная собачка – бросили её
Бедная собачка – где ее жильё?
Злой хозяин, вредный, выгнал за порог
Перед нею, бедной, нет уже дорог.

- Прочитайте стихотворения. Первый раз про себя, второй – вслух, выразительно, на публику. Не забудьте, вы должны увлечь слушателя. А этому поможет что? Правильно, интонация!

Вчитайтесь и вслушайтесь в это стихотворение! Можно ли читать их одним тоном? Что вы хотите сказать? Какие мысли и чувства вызвало первое стихотворение? А второе? (Ответы детей.)

II. Определение темы урока. Постановка цели и учебной задачи.

О ком же мы сегодня будем читать, узнаете, если вы решите этот кроссворд. А для этого нужно отгадать загадки.

Решение кроссворда. “Животные” (слайд № 1)

а) Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками. ( Ёж)

б) Хитрая плутовка, 
Рыжая головка, 
Пушистый хвост – краса 
Кто же это? (Лиса)

в) По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца)

г) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

д) Он огромен, полосат,
А вообще – то, кошке брат. (Тигр)

е) Меня по хоботу, ушам
Легко узнать и малышам. (Слон)

ж) Среди двора стоит копна,
спереди вилы, сзади метла. (Бык)

ж) Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)

Ключевое слово “животные”. Про животных будем читать.

- А вот про кого? Отгадайте!

Я – лучший сторож дома,

И с детства всем знакома. (Собака) (слайд № 2)

Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей) Слайд 3

- Представляете, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

- Длина - 2м 40см, вес – 230кг (Показ рисунка льва, слайд № 3)

 Вы догадались, о каких животных пойдет речь сегодня на уроке? (Лев и собачка). Тема урока Слайд 4

О чем нам может рассказать заголовок? (Речь пойдет о хищном льве и собачке. О маленькой собачке и огромном льве.)

Какой будет цель нашего урока (познакомиться с былью Л.Н. Толстого «Лев и собачка»)

Поставьте для себя задачи к этому уроку ( примерные ответы детей: почитать текст,  узнать что то новое о льве и собачке, поработать с текстом, что то отгадать, придумать)

IV. Решение учебной задачи

1) Биография Л.Н. Толстого  - слайд 5

 Творчество Л.Н. Толстого известно во всем мире.  Биографию автора для нас приготовил сегодня ученик из класса. Выступление ученика

2)  произведения + читательский дневник -  слайд 6 

Мы прочитали немало произведений Льва Николаевича. Вспомните, какие рассказы мы читали в 1 и 2 классе.

Вы можете найти эти книги в школьной библиотеке и читать. (выставка)

3) проверка д/з пересказ были «Орел»

На предыдущем уроке мы познакомились с былью «Орел».

Чему он нас научил? Перескажите.

В новом произведении вы тоже обязательно понаблюдайте над чувствами героев.

4)  работа над рассказом “Лев и собачка”

а) словарная работа

Нам встретятся незнакомые слова

Лондон. Много стран на свете. Наша страна называется...Россия. Столица – Москва.

Есть страна Англия. Столица Англии – Лондон

Барин – богатый человек.

 Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищать, нападать

Открыли учебник с.108

 б) чтение рассказа лучшими учениками.

в) Работа над содержанием рассказа.

- Что вас тронуло, поразило  в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами и мыслями!

(Рассказ очень грустный. Я чуть не заплакала. Собачку жаль, и когда она умерла, и когда в клетку попала. Льва тоже жалко)

- Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой. Собачка была забавной)

- В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.)

- Когда они так счастливо жили, что же произошло? (Собачка умерла. Оборвалась жизнь собачки. Не стало собачки...)

- В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей) - Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен? (Да, чувства любви присуще не только человеку, но и животному. Любит как человек, кормит как человек. У животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание, об умершем друге.)

- От чего умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться, так как потерял друга)

5) Творческое задание №1

Выборочное чтение ( в группах) слайд 8

По группам  найдите и прочитайте 5 отрывков из произведения, озаглавьте, консультант определит, кто прочитает для всех ваш отрывок. Не забудьте оценить себя.

