В. Белов «Малька провинилась». Анализ произведения. Пересказ от лица героя. 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Полейская Полина Александровна

Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Тема:В. Белов «Малька провинилась». Анализ произведения. Пересказ от лица героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx26.88 КБ
Файл literaturnoe_chtenie.pptx603.05 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема: В. Белов «Малька провинилась». Анализ произведения. Пересказ от лица героя.

Цель урока:         Содержательная: знакомство с творчеством В. Белова и произведением «Малька провинилась».

Деятельностная: формирование умения определять главную мысль произведения и пересказывать от лица героя.

Задачи урока:        

Образовательные:

1. Учиться читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв.

2. Учиться понимать содержание, смысл прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы.

3. Учиться участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста.

4.Учиться формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.

Развивающие:        

1. С помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.

2. Выбирать источник получения информации.

3. Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

4. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

6. Ответственно выполнять свою часть работы.

7. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

8. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать в себе познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;

2. Проявлять сопереживание, уважение и доброжелательность.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв.

2. Понимает содержание, смысл прочитанного произведения: отвечает и формулирует вопросы.

3. Участвует  в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: формулирует выводы, подтверждает свой ответ примерами из текста.

4. Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения        

Личностные:

1. Проявляет познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;

2. Проявляет сопереживание, уважение и доброжелательность.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Выбирает источник получения информации.

2.  Находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

3. Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).

Регулятивные:

1.Панировует действия по решению учебной задачи для получения результата.

2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.

Коммуникативные:

1. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

3. Выполняет свою часть работы.

Оборудование: презентация, учебник.

План урока:

1.Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Работа с высказыванием

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Речевая разминка

2.2. Проверка домашнего задания

3.Этап выявления места и причины затруднения

3.1. Антиципация по названию рассказа

3.2. Знакомство с биографией В. Белова

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1 Формулирование темы урока.

4.2 Формулирование цели урока.

4.3. Планирование деятельности

5.  Этап реализации построенного проекта

5.1. Словарная работа

5.2. Чтение произведение по цепочке

5.3. Проверка первичного  восприятия

6. Этап анализа произведения

6.1. Беседа по содержанию

6.2. Ответы на вопросы

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Пересказ рассказа

7.2. Составление синквейна

8. Этап рефлексии учебной деятельности


Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые

результаты

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

1.2. Работа с высказыванием

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) 

-Ребята, посмотрите на слайд, прочтите высказывание великого французского философа.

-Сегодня на уроке я желаю вам быть внимательными и активными.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Фронтальная

Фронтальная

Л1

К1

К2

2.  Этап

актуализации

пробного учебного действия

2.1. Речевая разминка

-Ребята, я предлагаю начать урок с речевой разминки.

-Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

-Прочтите скороговорку хором.

-Медленно.

-С ускорением и наоборот.

-Шёпотом.

-Грустно.

-Весело.

-Выразительно.

-Очень быстро. 

2.2. Проверка домашнего задания

Пересказ рассказа «Листопадничек» от лица Листопадничка  

Выполняют речевую разминку

Фронтальная

П3

ПР1

П2

К1

Л1

3.  Этап выявления места и причины затруднения

 3.1. Антиципация по названию рассказа

- Сегодня мы познакомимся с новым писателем и новым рассказом. А чтобы узнать, о ком или о чём будет данный рассказ, я предлагаю вам отгадать ребус на слайде.

-Какое слово у вас получилось?

-Откройте учебники на странице 68, прочтите название рассказа и проверьте свои предположения.

-Как вы думаете, о чём будет данный рассказ?

- Как вы думаете, способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- На этот вопрос нам надо ответить в конце урока. В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась».

3.2. Знакомство с биографией В. Белова

-Ребята, а кто же автора данного рассказа?

-Что вы о нём знаете?

-Слайд. Белов Василий Иванович — родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей.

Талантливейший прозаик и сценарист, драматург и один из создателей «деревенской прозы». Великий творец, болеющий за целостность главного национального достояния — родного русского языка. При жизни вступил на путь защиты сёл, считал города местами, непригодными для спокойного, размеренного и полноценного проживания.

Он является издателем самых увлекательных сказок для детей, многочисленных рассказов, романов и очерков, а также повестей, описывающих как привычную жизнь деревенских семей, так и их нелёгкий быт. Василий Иванович старался как можно точнее рассказать о собранных им обычаях, творчестве жителей северных глубинок.

-Что вы запомнили о Василии Ивановиче?

- Как вы думаете, кто такая Малька?

- Почему ей дали такую кличку?

- В чём она могла провиниться?

- Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прочитаем текст.

Разгадывают ребус

Выдвигают свои предположения 

 

Отвечают на вопрос

Фронтальная

Индивидуальная

ПР4

ПР1

ПР2

П2

К2

Л1

ПР1

ПР2

П2

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы урока

- Кто догадался, какова же тема нашего урока? слайд

4.2. Формулирование цели урока

-Какую цель мы  перед собой поставим?

