Урок литературного чтения в 3 классе по теме: " Сходство авторской и русской народной сказки А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Фролова Елена Ивановна

 

Предмет, класс, автор учебника - литературное чтение, 3 «Б» класс, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М. В Бойкина.

Тема урока. Сходство авторской и русской народной сказки А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Дидактическая цель: работать с произведением А.С. Пушкина, развивать умение выразительно читать произведение, выделять главную мысль, обогащать словарный запас, воспитывать доброту, милосердие, учить характеризовать героев, отличать сказку от других произведений.

 Тип урока:  «открытие» нового

Задачи по содержанию - показать элементы анализа сказки, отметить языковые особенности литературной сказки, способствовать формированию нравственных ценностей, определять тему, главную мысль, характеризовать героев, работать с текстом, ориентироваться в книгах, правила работы в  группах, уметь договариваться о совместных действиях.

Средства обучения (для учителя, для учащихся)- выставка книг (сказки авторские и народные), ИКТ, учебники, портрет А.Пушкина, его сказки, аудиозапись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Предмет, класс, автор учебника - литературное чтение, 3 «Б» класс, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М. В Бойкина.

Тема урока. Сходство авторской и русской народной сказки А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Дидактическая цель: работать с произведением А.С. Пушкина, развивать умение выразительно читать произведение, выделять главную мысль, обогащать словарный запас, воспитывать доброту, милосердие, учить характеризовать героев, отличать сказку от других произведений.

 Тип урока:  «открытие» нового

Задачи по содержанию - показать элементы анализа сказки, отметить языковые особенности литературной сказки, способствовать формированию нравственных ценностей, определять тему, главную мысль, характеризовать героев, работать с текстом, ориентироваться в книгах, правила работы в  группах, уметь договариваться о совместных действиях.

Средства обучения (для учителя, для учащихся)- выставка книг (сказки авторские и народные), ИКТ, учебники, портрет А.Пушкина, его сказки, аудиозапись.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.                                                                                               Мы – умные!   Мы – дружные!                                                 Мы – внимательные!                                                     Мы - старательные!                                  Мы отлично учимся!                                                           Всё у нас получится!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку,  психологически и эмоционально настраиваются на урок.

Нацеливание на успешную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое, формирование умения слушать и слышать.

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Работа в группах

В классе организована выставка книг - детские издания сказок - авторские и народные.                                                                                  – В чём различия и сходства народных и авторских сказок?                                                                  

- Сказки, каких писателей вы знаете?                                                        

-   Особенности авторских  сказок?    

Ориентируются в  книгах, осуществляют поиск необходимой информации. Дети разбились на группы, каждая группа получила задание: найти среди сказок народные и авторские?                                                                   Дети в каждой группе находят сходства и различия.         Делают вывод.                                                        

Ответы детей.                                        

Ответы детей – (прозаические и стихотворные)                                                                                    

Принимают и сохраняют учебную задачу, осмысливают нравственные ценности сказки, формирование умения слушать и слышать, умение отвеч.

Постановка учебной задачи.

Проверим, насколько вы внимательно читаете    сказки?

- Из каких сказок взяты  эти персонажи?

Показ  слайдов.

                                  (рыбка)        

                                 (  7 богатырей)      

                                  (петушок)  

                                   (чертёнок)      

                                   (белка)

-Кто автор этих произведений?

- А что вы знаете о  жизни и творчестве писателя?                                                                                 - Сформулируйте тему и  цель урока.

                                                                         

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мёртвой царевне»                                     «Сказка о золотом петушке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Сказка о царе Салтане…»

А.С.Пушкин.

Рассказывают дети.

Ответы детей.

Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем, формирование умения слушать и слышать, умение отвечать, дополняют и уточняют высказанные мнения,принимают и сохраняют учебную задачу.

Построение проекта выхода из затруднений.

Прочитайте название сказки, которую будем читать.

- Из чего ясно, что это сказка?

- Что ещё можно узнать из заголовка?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.

Можно узнать о героях сказки - о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди.

Формулируют ответы на вопросы, умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Трудно найти человека, который бы не знал и е любил замечательные произведения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин говорил простым народным языком. С детства самым близким, самым преданным человеком была простая крестьянка Арина Родионовна, у неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он слышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю его жизнь.

Физминутка

Внимательно слушают.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют учебную задачу, воспринимают информацию.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель включает  аудиозапись сказки.

Анализ и обсуждение прочитанного.                                                             1) Какие чувства остались у вас после слушания и чтения сказки?                                                       2)Хороший ли конец у сказки? Почему?                                        

3)Как царь выбирал себе жену? Какие были варианты? С чем связан был его выбор?

Ученики  прослушивают и следят по учебнику.

Ответы детей.    

У сказки хороший конец, добро побеждает зло.

 

Выполняют задания, отвечают на вопросы.                                

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют учебную задачу, воспринимают информацию, осуществляют логические действия, привитие доброты, милосердия.

Включение в систему знаний и повторений.

Игра «Ответь правильно».                                                       Я зачитаю отрывок, а вы исправите ошибки.                                                                                     – Здравствуй, красная девица,- говорит он,  будь царица и роди богатыря мне к исходу ноября.                                                                                              - Царице и её сыну, перед  тем, как посадить в бочку, прочитали закон.                              – Смотрит – видит, дело лихо: бьётся лебедь средь зыбей, орёл носится над ней.                                                                                                                  - Гвидон сам построил город на острове.                                      - Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла»

- Назовите положительных героев сказки?

- Какие герои сказки являются отрицательными?

Ответы детей.    

Сентября.

Указ.

Коршун.

   Лебедь ему сделала подарок.                                                                                                              

«Во саду, ли в огороде…»

Князь Гвидон, коробельщики, белка, дядька Черномор, царица,Царевеа Лебедь, 33 богатыря, царь Салтан.

Чародей, повариха, ткачиха, сватья баба Бавариха.

осуществляют логические действия, формулируют ответы на вопросы, умеют слушать в соответствии с целевой установкой, используют простые речевые средства для передачи своего мнения, полно и точно выражают свои мысли.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 - К какому виду относится данная сказка?

Докажите.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Какой эпизод из сказки понравился?

Мир сказок Пушкина прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть – всёв мире - обречены на гибель.

- Что было интересного на уроке?

-Что показалось трудным?

- Как вы оцените свою работу?

Домашнее задание: (дифференцированное)

1 группа. Читать сказку,

2 группа.  Нарисавать одного героя.  

3 группа. Дать характеристику одному из героев.

Волшебная

Троекратные повторы, превращения, устойчивые выражения, волшебство, волшебные предметы, приключения, борьба добра и зла, зачин, концовка.

Делают выводы и обобщения.

Ответы детей.    

Внимательно слушают, задают вопросы.

Ответы детей.    

Осуществляется самоонализ учебной деятельности.

формулируют ответы на вопросы, делают выводы и обобщают полученный на уроке материал,  принимают и сохраняют учебную задачу,  умение владеть навыками самоонализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Урок литературного слушания 1 класс УМК «Начальная школа XXI века» Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Литературное чтение 1 класс УМК «Начальная школа XXI века»Урок литературного слушания Раздел: Мир сказок Тема: Народные сказки. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»...

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШ Тема: Сказка «Снежная королева»

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШТема: Сказка «Снежная королева»...

Конспект урока литературного чтения 1 класс на тему "Сказка-цепочка" ПНШ

На данном уроке дети знакомятся с кумулятивными сказками, раскрывают их секреты....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»

Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....