Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно
статья по чтению на тему

Эта статья из моей методической копилки, которой я хочу поделиться со своими уважаемыми  коллегами  .Главный акцент в этой статье делается на то,  более высокий уровень восприятия текста наступает тогда, когда он  должным образом проанализирован и осмыслен..Мы, учителя, должны подбирать к урокам внеклассного   чтения такие высокохудожественные произведения, которые дают  пищу для ума и сердца  .Более всего завораживают читательский вкус произведения, посвящённые темам природы.Очень важно в произведении находить ту мысль , которая завораживает читателя. И не всегда она лежит на поверхности произведения. Иногда нужно  искать её поглубже. Удачи  вам, дорогие детские читатели и их взрослые наставники!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_metodicheskoy_kopilki_ilinoy_lidii_nikolaevny.docx13.29 КБ

Предварительный просмотр:

              Из методической копилки        Ильиной Лидии   Николаевны

                                           МКОУ Кирсановская  СОШ

Когда художественное произведение может  быть воспринято младшими школьниками полноценно

Уроки чтения  представляют    широкие   возможности    для интеллектуального творчества учащихся начальных классов  и   их познавательного развития. В процессе  работы   над текстом формируются творческое воображение, фантазия, эстетические вкусы, нравственные качества.

Первоначальное прочтение  текста        даст  юному  читателю  необходимый материал для первичного осмысления.  Более  высокий уровень  восприятия  текста наступит  тогда, когда он будет   должным образом  проанализирован и осмыслен.

Работа  по анализу текста  в начальной школе  может состояться только под руководством учителя, который  должен сам ясно  представлять принципы и приёмы анализа текста.

Очень важно выявить идейное содержание   изучаемого произведения, ту основную мысль, которую стремится  донести автор  до своего читателя.

Даже произведения с простым идейным содержанием тоже нуждаются  в предварительной подготовке к восприятию.

Особенно  это актуально в настоящее время, когда  многие произведения отодвигаются на второй план.  Я уважаю творчески работающих учителей   и тоже стремлюсь к урокам внеклассного чтения подбирать  такие высокохудожественные  произведения, которые  дают   пищу  для  ума и сердца  современного   ребёнка.

Прежде чем приступить к чтению и обсуждению  текста в детской аудитории ,  нам, учителям,   необходимо тщательно  разобраться  в содержании и художественных особенностях предлагаемого текста.

А что же должно являться   фундаментом   творческого подхода   к   каждому  отдельному произведению?

Это знание определённого минимума сведений об авторе и его творчестве: краткая  биография, основные направления творчества, главные произведения. Только   конкретный творческий анализ   неповторимого текста   позволяет уйти  от  шаблонного  повторения одной и той же  идеи при чтении  текстов, близких по своей тематике.

В детском  чтении , на мой взгляд,  произведения, посвящённые теме природы,  занимают значительное место.

Их вклад в развитие личности ребёнка просто незаменим. Такие произведения  развивают  эстетические чувства ребёнка, воспитывают  любовь к родной природе, учат выражать своё отношение к окружающему миру, расширяют представление об окружающем мире , способствуют развитию речи, воспитывают гуманность, любовь ко всему живому вокруг, способствуют экологическому воспитанию.

Что же нужно для успешности  решения этих важных задач?    Я считаю,  что  в каждом конкретном произведении  нужно выделять его маленькое  золотое зерно, ту мысль, которая чем -то заворожит читателя, заставит его «упиваться»  дальнейшим чтением произведения. Эта мысль  не  всегда  лежит на поверхности произведения.

Выделение этой важной мысли   очень часто требует  определенного   интеллектуального  напряжения. Я всё это  ощущаю, когда со своими четвероклассниками   на уроке внеклассного чтения  изучаю завораживающее произведение В.Астафьева  «Васюткино озеро». Советую его всем изучать на своих уроках  внеклассного чтения.  Вы не пожалеете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование полноценного навыка чтения младших школьников.

Статья посвящена формированию полноценного навыка чтения младших школьников: фонетические и речевые зарядки, форрмирование навыка скорочтения, осознанного и выразительного чтения....

Коллективная деятельность как актуальный метод художественного воспитания и приобщения младших школьников к изобразительному творчеству

Цель данной работы – определить содержание, раскрыть различные формы организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в условиях специального (коррекционного) образовательного...

Статья на тему "Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников".

Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников...

Учебный проект "Каким должен быть портфель младшего школьника?"

Все, что понадобится ребенку в школе, он будет носить с собой. А вот в чем? В продаже есть ранцы, рюкзаки, папки, сумки, кейсы, дипломаты. Старшеклассники в выборе более свободны, а вот требования к п...

Художественно- эстетическое воспитание у младших школьников (из опыта)

Обобщение опытом "Кладовая педагогического мастерства" материал первого этапа конкурса "Самый классный классный"...

Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно.

Уроки чтения представляют широкие возможности для интеллектуального творчества учащихся начальных классов и их познавательного развития. В процессе работы над текстом формируются творческое воображени...

Учебный проект "Каким должен быть портфель младшего школьника?"

Все, что понадобится ребенку в школе, он будет носить с собой. А вот в чем? В продаже есть ранцы, рюкзаки, папки, сумки, кейсы, дипломаты. Старшеклассники в выборе более свободны, а вот требования к п...