4.3. Планирование деятельности

- Чтобы достичь цели, что мы будем делать?

-Верно. Мы с вами прочитаем произведение, ответим на вопросы к тексту.

В. Белов «Малька провинилась»

Фронтальная

Р1

Р2

К1

5.

Этап

реализации

построенного проекта

5.1. Словарная работа

Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.

Блудный – об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

5.2. Чтение произведение по цепочке

- Ребята, мы с вами будем читать рассказ по очереди.

- Я вас буду останавливать, где нужно.

5.3. Проверка первичного  восприятия

- Поднимите руку, кому понравилось произведение? Чем?

- Это грустное или смешное произведение?

-Что вы испытывали при чтении? Какие чувства? (Испытали чувство тревоги и сопереживания. Боялись, что щенки без Мальки погибнут. Очень переживали за Мальку и её беспомощных щенков!)

Читают произведение

Фронтальная

Индивидуальная

Л1

ПР1

ПР4

Р2

6. Этап анализа произведения

6.1. Беседа по содержанию

-Что произошло в доме Лидии? Перечитайте об этом.

- Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая)

- Почему Лидия была недовольна рождением щенков?

- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (тревогу, страх за щенков, огорчение)

- Как Малька отнеслась к потере щенка?

- Какие препятствия встречались Мальке на пути в другую деревню?

-Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков?

-Обратите внимание, как описывает автор негодование Лидии. Можно ли весь это эпизод заменить одним предложением? (Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла двух щенков)

-Как вы считаете, что изменилось бы в рассказе?

-  Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Это рассказ).

Признаки рассказа

  1. Повествование о реальных событиях.
  2. Небольшой объём.
  3. Немного действующих лиц.
  4. Описание одного эпизода.

6.2. Ответы на вопросы

-Ребята, прочтите вопросы на станице 70-ой. Я предлагаю вам ответить на них.

2) Когда автор встретил собачонку, то увидел как она уверенно и деловито бежит по тропе, при этом одна.

-Оказывается, собачка была очень любящей и верной матерью. Она, несмотря на ругань хозяйки, бегала кормить своего щенка. Малька не знала ни страха, ни усталости. Каждый день преодолевала два километра ради сына.

-Рассказчика удивило то, что животное может так беспокоиться о своих детях. Собака показывала неимоверную духовную силу, самостоятельность, самоотверженность и чистую материнскую любовь.

-Я думаю, что собачка получила такую кличку из-за своих маленьких размеров.

4) Рассказ заканчивается мнением автора о Мальке. Он восхищается её смелостью и добрым сердцем, материнскими качествами. Писатель говорит, что далеко не каждая мать на такое способна.

Мне кажется, что эта главная мысль, которую писатель хотел донести своему читателю. Все мы обязаны заботиться о своих родных, оберегать их, не оставлять и не отворачиваться в трудные моменты. У животных тоже есть чувства, они умеют любить и заботиться о потомстве.

-Какова же главная мысль рассказа?

-Да, она старалась защищать их. Автор только взглянул на щенков, а она чуть не вцепилась ему в нос.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

ПР3

П1

Р2

К1

К2

7.  Этап обобщения и интерпретации

7.1. Пересказ рассказа

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам пересказать данный рассказ от лица:

-Автора

-Лидии

-Мальки

7.2. Составление синквейна

- Я вам предлагаю составить синквейн на тему «Малька» и записать его в своих листочках.

1 строчка– 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – ключевое предложение из текста

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.

Пересказывают

Фронтальная

индивидуальная

 

ПР1

П1

К1

К2

ПР4

8.  Этап рефлексии учебной

деятельности

- Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока? Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- Чему люди могут  научиться у Мальки?

- Назовите имя писателя, с творчеством которого мы познакомились на уроке.

-Какой рассказ прочитали? О ком он?

- Какова была цель нашего урока?

- Поднимите руку, если вы активно работали на уроке, у вас всё получалась, вам было всё понятно.

-Поднимите руку те, у кого были трудности, было что-то не понятно, было скучно.

-Откройте дневники, запишите д/з: с. 68-70, пересказ.

-Спасибо за работу!

Подводят итог урока, оценивают работу

Самооценка

Р3

П2

К1

К2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.

Слайд 6

Белов Василий Иванович 1932 - 2012

Слайд 7

В. Белов «Малька провинилась»

Слайд 8

Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик . Блудный – об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»

Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...

В.Белов "Малька провинилась", "Еще раз про Мальку"

Конспект к уроку литературного чтения В.Белов "Малька провинилась", "Еще раз про Мальку"  УМК "Школа России"...

УМК "Школа России" 3 класс. В.И. Белов " Малька провинилась", "Еще про Мальку"

quot; Малька провинилась"Цели деятельности учителя:- Учить осмысленному, выразительному чтению- Познакомить с творчеством В.Белова-  Развивать связную речь через пересказ текста и  отв...