Конспект по литературному чтению "Волшебное слово"2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тиханская Анастасия Викторовна

Тема: Волшебное слово

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 22.02.2023

Школа: МБОУ СОШ №2

Тип урока: открытие новых знаний

Учебный предмет: литературное чтение

ОС: Школа России

Студент: Тиханская Анастасия Викторовна

Класс: 2 А

Тема: В. Осеева «Волшебное слово»

Цели:

Содержательная: познакомить учащихся с автором В. Осеевой и её произведением «Волшебное слово»

Деятельностная: формирование умения определять идею произведения.

Задачи:        

Образовательные:

1. Развивать умения объяснять смысл пословицы.

2. Развивать умение работать с иллюстрацией к произведению.

3. Развивать умение объяснять смысл небылицы.

4. Формировать умение предугадывать содержание произведения по названию и иллюстрациям.

5. Обогащать словарный запас учащихся.

6. Развивать умение предугадывать содержание произведения по иллюстрациям.

Развивающие:

1. Развивать умение с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.

2. Развивать умение выбирать источник получения информации.

3. Развивать умение согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

4. Формировать умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

5. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

6. Формировать умение ответственно выполнять свою часть работы.

7. Формировать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

8. Формировать умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Воспитательные: 

1. Воспитывать личностные качества детей: чувство юмора

2. Воспитывать интерес к творчеству  писателей

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умения объяснять смысл пословицы.

2. Умение работать с иллюстрацией к произведению.

3 Умение объяснять смысл небылицы.

4. Умение предугадывать содержание произведения по названию и иллюстрациям.

5. Умение предугадывать содержание произведения по иллюстрациям.

Личностные:

1. Проявление личностных качеств детей: трудолюбия, доброты, отзывчивости

2. Интерес к творчеству писателей

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.

2. Умение выбирать источник получения информации.

3. Умение согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Регулятивные:

1. Умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

2. Умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Коммуникативные:

1. Умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

2. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

3. Умение ответственно выполнять свою часть работых

Оборудование: портреты, карточка с пословицей

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1.  Приветствие

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Викторовна, и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь, пожалуйста.

1.2. Работа с пословицей

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте пословицу: 

Доброе слово и кошке приятно.

- Как вы понимаете смысл, пословицы?

- Как вы думаете, почему я начала урок с этой пословицы?

-Ребята, а нам нужно ли быть честными, как вы думаете?

Учащиеся здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку и объясняют смысл пословицы

Фронтальная

Фронтальная

Р1

К1

К2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Проверка домашнего задания  

2.2. Речевая разминка

Доброе слово

Доброе слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу,врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» -кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!»- так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.       О. Дриз

-Какие качества ценятся в людях больше всего?

-Прочитайте выразительно

-Прочитайте вопросительно

-Прочитайте радостно

Читаю с разной интонацией

Фронтальная Индивидуальная

К1

К2

    ПР4

К1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Проблемная ситуация  

-Прочитайте пословицы.

Доброе слово и кошке приятно.

-Как вы думаете, почему мы начали урок с данной пословицы?

-Предположите о чём речь пойдёт на уроке?  

 

Фронтальная

Индивидуальная

К1

К2

П

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

-Предположите тему урока? Откройте стр.87

4.2. Формулирование цели урока

- Какую цель перед собой поставим?

Как вы думаете, что мы будем делать?

В. Осеева «Волшебное слово»  

-Познакомимся с произведением  и биографией автора.

Фронтальная

П1

Р1

К1

К2

5. Этап реализации построенного проекта и анализ стихотворения «Ещё земли печален вид…»

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Проверка домашнего задания

5.2. Биография В. Осеевой

Валентина Александровна Осеева-Хмелёва - советская детская писательница. Валентина Осеева родилась 28 апреля 1902 года в Киеве в семье инженера. Детство писательницы прошло в большом волжском городе Самаре, где ее отец, по профессии инженер-строитель, некоторое время работал на железной дороге, а мать – корректором в газете. В 1905 семье пришлось покинуть Самару и вернуться в Киев. Здесь Осеева начала учиться в частной гимназии.

 

По окончании средней школы училась до 1923 года на актерском факультете Киевского института им. Н.В. Лысенко. Осеева мечтала стать актрисой, однако не закончила учебу: всё изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».

 

В 1946 г. Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». Эта книга была отмечена Государственной премией. Многие эпизоды нелегкого детства писательницы нашли отражение в ее произведениях. Повесть «Динка» во многом автобиографична. Острое чувство справедливости, способность сопереживать вызывали симпатию читателей к Динке. Эта девочка так полюбилась ребятам, что они не хотели с ней расставаться. Детство отчаянной девчонки совпало со сложными годами первой русской революции 1905 г.

 

Умерла Валентина Александровна Осеева 5 июля 1969 г. в Москве.

 

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Л1

Л2

ПР5

П2

П3

Р1

К1

К2

К3

6.  Этап реализации построенного проекта и анализ Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

6.1.Чтение произведение учителем

-На стр.87 прочитайте название рассказа. Предположите: о чём он?

(Учитель читает рассказ)  

-Каковы ваши впечатления?

ФИЗМИНУТКА

Мы немножко отдохнем,

встанем глубоко вздохнем.

Руки вниз, на пояс, вверх-

Нам сопутствует успех.

Руки в стороны, вперед-

Нас еще работа ждет.

Высказывание детей

Индивидуальная

Фронтальная

ПР2

ПР5

Л1

Л2

П2

П3

К1

К2

К3

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Чтение по цепочке

(Учащиеся читают по цепочке рассказ «Два пирожных»)

Читают по цепочке

Фронтальная

Л1

Л2

К1

К2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Обобщающая беседа

-С чем мы сегодня с вами познакомились на уроке?

- Какую цель мы поставили перед собой?

 - Поднимите руку, кто считает, что мы достигли этой цели?

- Кто помнит пословицу, с которой мы начинали урок?

- Подходит ли она к теме нашего урока?

- Чему же нас научили эти стихотворения?

- Поднимите руку те, кто считает, что хорошо потрудились сегодня на уроке

8.2. Домашнее задание

-Открываем дневники и записываем домашнее задание, прочитать произведение.

-Мы познакомились с новым произведением и биографией В. Осеевой.  

Фронтальная

Л1

Л2

К1

К2

К3

Р2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"

конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Осеева "Волшебное слово"...

Урок литературного чтения «Волшебное слово»

Данный урок развивает способность у обучающихся полноценно воспринимать художественное произведение, воспитывает нравственные качества...

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Волшебное слово"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Волшебное слово" по рассказу В.А. Осеевой....

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 1)

Задача данного урока познакомить с содержанием рассказа с помощью технологии развития критического мышления (приём - таблица «Что? Где? Когда? Почему?»)  и освоить социокультурные кат...

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 2)

На данном уроке ведущая технология – технология развития критического мышления (приём рефлексии– «Синквейн»). Задача  урока продолжение работы  с содержанием рассказа...