Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно.
статья по чтению (3 класс)

Калитюк Светлана Евгеньевна

Уроки чтения представляют широкие возможности для интеллектуального творчества учащихся начальных классов и их познавательного развития. В процессе работы над текстом формируются творческое воображение, фантазия, эстетические вкусы, нравственные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_hudozhestvennoe_proizvedenie_mozhet_byt.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                Когда художественное произведение может быть

                                воспринято младшими школьниками полноценно

   Уроки чтения представляют широкие возможности для интеллектуального творчества учащихся начальных классов и их познавательного развития. В процессе работы над текстом формируются творческое воображение, фантазия, эстетические вкусы, нравственные качества.

   Первоначальное прочтение текста даст юному читателю необходимый материал для первичного осмысления. Более высокий уровень восприятия текста наступит тогда, когда он будет должным образом проанализирован и осмыслен.

   Работа по анализу текста в начальной школе может состояться только под руководством учителя, который должен сам ясно представлять себе цель и процесс анализа каждого конкретного текста, общие принципы и приемы анализа.

   Анализ текста в литературоведении направлен на выявление его идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведения.

   Даже те произведения, в которых идея довольно просто и ясно обнаруживается (выявляется) тоже нуждаются в предварительной подготовке к восприятию. Особенно актуально это в настоящее время, когда многие, традиционно входящие в круг детского чтения произведения должны быть, если не исключены, то отодвинуты на второй план. Перед творчески работающим учителем стоит задача выбора новых высокохудожественных произведений, дающих пищу для ума и сердца современного ребёнка.

   Прежде чем приступить к чтению и обсуждению текста в детской аудитории, учителю необходимо тщательно разобраться в содержании и художественных особенностях предлагаемого текста. Первым условием должно быть знание определённого минимума сведений об авторе и его творчестве: краткая биография, основное направление творчества, главные произведения, место, которое занимают среди них произведения для детей.

   Эти сведения об авторе станут фундаментом творческого подхода к каждому отдельному произведению.

   Только конкретный творческий анализ каждого неповторимого текста позволяет уйти от шаблонного повторения одной и той же идеи при чтении текстов, близких по своей тематике.

   В детском чтении значительное место занимают произведения, посвященные теме природы. на материале этих произведений решаются такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребёнка и через него воспитание любви к родной природе, умение выражать своё отношение к окружающему миру, расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, связь с изучением языка, воспитание гуманности, действенной любви ко всему живому вокруг, экологическое воспитание и т. д.

   Чтобы успешно решать эти общие задачи, надо уметь в каждом конкретном произведении о природе выделить его маленькое золотое зерно, ту мысль, которая чем-то поразит читателя, станет его собственным достоянием. Мысль эта, даже в тексте для детей, не всегда лежит на поверхности, выделение её требует определённого интеллектуального напряжения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников".

Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...

Учебный проект "Каким должен быть портфель младшего школьника?"

Все, что понадобится ребенку в школе, он будет носить с собой. А вот в чем? В продаже есть ранцы, рюкзаки, папки, сумки, кейсы, дипломаты. Старшеклассники в выборе более свободны, а вот требования к п...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...

Развитие художественно-эстетических и творческих способностей младших школьников.

Развитие художественно-эстетических и творческих способностей младших школьников....

Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно

Эта статья из моей методической копилки, которой я хочу поделиться со своими уважаемыми  коллегами  .Главный акцент в этой статье делается на то,  более высокий уровень восприятия текст...

Учебный проект "Каким должен быть портфель младшего школьника?"

Все, что понадобится ребенку в школе, он будет носить с собой. А вот в чем? В продаже есть ранцы, рюкзаки, папки, сумки, кейсы, дипломаты. Старшеклассники в выборе более свободны, а вот требования к п...