урок литературного чтения «В поисках счастья (определение общих национальных ценностей через анализ народных сказок)»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Челак Виктория Николаевна

определение общих национальных ценностей через анализ народных сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя:  Челак В.Н.

Предмет:  Литературное чтение

Класс:  4а

Дата:  22.03.2023 г.

Тема урока

В поисках счастья (определение общих национальных ценностей через анализ народных сказок)»

Педагогическая технология (при наличии)

проблемное обучение

Тип урока

урок открытия новых знаний

Цель урока / основная учебная задача урока

воспитание чувства патриотизма через украинскую, белорусскую и русскую сказки.

Планируемые результаты

Личностные: воспитывать патриотические чувства.

Метапредметные: развивать познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений народного творчества; развивать навыки групповой и парной работы.

Предметные: учить комментировать и анализировать содержание учебного материала, учить выразительному чтению, размышлять над авторским отношением.

Оборудование, образовательные ресурсы

Проекционный экран, проектор, персональный компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Организационная структура урока

Этапы урока / время

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые компетенции и учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Самоопределение к деятельности  

Проверяет готовность к уроку.

Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

Здравствуйте, ребята! Сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и мотивация

1.Актуализирует знания о Родине, подводит к теме урока.

Ребята, взгляните, пожалуйста, на экран, внимательно рассмотрите пейзажи и послушайте песню И.Шаферана «Красно солнышко».

Скажите, о чём эта песня?

Можно ли сказать, что автор песни любит Родину?

Ребята, а что у вас возникает в воображении, когда вы слышите слово «Родина»?

Родина у каждого своя, а какая у вас Родина?

Верно, Воронько Платон Никитович писал такие строки:

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Вы согласны с автором? Вы любите свою Родину – Россию? Почему?

1.Отвечают на вопросы

- О Родине.

Да

Родной дом, тепло, уют и т.д

Россия

Обучающиеся отвечают на вопросы.

П: умение анализировать

М: Научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

Постановка учебной задачи

1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

Итак, ребята, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

А вы уже проходили стихотворения о Родине? Вспомните их.

2. Формулирует совместно с учениками цель урока.

Молодцы, какая цель нашего сегодняшнего урока?

3. Составляет совместно с учениками план работы.

Итак, давайте составим план нашего сегодняшнего урока.

1.Формулируют тему урока.

Родина

«Русь», «Родине», «О, Родина! В неярком блеске»

2.Формулируют цель урока.

Повторить и обобщить изученный материал в разделе «Родина».

3. Составляют план урока.

П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

М: Научатся составлять план и последовательность действий

Включение в систему знаний

1. Огромной любовью пользуется у детей сказка. Это благородный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Патриотизм - любовь к родине, Отечеству, его народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням.  Владимир Даль в своём словаре дает определение: "Патриот - это любитель Отечества, человек, который свято оберегает интересы своей страны". Одним словом, патриотизм - это любовь к Родине и ко всему, что с ней связано. Но  это и духовный потенциал. 

Это совокупность  ценностей, нравственных и моральных качеств как каждого в отдельности, так и страны в целом.

2. Ребята, мы с вами прочитали три сказки.  Р.Н.С. «Крошечка Ховрошечка», Б.Н.С.«Золотая яблонька», У.Н.С. «Золотая черевичка».  

- Давайте восстановим картинный план каждой сказки.

1 группа - Р.Н.С.«Крошечка Ховрошечка»

2 группа - Б.Н.С.«Золотая яблонька»

3 группа - У.Н.С. «Золотая черевичка».

3. У каждой группы есть конверт, в нём вы найдете задание. Заполните таблицу с общими характеристиками сказок, можете смотреть в текст сказок.

4. Давайте прочитаем концовки сказок.

- Чем заканчивается каждая из сказок?

- В сказках добро побеждает зло.

- Чему учит сказка? (быть…)

- Перед вами карточки со словами обозначающими моральные ценности, выберите те, которые подходят к вашей сказки. Приклейте на общий лист.

Составляют план, приклеивают его на общий лист

Дети заполняют таблицы (смысловое чтение).

Дети читают и кратко пересказывают

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять контроль по результату действия

П: анализ, синтез; определение основной и второстепенной информации.

М: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка. 

Рефлексия учебной деятельности

Что произошло, почему в ваших работах выбраны одинаковые ценности к сказкам разных народов? (ответы детей).

- Почему ценности совпали?

-  В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты  характера каждого народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения 3 класс В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". Сравнение с народной сказкой.

Презентация содержит материал к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой"....

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Звуковой анализ слов "кот", "кит".

Данная презентация поможет первоклассникам выполнить звуковой анализ слов....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: " Сходство авторской и русской народной сказки А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Предмет, класс, автор учебника - литературное чтение, 3 «Б» класс, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М. В Бойкина.Тема урока. Сходство авторской и русской народно...

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

Анализ существующих программ по литературному чтению в начальной школе с точки зрения изучения фольклора и народных сказок.

Автор осуществил попытку проанализировать программы по литературному чтению в начальной школе - УМК «Школа России», «Школа 21 век» и «Инновационная начальная школа»...

урок литературного чтения «В поисках счастья (определение общих нацио-нальных ценностей через ана-лиз народных сказок)»

урок литературного чтения «В поисках счастья (определение общих национальных ценностей через анализ народных сказок)»...