Рабочая программа по литературному чтению на родном языке "Донская литература"
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке «Донская литература» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой цикл занятий, направленных на осознание обучающимися значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном языке «Донская литература»
начальное общее образование
3 «В» класс
2022-2023 учебный год
Учитель: Полковниченко Елена Михайловна
I. Предметные результаты освоения учебного предмета:
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке должны отражать:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
Обучающиеся будут знать и понимать
- названия изученных произведений и их авторов;
- содержание изученных произведений литературы Дона и о Доне, устанавливать последовательность событий произведений и их взаимосвязи, подкреплять правильность ответа на вопросы выборочным чтением;
- произведения казачьего фольклора, особенности жанров , понимать их художественное своеобразие;
- знать наизусть поэтические произведения донских (5-6 названий), 2-3 отрывка из прозы.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности)
- находить сходство и различие фольклорной сказки от авторской, определять место сказок народов мира в устном творчестве донских казаков, понимать тематическую, идейную основу сказок;
- читать осознанно детские произведения литературы Дона и о Доне (вслух и про себя);
- приводить примеры произведений фольклорного жанра;
- самостоятельно находить слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, описания природы и событий;
- сравнивать произведения донских авторов с произведениями авторов русской мировой;
- высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях;
- составлять небольшие рассказы на основе жизненных впечатлений, например, «Истории названия города», «Улица, на которой я живу», «Наш юбиляр», «Фольклорные праздники на Дону», «Моя семья», «Семейные традиции», «Игры моего детства и детства моей бабушки» и др.
- самостоятельно находить и читать книги об истории Донского края, о культурных традициях населения Дона;
- составлять отзыв о прочитанных книгах;
- находить в словаре значения диалектных слов и выражений.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
II. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Отличительной особенностей программы является то, что в ней предлагается широкое многоплановое использование малых фольклорных форм, сказочных сюжетов Донского края, доступные и интересные по содержанию адаптированные тексты писателей Дона, позволяющие накапливать у детей яркие впечатления и разнообразии и красоте окружающего мира.
Раздел I. Донской фольклор
Фольклорные жанры Донского края. Изобразительно-выразительных средства пословиц и поговорок Донского края.Высказывание на тему: «В чем заключается поучительный смысл пословиц и поговорок?»
Песни донских казаков. Потешки, небывальщины. Мудрость донских казаков (загадки, пословицы и поговорки) . Сказки донских казаков. «Жбан», «Одноногий журавль», «Казак и лиса».
Раздел II. Сказки и легенды донских писателей
Художественное своеобразие донских сказок и легенд; художественное своеобразие творчества донских писателей. Культурные традиции Донского края, особенности казачьего диалекта.
Петр Васильевич Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»; Петрони Гай Аматуни «Чао – победитель волшебников» (отрывок) ; Александр Николаевич Скрипов «Поречни и жемчуг» ; Владимир Семенович Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут», «Про сестер и братьев Дона Ивановича», «Имя, станице нареченное» .
Раздел III. Стихи о донцах и донском крае
Поэтическое слово как средство выражения чувств автора.
Поэтическое творчество, направленное на воспитание у учащихся доброты, порядочности, любви к Донскому краю и Отечеству.
А.С. Пушкин «Дон»; А.В. Софронов «Откуда Дон берет начало» ; М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня» ; Николай Константинович Доризо «Песня о Доне»
Раздел IV. Проза донских писателей
Введение обучающихся в круг литературного творчества наших земляков; формирование умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем; развитие эмоционального восприятия прочитанного.
А.П. Чехов «Белолобый» ; М.А. Шолохов «Нахаленок» ; Гавриил Семенович Колесников «Судьба степного орла» ; Григорий Степанович Гасенко «Посметюшек» ; Василий Петрович Гнутов «Муська, Семка, галка и бабушка».
III. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Донской фольклор (4 ч). Песни донских казаков | 1 |
2 | Потешки, небывальщина | 1 |
3 | Мудрость донских казаков (загадки, пословицы и поговорки) | 1 |
4 | Сказки донских казаков. «Жбан», «Одноногий журавль», «Казак и лиса» | 1 |
5 | Раздел 2. Сказки и легенды донских писателей (5 ч). Петр Васильевич Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты» | 1 |
6 | Петрони Гай Аматуни «Чао – победитель волшебников» (отрывок) | 1 |
7 | Петрони Гай Аматуни «Чао – победитель волшебников» (отрывок) Проверочная работа | 1 |
8 | Александр Николаевич Скрипов «Поречни и жемчуг» | 1 |
9 | Владимир Семенович Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут», «Про сестер и братьев Дона Ивановича», «Имя, станице нареченное» | 1 |
10 | Раздел 3. Стихи о донцах и донском крае (2 ч). А.С. Пушкин «Дон» с. 206, А.В. Софронов «Откуда Дон берет начало» | 1 |
11 | М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня» . Николай Константинович Доризо «Песня о Доне» | 1 |
12 | Раздел 4. Проза донских писателей (5 ч). А.П. Чехов «Белолобый» | 1 |
13 | М.А. Шолохов «Нахаленок» | 1 |
14 | Гавриил Семенович Колесников «Судьба степного орла» . Григорий Степанович Гасенко «Посметюшек» | 1 |
15 | Итоговая контрольная работа | 1 |
16 | Василий Петрович Гнутов «Муська, Семка, галка и бабушка» | 1 |
По учебному плану: за год 16 часов. По рабочей программе в соответствии с календарным учебным графиком МОБУ СОШ №23 на 2021 – 2022 учебный год: 16 часов.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО Зам. директора по УВР
Протокол №_5___ Е.Н. Сухарева
от «06_»__06__2022 г.
_______________ _______________
Руководитель МО « 1 » 09. 2022 г.
Н.К. Колмыкова
Лист
корректировки рабочей программы
учителя начальных классов Е.М.Полковниченко
по литературному чтению на родном языке в 3 В классе
№ урока | Название темы | Кол-во часов по плану | Причина корректировки | Кол-во часов по факту |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
Раздел 1. Донской фольклор (4 ч.) | |||
1 | Песни донских казаков | 1 | 03. 09 |
2 | Потешки, небывальщина | 1 | 10.09 |
3 | Мудрость донских казаков (загадки, пословицы и поговорки) | 1 | 17.09 |
4 | Сказки донских казаков. «Жбан», «Одноногий журавль», «Казак и лиса» | 1 | 24.09 |
Раздел 2. Сказки и легенды донских писателей (5 ч.) | |||
5 | Петр Васильевич Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты» | 1 | 01.10 |
6 | Петрони Гай Аматуни «Чао – победитель волшебников» (отрывок) | 1 | 08.10 |
7 | Петрони Гай Аматуни «Чао – победитель волшебников» (отрывок) Проверочная работа | 1 | 15.10 |
8 | Александр Николаевич Скрипов «Поречни и жемчуг» | 1 | 22.10 |
9 | Владимир Семенович Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут», «Про сестер и братьев Дона Ивановича», «Имя, станице нареченное» | 1 | 05.11 |
Раздел 3. Стихи о донцах и донском крае (2 ч.) | |||
10 | А.С. Пушкин «Дон» с. 206, А.В. Софронов «Откуда Дон берет начало» | 1 | 12.11 |
11 | М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня» . Николай Константинович Доризо «Песня о Доне» | 1 | 19.11 |
Раздел 4. Проза донских писателей (5 ч.) | |||
12 | А.П. Чехов «Белолобый» | 1 | 26.11 |
13 | М.А. Шолохов «Нахаленок» | 1 | 03.12 |
14 | Гавриил Семенович Колесников «Судьба степного орла» . Григорий Степанович Гасенко «Посметюшек» | 1 | 10.12 |
15 | Итоговая контрольная работа | 1 | 17.12 |
16 | Василий Петрович Гнутов «Муська, Семка, галка и бабушка» | 1 | 24.13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ 1 класс (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...

Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 1 класса. Программа рассчитана на 2 часа в месяц....

Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1
Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3- 5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...