Работа детей. Проверка.

 6) Творческое задание №2 (Задание по группам, слайд № 9)

  1. 1 группа. Найдите в рассказе завязку.
  2. 2 группа. Найдите в рассказе кульминацию
  3. 3 группа. Найдите в рассказе развязку
  4. 4 группа Викторина. Как называются эти рассказы Л.Толстого? Что из них мы узнаем?
  5. 4 группа и 5 группа. Сочинить четверостишье про животных по рассказу.

Проверка.

Ответы 4 и 5 группы (Четверостишья, которые сочинили дети)

а) “Лев и собачка друзья лучших лет,
Лев и собачка прекрасный дуэт.
Дружат они без ссор и без драк,
Любит лев собачку так”

б) Лев и собачка хорошие друзья,
Им расстаться никак, никак нельзя.
А через год собачка умерла,
Зачем и почему? Лев спрашивал себя.
И от тоски он погубил себя.

 V ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( зарядка для глаз)

3. Творческое задание №3 (работа в паре, слайд № 10)

(консультанты самостоятельно подводят итог работы группы по листам оценки деятельности)

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.

Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)

Диалог:

Собака: Не тронь меня, я добрая!

Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?

Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.

Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.

Собачка: Давай тогда дружить!

Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.

VI. Рефлексия урока

- Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? (листы оценки деятельности)

– А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных друзей, проявляют чуткость к обиженному, могли бы защитить их в трудный момент?

– Значит у вас ребята большое и доброе сердце. Запомните, ребята.

Слайд 11

- Возьмите себе картинку сердечка и напишите, какие чувства там возникли ( возможные ответы:  там поселилась доброта, сочувствие, тоска, забота… захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным. (Дети вывешивают свои листочки на доску и подводят итог)

- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей: Чтобы мы пожалели льва и собачку... Посочувствовали им...)

Учитель: Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)

- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, (слайд № 12)

Да, дети. Мы замечательный рассказ прочитали с вами, но мне он кажется очень грустным. А вы не догадались почему? (разные ответы детей)

Спасибо! Умницы! Догадались! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! (слайд №12)

VI. Домашняя работа. Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Литература.

  1. Литературное чтение
  2. Детские книги Л.Н.Толстого. (Филиппок”, “Прыжок”, “Рассказы и басни”, “Рассказы о детях”, “Рассказы о животных” и другие)
  3. О.Т.Тищурина. Писатели в начальной школе.
  4. Интернет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ё ж л и с а о в ц а л о с ь т и г р с л о н б ы к м е д в е д ь Давайте разгадаем кроссворд

Слайд 4

Тема урока Произведение Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка»

Слайд 5

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября 1910 года, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель. Родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете. В 1847, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства. Быль «Лев и собачка» написана Толстым в 1880году на основе французского моралистического рассказа. В подлиннике и лев и собачка наделены человеческими чувствами. У Толстого же лев и собачка изображены с присущими этим животным чертами и повадками. В противоположность французскому рассказу с моралистической концовкой о значении дружбы Толстой не делает никаких выводов. Тема дружбы понятна и без разъяснений.

Слайд 6

Другие произведения Л.Н.Толстого

Слайд 7

Лондон Ощетиниться Барин - Столица Великобритании Землевладелец в царской России, богатый человек, избегающий тяжелой работы Поднять шерсть на спине, готовясь защищаться, или нападать

Слайд 8

1 2 3 4 5

Слайд 9

Творческое задание №2 1группа. Найдите в рассказе завязку. 2 группа. Найдите в рассказе кульминацию. 3 группа. Найдите в рассказе развязку. 4 группа Викторина. Как называются эти рассказы Л.Толстого? Что из них мы узнали? 4 и 5 группы. . Сочинить четверостишье про животных по рассказу

Слайд 10

Творческое задание №3

Слайд 11

МОЛОДЦЫ!!! "Чуткому сердцу откроются тайны"

Слайд 12

Спасибо Лев Николаевич Толстой

Слайд 13

МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, литературное чтение, 4 класс

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

открытый урок Литературное чтение 1 класс

СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»;

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»....

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...