Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения.
презентация к уроку по чтению (2 класс)
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школПрививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формируем нравственные чувства, развиваем восприятие художественного словае, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Цель: познакомить с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию грамотности чтения; привитию интереса к чтению.
Задачи: показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике и в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
Что же такое функциональная грамотность?
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной сфере.
И только лишь интересные, развивающие задания творческого характера могут решить эту задачу.
А средствами функциональной грамотности это литературные диктанты, которые подразумевают информационные, литературоведческие, лексические средства
На своих уроках использую литературные диктанты, выявляя знания, полученные в изученном разделе
Литературные диктанты.
Например: Информационные диктанты включают имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений. « Я знаю фамилии русских поэтов».
Диктую имя и отчество поэта, учащиеся записывают имя, отчество и самостоятельно дописывают фамилию.
Или это может быть в виде карточек.
Самопроверка информации по учебной литературе.
Конечно, это в жизни ребёнка пригодится: посещение библиотек, выбор книги для себя в книжном магазине.
Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия. Пословица, песня, загадка, шутка, потешка, скороговорка, рассказ, басня.
При изучении любого произведения, всегда обращаю внимание на жанр произведения.
Например: изучая басни, обращаю внимание на понятия
– короткое, чаще всего стихотворное произведение, где вместо людей часто действуют звери, птицы, деревья, вещи. И есть нравоучение. (басня)
И дети отвечают, что это басня.
Читая сказки, у ребят уже сформировано, что сказки есть и литературные, и волшебные, и бытовые, троекратный повтор действий и ребята сразу отвечают что это сказка
– один из видов народной повествовательной литературы, произведение в прозе или реже в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях иногда фантастического характера (сказка)
Продолжая изучать фольклор, закрепляю такие жанры как потешки, загадки и т.д.
- веселая народная песенка. Пели маленьким детям, когда укладывали спать или
нянчили. (потешка) Самопроверка по учебной литературе.
Для закрепления литературоведческих понятий использую, карточки в форме таблицы.
Соедини стрелочкой слова с определениями.
Стихотворение | Короткий рассказ, чаще всего в стихах в котором действуют животные, растения, а подразумеваются люди, их проступки, поведение |
Басня | Прозаическое произведение, в котором автор рассказывает о каком- либо событии из жизни героя. |
Рассказ | Небольшое художественное произведение, в котором есть рифма, ритм, смысл. |
Лексические диктанты включают слова и выражения из словарей, которые даны в учебниках.
Например: изучая то или иное произведения, находим незнакомые слова и даём им значения – работа со словарём учебника.
Что обозначает слово чулан, невод?
Употребляются ли это слово в наши дни? Составь предложения с этим словом
Чулан – это ________________________
Невод – это ________________________
Пострелёнок ____________________________
Самопроверка по учебной литературе.
Место проведения литературных диктантов на уроке.
– в начале урока (этап повторения изученного);
– в середине урока (этап изучения нового материала);
– в конце урока (во время обобщенияматериала) - рефлексия
Приёмы формирования читательской грамотности.
С целью развития стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, креативность, самостоятельность, ответственность, строю свою работу на уроке, используя приёмы Технологии «Развития критического мышления» через чтение и письмо, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Рассмотрим несколько приёмов данной технологии.
Приём «Ассоциации».
Даёт возможность определить тему урока, развивать воображение, интуицию.
Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.
Например:
– Почему именно так называется произведение?
– Что может произойти в рассказе с таким названием? «Страшный рассказ» Чарушина
Приём «Чтение с остановками».
Рассмотрим данный приём, на примере изучения рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»
На начальной стадии урока, обучающиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении, на основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета:
Обсуждаем рассказ, отвечаем на наводящие вопросы, составляем план рассказа и записываем в тетрадь. Пересказываем текст от лица главного героя и т.д.
Приём «Главные герои»
Даём характеристики главным и второстепенным героям произведениям в устной форме, иногда подбираем характеристики каждому герою - карточки.
Самопроверка - Подбор характеристик
Павлик | невоспитанный и грубый мальчик. Считал, что все должны ему давать что-либо просто так.Научился вежливо общаться с людьми. |
Старший брат | мудрый и сдержанный мужчина. Научил мальчика этикету и вежливости. |
Бабушка | младшая сестра. Добрая, но не любит грубиянов. |
Старик | спокойный, умелый, любит кататься на лодке. |
Лена | хорошо готовит. Добрая и отзывчивая. |
Обязательным методом работы с произведением – это составление синквейн героев
Вспоминаем алгоритм написания синквейна и характеризуем героев.
Приём «Мысли автора»
Ребята выявляют, рассуждая по тексту, какую главную мысль хотел донести нам автор?
Чему учит нас это произведение?
Как бы вы поступили бы в этой ситуации, оказавшийся на месте главного героя?
Приём «Ассоциативная цепочка».
На уроках литературного чтения, при работе по разделу «Люблю природу русскую «Зима», использую средства художественной выразительности.
Вспоминаем понятия. И в этом нам помогает папка «Хочу всё знать»
Работая с произведением, находим в строчках эпитеты, сравнения и олицетворения.
Зачитываем, опираясь на понятия (папка «Хочу всё знать»)
Приём работы с пословицами. Логическо-поисковое задание.
Развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы.
На примере произведения Николая Носова «На горке»
Здесь уже работа в парах.
Задание: даны пословицы, ребятам предлагается подобрать и объяснить смысл пословиц наиболее подходящее к этому произведению.
Пословицы к произведению:
- Семья дружбой крепка.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Наше счастье в общем труде.
- Осень пришла – дожди с собой принесла
- Кто не работает, тот не ест.
- Сердце матери лучше солнца греет
- Дорога ложка к обеду.
Самопроверка.
Знания пословиц обогащает словарный запас ребёнка, речь становится красноречивей.
Я заметила, что даже к 4 классу ребята в своей речи применяют пословицы и поговорки в той или иной обстановке
Рефлексия.
Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.
Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формируем нравственные чувства, развиваем восприятие художественного слова
Применяя читательскую грамотность надо стремится, чтобы у ребёнка проявлялся интерес к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов, развивалось стремление читать детскую художественную литературу;
Существует огромное количество методов и приёмов по формированию читательской грамотности школьников и каждый педагог сам выбирает тот путь к достижению цели, который будет эффективным именно для его обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
