Урок литературного чтения в 3 классе по теме: " Сходство авторской и русской народной сказки А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предмет, класс, автор учебника - литературное чтение, 3 «Б» класс, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М. В Бойкина.
Тема урока. Сходство авторской и русской народной сказки А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Дидактическая цель: работать с произведением А.С. Пушкина, развивать умение выразительно читать произведение, выделять главную мысль, обогащать словарный запас, воспитывать доброту, милосердие, учить характеризовать героев, отличать сказку от других произведений.
Тип урока: «открытие» нового
Задачи по содержанию - показать элементы анализа сказки, отметить языковые особенности литературной сказки, способствовать формированию нравственных ценностей, определять тему, главную мысль, характеризовать героев, работать с текстом, ориентироваться в книгах, правила работы в группах, уметь договариваться о совместных действиях.
Средства обучения (для учителя, для учащихся)- выставка книг (сказки авторские и народные), ИКТ, учебники, портрет А.Пушкина, его сказки, аудиозапись.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Предмет, класс, автор учебника - литературное чтение, 3 «Б» класс, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М. В Бойкина.
Тема урока. Сходство авторской и русской народной сказки А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Дидактическая цель: работать с произведением А.С. Пушкина, развивать умение выразительно читать произведение, выделять главную мысль, обогащать словарный запас, воспитывать доброту, милосердие, учить характеризовать героев, отличать сказку от других произведений.
Тип урока: «открытие» нового
Задачи по содержанию - показать элементы анализа сказки, отметить языковые особенности литературной сказки, способствовать формированию нравственных ценностей, определять тему, главную мысль, характеризовать героев, работать с текстом, ориентироваться в книгах, правила работы в группах, уметь договариваться о совместных действиях.
Средства обучения (для учителя, для учащихся)- выставка книг (сказки авторские и народные), ИКТ, учебники, портрет А.Пушкина, его сказки, аудиозапись.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу. Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы - старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, психологически и эмоционально настраиваются на урок. | Нацеливание на успешную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое, формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. Работа в группах | В классе организована выставка книг - детские издания сказок - авторские и народные. – В чём различия и сходства народных и авторских сказок? - Сказки, каких писателей вы знаете? - Особенности авторских сказок? | Ориентируются в книгах, осуществляют поиск необходимой информации. Дети разбились на группы, каждая группа получила задание: найти среди сказок народные и авторские? Дети в каждой группе находят сходства и различия. Делают вывод. Ответы детей. Ответы детей – (прозаические и стихотворные) | Принимают и сохраняют учебную задачу, осмысливают нравственные ценности сказки, формирование умения слушать и слышать, умение отвеч. |
Постановка учебной задачи. | Проверим, насколько вы внимательно читаете сказки? - Из каких сказок взяты эти персонажи? Показ слайдов. (рыбка) ( 7 богатырей) (петушок) (чертёнок) (белка) -Кто автор этих произведений? - А что вы знаете о жизни и творчестве писателя? - Сформулируйте тему и цель урока.
| «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о мёртвой царевне» «Сказка о золотом петушке» «Сказка о попе и о работнике его Балде» «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин. Рассказывают дети. Ответы детей. | Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем, формирование умения слушать и слышать, умение отвечать, дополняют и уточняют высказанные мнения,принимают и сохраняют учебную задачу. |
Построение проекта выхода из затруднений. | Прочитайте название сказки, которую будем читать. - Из чего ясно, что это сказка? - Что ещё можно узнать из заголовка? | «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой. Можно узнать о героях сказки - о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди. | Формулируют ответы на вопросы, умеют слушать в соответствии с целевой установкой. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Трудно найти человека, который бы не знал и е любил замечательные произведения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин говорил простым народным языком. С детства самым близким, самым преданным человеком была простая крестьянка Арина Родионовна, у неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он слышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю его жизнь. Физминутка | Внимательно слушают. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют учебную задачу, воспринимают информацию. |
Самостоятельная работа с самопроверкой. | Учитель включает аудиозапись сказки. Анализ и обсуждение прочитанного. 1) Какие чувства остались у вас после слушания и чтения сказки? 2)Хороший ли конец у сказки? Почему? 3)Как царь выбирал себе жену? Какие были варианты? С чем связан был его выбор? | Ученики прослушивают и следят по учебнику. Ответы детей. У сказки хороший конец, добро побеждает зло.
Выполняют задания, отвечают на вопросы. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют учебную задачу, воспринимают информацию, осуществляют логические действия, привитие доброты, милосердия. |
Включение в систему знаний и повторений. | Игра «Ответь правильно». Я зачитаю отрывок, а вы исправите ошибки. – Здравствуй, красная девица,- говорит он, будь царица и роди богатыря мне к исходу ноября. - Царице и её сыну, перед тем, как посадить в бочку, прочитали закон. – Смотрит – видит, дело лихо: бьётся лебедь средь зыбей, орёл носится над ней. - Гвидон сам построил город на острове. - Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла» - Назовите положительных героев сказки? - Какие герои сказки являются отрицательными? | Ответы детей. Сентября. Указ. Коршун. Лебедь ему сделала подарок. «Во саду, ли в огороде…» Князь Гвидон, коробельщики, белка, дядька Черномор, царица,Царевеа Лебедь, 33 богатыря, царь Салтан. Чародей, повариха, ткачиха, сватья баба Бавариха. | осуществляют логические действия, формулируют ответы на вопросы, умеют слушать в соответствии с целевой установкой, используют простые речевые средства для передачи своего мнения, полно и точно выражают свои мысли. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - К какому виду относится данная сказка? Докажите. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. - Какой эпизод из сказки понравился? Мир сказок Пушкина прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть – всёв мире - обречены на гибель. - Что было интересного на уроке? -Что показалось трудным? - Как вы оцените свою работу? Домашнее задание: (дифференцированное) 1 группа. Читать сказку, 2 группа. Нарисавать одного героя. 3 группа. Дать характеристику одному из героев. | Волшебная Троекратные повторы, превращения, устойчивые выражения, волшебство, волшебные предметы, приключения, борьба добра и зла, зачин, концовка. Делают выводы и обобщения. Ответы детей. Внимательно слушают, задают вопросы. Ответы детей. Осуществляется самоонализ учебной деятельности. | формулируют ответы на вопросы, делают выводы и обобщают полученный на уроке материал, принимают и сохраняют учебную задачу, умение владеть навыками самоонализа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"
УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....
Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .
данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....
Урок литературного слушания 1 класс УМК «Начальная школа XXI века» Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
Литературное чтение 1 класс УМК «Начальная школа XXI века»Урок литературного слушания Раздел: Мир сказок Тема: Народные сказки. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»...
Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШ Тема: Сказка «Снежная королева»
Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШТема: Сказка «Снежная королева»...
Конспект урока литературного чтения 1 класс на тему "Сказка-цепочка" ПНШ
На данном уроке дети знакомятся с кумулятивными сказками, раскрывают их секреты....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»
Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....